Этнос, Мир, Религия, Язык.
Сегодня занимался реконструкцией мерянской лексики по методу Сводеша. Это отличный инструмент для реконструкции по признаку схожести наиболее устойчивого базового словаря языков одной лингвистической группы.
И подумал о том, что лично для себя языковую реконструкцию я рассматриваю больше как магию. Восстановить язык, даже в искривленном по понятным причинам виде, это диктат сознания и воли — мощная магия. Наше Древнее перестает быть немым. Т.е. это, прежде всего религиозный акт, глубокая религиозная практика, изменяющая не только лично меня, но и мир вокруг меня. Это не только личная связь с предками их прошлым, их средой обитания, но и определенная Трансляция. Но это не про религиозную идею «народа в мире», это условие для полноценной реализации всего этого.
Но не будем забывать, что единственный случай полноценного возрождения языка почти с нуля — это иврит в Государстве Израиль. Всё, других таких кейсов нет, возрождение корнского и гэльского языков не в счет.
Чтоб возрождать язык на серьезном уровне — уровне сложного социума, надо иметь народ с идеей полной исключительности в мире и вселенной, вообще-то, а потому нужна новая экспансивная религия.
Всё религиозное сейчас происходит на очень сниженных плоскостях, очень фрагментарны все нарративы замешанные на старом национализме эпохи модерна, сейчас рулят — религии прав человека, экологизма, великих побед, потребления и тд.. Кроме того, религия, даже такая сниженная как сейчас, или защищает или экспансирует. Все зависит от внутренних условий. У наших братьев и соседей мари она чисто защитная — этническая вера гомеостатического уровня. А у нас должна быть экспансивная религия.
Что может быть полезно нам? Думаю этнографический возврат в избы с каменными очагами — будет не интересен, стремление к звездам, о чем человечество уже мечтало, не цепляет, даже Маска. Потребление вышло на плато. С былыми свершениями все тоже давно понятно.
Я думаю, что нашей религией может стать агрессивная защита мерянских Матерей Воздуха, Земли, Воды и Леса. Вот кого теперь никто (и давно) не защищает. Работы — непочатый край: монструозные мегаполисы сжирающие ресурсы и души людей, проблемы с их грязными производствами и отходами, вырубки наших священных лесов, ГЭС уничтожающие экосистемы наших священных рек, химикаты сжигающие нашу священную землю, противостояние лоббистам Загрязнения не имеющим никаких этнических корней — направлений море.
Главный девиз «возвращение Земле Предков — чистоты». Вернём Мерянии Истинную Диалогичность! Услышим Истинные Голоса Нашей Земли!
Про это еще 10 лет назад Александр Трифонов писал. Мерянская Вера, мерянский Образ — Merän Kojä, это экологизм, жизнь в субурбе, малом городе, лесу, религия чистой среды обитания. Наши предки жили чисто. Их Души в деревьях и травах, в источниках, болотах, реках и озерах — ухаживаем за ними — общаемся с душами предков, получаем Силу Их Благословения. Речь о религиозном экологизме. Но этого мало. Общаться с духами предков на их давнем священном языке — это для элиты движения, для рядовых членов — направление агрессии, которой очень много в нашем мире. Деконструируем всепожирающие агломерации уничтожающие природу, родовую мерянскую память и высасывающие души наших людей, очищаем реки, развиваем экологическое сельское хозяйство. Стратегии «чистого производства», «чистой энергетики», «Zero waste» в приоритете... Нет религии без желания преобразовать окружающий мир.
Изначальный язык этноса, тонкое понимание, реконструкция и репродуцирование этнических традиций, тихие энергии личных и родовых практик — приложатся в процессе.
#меря #будущее #религия
Сегодня занимался реконструкцией мерянской лексики по методу Сводеша. Это отличный инструмент для реконструкции по признаку схожести наиболее устойчивого базового словаря языков одной лингвистической группы.
И подумал о том, что лично для себя языковую реконструкцию я рассматриваю больше как магию. Восстановить язык, даже в искривленном по понятным причинам виде, это диктат сознания и воли — мощная магия. Наше Древнее перестает быть немым. Т.е. это, прежде всего религиозный акт, глубокая религиозная практика, изменяющая не только лично меня, но и мир вокруг меня. Это не только личная связь с предками их прошлым, их средой обитания, но и определенная Трансляция. Но это не про религиозную идею «народа в мире», это условие для полноценной реализации всего этого.
Но не будем забывать, что единственный случай полноценного возрождения языка почти с нуля — это иврит в Государстве Израиль. Всё, других таких кейсов нет, возрождение корнского и гэльского языков не в счет.
Чтоб возрождать язык на серьезном уровне — уровне сложного социума, надо иметь народ с идеей полной исключительности в мире и вселенной, вообще-то, а потому нужна новая экспансивная религия.
Всё религиозное сейчас происходит на очень сниженных плоскостях, очень фрагментарны все нарративы замешанные на старом национализме эпохи модерна, сейчас рулят — религии прав человека, экологизма, великих побед, потребления и тд.. Кроме того, религия, даже такая сниженная как сейчас, или защищает или экспансирует. Все зависит от внутренних условий. У наших братьев и соседей мари она чисто защитная — этническая вера гомеостатического уровня. А у нас должна быть экспансивная религия.
Что может быть полезно нам? Думаю этнографический возврат в избы с каменными очагами — будет не интересен, стремление к звездам, о чем человечество уже мечтало, не цепляет, даже Маска. Потребление вышло на плато. С былыми свершениями все тоже давно понятно.
Я думаю, что нашей религией может стать агрессивная защита мерянских Матерей Воздуха, Земли, Воды и Леса. Вот кого теперь никто (и давно) не защищает. Работы — непочатый край: монструозные мегаполисы сжирающие ресурсы и души людей, проблемы с их грязными производствами и отходами, вырубки наших священных лесов, ГЭС уничтожающие экосистемы наших священных рек, химикаты сжигающие нашу священную землю, противостояние лоббистам Загрязнения не имеющим никаких этнических корней — направлений море.
Главный девиз «возвращение Земле Предков — чистоты». Вернём Мерянии Истинную Диалогичность! Услышим Истинные Голоса Нашей Земли!
Про это еще 10 лет назад Александр Трифонов писал. Мерянская Вера, мерянский Образ — Merän Kojä, это экологизм, жизнь в субурбе, малом городе, лесу, религия чистой среды обитания. Наши предки жили чисто. Их Души в деревьях и травах, в источниках, болотах, реках и озерах — ухаживаем за ними — общаемся с душами предков, получаем Силу Их Благословения. Речь о религиозном экологизме. Но этого мало. Общаться с духами предков на их давнем священном языке — это для элиты движения, для рядовых членов — направление агрессии, которой очень много в нашем мире. Деконструируем всепожирающие агломерации уничтожающие природу, родовую мерянскую память и высасывающие души наших людей, очищаем реки, развиваем экологическое сельское хозяйство. Стратегии «чистого производства», «чистой энергетики», «Zero waste» в приоритете... Нет религии без желания преобразовать окружающий мир.
Изначальный язык этноса, тонкое понимание, реконструкция и репродуцирование этнических традиций, тихие энергии личных и родовых практик — приложатся в процессе.
#меря #будущее #религия
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
"Шепт"
Побывал по делам в Крывии, заглянул в Центр современного искусства. Поглядзел вельми цикавую выставу "Шепт". История деревенской колдуньи Алены. В темном зале с черными стенами завис за просмотром отчитки бесноватого.
Чорная шапка, чорная кашуля, чорныя штаны, чорныя боты, чорныя хваробы, сыходзице за чорныя лясы, чорныя балоты... Госпадзе, святы Миколай, выратуй и захавай...
#крывия #колдовство
Побывал по делам в Крывии, заглянул в Центр современного искусства. Поглядзел вельми цикавую выставу "Шепт". История деревенской колдуньи Алены. В темном зале с черными стенами завис за просмотром отчитки бесноватого.
Чорная шапка, чорная кашуля, чорныя штаны, чорныя боты, чорныя хваробы, сыходзице за чорныя лясы, чорныя балоты... Госпадзе, святы Миколай, выратуй и захавай...
#крывия #колдовство
Шювар — волынка-пузырь.
Примерно так, как на видео марийского музыканта Ивана Каменщикова, выглядел древний мерянский пузырь-волынка называвшийся по-мерянски "шювар".
Археологический сезон 2020 года подарил нам интереснейшую находку сделанную в городе Александров Владимирской области. Там, входе раскопок на Советской площади находящейся на исторической высокой горке над рекой Шерной, имеющей мерянское название "Кукуй" (высокое место на котором в старину праздновали Иванов день — Кукуй) была найдена — волынка, духовой инструмент распространенный некогда у всех волжских финнов. Очень хорошо сохранилась сама дудка и пузырь, который к ней примыкает. Датируют находку второй половиной XVI в., на вид она точная копия классического марийского шувыра. По-видимому это наш, местный архаический вариант мерянской волынки, на наших землях она давно исчезла, а марийцы этот тип сохранили.
Подтверждением этой версии может послужить топонимия Мерянской земли. В судном списке 1543 г. (РГАДА. Ф. 281. Ярославль. № 10/14758), впервые изданном еще Н. П. Лихачевым (Лихачев Н. П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках. Спб., 1895. С. 195-210) описывается дело между князем Федором Мстиславским и Спасским монастырем где в перечне спорных деревень упоминается деревня Шюваркино.
Деревня-то, понятно, по посессивному варианту от антропонима Шювар(ка). У Веселовского и Черных в их Ономастиконах к сожалению ничего нет. Хотя есть очень редкая фамилия Шуваркин явно происходящая от прозвища Шуварка.
По-видимому этимология топонима и антропонима близка марийскому:
шӱвыр — пузырь/волынка в луговом марийском
шӱвӱр — пузырь/волынка в северо-западном марийском
шӱвӱрӓн — пузырь в северо-западном марийском
Вероятно форма шювар — пузырь/волынка бытовала в позднем мерянском, или это искаженное русским языком мерянское слово, гипотетически близкое к северо-западному марийскому шӱвӱр.
У этого мерянского топонима есть и русская калька — Пузырёво, такие названия встречаются в Ярославской области.
Видео: Иван Каменщиков https://vk.com/id154794424
#меря #мари #музыка #мерянскийязык
Примерно так, как на видео марийского музыканта Ивана Каменщикова, выглядел древний мерянский пузырь-волынка называвшийся по-мерянски "шювар".
Археологический сезон 2020 года подарил нам интереснейшую находку сделанную в городе Александров Владимирской области. Там, входе раскопок на Советской площади находящейся на исторической высокой горке над рекой Шерной, имеющей мерянское название "Кукуй" (высокое место на котором в старину праздновали Иванов день — Кукуй) была найдена — волынка, духовой инструмент распространенный некогда у всех волжских финнов. Очень хорошо сохранилась сама дудка и пузырь, который к ней примыкает. Датируют находку второй половиной XVI в., на вид она точная копия классического марийского шувыра. По-видимому это наш, местный архаический вариант мерянской волынки, на наших землях она давно исчезла, а марийцы этот тип сохранили.
Подтверждением этой версии может послужить топонимия Мерянской земли. В судном списке 1543 г. (РГАДА. Ф. 281. Ярославль. № 10/14758), впервые изданном еще Н. П. Лихачевым (Лихачев Н. П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках. Спб., 1895. С. 195-210) описывается дело между князем Федором Мстиславским и Спасским монастырем где в перечне спорных деревень упоминается деревня Шюваркино.
Деревня-то, понятно, по посессивному варианту от антропонима Шювар(ка). У Веселовского и Черных в их Ономастиконах к сожалению ничего нет. Хотя есть очень редкая фамилия Шуваркин явно происходящая от прозвища Шуварка.
По-видимому этимология топонима и антропонима близка марийскому:
шӱвыр — пузырь/волынка в луговом марийском
шӱвӱр — пузырь/волынка в северо-западном марийском
шӱвӱрӓн — пузырь в северо-западном марийском
Вероятно форма шювар — пузырь/волынка бытовала в позднем мерянском, или это искаженное русским языком мерянское слово, гипотетически близкое к северо-западному марийскому шӱвӱр.
У этого мерянского топонима есть и русская калька — Пузырёво, такие названия встречаются в Ярославской области.
Видео: Иван Каменщиков https://vk.com/id154794424
#меря #мари #музыка #мерянскийязык
YouTube
Шювар — волынка-пузырь.
Примерно так, как на видео (https://www.youtube.com/watch?v=EPoXv64iV5Q) марийского музыканта Ивана Каменщикова, выглядел древний мерянский пузырь-волынка называвшийся по-мерянски "шювар".
Археологический сезон 2020 года подарил нам интереснейшую находку…
Археологический сезон 2020 года подарил нам интереснейшую находку…
Мерянская / ростовская колонизация восточной Вологодчины по материалам распространения «ростово-суздальской» лексики.
Читая «К этимологии рус. диал. пестерь, пехтерь, пещер» Ольги Валерьевны Мищенко встретил интересный момент, подтверждающий мои личные открытия сделанные в рамках нашего проекта SUBSTRATA MERJANICA — меря из района Шексны, Белозерья, Прикубенья по Сухоне проникали в район Устюга и реки Юг где, по-видимому, в XIV-XV веках образовался значительный мерянский центр — по Югу и Лузе 57 деревень с названиями мерянского типа, и несколько небольших — в районе Нюксеницы 10 деревень, в районе Тотьмы 6 деревень, в районе Шуйского 16 деревень. Цитирую:
«Не имея возможности подробно останавливаться на вопросе распространения владимиро-суздальской лексики по территории Русского Севера, отметим лишь следующее. Как известно, одна из зон расселения мигрантов с юга связана с территорией Белого озера, куда они могли проникать, например, по Шексне. Наблюдения показывают, что еще один из путей перемещения ростово-суздальского населения на север связан с бассейнами Сухоны и Юга. Так, нередки случаи лексических параллелей между территорией Белозерья и крайним востоком региона (К-Г, В-Уст, Котл, Вил, К-Б, Лен).
С восточных территорий продвижение могло идти дальше по Северной Двине или Пинеге. С другой стороны, ростово-суздальская лексика могла распространяться на север и по водным путям запада (Белозерье, Кубена), а затем вниз по Онеге. По крайней мере, изоглоссы ряда лексем прослеживаются вплоть до низовий последней.
Таким образом, ареалы «ростово-суздальской» лексики (мы не говорим сейчас о той лексике, которая получила повсеместное или очень широкое распространение на территории Русского Севера) характерны для запада и северо-запада региона (Белозерья и бассейна Онеги), а также для его востока и северо-востока (низовий Сухоны и Юга, Северной Двины в верхнем и среднем течении, бассейна Пинеги). При этом наиболее показательными являются случаи, когда одна и та же лексика фиксируется на западе и на востоке региона.»
Все это вполне закономерно, если принять во внимание возможность движения на восток региона по Сухоне и соотнесенность этой территории с ареалом вологодской мери.
Арт: Иллюстрация из серии "Предки на водоразделах рек и культур". 2016.
#меря #мерянскийязык #ростовосуздальскаяземля #вологодскаяобласть
Читая «К этимологии рус. диал. пестерь, пехтерь, пещер» Ольги Валерьевны Мищенко встретил интересный момент, подтверждающий мои личные открытия сделанные в рамках нашего проекта SUBSTRATA MERJANICA — меря из района Шексны, Белозерья, Прикубенья по Сухоне проникали в район Устюга и реки Юг где, по-видимому, в XIV-XV веках образовался значительный мерянский центр — по Югу и Лузе 57 деревень с названиями мерянского типа, и несколько небольших — в районе Нюксеницы 10 деревень, в районе Тотьмы 6 деревень, в районе Шуйского 16 деревень. Цитирую:
«Не имея возможности подробно останавливаться на вопросе распространения владимиро-суздальской лексики по территории Русского Севера, отметим лишь следующее. Как известно, одна из зон расселения мигрантов с юга связана с территорией Белого озера, куда они могли проникать, например, по Шексне. Наблюдения показывают, что еще один из путей перемещения ростово-суздальского населения на север связан с бассейнами Сухоны и Юга. Так, нередки случаи лексических параллелей между территорией Белозерья и крайним востоком региона (К-Г, В-Уст, Котл, Вил, К-Б, Лен).
С восточных территорий продвижение могло идти дальше по Северной Двине или Пинеге. С другой стороны, ростово-суздальская лексика могла распространяться на север и по водным путям запада (Белозерье, Кубена), а затем вниз по Онеге. По крайней мере, изоглоссы ряда лексем прослеживаются вплоть до низовий последней.
Таким образом, ареалы «ростово-суздальской» лексики (мы не говорим сейчас о той лексике, которая получила повсеместное или очень широкое распространение на территории Русского Севера) характерны для запада и северо-запада региона (Белозерья и бассейна Онеги), а также для его востока и северо-востока (низовий Сухоны и Юга, Северной Двины в верхнем и среднем течении, бассейна Пинеги). При этом наиболее показательными являются случаи, когда одна и та же лексика фиксируется на западе и на востоке региона.»
Все это вполне закономерно, если принять во внимание возможность движения на восток региона по Сухоне и соотнесенность этой территории с ареалом вологодской мери.
Арт: Иллюстрация из серии "Предки на водоразделах рек и культур". 2016.
#меря #мерянскийязык #ростовосуздальскаяземля #вологодскаяобласть
Вдогонку к предыдущему посту про мерянский топонимический и языковой след по Сухоне и Югу.
Вспомнился интересный момент из истории XVII века. Во время Разинского восстания, в 1670 году, с Цыкмы (Козьмодемьянска в горной части Марий Эл) на верхнюю Ветлугу, Унжу, а затем в Галич-Мерьский отправился сформированный из марийцев отряд атамана Ильи Ивановича Пономарева, тоже этнического марийца. Там они подняли местных холопов, и резали землевладельцев, детей боярских, московских служилых. Обложили Судайскую крепость (примечательно, что там рядом сохранилась священная роща), а потом часть отряда ушла в Тотьму. В свете данных топонимии, мерянско-ростовской колонизации Посухонья, того, что под Тотьмой есть мерянский топоанклав, не говоря уже про этническую фактуру самого Галичского уезда (бывшего Галич-Мерьского княжества), становится понятна мотивация Пономарева. Восставшие марийцы шли не абы куда, а в свойские, знакомые места, освобождать - своих.
#меря #мари
Вспомнился интересный момент из истории XVII века. Во время Разинского восстания, в 1670 году, с Цыкмы (Козьмодемьянска в горной части Марий Эл) на верхнюю Ветлугу, Унжу, а затем в Галич-Мерьский отправился сформированный из марийцев отряд атамана Ильи Ивановича Пономарева, тоже этнического марийца. Там они подняли местных холопов, и резали землевладельцев, детей боярских, московских служилых. Обложили Судайскую крепость (примечательно, что там рядом сохранилась священная роща), а потом часть отряда ушла в Тотьму. В свете данных топонимии, мерянско-ростовской колонизации Посухонья, того, что под Тотьмой есть мерянский топоанклав, не говоря уже про этническую фактуру самого Галичского уезда (бывшего Галич-Мерьского княжества), становится понятна мотивация Пономарева. Восставшие марийцы шли не абы куда, а в свойские, знакомые места, освобождать - своих.
#меря #мари
Напоминаю, что у проекта Merjamaa.ru есть свой ютуб-канал https://www.youtube.com/c/MerjamaaRu
Подписывайтесь.
#кино
Подписывайтесь.
#кино
YouTube
Чудь да Меря. Сказка
Сказка директора Научно-исследовательского гуманитарного института в Саранске, доктора исторических наук Валерия Юрчёнкова, по мотивам рисунков Юрия Дырина.
Источник: Андрей Шляхов.
https://www.youtube.com/channel/UCW5onxFSvNPmQtx9FL4LVjg
Источник: Андрей Шляхов.
https://www.youtube.com/channel/UCW5onxFSvNPmQtx9FL4LVjg
Немного окской Прото-Мерянии.
Реконструкция женского костюма рязано-окской культуры по материалам Никитинского могильника V-VII вв. (Спасский р-н Ряз.обл). Реконструктор Анастасия Лугинина, Обран-Ош (Нижний Новгород).
Представители части популяций рязано-окской культуры ~ в VII в. переселились с Оки в Ивановское Поволжье, на Клязьму и далее на великие озера Волго-Клязьменского междуречья, и вместе с поздними верхневолжскими дьяковцами образовали мерянский этнос (этносы), который мы знаем по ранним русским летописям.
#реконструкция
Реконструкция женского костюма рязано-окской культуры по материалам Никитинского могильника V-VII вв. (Спасский р-н Ряз.обл). Реконструктор Анастасия Лугинина, Обран-Ош (Нижний Новгород).
Представители части популяций рязано-окской культуры ~ в VII в. переселились с Оки в Ивановское Поволжье, на Клязьму и далее на великие озера Волго-Клязьменского междуречья, и вместе с поздними верхневолжскими дьяковцами образовали мерянский этнос (этносы), который мы знаем по ранним русским летописям.
#реконструкция
А за Угрой - "литвины".
В тему набирающего популярность литвоманства. Сегодня, читая статью В.Н. Темушева "Проблема реконструкции Московско-литовской границы в XV в." (*) вспомнил как 20 лет назад, во время поездки по голядско-вятичским городищам р.ж.в и раннего средневековья, Вадим Казаков, калужский краевед и родоначальник современного вятичского дискурса, рассказывал, что в XIX веке калужане тех, кто живет за Угрой называли "литвинами".
Темушев пишет, что на середину XIV в. можно условно выделить пограничную полосу между Московскими и Смоленскими землями, одну сторону которой составляла р. Протва с пограничным городком Вышгородом, а другую — р. Угра. Характерно, что в 1352 г. московский великий князь шел на Смоленск не напрямую (Москва — Можайск — Вязьма — Дорогобуж — Смоленск), а через Вышгород на Протве и р. Угру. Очевидно, такой маршрут был продиктован какими-то причинами. Вполне вероятно, что в то время наиболее удобная дорога на Смоленск шла именно через р. Угру.
Что это нам дает в остатке - временной промежуток между смоленско-московской границей в XIV в., карачевско-московской границей рубежа XV-XVI вв., и свидетельством из калужской этнографии составляет 400-500 лет. Устойчивое понимание, что мы не "литва" у калужан сохранялась на протяжении веков.
Спросил Вадима про источник упоминания "литвинов" за Угрой, он ответил что надо искать в калужских краеведческих публикациях. Литература для пытливых http://kokm.ru/ru/publications/printing_publications/
(*) Журнал: Працы гістарычнага факультэта БДУ : навук. зб. Вып. 5 — Мінск : БДУ, 2010
#балты #смоленскоекняжество #верховскиекняжества
В тему набирающего популярность литвоманства. Сегодня, читая статью В.Н. Темушева "Проблема реконструкции Московско-литовской границы в XV в." (*) вспомнил как 20 лет назад, во время поездки по голядско-вятичским городищам р.ж.в и раннего средневековья, Вадим Казаков, калужский краевед и родоначальник современного вятичского дискурса, рассказывал, что в XIX веке калужане тех, кто живет за Угрой называли "литвинами".
Темушев пишет, что на середину XIV в. можно условно выделить пограничную полосу между Московскими и Смоленскими землями, одну сторону которой составляла р. Протва с пограничным городком Вышгородом, а другую — р. Угра. Характерно, что в 1352 г. московский великий князь шел на Смоленск не напрямую (Москва — Можайск — Вязьма — Дорогобуж — Смоленск), а через Вышгород на Протве и р. Угру. Очевидно, такой маршрут был продиктован какими-то причинами. Вполне вероятно, что в то время наиболее удобная дорога на Смоленск шла именно через р. Угру.
Что это нам дает в остатке - временной промежуток между смоленско-московской границей в XIV в., карачевско-московской границей рубежа XV-XVI вв., и свидетельством из калужской этнографии составляет 400-500 лет. Устойчивое понимание, что мы не "литва" у калужан сохранялась на протяжении веков.
Спросил Вадима про источник упоминания "литвинов" за Угрой, он ответил что надо искать в калужских краеведческих публикациях. Литература для пытливых http://kokm.ru/ru/publications/printing_publications/
(*) Журнал: Працы гістарычнага факультэта БДУ : навук. зб. Вып. 5 — Мінск : БДУ, 2010
#балты #смоленскоекняжество #верховскиекняжества
Смоленская земля и кривичи.
В дополнение к предыдущему посту про "литвинов". Нашел карту границ Смоленской земли в XII в. и решил нанести на нее примерные ареалы древних народов. Как и в случае с границами нашей Ростово-Суздальской земли, коррелирующими с границами исторической Мерянии, границы Смоленской земли коррелируют с этнической территорией кривичей, обратите внимание на маркеры кривичского присутствия — курганные могильники отмеченные на карте. Так эти исторические земли/княжества, вместе с их границами, и надо рассматривать — в ретроспективе от племен до классической региональной этнографии. В этом свете средневековая смоленская граница по Угре, по-видимому, была отражением пограничья этно-ареалов галиндов/вятичей и кривичей, отголоски культурно-политической инаковости которых (для первой группы), сохранялись вплоть до XIX века.
Подписи к карте:
— города,
2 — центры волостей,
3 — прочие населенные пункты,
4 — населенные пункты, существовавшие в 30-х годах XII в.,
5 — населенные пункты, впервые упомянутые в источниках во второй половине XII и в XIII вв.,
6 — курганные могильники с этнически определяющими кривичскими находками,
7 — верхневолжский ареал новгородской колонизации (по археологическим данным),
8 — граница Смоленской земли к середине XII в.
#кривичи #голядь #вятичи #XIIвек
В дополнение к предыдущему посту про "литвинов". Нашел карту границ Смоленской земли в XII в. и решил нанести на нее примерные ареалы древних народов. Как и в случае с границами нашей Ростово-Суздальской земли, коррелирующими с границами исторической Мерянии, границы Смоленской земли коррелируют с этнической территорией кривичей, обратите внимание на маркеры кривичского присутствия — курганные могильники отмеченные на карте. Так эти исторические земли/княжества, вместе с их границами, и надо рассматривать — в ретроспективе от племен до классической региональной этнографии. В этом свете средневековая смоленская граница по Угре, по-видимому, была отражением пограничья этно-ареалов галиндов/вятичей и кривичей, отголоски культурно-политической инаковости которых (для первой группы), сохранялись вплоть до XIX века.
Подписи к карте:
— города,
2 — центры волостей,
3 — прочие населенные пункты,
4 — населенные пункты, существовавшие в 30-х годах XII в.,
5 — населенные пункты, впервые упомянутые в источниках во второй половине XII и в XIII вв.,
6 — курганные могильники с этнически определяющими кривичскими находками,
7 — верхневолжский ареал новгородской колонизации (по археологическим данным),
8 — граница Смоленской земли к середине XII в.
#кривичи #голядь #вятичи #XIIвек
Удивительные марийцы и чуваши. У Васильченко встретил картинку показывающую редчайшую примесь днк нарвских охотников и собирателей, предположительно, вымершей тысячи лет назад популяции, у марийцев и чувашей; в таблице выделена красным. Исследователи, бывает, отправляются на поиски загадочных народов за тридевять земель, тратят жизнь на изучение далёких сорбов, басков или айнов.
Но не видят удивительное прямо перед своим носом.
#мари #чуваши
Но не видят удивительное прямо перед своим носом.
#мари #чуваши
Пообщался с автором вчерашней ДНК-таблицы. Всё-таки он поторопился. Субстрат охотников и собирателей у марийцев и чувашей местный, поволжский, не скандинавско-нарвского типа. Просто чуть более своеобразный. Но я думаю, его моделирование в любом случае представляет интерес. Оно выполнено в ДНК-калькуляторе G25, а образцы автором взяты из базы данных G25. Он сам делал, это всё общедоступно. База данных наполняется образцами из статей генетиков, в которых анализирется древняя ДНК. Baltic EST BA - это балто-славяне, Baltic LVA MN - волосовцы, RUS Yakutia - сибирская примесь, TUR_Tepecik_Ciftlik_N - что-то восточно- средиземноморское.
Из 5 образцов балтского среднего неолита 3 принадлежат местным нарвским охотникам и собирателям, а 2 - пришельцам типа волосовцев. И именно с ними у марийцев и чувашей сходство! Вот такая это сложная штука - моделирование предковых примесей. Нужно быть очень внимательным.
#марийцы #чуваши #днкгенеалогия
Из 5 образцов балтского среднего неолита 3 принадлежат местным нарвским охотникам и собирателям, а 2 - пришельцам типа волосовцев. И именно с ними у марийцев и чувашей сходство! Вот такая это сложная штука - моделирование предковых примесей. Нужно быть очень внимательным.
#марийцы #чуваши #днкгенеалогия
Telegram
Андрей Мерянин. Меряфутуризм.
Удивительные марийцы и чуваши. У Васильченко встретил картинку показывающую редчайшую примесь днк нарвских охотников и собирателей, предположительно, вымершей тысячи лет назад популяции, у марийцев и чувашей; в таблице выделена красным. Исследователи, бывает…
Судайская роща.
Виталий Филатов сегодня прислал свежую фотку их священной рощи. Осенью она особенно красива. Находится неподалеку от Судая среди обширных лугов на берегах речки Шимпол.
Посредине этого круглого в плане сказочного уголка - большая яма, края которой с годами оплывают. История появления ее передается из поколения в поколение. По словам старожилов, некогда на месте рощи стояла церковь. Однажды, во время богослужения, в храм вошла группа вооруженных татар. Бряцая оружием и шумя, они мешали службе. Внезапно земля разверзлась, и церковь вместе с людьми мгновенно ушла под землю.
Другая легенда помещает там спрятанный обоз с ценностями марийского отряда атамана Ильи Пономарёва, старшины Миронко Мумарина и есаула Дмитрия Куварина, бивших вместе с местными галицкими людьми московских служилых людей по всему Галицкому уезду в 1670 году.
Культовая локация для всех неомерян.
#костромскаяобласть
Виталий Филатов сегодня прислал свежую фотку их священной рощи. Осенью она особенно красива. Находится неподалеку от Судая среди обширных лугов на берегах речки Шимпол.
Посредине этого круглого в плане сказочного уголка - большая яма, края которой с годами оплывают. История появления ее передается из поколения в поколение. По словам старожилов, некогда на месте рощи стояла церковь. Однажды, во время богослужения, в храм вошла группа вооруженных татар. Бряцая оружием и шумя, они мешали службе. Внезапно земля разверзлась, и церковь вместе с людьми мгновенно ушла под землю.
Другая легенда помещает там спрятанный обоз с ценностями марийского отряда атамана Ильи Пономарёва, старшины Миронко Мумарина и есаула Дмитрия Куварина, бивших вместе с местными галицкими людьми московских служилых людей по всему Галицкому уезду в 1670 году.
Культовая локация для всех неомерян.
#костромскаяобласть
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Anton)
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК СЕРДЦЕ ПЕРМИ
Кинокартина «Сердце Пармы» открыла для зрителя полиэтничный и многоязычный мир становления Русского государства во времена Ивана III
Собственно, о полиэтничном характере Древнерусского государства свидетельствует и Повесть временных лет, описывающая становление государства как конфедерацию восточнославянских, прибалтийско-финских и волжско-финских племен
Об участии в формировании современного русского населения как славянских, так и финно-угорских элементов свидетельствуют и современные генетические исследования (см., например: http://генофонд.рф/?page_id=35691). Поэтому отношение к финно-угорскому наследию как к «чужому», не относящемуся напрямую к истории Руси представляется продолжением кабинетных построений ученых XIX века, не учитывающих данных современной лингвистики, генетики и этнографии
Упрощением является также рассмотрение финно-угорских (уральских) племен Средневековья как однородных в плане культуры и языка. То, что у приладожской чуди и корелы (собственно, как и у остального прибалтийско-финского по языку населения) было велико значение сельского хозяйства (земледелия и животноводства), почему-то порой вызывает удивление. Вместе с тем, еще член-корреспондент АН СССР Д.В. Бубрих отмечал, что активную роль в освоении Севера, в том числе современной Архангельской области, наряду со славянами играло и карельское и древнее вепсское население (http://knk.karelia.ru/site/bub/files/assets/basic-html/page-1.html#)
Находясь под властью Новгорода, к новгородцам или простым членам общины – людям (откуда самоназвания людиник у вепсов и лююди у южных карелов-людиков) относило себя и местное прибалтийско-финское население, одновременно сохраняя и память о своей племенной принадлежности. Показательно, что название судна новгородских ушкуйников – ушкуй, как и карбас восходят к вепсскому языку
Поэтому неудивительно, что земли к востоку от Обонежья, за волоками назывались не только Заволочьем, но еще и Пермью, то есть задней землей (от вепсского перяма). Отсюда и скандинавское обозначение этих земель – Биармия
Некоторые исследователи связывали понятие пермь и парма ‘густой, нетронутый лес, тайга’, ‘возвышенное место, покрытое еловым лесом’, сомневаясь порой в трактовке перми как «задней земли»
Однако, к прибалтийско-финскому (древневепсскому) источнику восходит еще одно внешнее название части пермских народов – зыряне (в говорах – зырь), восходящее к вепсскому сюрь- ‘крайний, сторонний’. Здесь мы видим явную сопоставимость по смыслу с понятием «задней земли»
С продвижением новгородцев на восток территориально смещались и Пермь с зырянами. Изначально под зырянами могли пониматься некоторые финно-угорские группы Заволочья (не обязательно пермские). Позднее под пермяками и пермянами понимались предки коми (не только коми-пермян, но и коми-зырян). Современные пермяки – это население Пермского края, без указания на его этническое происхождение
Но каким же был путь слов вепсского происхождения в отношении коми? Когда восточные славяне, древние вепсы и древние коми встретились в одной точке пространства и времени?
Требовалась встреча всех трех компонентов: двигавшихся с юго-запада (из Присвирья и Обонежья) в Заволочье новгородских словен и древних вепсов, а также проникающих с юго-востока и востока (из Прикамья) предков коми.
При скудности письменных источников упор необходимо делать на топонимию.
В этом плане показательно название Перемского стана в Пинежье (будущей д. Труфаново с окрестными деревнями) где, как и в Суре, произошла в XII–XV вв. одновременная встреча древнего вепсского, пермского и славянского населения. О том, что здесь ранее проживали коми, отражено и в грамоте великого князя Ивана III
На запад коми-население доходило до правобережья Двины
Кинокартина «Сердце Пармы» открыла для зрителя полиэтничный и многоязычный мир становления Русского государства во времена Ивана III
Собственно, о полиэтничном характере Древнерусского государства свидетельствует и Повесть временных лет, описывающая становление государства как конфедерацию восточнославянских, прибалтийско-финских и волжско-финских племен
Об участии в формировании современного русского населения как славянских, так и финно-угорских элементов свидетельствуют и современные генетические исследования (см., например: http://генофонд.рф/?page_id=35691). Поэтому отношение к финно-угорскому наследию как к «чужому», не относящемуся напрямую к истории Руси представляется продолжением кабинетных построений ученых XIX века, не учитывающих данных современной лингвистики, генетики и этнографии
Упрощением является также рассмотрение финно-угорских (уральских) племен Средневековья как однородных в плане культуры и языка. То, что у приладожской чуди и корелы (собственно, как и у остального прибалтийско-финского по языку населения) было велико значение сельского хозяйства (земледелия и животноводства), почему-то порой вызывает удивление. Вместе с тем, еще член-корреспондент АН СССР Д.В. Бубрих отмечал, что активную роль в освоении Севера, в том числе современной Архангельской области, наряду со славянами играло и карельское и древнее вепсское население (http://knk.karelia.ru/site/bub/files/assets/basic-html/page-1.html#)
Находясь под властью Новгорода, к новгородцам или простым членам общины – людям (откуда самоназвания людиник у вепсов и лююди у южных карелов-людиков) относило себя и местное прибалтийско-финское население, одновременно сохраняя и память о своей племенной принадлежности. Показательно, что название судна новгородских ушкуйников – ушкуй, как и карбас восходят к вепсскому языку
Поэтому неудивительно, что земли к востоку от Обонежья, за волоками назывались не только Заволочьем, но еще и Пермью, то есть задней землей (от вепсского перяма). Отсюда и скандинавское обозначение этих земель – Биармия
Некоторые исследователи связывали понятие пермь и парма ‘густой, нетронутый лес, тайга’, ‘возвышенное место, покрытое еловым лесом’, сомневаясь порой в трактовке перми как «задней земли»
Однако, к прибалтийско-финскому (древневепсскому) источнику восходит еще одно внешнее название части пермских народов – зыряне (в говорах – зырь), восходящее к вепсскому сюрь- ‘крайний, сторонний’. Здесь мы видим явную сопоставимость по смыслу с понятием «задней земли»
С продвижением новгородцев на восток территориально смещались и Пермь с зырянами. Изначально под зырянами могли пониматься некоторые финно-угорские группы Заволочья (не обязательно пермские). Позднее под пермяками и пермянами понимались предки коми (не только коми-пермян, но и коми-зырян). Современные пермяки – это население Пермского края, без указания на его этническое происхождение
Но каким же был путь слов вепсского происхождения в отношении коми? Когда восточные славяне, древние вепсы и древние коми встретились в одной точке пространства и времени?
Требовалась встреча всех трех компонентов: двигавшихся с юго-запада (из Присвирья и Обонежья) в Заволочье новгородских словен и древних вепсов, а также проникающих с юго-востока и востока (из Прикамья) предков коми.
При скудности письменных источников упор необходимо делать на топонимию.
В этом плане показательно название Перемского стана в Пинежье (будущей д. Труфаново с окрестными деревнями) где, как и в Суре, произошла в XII–XV вв. одновременная встреча древнего вепсского, пермского и славянского населения. О том, что здесь ранее проживали коми, отражено и в грамоте великого князя Ивана III
На запад коми-население доходило до правобережья Двины
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Anton)
Так, Стефан Пермский (XIV в.) проповедовать у пермян, начиная с устья Вычегды, где в районе современного Котласа находилось селение Пырас. Интересно отметить, что согласно коми преданию, на Вычегде жил могучий колдун-оборотень Ошлапей, имевший медвежьи лапы (это, собственно, и означает его имя). По легенде, он был побежден Стефаном Пермским и местным жителями. А на месте его могилы возникло село Ошлапье (Ленский район Архангельской области)
Озеро Перемское / Пермское известно неподалеку от Архангельска. Оно расположено в бассейне речки Вождоромки / Воджеромки, название которой явно содержит коми географический термин öрöм ‘старое русло’
В целом пермская по происхождению топонимия, соседствуя с русской, а также с субстратными географическими названиями саамского и прибалтийско-финского (вепсского и карельского) типа, отмечается в восточной части Архангельской области от Мезени до Вычегды
На востоке области в русских говорах отмечаются отдельные слова коми происхождения (наиболее известное – туес), а также соответствующие фамилии: Кычев (кöч ‘заяц’), Пуртов (пурт ‘нож’) и другие
И хотя Архангельская область не являлась центром формирования коми народа, понятие слова пермь, пермяне, пермяки, а равно зыряне появились именно здесь – в месте встречи Руси, Перми и Чуди
#архангельскаяобласть #пинега #пинежье #пинежскийрайон #коми #вепсы #пермь
Озеро Перемское / Пермское известно неподалеку от Архангельска. Оно расположено в бассейне речки Вождоромки / Воджеромки, название которой явно содержит коми географический термин öрöм ‘старое русло’
В целом пермская по происхождению топонимия, соседствуя с русской, а также с субстратными географическими названиями саамского и прибалтийско-финского (вепсского и карельского) типа, отмечается в восточной части Архангельской области от Мезени до Вычегды
На востоке области в русских говорах отмечаются отдельные слова коми происхождения (наиболее известное – туес), а также соответствующие фамилии: Кычев (кöч ‘заяц’), Пуртов (пурт ‘нож’) и другие
И хотя Архангельская область не являлась центром формирования коми народа, понятие слова пермь, пермяне, пермяки, а равно зыряне появились именно здесь – в месте встречи Руси, Перми и Чуди
#архангельскаяобласть #пинега #пинежье #пинежскийрайон #коми #вепсы #пермь
Нашел новый интересный термин на просторах интернета. То самое, русское: "где родился, там и пригодился". ))
#жизнь
#жизнь
Восприятие цветов в древности.
Намедни думал как мог бы по-мерянски называться гриб опенок, изучал его названия в разных ф-у языках и наткнулся на эрзянскую форму pizemepango, дословно "желтый гриб".
Эрзянская лексема piže происходит от древнеуральской лексемы piša - "зеленый", "желтый", "желчь". Забавно, это совмещение зеленого и желтого, напоминает лексему шем - совмещающую в себе понятия "черный", "темный", "темноватый", "вороной", видимо у древних финнов эти цвета были близки до степени смешения.
Мне это напомнило статью Дарьи Варламовой в "Теории и практике", где утверждается, что слов для обозначения синего цвета нет ни в одном из древних текстов: ни в Библии, ни в Торе, ни в исландских сагах, ни в индийских поэмах. На основании этого делается вывод, что раньше люди попросту не видели синий цвет, а за последние века цветовосприятие стало совершеннее.
В "Илиаде" море — фиолетовое, а мед — зеленый. Британский политик Уильям Гладстон считал, что современники Гомера видели мир в основном в контрастах между светом и темнотой, а цвета радуги воспринимались ими как неопределенные полутона между белым и черным. Или, если быть более точным, они видели мир в черно-белых тонах с вкраплением красного, так как Гладстон заключил, что чувство цвета начало развиваться во времена Гомера и прежде всего включало в себя красные тона.
Похоже что "цветовая слепота" древних греков была характерна и для древних финно-угров.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки
Намедни думал как мог бы по-мерянски называться гриб опенок, изучал его названия в разных ф-у языках и наткнулся на эрзянскую форму pizemepango, дословно "желтый гриб".
Эрзянская лексема piže происходит от древнеуральской лексемы piša - "зеленый", "желтый", "желчь". Забавно, это совмещение зеленого и желтого, напоминает лексему шем - совмещающую в себе понятия "черный", "темный", "темноватый", "вороной", видимо у древних финнов эти цвета были близки до степени смешения.
Мне это напомнило статью Дарьи Варламовой в "Теории и практике", где утверждается, что слов для обозначения синего цвета нет ни в одном из древних текстов: ни в Библии, ни в Торе, ни в исландских сагах, ни в индийских поэмах. На основании этого делается вывод, что раньше люди попросту не видели синий цвет, а за последние века цветовосприятие стало совершеннее.
В "Илиаде" море — фиолетовое, а мед — зеленый. Британский политик Уильям Гладстон считал, что современники Гомера видели мир в основном в контрастах между светом и темнотой, а цвета радуги воспринимались ими как неопределенные полутона между белым и черным. Или, если быть более точным, они видели мир в черно-белых тонах с вкраплением красного, так как Гладстон заключил, что чувство цвета начало развиваться во времена Гомера и прежде всего включало в себя красные тона.
Похоже что "цветовая слепота" древних греков была характерна и для древних финно-угров.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки
Гнилинг и социальная мобильность.
Вдогонку к утренней теме. Меряне и постмеряне всегда отличались особенной соц.мобильностью, начиная с X века и по век XX, легко снимались с обжитых мест, шли на север вслед за весью в Прикубенье и Белозерье, уходили волнами от насильственной христианизации за Волгу, на Унжу, в нижегородскую Меровию, а кто вообще на Вятку. В XIX-XX веках была волна отходничества в Питер, Москву, Ебург, Пермь, наши валенки катали (жгоны), шаповалили (шачебольские), плотничали (кусские) и тд.
Образ жизни Москвы и Санкт-Петербурга значительно отличался от других городов. Именно крестьянин, прибывавший из деревни, подмечал особенности столичного образа жизни. На него производили впечатление масштабы и темп жизни столицы, социальные и этнические контрасты, многообразие видов деятельности и перспектив испробовать себя в новом деловом качестве. Поскольку тайной мечтой каждого крестьянина, отправлявшегося в столицу, было желание "выбиться в люди", а, возможно, и разбогатеть, то город привлекал и особыми социальными возможностями.
Мой прадед Семён был отходником-шаповалом. Его предки шаповалили ходя до Питера, прадед жил в Екатеринбурге, а на изломе НЭПа успел подался в Москву. Я, его правнук, тоже отходник, сейчас нас называют экспатами.
#жизнь
Вдогонку к утренней теме. Меряне и постмеряне всегда отличались особенной соц.мобильностью, начиная с X века и по век XX, легко снимались с обжитых мест, шли на север вслед за весью в Прикубенье и Белозерье, уходили волнами от насильственной христианизации за Волгу, на Унжу, в нижегородскую Меровию, а кто вообще на Вятку. В XIX-XX веках была волна отходничества в Питер, Москву, Ебург, Пермь, наши валенки катали (жгоны), шаповалили (шачебольские), плотничали (кусские) и тд.
Образ жизни Москвы и Санкт-Петербурга значительно отличался от других городов. Именно крестьянин, прибывавший из деревни, подмечал особенности столичного образа жизни. На него производили впечатление масштабы и темп жизни столицы, социальные и этнические контрасты, многообразие видов деятельности и перспектив испробовать себя в новом деловом качестве. Поскольку тайной мечтой каждого крестьянина, отправлявшегося в столицу, было желание "выбиться в люди", а, возможно, и разбогатеть, то город привлекал и особыми социальными возможностями.
Мой прадед Семён был отходником-шаповалом. Его предки шаповалили ходя до Питера, прадед жил в Екатеринбурге, а на изломе НЭПа успел подался в Москву. Я, его правнук, тоже отходник, сейчас нас называют экспатами.
#жизнь