Номен меря в древнемарийских именах.
Читаю у Черных про номен «мере» (меря) в древнемарийских именах: Вумер, Падамер, Паймер, Пахмер, Педымер, Поймер, Помераш, Салдимер, Сандамер, Сидемер, Сидимер, Сокмер, Утемер, Цендимер, Цендемер, Цындемер, Чендемер, Чӧмер и др.
Как и номен «мари», будучи его вариантом, лексема «мере» воплощает значения: 1. «человек»; «муж», «мужчина» 2. «отпрыск одноименного родо-племенного объединения» (в процессе его формирования) — мере, меря.
Подобные конструкции есть в верхневолжских топонимах.
#меря #марийцы #ономастика
Читаю у Черных про номен «мере» (меря) в древнемарийских именах: Вумер, Падамер, Паймер, Пахмер, Педымер, Поймер, Помераш, Салдимер, Сандамер, Сидемер, Сидимер, Сокмер, Утемер, Цендимер, Цендемер, Цындемер, Чендемер, Чӧмер и др.
Как и номен «мари», будучи его вариантом, лексема «мере» воплощает значения: 1. «человек»; «муж», «мужчина» 2. «отпрыск одноименного родо-племенного объединения» (в процессе его формирования) — мере, меря.
Подобные конструкции есть в верхневолжских топонимах.
#меря #марийцы #ономастика
По северным рекам.
Смотрел на ютуб канале "Реки Севера" атмосферное видео про путешествие по реке Ухта к урочищу Переволок. В том месте с глубокой древности был волок с Ухты на Шомвукву по которому можно попасть с Северной Двины на Печору и обратно.
Место очень древнее. В 1924 году известный коми ученый, лингвист, этнограф и археолог А. С. Сидоров обнаружил в Переволоке древнюю стоянку.
Само название реки - Ухта происходит от лексемы ухт- которая в древних финно-пермских, северо-финских языках означает "волок". В XIX-XX веках в этом месте жил род Рочевых, они обслуживали волок перевозя лодки на специальных длинных телегах по сухопутной дороге. Фамилия тоже интересная, происходящая от коми слова роч - "чужой", "приезжий". В Коми крае были и есть целые деревни жители которых носят такую фамилию. Трудно сказать откуда родом эти Рочевы, может с Сольвычегодска или Устюга, а может еще откуда-то, но судя по лапоноидной антропологии хорошо заметной на фото карточках с лесного кладбища они тоже из автохтонных северян.
В общем рекомендую всем любителям таежных красот.
Мерянин.
https://youtu.be/OgC8mlK8ZDI
#север #коми #древниеволоки
Смотрел на ютуб канале "Реки Севера" атмосферное видео про путешествие по реке Ухта к урочищу Переволок. В том месте с глубокой древности был волок с Ухты на Шомвукву по которому можно попасть с Северной Двины на Печору и обратно.
Место очень древнее. В 1924 году известный коми ученый, лингвист, этнограф и археолог А. С. Сидоров обнаружил в Переволоке древнюю стоянку.
Само название реки - Ухта происходит от лексемы ухт- которая в древних финно-пермских, северо-финских языках означает "волок". В XIX-XX веках в этом месте жил род Рочевых, они обслуживали волок перевозя лодки на специальных длинных телегах по сухопутной дороге. Фамилия тоже интересная, происходящая от коми слова роч - "чужой", "приезжий". В Коми крае были и есть целые деревни жители которых носят такую фамилию. Трудно сказать откуда родом эти Рочевы, может с Сольвычегодска или Устюга, а может еще откуда-то, но судя по лапоноидной антропологии хорошо заметной на фото карточках с лесного кладбища они тоже из автохтонных северян.
В общем рекомендую всем любителям таежных красот.
Мерянин.
https://youtu.be/OgC8mlK8ZDI
#север #коми #древниеволоки
YouTube
По рекам Тимана ч2. Река Ухта. Заброшенная в глухой тайге деревня. Ухтинский волок. Лесная изба
В этот раз мы отправились в путешествие по рекам, протекающим по Тиманскому кряжу - Тобысь и Ухта. В этой части мы поднялись по реке Ухта до места, где была деревня Переволок. Она находилась в диких, малонаселенных местах Республики Коми. Переночевав в избушке…
Патриотизм бревенчатых изб.
Наш выбор - патриотизм бревенчатых изб. Это не медийный лощеный патриотизм с олимпиадами и небоскрёбами, не имперский патриотизм с его милитаристским угаром. Это первородное, архаичное и бессознательное. Это гармония с природой и родной землёй, это полное физическое погружение в малую Родину. Это настоящее, искреннее и чистое как первый снег, укрывающий поля, как чистый родник в лесу, как запах хвои в сосновом бору. Это не политика, а скорее "антиполитика". Это голос родной земли, зов предков и чувство гармонии и единения. Это потаённый и сокровенный Китеж-град, скрытый в кривых отражениях бетонных джунглей мегаполиса.
Текст: Алексей Дмитриевич. VK
Арт: Андрей Мерянин. "Возвращение к Корням". 2013.
#мерянскийэтнофутуризм #этнофутуризм #андреймерянин #merjamaa
Наш выбор - патриотизм бревенчатых изб. Это не медийный лощеный патриотизм с олимпиадами и небоскрёбами, не имперский патриотизм с его милитаристским угаром. Это первородное, архаичное и бессознательное. Это гармония с природой и родной землёй, это полное физическое погружение в малую Родину. Это настоящее, искреннее и чистое как первый снег, укрывающий поля, как чистый родник в лесу, как запах хвои в сосновом бору. Это не политика, а скорее "антиполитика". Это голос родной земли, зов предков и чувство гармонии и единения. Это потаённый и сокровенный Китеж-град, скрытый в кривых отражениях бетонных джунглей мегаполиса.
Текст: Алексей Дмитриевич. VK
Арт: Андрей Мерянин. "Возвращение к Корням". 2013.
#мерянскийэтнофутуризм #этнофутуризм #андреймерянин #merjamaa
Культ медведя.
У финно-угров почитание медведя восходит к прауральской эпохе, а следы этого культа известны археологам по крайней мере со 2 тыс. до н. э. Многочисленные пластины-амулеты в пермском зверином стиле обнаружены на жертвенных местах и в поселениях Прикамья: они изображают голову и передние лапы, медведя так, как принято было их укладывать во время «медвежьего праздника», завершавшего удачную охоту на этого зверя.
Можно считать эти изображения первой «геральдической» композицией, предшественницей герба Ярославля. Одна из таких привесок, найденная в могильнике финского племени мурома на Оке, по соседству с верхневолжской мерей, имела также специальные «шумящие» привески на цепочках с утиными лапками на концах.
Можно считать, что эта привеска воплощала финно-угорский миф о Мироздании: ведь согласно мифам финно-угров медведь был спущен с неба на землю (таков Консыг-Ойка, или «Когтистый старик», у обских угров), сама же Земля была поднята со дна первичного океана водоплавающей птицей.
Звериная композиция из Пермской земли включает медведя, который терзает голову лося или ящера, и хищную птицу, которая когтит самого медведя. Звериные образы воплощают отношения между тремя мирами финно-угорской Вселенной — Небом, Землей и Преисподней: в карельской песне-руне рассказывается, как орел должен был распотрошить брюхо щуки, которая проглотила яйцо, снесенное птицей-демиургом.
В одной из могил средневековых марийцев (Нармонский могильник) найдена привеска, где на туловище медведя изображен солярный знак — свидетельство его небесного происхождения; в мифе саамов солнце Пейве разъезжало по небу на медведе. Там, где начиналось знаменитое восстание волхвов — в Верхнем (Ярославском) Поволжье — и где обитателями были люди народа меря, археологами был изучен уникальный погребальный обряд.
В больших группах ярославских курганов IX–XI вв. наряду с оружием, украшениями, жертвенной пищей, посудой найдены глиняные амулеты — кольца и имитации медвежьих лап.
Помимо Верхнего Поволжья такие амулеты найдены только в курганах Аландских островов на Балтике, где жили как скандинавы, так и наши финны: куда группа переселенцев и перенесла этот обычай из Верхнего Поволжья.
Обряд был мало понятен археологам, хотя почитание медведя — и медвежьих лап — было распространено повсюду, где водился этот зверь. Остатки настоящих медвежьих лап и подвески из медвежьих клыков — обычная находка в раннесредневековых могилах Северной и Восточной Европы. Широко распространены также представления о том, зачем человеку после смерти могут понадобиться медвежьи лапы, особенно — когти: согласно этим представлениям, умершему (как и упомянутому выше шаману у коми) нужно было взобраться на Мировое древо или ледяную гору, чтобы достичь загробной обители. Охотник коми, которому удавалось в одиночку убить медведя, отрубал животному лапы и хранил их, чтобы удача не оставляла его.
Однако сравнительно недавно, в 1970 г., археологи нашли в погребении одного из ярославских курганов не глиняный или бронзовый амулет, а остатки настоящей медвежьей лапы, на палец которой был надет серебряный перстень с сердоликовой вставкой. В могиле были погребены две женщины, рядом с одной из них — девочкой 11–13 лет — и обнаружена эта уникальная находка.
Исследователи предположили, что перед нами — древнейшее свидетельство медвежьей свадьбы, широко распространенного у финнов мифологического сюжета о женитьбе медведя на девушке из человеческого рода.
Арт: Андрей Мерянин Камлание Медведю. 2010.
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #медведь #мифология #merjamaa
У финно-угров почитание медведя восходит к прауральской эпохе, а следы этого культа известны археологам по крайней мере со 2 тыс. до н. э. Многочисленные пластины-амулеты в пермском зверином стиле обнаружены на жертвенных местах и в поселениях Прикамья: они изображают голову и передние лапы, медведя так, как принято было их укладывать во время «медвежьего праздника», завершавшего удачную охоту на этого зверя.
Можно считать эти изображения первой «геральдической» композицией, предшественницей герба Ярославля. Одна из таких привесок, найденная в могильнике финского племени мурома на Оке, по соседству с верхневолжской мерей, имела также специальные «шумящие» привески на цепочках с утиными лапками на концах.
Можно считать, что эта привеска воплощала финно-угорский миф о Мироздании: ведь согласно мифам финно-угров медведь был спущен с неба на землю (таков Консыг-Ойка, или «Когтистый старик», у обских угров), сама же Земля была поднята со дна первичного океана водоплавающей птицей.
Звериная композиция из Пермской земли включает медведя, который терзает голову лося или ящера, и хищную птицу, которая когтит самого медведя. Звериные образы воплощают отношения между тремя мирами финно-угорской Вселенной — Небом, Землей и Преисподней: в карельской песне-руне рассказывается, как орел должен был распотрошить брюхо щуки, которая проглотила яйцо, снесенное птицей-демиургом.
В одной из могил средневековых марийцев (Нармонский могильник) найдена привеска, где на туловище медведя изображен солярный знак — свидетельство его небесного происхождения; в мифе саамов солнце Пейве разъезжало по небу на медведе. Там, где начиналось знаменитое восстание волхвов — в Верхнем (Ярославском) Поволжье — и где обитателями были люди народа меря, археологами был изучен уникальный погребальный обряд.
В больших группах ярославских курганов IX–XI вв. наряду с оружием, украшениями, жертвенной пищей, посудой найдены глиняные амулеты — кольца и имитации медвежьих лап.
Помимо Верхнего Поволжья такие амулеты найдены только в курганах Аландских островов на Балтике, где жили как скандинавы, так и наши финны: куда группа переселенцев и перенесла этот обычай из Верхнего Поволжья.
Обряд был мало понятен археологам, хотя почитание медведя — и медвежьих лап — было распространено повсюду, где водился этот зверь. Остатки настоящих медвежьих лап и подвески из медвежьих клыков — обычная находка в раннесредневековых могилах Северной и Восточной Европы. Широко распространены также представления о том, зачем человеку после смерти могут понадобиться медвежьи лапы, особенно — когти: согласно этим представлениям, умершему (как и упомянутому выше шаману у коми) нужно было взобраться на Мировое древо или ледяную гору, чтобы достичь загробной обители. Охотник коми, которому удавалось в одиночку убить медведя, отрубал животному лапы и хранил их, чтобы удача не оставляла его.
Однако сравнительно недавно, в 1970 г., археологи нашли в погребении одного из ярославских курганов не глиняный или бронзовый амулет, а остатки настоящей медвежьей лапы, на палец которой был надет серебряный перстень с сердоликовой вставкой. В могиле были погребены две женщины, рядом с одной из них — девочкой 11–13 лет — и обнаружена эта уникальная находка.
Исследователи предположили, что перед нами — древнейшее свидетельство медвежьей свадьбы, широко распространенного у финнов мифологического сюжета о женитьбе медведя на девушке из человеческого рода.
Арт: Андрей Мерянин Камлание Медведю. 2010.
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #медведь #мифология #merjamaa
Наличник из деревни Копьево на реке Понге, Кологривского района. Копьево самый дальний, ныне покинутый, населенный пункт Костромской области, в верховьях Унжи. На самом истоке Унжи стоит село Кунож, но это уже Вологодская область.
Наличник хорош, в нашем буйском стиле, но без "сосулек". И на вид более архаичный. Прекрасный пример дизайна исчезнувшей цивилизации лесных хуторов северной Великороссии.
Фото: Наталья Завьялова (Дом Ефима Честнякова д.Шаблово)
#наличник #костромскаяобласть #унжа
Наличник хорош, в нашем буйском стиле, но без "сосулек". И на вид более архаичный. Прекрасный пример дизайна исчезнувшей цивилизации лесных хуторов северной Великороссии.
Фото: Наталья Завьялова (Дом Ефима Честнякова д.Шаблово)
#наличник #костромскаяобласть #унжа
Финно-угорский миф о нырянии за землёй (миф о создании Земли) и близкие ему космогонические мифы.
#мифология
#мифология
«Два Николы у нас — один с травой, другой с зимой»
Сегодня Никола-зимний. Миклай-юмо телен. В Московии Никола очень почитаемый святой — Никола-бог, Угодник Божий, Никола Милостивый, в народе почитался наравне с Исусом и Богородицей, превыше всех других святых. Даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался... Никола покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах. Он стал преемником языческого бога Нижнего мира, соотносимого в средневековых летописях с славянским "Велесом", и, соответственно, воспринял его функции.
Пусть Никола-бог направляет вас по ладной тропке. Миклай-юмо, Юмалал мись кумалат! Никола, моли Бога за нас!
Дизайн: Андрей Мерянин. 2019.
#мерянскийэтнофутуризм #николазимний
Сегодня Никола-зимний. Миклай-юмо телен. В Московии Никола очень почитаемый святой — Никола-бог, Угодник Божий, Никола Милостивый, в народе почитался наравне с Исусом и Богородицей, превыше всех других святых. Даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался... Никола покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах. Он стал преемником языческого бога Нижнего мира, соотносимого в средневековых летописях с славянским "Велесом", и, соответственно, воспринял его функции.
Пусть Никола-бог направляет вас по ладной тропке. Миклай-юмо, Юмалал мись кумалат! Никола, моли Бога за нас!
Дизайн: Андрей Мерянин. 2019.
#мерянскийэтнофутуризм #николазимний
Усь Кецен Шочема (Рождение Нового Солнца). 2021.
Ёляк пель, кун кек-ава муно-тунам паныш, тунма пюнчте толыш.
Кайк си тунашна пюнчте тола. Па юмбале тул колышта си тунмален. Тошто пюнч патарыш, Тошто Юмбале Тул кола, но шебален колыштема, шача усьне. Кужу Юмбал андыш арбуяклен умылмо си тунмам.
Тошто меряк толышть тулмо аше изи тулакам. Умылман тунма тештесе па Юмбале Тул Шачман кирдема.
Перема шергунам па пурам пыштема Усь Тулак вокшене, мё тунман пач ой ёлэ!
***
С тех времен, когда Птица-Мать снесла Яйцо-Мир,
началось движение по Кругу.
Всё в этом Мире движется по Кругу. И Небесный Огонь подчиняется этому движению. Старый круг закончился, Старый Небесный Огонь умирает, но, подчиняясь Закону, рождается вновь. Высокое Небо дало Арбуям понять это Движение.
И Старые Люди начали зажигать свои, маленькие Огни
в знак понимания Движения и поддержки Рождения Небесного Огня.
Так ударим в бубны и нальем пива у Новых Огней,
что бы Движение не прекращалось!
Текст: Волег Владимирович
Мерянский текст: Кирилл Матвеев
Арт: Андрей Мерянин Усь Кецен Шочема (Рождение Нового Солнца). 2021.
Использовано фото найденное Екатериной Соловьевой в Совеге в 2021 году. Печать и сканирование Екатерина Соловьева.
#солнцестояние #рождество #мерянскийязык #язычество #merjamaa
Ёляк пель, кун кек-ава муно-тунам паныш, тунма пюнчте толыш.
Кайк си тунашна пюнчте тола. Па юмбале тул колышта си тунмален. Тошто пюнч патарыш, Тошто Юмбале Тул кола, но шебален колыштема, шача усьне. Кужу Юмбал андыш арбуяклен умылмо си тунмам.
Тошто меряк толышть тулмо аше изи тулакам. Умылман тунма тештесе па Юмбале Тул Шачман кирдема.
Перема шергунам па пурам пыштема Усь Тулак вокшене, мё тунман пач ой ёлэ!
***
С тех времен, когда Птица-Мать снесла Яйцо-Мир,
началось движение по Кругу.
Всё в этом Мире движется по Кругу. И Небесный Огонь подчиняется этому движению. Старый круг закончился, Старый Небесный Огонь умирает, но, подчиняясь Закону, рождается вновь. Высокое Небо дало Арбуям понять это Движение.
И Старые Люди начали зажигать свои, маленькие Огни
в знак понимания Движения и поддержки Рождения Небесного Огня.
Так ударим в бубны и нальем пива у Новых Огней,
что бы Движение не прекращалось!
Текст: Волег Владимирович
Мерянский текст: Кирилл Матвеев
Арт: Андрей Мерянин Усь Кецен Шочема (Рождение Нового Солнца). 2021.
Использовано фото найденное Екатериной Соловьевой в Совеге в 2021 году. Печать и сканирование Екатерина Соловьева.
#солнцестояние #рождество #мерянскийязык #язычество #merjamaa
Populus et Futurum. Меряния. XXII век.
Намедни в чате Славянский Политеизм прочел интересную дискуссию с участием уважаемого коллеги, славянского художника Максима Сухарева, посвященную нашему художественному движению. Речь шла о том, что в этнофутуризме в итоге оказалось слишком много "этно" и слишком мало "футуризма". Я тоже много думал про это, действительно, за изучением субстратной этнографии, истории, реконструкцией языка и мифологии мы задвинули свой футуризм далеко на полку. Как справедливо заметил один из участников дискуссии под ником Mel футуризм - это философия, манифестация искусства и конструирование образа будущего. Если уж речь идёт об этнике, то её нужно полностью пережевать, отбросить (на мой взгляд переосмыслить и интегрировать в современность и использовать этот конструкт), а потом строить на её основе futurum.
Что же, помечтаем о том, какая она, Меряния XXII века, с небоскребами, виртуалом, реконструированным языком, анбуром и технотронным шаманизмом)
Арт: Андрей Мерянин
#футуризм
Намедни в чате Славянский Политеизм прочел интересную дискуссию с участием уважаемого коллеги, славянского художника Максима Сухарева, посвященную нашему художественному движению. Речь шла о том, что в этнофутуризме в итоге оказалось слишком много "этно" и слишком мало "футуризма". Я тоже много думал про это, действительно, за изучением субстратной этнографии, истории, реконструкцией языка и мифологии мы задвинули свой футуризм далеко на полку. Как справедливо заметил один из участников дискуссии под ником Mel футуризм - это философия, манифестация искусства и конструирование образа будущего. Если уж речь идёт об этнике, то её нужно полностью пережевать, отбросить (на мой взгляд переосмыслить и интегрировать в современность и использовать этот конструкт), а потом строить на её основе futurum.
Что же, помечтаем о том, какая она, Меряния XXII века, с небоскребами, виртуалом, реконструированным языком, анбуром и технотронным шаманизмом)
Арт: Андрей Мерянин
#футуризм
Футуризм и артланг
Остался недоволен картиной Меряния. XXI век, получился скорее набросок. Доработал. В контексте темы этновиртуала, возрождения древних систем письма и сакральных языков, затронутой тут, вспомнился термин - "артланг" ("арт-язык"). Об этом пару лет назад на Уралистике, описывая развитие проекта государственного иврита в Израиле и параллельного с ним угасания традиционных для ашкеназов и сефардов идиша и ладино, писал Даниил Зайцев:
"из финно-угорских языков, ближайший кандидат на вырождение в арт-язык, - удмуртский. Удмурты в последнюю пятилетку создали очень много музыкальных арт-продуктов, и Бурановские Бабушки скорее сыграли здесь отрицательную роль. но все они характеризующийся одной чертой - хипстерством. Внешняя сценическая и клипмейкерский аспект ставится во главе угла. В этом плане интересен аспект другого языка - мерянского, который изначально возник как арт-язык. Я специально подчеркиваю слово возник, потому, что возрождением это можно назвать лишь условно. Но тем не менее как лингвистическое атр-явление - меряне заявили о себе довольно серьезно."
Да, мы составляем уже третью редакцию словаря, именослова и ономастического справочника, продолжаем работу над грамматикой, ведем и развиваем группу по языку, реконструированный мерянский проник не только в медиа и арт, но и в музыку.
Арт: Меряния. XXII век. Андрей Мерянин
#футуризм #шаманизм #будущее
Остался недоволен картиной Меряния. XXI век, получился скорее набросок. Доработал. В контексте темы этновиртуала, возрождения древних систем письма и сакральных языков, затронутой тут, вспомнился термин - "артланг" ("арт-язык"). Об этом пару лет назад на Уралистике, описывая развитие проекта государственного иврита в Израиле и параллельного с ним угасания традиционных для ашкеназов и сефардов идиша и ладино, писал Даниил Зайцев:
"из финно-угорских языков, ближайший кандидат на вырождение в арт-язык, - удмуртский. Удмурты в последнюю пятилетку создали очень много музыкальных арт-продуктов, и Бурановские Бабушки скорее сыграли здесь отрицательную роль. но все они характеризующийся одной чертой - хипстерством. Внешняя сценическая и клипмейкерский аспект ставится во главе угла. В этом плане интересен аспект другого языка - мерянского, который изначально возник как арт-язык. Я специально подчеркиваю слово возник, потому, что возрождением это можно назвать лишь условно. Но тем не менее как лингвистическое атр-явление - меряне заявили о себе довольно серьезно."
Да, мы составляем уже третью редакцию словаря, именослова и ономастического справочника, продолжаем работу над грамматикой, ведем и развиваем группу по языку, реконструированный мерянский проник не только в медиа и арт, но и в музыку.
Арт: Меряния. XXII век. Андрей Мерянин
#футуризм #шаманизм #будущее
Гусли яровчатые.
Помните гусляра Садко, героя былин новгородского цикла, из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии у обрусевших карел?
Всеволод Миллер находил объяснение типов Садко-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: приравнивая морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки, а Садко-гусляра к музыканту и певцу Вейнемейнену. Что в принципе логично, учитывая факт записи цикла именно в Олонецкой губернии.
Садко играл точь-в-точь на таких же гуслях что принадлежали Нине Алексеевне Илюшкиной, в девичестве Ильзоркиной (1929 - 2004 г.г.), уроженке д. Малиновка Вторая, Горномарийского р-на республики Марий Эл. Нина Алексеевна играла на гуслях в ансамбле известного марийского музыканта П. С. Тойдемара, с которым ездила в 1948 г. выступать в Москву на конкурс "Песни колхозных полей".
Фото: нижегородские этнографы Маша Штиллер и Оксана Ольшанская с гуслями Нины Алексеевны.
#гусли #новгородцы #карелы #марийцы #мифология
Помните гусляра Садко, героя былин новгородского цикла, из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии у обрусевших карел?
Всеволод Миллер находил объяснение типов Садко-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: приравнивая морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки, а Садко-гусляра к музыканту и певцу Вейнемейнену. Что в принципе логично, учитывая факт записи цикла именно в Олонецкой губернии.
Садко играл точь-в-точь на таких же гуслях что принадлежали Нине Алексеевне Илюшкиной, в девичестве Ильзоркиной (1929 - 2004 г.г.), уроженке д. Малиновка Вторая, Горномарийского р-на республики Марий Эл. Нина Алексеевна играла на гуслях в ансамбле известного марийского музыканта П. С. Тойдемара, с которым ездила в 1948 г. выступать в Москву на конкурс "Песни колхозных полей".
Фото: нижегородские этнографы Маша Штиллер и Оксана Ольшанская с гуслями Нины Алексеевны.
#гусли #новгородцы #карелы #марийцы #мифология
Forwarded from Славянская мифология от Максима Сухарева
Если задуматься, то это - проблема не мерянского этнофутуризма, и даже вообще не этнофутуризма как такового. Проблема - в смутном представлении нами образа будущего, поэтому оно и выходит у нас таким... лубочным. Те же небоскребы и "технотронность", о которых пишет ув. @merjanin имеют отношение не к будущему, и даже не к настоящему, а к прошлому конца XX века... То есть массовая культура до сих пор по инерции вызывает у нас те образы "будущего", которые были сформированы в прошлом веке, и которые вряд ли уже актуальны
В продолжении дискуссии о футуризме с уважаемым Максимом
Сегодня прочел размышления генерального директора Центра развития региональной политики, политолога Ильи Гращенкова: «Для чего еще продвигается закон о публичной власти (закон Клишаса-Крашенинникова)? Мы видим, что у России есть внятная концепция развития в рамках цифрового будущего. Она состоит в том, чтобы войти в число 600 крупнейших городов мира, которые производят основной ВВП. Возможно, уже в 2022 году после вступления в силу закона о публичной власти в стране может начаться масштабное объединение городов и районов. Один из предлагаемых правительством вариантов — раздел страны по «хуснуллинской модели» с 15–30 опорными центрами-конурбациями. То есть надо провести урбанизацию, сгустить людей в городах, чтобы класс прекариата (класс социально неустроенных людей, не имеющих полной гарантированной занятости) рабочих магазинов, торговых центров, сезонных предприятий обеспечивал рост ВВП. Периферия, которая окажется вне этого сектора, будет деградировать.»
Всё те же небоскребы и «технотронность», хоть и корнями из XX века. По факту вся русская традиционность исчезла вместе с этнографическими великороссами в ходе сталинско-хрущёвской урбанизации. В будущем все население будет стянуто в огромные агломерации/конурбации и вопрос стоит только в том будет ли востребованы культурно-мифологические образы той, умершей, Традиции (славянской, финно-угорской, скандинавской, тюркской и тд) в этих гигантских урбанистических зонах, и если да, то в каком виде?…
Ну а картина «единственной адекватной формы хоть какого-то футуризма», из вашего недавнего перепоста Svarte Aske, вполне может существовать в серых пограничных зонах бывших моногородов, и сельских северных территорий ЦФО и Сибири где не будет агрохолдингов с роботами убирающими урожай. Все по американской модели деиндустриализации (см. Средний Запад США, Детройт, Ржавый пояс - Rust belt).
#футуризм
Сегодня прочел размышления генерального директора Центра развития региональной политики, политолога Ильи Гращенкова: «Для чего еще продвигается закон о публичной власти (закон Клишаса-Крашенинникова)? Мы видим, что у России есть внятная концепция развития в рамках цифрового будущего. Она состоит в том, чтобы войти в число 600 крупнейших городов мира, которые производят основной ВВП. Возможно, уже в 2022 году после вступления в силу закона о публичной власти в стране может начаться масштабное объединение городов и районов. Один из предлагаемых правительством вариантов — раздел страны по «хуснуллинской модели» с 15–30 опорными центрами-конурбациями. То есть надо провести урбанизацию, сгустить людей в городах, чтобы класс прекариата (класс социально неустроенных людей, не имеющих полной гарантированной занятости) рабочих магазинов, торговых центров, сезонных предприятий обеспечивал рост ВВП. Периферия, которая окажется вне этого сектора, будет деградировать.»
Всё те же небоскребы и «технотронность», хоть и корнями из XX века. По факту вся русская традиционность исчезла вместе с этнографическими великороссами в ходе сталинско-хрущёвской урбанизации. В будущем все население будет стянуто в огромные агломерации/конурбации и вопрос стоит только в том будет ли востребованы культурно-мифологические образы той, умершей, Традиции (славянской, финно-угорской, скандинавской, тюркской и тд) в этих гигантских урбанистических зонах, и если да, то в каком виде?…
Ну а картина «единственной адекватной формы хоть какого-то футуризма», из вашего недавнего перепоста Svarte Aske, вполне может существовать в серых пограничных зонах бывших моногородов, и сельских северных территорий ЦФО и Сибири где не будет агрохолдингов с роботами убирающими урожай. Все по американской модели деиндустриализации (см. Средний Запад США, Детройт, Ржавый пояс - Rust belt).
#футуризм
Мерянская Голубиная книга. Неомерянские народные духовные стихи.
Неро-озеро озерам мати:
Не то Неро, которо под Галичем-Мерьским,
А то Неро, которо в Ростовской земле.
Под начальным градом Сарским.
Почему ж Неро-озеро озерам мати?
Выпадала с его матушка Которосль-река.
Которосль-река всем рекам мати.
Почему Которосль-река всем рекам мати?
Окрестился в ней сам мерянский род.
Со силою со небесною,
Со духами со хранителями,
Со двунадесятыми силами,
Со Леонтием, светом, со Крестителем,-
Потому Которосль-река всем рекам мати.
Марья-гора всем горам мати.
Преобразился на ней сам мерянский род,
Христос, Царь Небесный, свет,
С Матушкой Богородицей,
Со двунадесятыми силами,
Показали славу мерянам ростовским,-
Потому Марья-гора горам мати.
Белый следочкин-камень всем камням мати.
На белом следочкине на камени
Беседовала да опочив держала
Сама Матушка, Царица Небесная,
Со двунадесятыми силами
С двунадесяти со мерянами.
Утвердила она веру на камени,
Распущала она книгу Голубиную
По всей земле мерянская, по ростовская вселенныя,-
Потому следочкин-камень всем камням мати.
Арт: Андрей Мерянин. 2011.
Неро-озеро озерам мати:
Не то Неро, которо под Галичем-Мерьским,
А то Неро, которо в Ростовской земле.
Под начальным градом Сарским.
Почему ж Неро-озеро озерам мати?
Выпадала с его матушка Которосль-река.
Которосль-река всем рекам мати.
Почему Которосль-река всем рекам мати?
Окрестился в ней сам мерянский род.
Со силою со небесною,
Со духами со хранителями,
Со двунадесятыми силами,
Со Леонтием, светом, со Крестителем,-
Потому Которосль-река всем рекам мати.
Марья-гора всем горам мати.
Преобразился на ней сам мерянский род,
Христос, Царь Небесный, свет,
С Матушкой Богородицей,
Со двунадесятыми силами,
Показали славу мерянам ростовским,-
Потому Марья-гора горам мати.
Белый следочкин-камень всем камням мати.
На белом следочкине на камени
Беседовала да опочив держала
Сама Матушка, Царица Небесная,
Со двунадесятыми силами
С двунадесяти со мерянами.
Утвердила она веру на камени,
Распущала она книгу Голубиную
По всей земле мерянская, по ростовская вселенныя,-
Потому следочкин-камень всем камням мати.
Арт: Андрей Мерянин. 2011.
Forwarded from Славянская мифология от Максима Сухарева
В продолжении дискуссии об этнофутуризме, начатой при участии уважаемых @lotophag и @merjanin. Все очень верно замечено - в условиях развивающегося системного кризиса современной цивилизации, тот образ будущего, что у нас есть, сводится к знаменитому киберпансковскому "high tech low life" - и это явно не то, к чему хочется стремиться. Будущее сейчас стремительно разделяется на непримиримые между собой области: вполне себе киберпанковский "футуризм" - в гигантских городских агломерациях, и новую архаику "этно" - в серых пограничных зонах сельских территорий. О такой модели развития нас неоднократно предупреждали фантасты, и в ее рамках я вообще не вижу потенциала для синтеза "футуризма" и "этно". Нас же с вами сейчас просто вводит в заблуждение сам термин "этнофутуризм", который представляет из себя классического вида оксюморон. Ведь исторический футуризм был построен на полном разрыве с традиционными ценностями прошлого, на полном отказе от "этно-". То, что провозглашали в Эстонии основоположники этнофутуризма, точнее было бы назвать "этномодернизмом" (или даже "этнопостмодернизмом", потому что этнофутуризм не чурается и его приемов). Однако никакого "футуризма" в нем не было и нет. В общем, я не вижу смысла в мыслях о том, как совместить нашу традицию с будущим. Мы с настоящим-то её толком совместить не можем, хотя пытаться несомненно стоит... Адаптация традиции не к призрачному "будущему", а к настоящему - это наверное вообще всё, что нам сейчас доступно. Единственный реальный вектор для приложения усилий.
Telegram
Андрей Мерянин. Этнофутуризм.
В продолжении дискуссии о футуризме с уважаемым Максимом
Сегодня прочел размышления генерального директора Центра развития региональной политики, политолога Ильи Гращенкова: «Для чего еще продвигается закон о публичной власти (закон Клишаса-Крашенинникова)?…
Сегодня прочел размышления генерального директора Центра развития региональной политики, политолога Ильи Гращенкова: «Для чего еще продвигается закон о публичной власти (закон Клишаса-Крашенинникова)?…
Мать Сети / Вапш-ава. Или Они среди Нас.
Вообще использование образов Старых богов, полубогов, духов и тд, которые живут среди нас нашей жизнью весьма сильный как художественный так и идеологический ход, поскольку:
1. с одной стороны это приближает сакральное на вытянутую руку
2. освящает это измерение, как в системе координат, так и в схемах отношений.
Наиболее наглядные примеры, пожалуй, это творчество Нила Геймана, что "Американские боги", что "Дети Ананси". По сути это и есть истый этно/археофутуризм. С одной стороны технологии настоящего/будущего, с другой - еще живое (или реконструируемое) этническое прошлое, доступное, если сказать/написать правильные слова на позабытом языке.
Автор концепта: Мирослав Чайковський
Арт: "Мать Сети". Андрей Мерянин. 2021.
Вообще использование образов Старых богов, полубогов, духов и тд, которые живут среди нас нашей жизнью весьма сильный как художественный так и идеологический ход, поскольку:
1. с одной стороны это приближает сакральное на вытянутую руку
2. освящает это измерение, как в системе координат, так и в схемах отношений.
Наиболее наглядные примеры, пожалуй, это творчество Нила Геймана, что "Американские боги", что "Дети Ананси". По сути это и есть истый этно/археофутуризм. С одной стороны технологии настоящего/будущего, с другой - еще живое (или реконструируемое) этническое прошлое, доступное, если сказать/написать правильные слова на позабытом языке.
Автор концепта: Мирослав Чайковський
Арт: "Мать Сети". Андрей Мерянин. 2021.
Переживание присутствия Старых Богов здесь и сейчас.
В контексте темы об использовании образов Старых богов. Пара мыслей Хазарского Мерянина:
"В японских аниме и в южнокорейских дорамах ("Невеста речного бога", "История девятихвостого лиса") такие сюжеты распространены. Только дорама - это мелодрама, а у Нила Геймана другие жанры, но живущих среди людей Богов там хватает. Вообще, в Восточной Азии переживание присутствия Богов в мире людей никуда и не исчезало в отличие от западного мира, это часть их в том числе и современной культуры.
При этом в восточноазиатской культуре это "ощущение присутствия" прекрасно сочетается с технической развитостью и урбанизированностью японского и южнокорейского обществ.
Мы же, люди Запада в широком смысле, т.е. включая Ближний Восток, это ощущение утеряли в результате христианизации/исламизации/иудаизации, и теперь Нил Гейман и подобные ему энтузиасты пытаются доавраамическую традицию восстанавливать, фактически изобретая заново.
Даже в современном исламском мире есть попытки обращения в искусстве к старым природным Богам, хотя и более робкие, чем у Геймана. И тому свидетельство - недавний иорданский сериал "Джинн" 2019 г."
Арт: "Древо Мира". Андрей Мерянин. 2011.
#традиция #этнофутуризм #мифология
В контексте темы об использовании образов Старых богов. Пара мыслей Хазарского Мерянина:
"В японских аниме и в южнокорейских дорамах ("Невеста речного бога", "История девятихвостого лиса") такие сюжеты распространены. Только дорама - это мелодрама, а у Нила Геймана другие жанры, но живущих среди людей Богов там хватает. Вообще, в Восточной Азии переживание присутствия Богов в мире людей никуда и не исчезало в отличие от западного мира, это часть их в том числе и современной культуры.
При этом в восточноазиатской культуре это "ощущение присутствия" прекрасно сочетается с технической развитостью и урбанизированностью японского и южнокорейского обществ.
Мы же, люди Запада в широком смысле, т.е. включая Ближний Восток, это ощущение утеряли в результате христианизации/исламизации/иудаизации, и теперь Нил Гейман и подобные ему энтузиасты пытаются доавраамическую традицию восстанавливать, фактически изобретая заново.
Даже в современном исламском мире есть попытки обращения в искусстве к старым природным Богам, хотя и более робкие, чем у Геймана. И тому свидетельство - недавний иорданский сериал "Джинн" 2019 г."
Арт: "Древо Мира". Андрей Мерянин. 2011.
#традиция #этнофутуризм #мифология
Футуризм VS Этнофутуризм. В продолжении дискуссии с уважаемым Максимом. Действительно, футуризм, появившийся как лит.и худ. течение в начале XX века, отрицал традиции, призывая к конфликту с наследием. Сама идея футуризма строилась вокруг отказа от искусства прошлого, что, по мнению его идеологов, позволило бы "открыть новую эпоху".
Мы же говорим про этнофутуризм, идея которого, наоборот, базируется на сочетании приверженности к родному языку, глубинной (архетипической) культурной традиции, её образов и символов с современными технологиями.
Вот как этнофутуризм определяет финн Кари Салламаа: "etnos — это малочисленный народ или группа, круг людей с одним языком, которые, живут под давлением многочисленного народа (прим. как мне видится малым народом/этносом в окружении большого можно рассматривать и новых славян находящихся в явной оппозиции большинству). Futurism — этот термин на сегодняшний день не отражает модернистских тенденций Италии и России начала 1900-х годов, а показывает устремленность в будущее, желание сделать жизненный уклад таким, чтобы каждый народ мог развиваться на своем языке и на основе своей культуры. Этнофутуризм дает людям надежду и веру в себя и на равноправие в социально-культурной жизни."
Таким образом в этнофутуризме есть как желание совместить традицию с современностью здесь и сейчас, так и мечты об, собственно, будущем, как о ближайшем, так и о далеком.
#этнофутуризм
Мы же говорим про этнофутуризм, идея которого, наоборот, базируется на сочетании приверженности к родному языку, глубинной (архетипической) культурной традиции, её образов и символов с современными технологиями.
Вот как этнофутуризм определяет финн Кари Салламаа: "etnos — это малочисленный народ или группа, круг людей с одним языком, которые, живут под давлением многочисленного народа (прим. как мне видится малым народом/этносом в окружении большого можно рассматривать и новых славян находящихся в явной оппозиции большинству). Futurism — этот термин на сегодняшний день не отражает модернистских тенденций Италии и России начала 1900-х годов, а показывает устремленность в будущее, желание сделать жизненный уклад таким, чтобы каждый народ мог развиваться на своем языке и на основе своей культуры. Этнофутуризм дает людям надежду и веру в себя и на равноправие в социально-культурной жизни."
Таким образом в этнофутуризме есть как желание совместить традицию с современностью здесь и сейчас, так и мечты об, собственно, будущем, как о ближайшем, так и о далеком.
#этнофутуризм
Меряфутуризм. Начало.
Давно думаю над тем, что бы с нашим неомерянским искусством концептуально отпочковаться от собственно этнофутуризма, и пойти дальше, уже по своему неомерянскому пути имя которому - меряфутуризм. Технологии и фантастика могут дать возможность мерянской культуре перезапуститься и совершить Исход из Небытия обратно в Мир. В этом и заключается, как мне видится, идея Будущего: ревитализация языка, идента, религии(мифологии) с последующей Синергией с тысячелетним христанством, традиций (кухни, семейных ценностей и пр.). Безумная фантастика? Да, но нет ничего не возможного.
Суть меряфутуризма заключена в переосмыслении фантастики, футурологи, с их апологией Иных миров и нашей земной истории на мерянский лад. Меряфутуризм - это особая визуальная эстетика, культурфилософия и историософия, которые исследуют пересечение аутентичной мерянской и великорусской культур с технологией.
Арт: "Космический челнок / Юмбалвер пуж". Андрей Мерянин 2021.
#меряфутуризм #космос
Давно думаю над тем, что бы с нашим неомерянским искусством концептуально отпочковаться от собственно этнофутуризма, и пойти дальше, уже по своему неомерянскому пути имя которому - меряфутуризм. Технологии и фантастика могут дать возможность мерянской культуре перезапуститься и совершить Исход из Небытия обратно в Мир. В этом и заключается, как мне видится, идея Будущего: ревитализация языка, идента, религии(мифологии) с последующей Синергией с тысячелетним христанством, традиций (кухни, семейных ценностей и пр.). Безумная фантастика? Да, но нет ничего не возможного.
Суть меряфутуризма заключена в переосмыслении фантастики, футурологи, с их апологией Иных миров и нашей земной истории на мерянский лад. Меряфутуризм - это особая визуальная эстетика, культурфилософия и историософия, которые исследуют пересечение аутентичной мерянской и великорусской культур с технологией.
Арт: "Космический челнок / Юмбалвер пуж". Андрей Мерянин 2021.
#меряфутуризм #космос
Под Рождественской звездой.
Думал о чем написать в последний день уходящего 2021 года. Перечислить собственные достижения как-то банально. Напишу про Ефима Честнякова с которым у меня многое связано.
Это не только мой костромской земляк, но и проводник в мир аутентичной мифологии нашей земли, с того самого момента как отец, в 1987 году, подарил мне его альбом. Посредством картин Ефима все наши сокровенные поверья и с детства знакомые образы, вся костромская лесная боговщина и дьявольщина, зримо вошли в мою жизнь и остались со мной навсегда.
Совсем недавно, в Николин день, 19 декабря, бы его день рождения. Словно ярчайшая Рождественская звезда его Великая Душа и сейчас озаряет небо над Шабловым, Унжей и над всей нашей Костромской землёй. Сколько судеб и жизней связал воедино и спас (и продолжает спасать) Ефим Васильевич не перечесть.
Кем он был? Местным кологривским святым, колдуном и прорицателем, философом, а по совместительству, учеником Репина, художником "Серебряного века", поэтом и сказочником. Нам осталось великое наследство - память и Вечная жизнь нашего народа в его искусстве. Хочется быть достойным.
#предки #мифология
Думал о чем написать в последний день уходящего 2021 года. Перечислить собственные достижения как-то банально. Напишу про Ефима Честнякова с которым у меня многое связано.
Это не только мой костромской земляк, но и проводник в мир аутентичной мифологии нашей земли, с того самого момента как отец, в 1987 году, подарил мне его альбом. Посредством картин Ефима все наши сокровенные поверья и с детства знакомые образы, вся костромская лесная боговщина и дьявольщина, зримо вошли в мою жизнь и остались со мной навсегда.
Совсем недавно, в Николин день, 19 декабря, бы его день рождения. Словно ярчайшая Рождественская звезда его Великая Душа и сейчас озаряет небо над Шабловым, Унжей и над всей нашей Костромской землёй. Сколько судеб и жизней связал воедино и спас (и продолжает спасать) Ефим Васильевич не перечесть.
Кем он был? Местным кологривским святым, колдуном и прорицателем, философом, а по совместительству, учеником Репина, художником "Серебряного века", поэтом и сказочником. Нам осталось великое наследство - память и Вечная жизнь нашего народа в его искусстве. Хочется быть достойным.
#предки #мифология