Мерян куукаляк Мерянский месяцеслов
Сегодня корпел над названиями месяцев и единицами измерения времени в мерянском календаре. Вот что в итоге получилось:
Январь – Суснайол/Суснаялг (Месяц свиной ноги *)
Февраль – Лумшанг (Месяц сугробов. Время когда много снега)
Март – Войсизема (месяц Масленицы, время наступления весны)
Апрель – Витшанг (Месяц половодья)
Май – Кыраш (Месяц полевых работ)
Июнь – Кукуй (Месяц летнего Солнцеворота)
Июль – Кыцъыма (Месяц молений – "Бодун", "Мольба", "Петры-Павлы")
Август – Енкузо (Месяц серпа, время жатвы)
Сентябрь – Веска (Месяц клети/овина. Время сбора урожая)
Октябрь – Шиже (Месяц осени)
Ноябрь – Йошто (Месяц наступления холодов)
Декабрь – Телеш (Месяц начала зимы)
* Годовой праздничный цикл у мерян начинается с праздника «Суснайол» («Йол»), что означает «свиная нога». На праздник рождения Нового Солнца в мерянском Заволжье традиционно варили свиные ноги.
Заодно напомню названия дней недели и времени суток:
Сизема – неделя (седьмица)
Понедельник – Иканкеце (вар. иканга) первый день
Вторник – Коканкеце (вар. коканга) второй день
Среда – Колманкеце (вар. колманга) третий день
Четверг – Ниланкеце (вар. ниланга) четвертый день
Пятница – Витанкеце (вар. витанга) пятый день
Суббота – Кутанкеце (вар. кутанга) шестой день
Воскресенье – Яндранкеце (вар. яндранга) святой день
Утро – Волгаж (свет)
День – Кеце (солнце)
Вечер – Шемын (сумерки)
Ночь – Йу
Для единиц измерения времени решил взять за основу марийскую лексему жап "время", поскольку во всех финно-угорских языках они или заимствованы из германских или русского языков, либо различаются.
Время – Шап
Тысячелетие – Тёжаткеса (тысяча лет)
Век – Сятакеса (сто лет)
Год – Кеса (лето)
Месяц – Куу (луна)
Час – Кужушап (длинное время)
Секунда – Кутукшап (короткое время)
Месяцеслов – Куукаляк (лунные слова)
#меря #мерянскийязык #календарь
Сегодня корпел над названиями месяцев и единицами измерения времени в мерянском календаре. Вот что в итоге получилось:
Январь – Суснайол/Суснаялг (Месяц свиной ноги *)
Февраль – Лумшанг (Месяц сугробов. Время когда много снега)
Март – Войсизема (месяц Масленицы, время наступления весны)
Апрель – Витшанг (Месяц половодья)
Май – Кыраш (Месяц полевых работ)
Июнь – Кукуй (Месяц летнего Солнцеворота)
Июль – Кыцъыма (Месяц молений – "Бодун", "Мольба", "Петры-Павлы")
Август – Енкузо (Месяц серпа, время жатвы)
Сентябрь – Веска (Месяц клети/овина. Время сбора урожая)
Октябрь – Шиже (Месяц осени)
Ноябрь – Йошто (Месяц наступления холодов)
Декабрь – Телеш (Месяц начала зимы)
* Годовой праздничный цикл у мерян начинается с праздника «Суснайол» («Йол»), что означает «свиная нога». На праздник рождения Нового Солнца в мерянском Заволжье традиционно варили свиные ноги.
Заодно напомню названия дней недели и времени суток:
Сизема – неделя (седьмица)
Понедельник – Иканкеце (вар. иканга) первый день
Вторник – Коканкеце (вар. коканга) второй день
Среда – Колманкеце (вар. колманга) третий день
Четверг – Ниланкеце (вар. ниланга) четвертый день
Пятница – Витанкеце (вар. витанга) пятый день
Суббота – Кутанкеце (вар. кутанга) шестой день
Воскресенье – Яндранкеце (вар. яндранга) святой день
Утро – Волгаж (свет)
День – Кеце (солнце)
Вечер – Шемын (сумерки)
Ночь – Йу
Для единиц измерения времени решил взять за основу марийскую лексему жап "время", поскольку во всех финно-угорских языках они или заимствованы из германских или русского языков, либо различаются.
Время – Шап
Тысячелетие – Тёжаткеса (тысяча лет)
Век – Сятакеса (сто лет)
Год – Кеса (лето)
Месяц – Куу (луна)
Час – Кужушап (длинное время)
Секунда – Кутукшап (короткое время)
Месяцеслов – Куукаляк (лунные слова)
#меря #мерянскийязык #календарь
Шаманизм и галлюциногены у дьяковцев.
Нашел на форуме INTERTRADITIONALE старую заметку Почерникова посвященную галлюциногенам и шаманизму дьяковцев. Сам первоисточник, к сожалению, давно потерялся в сети.
***
Среди находок уже Троицкого городища Дьяковской культуры (Можайский район Московской области), был обнаружен один довольно странный предмет: миниатюрный сосудик, вместимостью не более 70 мл., со «странным» граффити.
Сами по себе миниатюрные сосудики в виде стаканчиков, рюмок, и даже стопок, вещь вовсе не уникальная, в раннем железном веке, в Восточной Европе, они встречаются повсеместно. Назначение их, судя по всему обрядовое, хотя версий применения существовало немалое количество.
В пользу их обрядовой атрибуции могут свидетельствовать местонахождения в виде скоплений, причём на пространствах ограниченных сооружениями и постройками, есть и иной довод.
В 2004 году, на городище Ростиславль, что расположено в бассейне Оки, и чей нижний горизонт относился к той же Дьяковской культуре, были обнаружены миниатюрные сосудики, которые были подвергнуты анализу органических остатков на внутренней поверхности. Сосудики были самые обыкновенные, подобные сотням обнаруженных ранее, но подобный анализ был проведён впервые. (Результаты исследований были представлены на семинаре «Археология Подмосковья» в 2005 году в докладе Т.Н. Бакуновой «Возможности рентген-флюоресцентного метода при исследовании памятников дьяковской культуры». К сожалению, доклад до сих пор не опубликован. Необходимо отметить, что данный материал встретил неоднозначную оценку в научной среде.)
Ранее предполагалось, что содержимым «стаканов» и «рюмок» могли быть жиры, соль и прочие пищевые продукты, но выяснилось, что держали в этих ёмкостях вовсе не продукты, не «жертвоприношения», и не «лампадное масло» (такие версии также имели место), а психотропно-галлюциногенные вещества растительного происхождения…
В общем-то, ничего удивительного здесь нет, многие первобытные народы мира употребляют галлюциногены в своих шаманских практиках и по сию пору. На эту тему написано множество научных и не очень научных работ, наверное каждому известна обширная серия книг выпущенных под авторством Карлоса Кастанеды. Более того, многие не самые разумные горожане, начитавшись этой литературы, стали ставить эксперименты, что называется «на себе», не понимая того, что между обрядовой практикой и примитивным «торчанием» нет ровным счётом ничего общего.
К сожалению, за последнее тысячелетие психология человека и понимание сути древнего обряда изменились настолько, что использование доисторических практик по изменению сознания во время священнодействия, в подавляющем числе случаев, просто невозможно. Это может привести к банальному отравлению в лучшем случае, или даже смертельному пристрастию в худшем.
Теперь становится ясно, что существует вид керамики, который мы смело можем отнести к древнему шаманскому магическому инструментарию — это миниатюрные сосудики. Большинство из них, по своему оформлению повторяли облик бытовой посуды, и даже имели схожий с ней орнамент, но часть изделий резко отличались по внешнему виду и часто имели на своей поверхности граффити или даже проторунические надписи. Относительно недавно, в верховьях Москвы-реки, экспедицией К. А. Смирнова была найдена следующая малая ёмкость.
Это изделие отличается от других крайней неаккуратностью исполнения, и можно предположить, что его слепил ребёнок. Действительно, в отличие от многих аналогичных находок, этот «стаканчик» сделан из одного комка глины с отверстием продавленным пальцем. Никакой чёткой формы, никакой проработки поверхности. Ну, и конечно, «беспорядочные» царапины, на поверхности, с одним зоомофным примитивным изображением. Сделал, бросил в костровую яму, где обжигалась прочая керамика, или даже просто в очаг…
Арт: Дьяковский шаман в исполнении нейросети
#шаманизм #дьяковскаякультура
Нашел на форуме INTERTRADITIONALE старую заметку Почерникова посвященную галлюциногенам и шаманизму дьяковцев. Сам первоисточник, к сожалению, давно потерялся в сети.
***
Среди находок уже Троицкого городища Дьяковской культуры (Можайский район Московской области), был обнаружен один довольно странный предмет: миниатюрный сосудик, вместимостью не более 70 мл., со «странным» граффити.
Сами по себе миниатюрные сосудики в виде стаканчиков, рюмок, и даже стопок, вещь вовсе не уникальная, в раннем железном веке, в Восточной Европе, они встречаются повсеместно. Назначение их, судя по всему обрядовое, хотя версий применения существовало немалое количество.
В пользу их обрядовой атрибуции могут свидетельствовать местонахождения в виде скоплений, причём на пространствах ограниченных сооружениями и постройками, есть и иной довод.
В 2004 году, на городище Ростиславль, что расположено в бассейне Оки, и чей нижний горизонт относился к той же Дьяковской культуре, были обнаружены миниатюрные сосудики, которые были подвергнуты анализу органических остатков на внутренней поверхности. Сосудики были самые обыкновенные, подобные сотням обнаруженных ранее, но подобный анализ был проведён впервые. (Результаты исследований были представлены на семинаре «Археология Подмосковья» в 2005 году в докладе Т.Н. Бакуновой «Возможности рентген-флюоресцентного метода при исследовании памятников дьяковской культуры». К сожалению, доклад до сих пор не опубликован. Необходимо отметить, что данный материал встретил неоднозначную оценку в научной среде.)
Ранее предполагалось, что содержимым «стаканов» и «рюмок» могли быть жиры, соль и прочие пищевые продукты, но выяснилось, что держали в этих ёмкостях вовсе не продукты, не «жертвоприношения», и не «лампадное масло» (такие версии также имели место), а психотропно-галлюциногенные вещества растительного происхождения…
В общем-то, ничего удивительного здесь нет, многие первобытные народы мира употребляют галлюциногены в своих шаманских практиках и по сию пору. На эту тему написано множество научных и не очень научных работ, наверное каждому известна обширная серия книг выпущенных под авторством Карлоса Кастанеды. Более того, многие не самые разумные горожане, начитавшись этой литературы, стали ставить эксперименты, что называется «на себе», не понимая того, что между обрядовой практикой и примитивным «торчанием» нет ровным счётом ничего общего.
К сожалению, за последнее тысячелетие психология человека и понимание сути древнего обряда изменились настолько, что использование доисторических практик по изменению сознания во время священнодействия, в подавляющем числе случаев, просто невозможно. Это может привести к банальному отравлению в лучшем случае, или даже смертельному пристрастию в худшем.
Теперь становится ясно, что существует вид керамики, который мы смело можем отнести к древнему шаманскому магическому инструментарию — это миниатюрные сосудики. Большинство из них, по своему оформлению повторяли облик бытовой посуды, и даже имели схожий с ней орнамент, но часть изделий резко отличались по внешнему виду и часто имели на своей поверхности граффити или даже проторунические надписи. Относительно недавно, в верховьях Москвы-реки, экспедицией К. А. Смирнова была найдена следующая малая ёмкость.
Это изделие отличается от других крайней неаккуратностью исполнения, и можно предположить, что его слепил ребёнок. Действительно, в отличие от многих аналогичных находок, этот «стаканчик» сделан из одного комка глины с отверстием продавленным пальцем. Никакой чёткой формы, никакой проработки поверхности. Ну, и конечно, «беспорядочные» царапины, на поверхности, с одним зоомофным примитивным изображением. Сделал, бросил в костровую яму, где обжигалась прочая керамика, или даже просто в очаг…
Арт: Дьяковский шаман в исполнении нейросети
#шаманизм #дьяковскаякультура
Очередной крик души. Ровно то о чем я часто пишу - всемирность vs локальность. Честняков никому не нужен потому что он локален, а не глобален, а локальное ценят единицы.
Советам в XX веке удалось насадить глобальную самоидентификацию наглухо убившую все региональное. Люди у нас живут не в регионе, не в земле, не в городе и не в селе, они живут сразу везде и нигде. В том, что Надточий называет воображаемым ничто. Поэтому, например, местные новости, жизнь в родном населенном пункте, в первую очередь культурная, их интересует гораздо меньше федеральных и даже узко московских новостей (столица же!). Удивительный феномен самоколонизации.
#антропныевсячинки
Советам в XX веке удалось насадить глобальную самоидентификацию наглухо убившую все региональное. Люди у нас живут не в регионе, не в земле, не в городе и не в селе, они живут сразу везде и нигде. В том, что Надточий называет воображаемым ничто. Поэтому, например, местные новости, жизнь в родном населенном пункте, в первую очередь культурная, их интересует гораздо меньше федеральных и даже узко московских новостей (столица же!). Удивительный феномен самоколонизации.
#антропныевсячинки
Дугин в последнее время пишет много концептуального, видно сезон в разгаре, сидит в Заволжье на своем лесном хуторе и шпарит по клавиатуре. Причем пишет много — глубинно-финно-угорского, как в этом посте.
В переводе на наш этнофутуристический язык: над пространствами Mordens и Merens на воздусях рядом с мистической берёзой (дубом) соединяющей Три мира парит небесный пчельник Нишке-паза (Юмала) откуда он отстраненно наблюдает за миром и повелевает своим небесным правительством: премьером Велень-пазом (Ёлсом), маршалом Пурьгине-пазом (Волгажче-юмалом), строгими Матерями в высоких панго (кокошниках) - Матерью Воды (Вит-авой), Матерью Ветра (Лил-авой), Матерью Земли (Маа-авой), Матерью Огня (Тул-авой), Матерью Полей (Нур-авой), Матерью Леса (Мется-авой). В земных школах строгие и прекрасные широкоскулые женщины в белых одеждах учат голубоглазых детей про «стародавний век», «древнейшее время» (эрз. кезэ-рень пиньге, мокш. кезоронь пинге, мер. тошто шап) когда на земле обитали люди-москвичи, люди-рязанцы, люди-нижегородцы, люди-тамбовцы, люди-ярославцы, люди-костромичи, люди-вологжане, они-то и явились предками нынешних человеческих родов merens и mordens.
#этнофутуризм
В переводе на наш этнофутуристический язык: над пространствами Mordens и Merens на воздусях рядом с мистической берёзой (дубом) соединяющей Три мира парит небесный пчельник Нишке-паза (Юмала) откуда он отстраненно наблюдает за миром и повелевает своим небесным правительством: премьером Велень-пазом (Ёлсом), маршалом Пурьгине-пазом (Волгажче-юмалом), строгими Матерями в высоких панго (кокошниках) - Матерью Воды (Вит-авой), Матерью Ветра (Лил-авой), Матерью Земли (Маа-авой), Матерью Огня (Тул-авой), Матерью Полей (Нур-авой), Матерью Леса (Мется-авой). В земных школах строгие и прекрасные широкоскулые женщины в белых одеждах учат голубоглазых детей про «стародавний век», «древнейшее время» (эрз. кезэ-рень пиньге, мокш. кезоронь пинге, мер. тошто шап) когда на земле обитали люди-москвичи, люди-рязанцы, люди-нижегородцы, люди-тамбовцы, люди-ярославцы, люди-костромичи, люди-вологжане, они-то и явились предками нынешних человеческих родов merens и mordens.
#этнофутуризм
Telegram
AGDchan
Правительство будет расположено в воздухе, в роскошной подвесной конструкции, приделанной к огромному дирижаблю. Дирижабль будет плавать над Имперскими Штатами, оттуда власть будет наблюдать в бинокль — всё ли в порядке, всё ли по плану. Как в Древнем Китае…
Ездил сегодня на мызу снимать блюда мерянской кухни. Одно из них - полбяные алябыши с творогом и вишней. Заглядывайте в наш канал "Мерянская кухня".
#мерянскаякухня
#мерянскаякухня
Forwarded from Автохтонъ
Telegraph
Героический эпос в среде землепашцев. Ч. 1: Наши "истинные славяне"
Живущего в России человека сложно удивить "незаконченностью","недоделанностью", "бесформенностью" и в первую очередь отсутствием "лица" всего окружающего пространства, пространства как грубо физического, будь то хотя бы архитектура, так и пространства отечественной…
Русь бродячая автохтонизма-ради
Мой старый друг карельский мерянин создал интересный канал в котором делится концептами и видением Стараго и Будущаго мiра. Финно-славянская Русь в пространствах оксидентализма и ориентализма, Клюев, Шишков, Ганин, Честняков, глубинная мифология, странничество, автохтонизм, этнофутуризм.
https://yangx.top/vagabondrus
Мой старый друг карельский мерянин создал интересный канал в котором делится концептами и видением Стараго и Будущаго мiра. Финно-славянская Русь в пространствах оксидентализма и ориентализма, Клюев, Шишков, Ганин, Честняков, глубинная мифология, странничество, автохтонизм, этнофутуризм.
https://yangx.top/vagabondrus
Telegram
Автохтонъ
Древности наших лесов и не только.
Предки северян
Один – словенин новгородской,
Другой – из вепсов Рéбой-Лис.
Заонежанин людикóвской
Да из Корелы кантелист.
Из Суздаля, Твери, Ростова,
С мерянской, кривичской земли
Взялась, пошла наша основа –
Её нам предки сберегли.
Давайте сохраним и дале
Воспоминания о них.
Пусть не забудутся преданья
О предках наших удалых!
Автор - Лобов (Отсанен)
#север #поэзия
Один – словенин новгородской,
Другой – из вепсов Рéбой-Лис.
Заонежанин людикóвской
Да из Корелы кантелист.
Из Суздаля, Твери, Ростова,
С мерянской, кривичской земли
Взялась, пошла наша основа –
Её нам предки сберегли.
Давайте сохраним и дале
Воспоминания о них.
Пусть не забудутся преданья
О предках наших удалых!
Автор - Лобов (Отсанен)
#север #поэзия
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Гимн Матке-Габии.
Съездили вчера на великах на одно пралитовское городище культуры штрихованной керамики (до 5 в.н.э), пособирали малины, послушали мхи и старые дубы, пожгли огонь, поговорили о жизни и конечно спели Матке-Габии.
#язычество #магия
Съездили вчера на великах на одно пралитовское городище культуры штрихованной керамики (до 5 в.н.э), пособирали малины, послушали мхи и старые дубы, пожгли огонь, поговорили о жизни и конечно спели Матке-Габии.
#язычество #магия
«Проклятое Место» мерянская инсталляция в русском лесу.
В контакте встретил заметку про открывшуюся в Подмосковье выставку «Проклятое Место» куратором которой является художница Анджелина Аганина. На выставке, помимо посиделок духов и нежити из соседнего болота, представлен аж целый мерянский (дьяковский) «домик мертвых» (!) и разные другие загадочные объекты явленные нам из Иномирья.
Об этом рассказывает аспирантка Кафедры кино и современного искусства факультета Истории искусства РГГУ искусствовед и культуролог Е.В. Бочарова:
«Что происходит с нашей Родиной? Что за проклятье преследует её на протяжении всей истории? Этими вопросами раз от раза озадачиваются мыслящие соотечественники. Эти вопросы как никогда актуальны и актуализируемы в настоящий момент.
Возвращаясь к корням, к исходному пункту зарождения государства Россия, становится очевидной полиэтничность народа, именующего себя русскими. Русские — это, прежде всего, общность культурная, а не национальная. Но как мало знаем мы о тех народах, что сформировали эту общность! Их обряды и верования навечно затерялись в складках и промежутках памяти ушедших веков.
Достоверно известно, что исконными жителями Московского региона, а также близлежащих областей: Ярославской, Ивановской, Владимирской, Костромской, Вологодской, Тверской и Нижегородской, были меря, предположительно народ угро-финской группы (но это не точно). От их культуры нам в наследство достались лишь многочисленные топонимы да смутные воспоминания, сохранённые фольклором. Ока, Яхрома, Векса, Лехта, Неро, Толгобол, Нерехта, Печегда, Кинешма, Кострома, Чухлома, Палех, Ухтома, Шуя, Валдай, Селигер, Киржач, Клязьма, Колокша, Хохлома, Вирея, Пахра, Талдом и даже Москва — вот слова из языка мерян.
Всем знакомый с детства образ «избушки на курьих ножках» не что иное, как погребальное сооружение лесных меря. Рукотворный объект, не понятный пришедшим в мерянские болота и леса славянам (имевшим обычай трупосожжения), он был запечатлён в мифе о загадочной колдунье, живущей в доме без окон и дверей и питающейся предположительно людьми…
Провести достоверную научную реконструкцию элементов духовной культуры меря не представляется возможным ввиду скудности и фрагментарности имеющихся артефактов. В прочем, что могло сохраниться от народа, жившего в глухих лесах и использовавшего в своём быту и ритуалах в основном древесину и лес?
В данных обстоятельствах художественное исследование, производящее особую форму критического знания, весьма релевантно. В отличие от исследования научного, художественное исследование не обязано опираться на верифицируемые источники, оно может двигаться путями интуитивных интенций, не ставя себе конечной цели, но при этом порождая и распространяя художественный контент в особом дискурсивном пространстве арт-сообщества.
Выставка «Проклятое Место» — это не реконструкция ритуалов исчезнувшего этноса, но попытка осознания имманентного присутствия его культурного кода в российской семиосфере.»
Прекрасно, я очень доволен, не зря работаем.
#меря #арт
В контакте встретил заметку про открывшуюся в Подмосковье выставку «Проклятое Место» куратором которой является художница Анджелина Аганина. На выставке, помимо посиделок духов и нежити из соседнего болота, представлен аж целый мерянский (дьяковский) «домик мертвых» (!) и разные другие загадочные объекты явленные нам из Иномирья.
Об этом рассказывает аспирантка Кафедры кино и современного искусства факультета Истории искусства РГГУ искусствовед и культуролог Е.В. Бочарова:
«Что происходит с нашей Родиной? Что за проклятье преследует её на протяжении всей истории? Этими вопросами раз от раза озадачиваются мыслящие соотечественники. Эти вопросы как никогда актуальны и актуализируемы в настоящий момент.
Возвращаясь к корням, к исходному пункту зарождения государства Россия, становится очевидной полиэтничность народа, именующего себя русскими. Русские — это, прежде всего, общность культурная, а не национальная. Но как мало знаем мы о тех народах, что сформировали эту общность! Их обряды и верования навечно затерялись в складках и промежутках памяти ушедших веков.
Достоверно известно, что исконными жителями Московского региона, а также близлежащих областей: Ярославской, Ивановской, Владимирской, Костромской, Вологодской, Тверской и Нижегородской, были меря, предположительно народ угро-финской группы (но это не точно). От их культуры нам в наследство достались лишь многочисленные топонимы да смутные воспоминания, сохранённые фольклором. Ока, Яхрома, Векса, Лехта, Неро, Толгобол, Нерехта, Печегда, Кинешма, Кострома, Чухлома, Палех, Ухтома, Шуя, Валдай, Селигер, Киржач, Клязьма, Колокша, Хохлома, Вирея, Пахра, Талдом и даже Москва — вот слова из языка мерян.
Всем знакомый с детства образ «избушки на курьих ножках» не что иное, как погребальное сооружение лесных меря. Рукотворный объект, не понятный пришедшим в мерянские болота и леса славянам (имевшим обычай трупосожжения), он был запечатлён в мифе о загадочной колдунье, живущей в доме без окон и дверей и питающейся предположительно людьми…
Провести достоверную научную реконструкцию элементов духовной культуры меря не представляется возможным ввиду скудности и фрагментарности имеющихся артефактов. В прочем, что могло сохраниться от народа, жившего в глухих лесах и использовавшего в своём быту и ритуалах в основном древесину и лес?
В данных обстоятельствах художественное исследование, производящее особую форму критического знания, весьма релевантно. В отличие от исследования научного, художественное исследование не обязано опираться на верифицируемые источники, оно может двигаться путями интуитивных интенций, не ставя себе конечной цели, но при этом порождая и распространяя художественный контент в особом дискурсивном пространстве арт-сообщества.
Выставка «Проклятое Место» — это не реконструкция ритуалов исчезнувшего этноса, но попытка осознания имманентного присутствия его культурного кода в российской семиосфере.»
Прекрасно, я очень доволен, не зря работаем.
#меря #арт
Вещание Мерянской Земли.
Всякий Поиск заканчивается Книгой. Про это рисунок ростовского историка, сотрудника музея "Ростовский кремль", Ивана Купцова посвященный Андрею Евгеньевичу Леонтьеву — археологу-мерянисту, исследователю Сарского городища. Андрей Евгеньевич сидит на завалинке у старого деревенского амбара, с книгой "Археология Мери", а духи мерянских предков нашептывают ему ценные Истины. Я с ними тоже хорошо знаком)
#культурнаяархеология
Всякий Поиск заканчивается Книгой. Про это рисунок ростовского историка, сотрудника музея "Ростовский кремль", Ивана Купцова посвященный Андрею Евгеньевичу Леонтьеву — археологу-мерянисту, исследователю Сарского городища. Андрей Евгеньевич сидит на завалинке у старого деревенского амбара, с книгой "Археология Мери", а духи мерянских предков нашептывают ему ценные Истины. Я с ними тоже хорошо знаком)
#культурнаяархеология
2 енкузо «Елуш Кыцъыма» / «Елуш-кеце»
(2 августа «Мольба Ильинская» / «Ильин день»)
В Меровии (Поветлужье) в эти дни проходила «Мольба Ильинская» восходящая к традиционным там «обещаниям» Миколе и Илье, призванным отвратить скотину и людей от болезней. На «Миколу» резали откормленного бычка. Накануне «Ильи» – ягнёнка. Лучшую часть мяса несли в церковь. Из остального готовили кушанья для братчины. По-видимому, подобные жертвы и пиршества («мóльбы») и дали общее название самобытному ветлужскому празднику.
Ветлугаи подчёркивают сугубо народное происхождение этого варианта праздника: «Мольба Ильинская» чётко отделяется от «настоящего Ильи».
У соседей мари 2 августа проходит «Угинде» (Праздник урожая).
Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа). Главная идея праздника - поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и в будущем обеспечить свою семью хлебом.
Праздник «Угинде» традиционно проходит как семейное моление. Его проведение считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, благодарил богов за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на новый урожай будущего года. В обрядовых действиях участвовали все члены семьи, близкие родственники, соседи. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Перке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные.
На «Илью» в Костромском Заволжье пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь, а также выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в «красный угол» избы.)
Приметы: Дождь в «Ильин день» предвещает обильный урожай ржи на следующий год. В «Ильин день» если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если вечером - сев поздний и урожай плохой.
#мерянскийкалендарь #меря
(2 августа «Мольба Ильинская» / «Ильин день»)
В Меровии (Поветлужье) в эти дни проходила «Мольба Ильинская» восходящая к традиционным там «обещаниям» Миколе и Илье, призванным отвратить скотину и людей от болезней. На «Миколу» резали откормленного бычка. Накануне «Ильи» – ягнёнка. Лучшую часть мяса несли в церковь. Из остального готовили кушанья для братчины. По-видимому, подобные жертвы и пиршества («мóльбы») и дали общее название самобытному ветлужскому празднику.
Ветлугаи подчёркивают сугубо народное происхождение этого варианта праздника: «Мольба Ильинская» чётко отделяется от «настоящего Ильи».
У соседей мари 2 августа проходит «Угинде» (Праздник урожая).
Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа). Главная идея праздника - поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и в будущем обеспечить свою семью хлебом.
Праздник «Угинде» традиционно проходит как семейное моление. Его проведение считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, благодарил богов за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на новый урожай будущего года. В обрядовых действиях участвовали все члены семьи, близкие родственники, соседи. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Перке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные.
На «Илью» в Костромском Заволжье пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь, а также выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в «красный угол» избы.)
Приметы: Дождь в «Ильин день» предвещает обильный урожай ржи на следующий год. В «Ильин день» если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если вечером - сев поздний и урожай плохой.
#мерянскийкалендарь #меря
Forwarded from Автохтонъ
Из книги "Elite ou Egalite... Северная Русь и культурные трансформации в Европе VII—XII вв."
Недавние наблюдения в области антропологии и палеогенетики позволяют с достаточным основанием говорить о наличии генетической преемственности населения обширных природно-хозяйственных зон, в том числе юго-восточного побережья Балтики и Русского Северо-Запада, начиная с глубокой древности — по меньшей мере с эпохи поздней бронзы и раннего железа. Последнее отнюдь не исключало периодических притоков в эти регионы новых мигрантов, что, однако, не приводило к радикальной смене населения и утрате им генетических особенностей [...] Полностью соглашаясь с этим последним тезисом, я все же хочу подчеркнуть: выявление физической преемственности требует с удвоенным вниманием отнестись к проблеме субстрата и реальной возможности передачи культурных элементов, поведенческих кодов и стереотипов от более древнего населения региона к более позднему — даже при смене языков и идентичностей. С этим последним предположением вполне согласуются заключения современной регионалистики, согласно которым границы различных историко-культурных зон на Северо-Западе оказываются достаточно определенными на протяжении целого ряда эпох.
Н. И. Платонова
Недавние наблюдения в области антропологии и палеогенетики позволяют с достаточным основанием говорить о наличии генетической преемственности населения обширных природно-хозяйственных зон, в том числе юго-восточного побережья Балтики и Русского Северо-Запада, начиная с глубокой древности — по меньшей мере с эпохи поздней бронзы и раннего железа. Последнее отнюдь не исключало периодических притоков в эти регионы новых мигрантов, что, однако, не приводило к радикальной смене населения и утрате им генетических особенностей [...] Полностью соглашаясь с этим последним тезисом, я все же хочу подчеркнуть: выявление физической преемственности требует с удвоенным вниманием отнестись к проблеме субстрата и реальной возможности передачи культурных элементов, поведенческих кодов и стереотипов от более древнего населения региона к более позднему — даже при смене языков и идентичностей. С этим последним предположением вполне согласуются заключения современной регионалистики, согласно которым границы различных историко-культурных зон на Северо-Западе оказываются достаточно определенными на протяжении целого ряда эпох.
Н. И. Платонова
Sacrum Merjanica. Камень "Чаша".
Камень "Чаша" рядом с Угличем. У местных крестьян пользовался большим почитанием за помощь в глазных болезнях. Еще до этих ваших нано-фелшеров на вертолетах). Ныне лежит на безымянной лесной дороге между двумя не существующими лесными деревнями, в безымянном лесу (в каком именно не скажу, информация только для воцерковленных мерянистов :)
На севере Верхневолжья часто так - лес, лес, урочище (место старой деревни) а вокруг полей нет, только лес. Малодворная лесная деревня, типичное явление для финно-словенского Севера. Русь лесная, Русь потаённая...
#язычество
Камень "Чаша" рядом с Угличем. У местных крестьян пользовался большим почитанием за помощь в глазных болезнях. Еще до этих ваших нано-фелшеров на вертолетах). Ныне лежит на безымянной лесной дороге между двумя не существующими лесными деревнями, в безымянном лесу (в каком именно не скажу, информация только для воцерковленных мерянистов :)
На севере Верхневолжья часто так - лес, лес, урочище (место старой деревни) а вокруг полей нет, только лес. Малодворная лесная деревня, типичное явление для финно-словенского Севера. Русь лесная, Русь потаённая...
#язычество
Sacrum Merjanica. "Следочкин" камень.
"Следочкин" камень лежит рядом с средневековой дорогой Ростов-Углич в лесах неподалеку от Улеймы Угличского района Ярославской области. Это типичный камень-следовик, по материалам историка И. Д. Маланина в XIX веке, а кое-где и в наши дни, этнографами и краеведами наблюдались обряды, во время которых местные жители приносили к таким валунам-следовикам своеобразные дары: лепёшки, яйца, шерсть, деньги. Считалось, что вода из «божьих следков» является целебной, помогает при всяческих болезнях.
В мерянском и шире Верхне-Волжском ареале таких камней довольно много. Различают камни с зооморфными и антропоморфными рисунками, с "тарелочными" углублениями, камни-крестовики (с крестами), камни-чашечники (с выемками в виде чашечки) и т.д. Исследователи по-разному объясняют назначение чашечек. Считается, что они служили для жертвоприношений, сбора дождевой воды в лечебных целях. Интерес представляет объяснение приношений камням, совершаемых в прошлом веке в Финляндии: жертвоприношения для умерших, подземных духов, духов-покровителей.
Связь камней с древнейшим финно-балтским пластом древностей не вызывает сомнений. Обрусевшие аборигены пронесли культ поклонения камням через века, а пришедшие на данные территории славяне впитали многие элементы культуры и мировоззрения финнов и балтов.
Не будет ошибкой привлечь материалы финской мифологии для объяснения назначения данных камней. Интерес в этом плане представляет финно-угорский миф о путях проникновения в страну мертвых: "В царство подземного бога можно попасть через маленькое отверстие. Там, где небо соединяется с землей, находится скала с отверстием, которая семь раз покрыта рыболовной и птицеловной сетью. Здесь сидят старик и старуха. Они караулят вход. Герой прилетает в виде птицы, попадает в железную сеть, крылья его ломаются, и он попадет в воду, превращаясь там в щуку. Только так, в образе рыбы, можно преодолеть препятствие и вступить в царство мертвых".
Таким образом, путь в страну мертвых лежит через скалу с маленьким отверстием, где находится вода. Всем этим требованиям отвечают множественные камени-чашечники с лунками, постоянно заполненной дождевой водой.
Лунка - выход в страну мертвых, куда уходят души людей после смерти. С царством мертвых соотносится образ птицы и рыбы, представленные на ряде камней.
Скала в финской мифологии располагалась на севере. Души мертвых летели в том направлении. На северо-западе Восточной Европы скала должна была ассоциироваться с крупными валунами.
Представления о горе как месте обитания душ умерших имеет широкие исторические параллели, прослеживаемые с эпохи неолита. Это - священная родовая гора, куда "уходят" умершие. Это - потусторонний мир, царство мертвых. Скала - вода - рыбы - птицы, - все это связано с царством мертвых. Потому часто камни-чашечники располагаются у воды, озера, на болоте, у ключей и т.д.
Культ мертвых переплетался с культом живых. Этнографы зафиксировали связь таких камней с культом плодородия и "пронимальной" магией связанной с Богиней. Гора - плодоносящая утроба. Данный образ сохранился у многих современных народов Евразии.
Гора - прародительница. И.Л.Кызласов по этому поводу пишет, что в представлении древних горы были производящими и воспроизводящими центрами древних коллективов. Души постоянно пребывали в священном родовом центре, выходя оттуда в виде новорожденных, оставаясь внутри конкретной общины. Гора являлась источником происхождения рода, центром, концентрирующим все биологические и экономические потенции, вместилищем душ предков.
Если с этих позиций посмотреть на камень-чашечник, то это не что иное, как гора, имеющая вход внутрь. Вход в пещеру матери-горы - одновременно и детородный орган. Сам камень - хранилище душ родового коллектива, на территории которого он находится. Происходил своеобразный "круговорот душ" в обществе, подмеченный И.Л.Кызласовым.
Использовано: "А погост Жабна пуст..." (М. 1994) Кандидат исторических наук. В.А.Буров.
Фото: А.Мерянин. 2013
#язычество
"Следочкин" камень лежит рядом с средневековой дорогой Ростов-Углич в лесах неподалеку от Улеймы Угличского района Ярославской области. Это типичный камень-следовик, по материалам историка И. Д. Маланина в XIX веке, а кое-где и в наши дни, этнографами и краеведами наблюдались обряды, во время которых местные жители приносили к таким валунам-следовикам своеобразные дары: лепёшки, яйца, шерсть, деньги. Считалось, что вода из «божьих следков» является целебной, помогает при всяческих болезнях.
В мерянском и шире Верхне-Волжском ареале таких камней довольно много. Различают камни с зооморфными и антропоморфными рисунками, с "тарелочными" углублениями, камни-крестовики (с крестами), камни-чашечники (с выемками в виде чашечки) и т.д. Исследователи по-разному объясняют назначение чашечек. Считается, что они служили для жертвоприношений, сбора дождевой воды в лечебных целях. Интерес представляет объяснение приношений камням, совершаемых в прошлом веке в Финляндии: жертвоприношения для умерших, подземных духов, духов-покровителей.
Связь камней с древнейшим финно-балтским пластом древностей не вызывает сомнений. Обрусевшие аборигены пронесли культ поклонения камням через века, а пришедшие на данные территории славяне впитали многие элементы культуры и мировоззрения финнов и балтов.
Не будет ошибкой привлечь материалы финской мифологии для объяснения назначения данных камней. Интерес в этом плане представляет финно-угорский миф о путях проникновения в страну мертвых: "В царство подземного бога можно попасть через маленькое отверстие. Там, где небо соединяется с землей, находится скала с отверстием, которая семь раз покрыта рыболовной и птицеловной сетью. Здесь сидят старик и старуха. Они караулят вход. Герой прилетает в виде птицы, попадает в железную сеть, крылья его ломаются, и он попадет в воду, превращаясь там в щуку. Только так, в образе рыбы, можно преодолеть препятствие и вступить в царство мертвых".
Таким образом, путь в страну мертвых лежит через скалу с маленьким отверстием, где находится вода. Всем этим требованиям отвечают множественные камени-чашечники с лунками, постоянно заполненной дождевой водой.
Лунка - выход в страну мертвых, куда уходят души людей после смерти. С царством мертвых соотносится образ птицы и рыбы, представленные на ряде камней.
Скала в финской мифологии располагалась на севере. Души мертвых летели в том направлении. На северо-западе Восточной Европы скала должна была ассоциироваться с крупными валунами.
Представления о горе как месте обитания душ умерших имеет широкие исторические параллели, прослеживаемые с эпохи неолита. Это - священная родовая гора, куда "уходят" умершие. Это - потусторонний мир, царство мертвых. Скала - вода - рыбы - птицы, - все это связано с царством мертвых. Потому часто камни-чашечники располагаются у воды, озера, на болоте, у ключей и т.д.
Культ мертвых переплетался с культом живых. Этнографы зафиксировали связь таких камней с культом плодородия и "пронимальной" магией связанной с Богиней. Гора - плодоносящая утроба. Данный образ сохранился у многих современных народов Евразии.
Гора - прародительница. И.Л.Кызласов по этому поводу пишет, что в представлении древних горы были производящими и воспроизводящими центрами древних коллективов. Души постоянно пребывали в священном родовом центре, выходя оттуда в виде новорожденных, оставаясь внутри конкретной общины. Гора являлась источником происхождения рода, центром, концентрирующим все биологические и экономические потенции, вместилищем душ предков.
Если с этих позиций посмотреть на камень-чашечник, то это не что иное, как гора, имеющая вход внутрь. Вход в пещеру матери-горы - одновременно и детородный орган. Сам камень - хранилище душ родового коллектива, на территории которого он находится. Происходил своеобразный "круговорот душ" в обществе, подмеченный И.Л.Кызласовым.
Использовано: "А погост Жабна пуст..." (М. 1994) Кандидат исторических наук. В.А.Буров.
Фото: А.Мерянин. 2013
#язычество
Sacrum Merjanica. "Легасов" или "Успенский" колодезь.
Вчера вспомнил, что у меня на Яндексе незаконченная карта сакральных объектов Верхневолжья, решил ее допилить. Дополняю её и заодно вспоминаю свои краеведческие трипы по Мерянии в 2010-ых гг.
В лесах бывшего Мерьского стана Переславского уезда в районе Свечино существует святой колодец во имя Успения Божьей Матери который с древности считается священным и лечебным в целом кусте деревень по реке Нерль.
Это источник представляет собой деревянный срубец находящийся в центре небольшого холмика на болоте. До 30-ых годов XX века над источником находилась деревянная часовня. Сейчас рядом с колодцем на ели местными жителями повешены несколько икон и старинная старообрядческая литая иконка с Николой. На ветвях стоящих вокруг родника деревьев развешаны тряпичные ленты.
#язычество
Вчера вспомнил, что у меня на Яндексе незаконченная карта сакральных объектов Верхневолжья, решил ее допилить. Дополняю её и заодно вспоминаю свои краеведческие трипы по Мерянии в 2010-ых гг.
В лесах бывшего Мерьского стана Переславского уезда в районе Свечино существует святой колодец во имя Успения Божьей Матери который с древности считается священным и лечебным в целом кусте деревень по реке Нерль.
Это источник представляет собой деревянный срубец находящийся в центре небольшого холмика на болоте. До 30-ых годов XX века над источником находилась деревянная часовня. Сейчас рядом с колодцем на ели местными жителями повешены несколько икон и старинная старообрядческая литая иконка с Николой. На ветвях стоящих вокруг родника деревьев развешаны тряпичные ленты.
#язычество