Художественное и реальное пространства «Овсянок».
Сюжет повести Дениса Осокина «Овсянки» разворачивается в Костромской области. Многие упомянутые в произведении географические объекты существуют и в реальном, внетекстовом пространстве. Они вступают в диалог с героями и читателем. Города оживают, желая странникам счастливого пути, не хотят (как Молочаи) выпускать их из своих объятий, заставляют ликовать и плакать. Из простого событийного фона локусы становятся отдельным художественным явлением.
Для того, чтобы точнее представить себе организацию художественного мира «Овсянок», проект «большоемаленькое» решил проследить и визуализировать маршрут мерянского писателя Аиста Сергеева, а также понять, как он соотносится с реальным географическим пространством Костромской области.
https://www.merjamaa.ru/news/khudozhestvennoe_i_realnoe_prostranstva_ovsjanok/2021-10-11-1545
#меря #денисосокин #овсянки #литература
Сюжет повести Дениса Осокина «Овсянки» разворачивается в Костромской области. Многие упомянутые в произведении географические объекты существуют и в реальном, внетекстовом пространстве. Они вступают в диалог с героями и читателем. Города оживают, желая странникам счастливого пути, не хотят (как Молочаи) выпускать их из своих объятий, заставляют ликовать и плакать. Из простого событийного фона локусы становятся отдельным художественным явлением.
Для того, чтобы точнее представить себе организацию художественного мира «Овсянок», проект «большоемаленькое» решил проследить и визуализировать маршрут мерянского писателя Аиста Сергеева, а также понять, как он соотносится с реальным географическим пространством Костромской области.
https://www.merjamaa.ru/news/khudozhestvennoe_i_realnoe_prostranstva_ovsjanok/2021-10-11-1545
#меря #денисосокин #овсянки #литература
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Онтология идентичности. Свидетельства.
Елташка Оли Ракитянская в своем канале @uksan_kund инициировала онлайн-челлендж связанный с вопросами самоидентичности, включенности в мерянское измерение, и шире — в финно-угорское. Кому интересно присоединиться, велкам. Пишите в комменты или в своих собственных каналах, и отмечайте нас.
Ибредь в своем канале @meschera_witch уже поддержала челлендж Оли и написала составляющие её мещерской идентичности. См. репост ниже 👇
#идентичность #онтологиямери
Елташка Оли Ракитянская в своем канале @uksan_kund инициировала онлайн-челлендж связанный с вопросами самоидентичности, включенности в мерянское измерение, и шире — в финно-угорское. Кому интересно присоединиться, велкам. Пишите в комменты или в своих собственных каналах, и отмечайте нас.
Ибредь в своем канале @meschera_witch уже поддержала челлендж Оли и написала составляющие её мещерской идентичности. См. репост ниже 👇
#идентичность #онтологиямери
Forwarded from Üksan kund /Юксан кунд (Olga Rakitiansky)
Итак, обещанные слагаемые моей карело-мерянской идентичности. Набралось аж 11!
1. Лес и болото
Детские воспоминания о выходах в лес и на болото с дедушкой и отцом, потом студенческая практика, потом самостоятельные странствия, а теперь - походы и исследования вдвоем с мужем. Звери и птицы, ягоды и грибы. Растения, особенно деревья. Северный лес и болото - как ещё один дом, а не "романтика" и не "страшный огород". В общем, все то, вокруг чего вертятся почти все финно-угорские культуры, где даже умершие предки живут в деревьях.
2. Кантеле и гусли
Священные инструменты у карел и мерян соответственно (подобные есть и у большинства других финно-угров). Собственно, мое карельское самосознание начало возрождаться именно тогда, когда я начала играть на кантеле. А там уж пошло...
3. Язык
Тут все понятно. Надеюсь со временем довести свой карельский, суоми и мерянский до надлежащего уровня.
4. Рассказы дедушки
О лесе и болоте, о лесных животных и духах, о том, какие деревья лечат девочек, а какие - мальчиков. Жаба Толстая Берта, дедушкин "лесной друг" (гораздо позже, уже будучи антропологом, я узнала, что это очень древний и почти исчезнувший карельский обычай). Воспоминания дедушки о детстве и юности в карельском селе, о большой семье, праздниках и проказах.
5. Праздники и поверья
Равноденствия и Солнцестояния, праздник Кегри (Поворот колеса года), когда соберёшь последние дары леса. Обычай приветствовать лес, озеро, реку, когда приходишь к ним в гости. Привычка не только брать, но и делиться с лесом. Верить или не верить в карельских и мерянских духов - личное дело каждого, но в любом случае эти праздники и поверья очень хороши как "символы и сигналы", как опорные точки все того же Колеса года, Золотого круга, единого для всех жителей Северного полушария.
6. Руны и заговоры
Собственно, я изучаю их. И нахожу там очень много глубинно-родственного, понятного и узнаваемого.
7. Мещёра
Край, благодаря которому я по-настоящему ощутила свое родство с этой землёй. Святые источники, почитаемые ещё с древности, странствия по лесам и болотам, когда "щупаешь землю ногами". Трубы лосей в сентябре, лесной Новый год в еловой чаще, следы косули и куницы на снегу. Бобровое царство. Синий камушек с отпечатками лапок древнего зверька, подаренный мне лесом.
8. Финно-угорская и самодийская общность
Мне нравится находить общие черты, обычаи, слова и имена даже с такими, казалось бы, далёкими от карел и мерян народами, как нганасаны и селькупы. Ощущать и почти буквально трогать руками наше древнее родство.
9. Саракохт
Большие собрания мерянской общины. Там мне всегда тепло и уютно, я среди своих.
10. Карело-мерянская кухня
Лохикейтто (молочный суп из лосося) у тети в Питере, соленые и маринованные грибы у дедушки и Миши, папина настойка из рябины, Мишино варенье, мои блюда в глиняном горшочке из Суздаля.
11. Тверская Карелия и Питер
Дедушкино село в Тверской Карелии, питерские родственники и их карельские истории о жизни нашего рода по этой линии. Тюлени (балтийские нерпы) в Маркизовой луже и каналах. Елагин остров, Саарское (именно так) Село и множество финских (ижорских, водских, суоми, карельских) названий в Питере и окрестностях. Голубовато-серые, как воды Балтики и Ладоги, глаза моей здешней родни.
Включайтесь в челлендж!
1. Лес и болото
Детские воспоминания о выходах в лес и на болото с дедушкой и отцом, потом студенческая практика, потом самостоятельные странствия, а теперь - походы и исследования вдвоем с мужем. Звери и птицы, ягоды и грибы. Растения, особенно деревья. Северный лес и болото - как ещё один дом, а не "романтика" и не "страшный огород". В общем, все то, вокруг чего вертятся почти все финно-угорские культуры, где даже умершие предки живут в деревьях.
2. Кантеле и гусли
Священные инструменты у карел и мерян соответственно (подобные есть и у большинства других финно-угров). Собственно, мое карельское самосознание начало возрождаться именно тогда, когда я начала играть на кантеле. А там уж пошло...
3. Язык
Тут все понятно. Надеюсь со временем довести свой карельский, суоми и мерянский до надлежащего уровня.
4. Рассказы дедушки
О лесе и болоте, о лесных животных и духах, о том, какие деревья лечат девочек, а какие - мальчиков. Жаба Толстая Берта, дедушкин "лесной друг" (гораздо позже, уже будучи антропологом, я узнала, что это очень древний и почти исчезнувший карельский обычай). Воспоминания дедушки о детстве и юности в карельском селе, о большой семье, праздниках и проказах.
5. Праздники и поверья
Равноденствия и Солнцестояния, праздник Кегри (Поворот колеса года), когда соберёшь последние дары леса. Обычай приветствовать лес, озеро, реку, когда приходишь к ним в гости. Привычка не только брать, но и делиться с лесом. Верить или не верить в карельских и мерянских духов - личное дело каждого, но в любом случае эти праздники и поверья очень хороши как "символы и сигналы", как опорные точки все того же Колеса года, Золотого круга, единого для всех жителей Северного полушария.
6. Руны и заговоры
Собственно, я изучаю их. И нахожу там очень много глубинно-родственного, понятного и узнаваемого.
7. Мещёра
Край, благодаря которому я по-настоящему ощутила свое родство с этой землёй. Святые источники, почитаемые ещё с древности, странствия по лесам и болотам, когда "щупаешь землю ногами". Трубы лосей в сентябре, лесной Новый год в еловой чаще, следы косули и куницы на снегу. Бобровое царство. Синий камушек с отпечатками лапок древнего зверька, подаренный мне лесом.
8. Финно-угорская и самодийская общность
Мне нравится находить общие черты, обычаи, слова и имена даже с такими, казалось бы, далёкими от карел и мерян народами, как нганасаны и селькупы. Ощущать и почти буквально трогать руками наше древнее родство.
9. Саракохт
Большие собрания мерянской общины. Там мне всегда тепло и уютно, я среди своих.
10. Карело-мерянская кухня
Лохикейтто (молочный суп из лосося) у тети в Питере, соленые и маринованные грибы у дедушки и Миши, папина настойка из рябины, Мишино варенье, мои блюда в глиняном горшочке из Суздаля.
11. Тверская Карелия и Питер
Дедушкино село в Тверской Карелии, питерские родственники и их карельские истории о жизни нашего рода по этой линии. Тюлени (балтийские нерпы) в Маркизовой луже и каналах. Елагин остров, Саарское (именно так) Село и множество финских (ижорских, водских, суоми, карельских) названий в Питере и окрестностях. Голубовато-серые, как воды Балтики и Ладоги, глаза моей здешней родни.
Включайтесь в челлендж!
Forwarded from Мещёрская ведьма
Поддержу челлендж @uksan_kund
Составляющие моей мещерской идентичности:
1. Напитанные солнцем сосняки-брусничники, темные и таинственные ельники-черничники, запах хвои, стук дятла, горечь ягод, золото лисичек.
2. Названия деревень и рек. Это то, что не давало мне покоя всю жизнь, звучало в душе ноющей, тягучей болью. Я словно должна была их понимать, но вдруг разучилась. Я всегда знала, что русский - не мой язык. У меня бывает в голове звенящая пустота и тогда я думаю не словами, а образами, словно все слова я позабыла.
3. Шатурские озёра и тот Ильин день, когда мы купались в находящую грозу, а потом встретили старенького дедушку (я думаю, вы поняли ход моих мыслей). Мои предки по линии отца мамы из-под Шатуры, мамины рассказы про её бабушку, сохранившиеся рушники.
4. Мои предки из пензенской мещеры, где каждый второй - колдун. Особенно моя прапрабабушка, которая была плакальщицей. Старая церковь с темными сводами, крест на которой устанавливал мой прапрадед. В неё ходили ещё мои предки в 19 веке, в ней всех крестили, включая меня, в ней венчались мои родители, на её старом кладбище нашли покой те, кто уже ушёл.
5. Степи Прибуртасья, уходящие вдаль, чернозём, тёмные южные ночи (по меркам Севера, там они уже южные), моё детство, самая важная пора которого - лето, проходила именно там. У меня не было классической бабушки в деревне, но были яблоки из старого сада, велосипеды, купания в пруду, клубника с огорода и гуляния до 2 ночи.
6. Мещерский костюм, который мне откликается. Пушки, рога кички, шушпаны, гайтаны и ожерелки.
7. Знание о том, что я из финно-угров, которое было встроено в меня органично довольно давно. Я понимала, что Шатура - финно-угорские земли. Я знала, что Гуслицы - мерянские. Это знание не упало мне как снег на голову, просто в какой-то момент пазлы сложились, да ещё и таким образом, что я оказалась мещерой практически со всех сторон.
8. Это странно, но торфяники. В этом неловко признаваться, но с 2010 года я считаю, что меня обокрали 😅 У меня отняли мой запах родины, знакомый с детства. Когда августовским утром открываешь окно, а там легкая белая дымка, вдыхаешь воздух и чувствуешь в нём лёгкую горечь лесного пожара.
Мне сложно в целом отделить одну мою идентичность от другой. У меня есть ещё южнорусская, в адекватном понимании малороссийская, идентичность помимо мещерской. И туда я могу отнести большую часть именно традиционно-русского. У меня есть идентичность гуслячки, не прям конечно как у коренных гусляков, но я выросла на этой земле и мне дороги наша ткацкая история, гуслицкая роспись, старообрядчество и я крайне горда тем, что стены нашей дачи обвивает Настоящий Гуслицкий Хмель. Из всех городов мира я больше всего люблю Суздаль, люблю львов Дмитровского собора Владимира и облака над Неро. У меня нет как таковой мерянской идентичности, она для меня скорее часть мещерской, но когда-то она возможно оформится в некую надстройку, в часть большой финно-угорской общности.
Составляющие моей мещерской идентичности:
1. Напитанные солнцем сосняки-брусничники, темные и таинственные ельники-черничники, запах хвои, стук дятла, горечь ягод, золото лисичек.
2. Названия деревень и рек. Это то, что не давало мне покоя всю жизнь, звучало в душе ноющей, тягучей болью. Я словно должна была их понимать, но вдруг разучилась. Я всегда знала, что русский - не мой язык. У меня бывает в голове звенящая пустота и тогда я думаю не словами, а образами, словно все слова я позабыла.
3. Шатурские озёра и тот Ильин день, когда мы купались в находящую грозу, а потом встретили старенького дедушку (я думаю, вы поняли ход моих мыслей). Мои предки по линии отца мамы из-под Шатуры, мамины рассказы про её бабушку, сохранившиеся рушники.
4. Мои предки из пензенской мещеры, где каждый второй - колдун. Особенно моя прапрабабушка, которая была плакальщицей. Старая церковь с темными сводами, крест на которой устанавливал мой прапрадед. В неё ходили ещё мои предки в 19 веке, в ней всех крестили, включая меня, в ней венчались мои родители, на её старом кладбище нашли покой те, кто уже ушёл.
5. Степи Прибуртасья, уходящие вдаль, чернозём, тёмные южные ночи (по меркам Севера, там они уже южные), моё детство, самая важная пора которого - лето, проходила именно там. У меня не было классической бабушки в деревне, но были яблоки из старого сада, велосипеды, купания в пруду, клубника с огорода и гуляния до 2 ночи.
6. Мещерский костюм, который мне откликается. Пушки, рога кички, шушпаны, гайтаны и ожерелки.
7. Знание о том, что я из финно-угров, которое было встроено в меня органично довольно давно. Я понимала, что Шатура - финно-угорские земли. Я знала, что Гуслицы - мерянские. Это знание не упало мне как снег на голову, просто в какой-то момент пазлы сложились, да ещё и таким образом, что я оказалась мещерой практически со всех сторон.
8. Это странно, но торфяники. В этом неловко признаваться, но с 2010 года я считаю, что меня обокрали 😅 У меня отняли мой запах родины, знакомый с детства. Когда августовским утром открываешь окно, а там легкая белая дымка, вдыхаешь воздух и чувствуешь в нём лёгкую горечь лесного пожара.
Мне сложно в целом отделить одну мою идентичность от другой. У меня есть ещё южнорусская, в адекватном понимании малороссийская, идентичность помимо мещерской. И туда я могу отнести большую часть именно традиционно-русского. У меня есть идентичность гуслячки, не прям конечно как у коренных гусляков, но я выросла на этой земле и мне дороги наша ткацкая история, гуслицкая роспись, старообрядчество и я крайне горда тем, что стены нашей дачи обвивает Настоящий Гуслицкий Хмель. Из всех городов мира я больше всего люблю Суздаль, люблю львов Дмитровского собора Владимира и облака над Неро. У меня нет как таковой мерянской идентичности, она для меня скорее часть мещерской, но когда-то она возможно оформится в некую надстройку, в часть большой финно-угорской общности.
Меря на «Днях родственных народов» в Кудымкаре!
Сегодня в Кудымкаре, в рамках фестиваля «Дни родственных народов», состоялось открытие выставки меряфутуристов Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентина Константинова) и Анди Мерӓн (Андрея Мерянина) — «Вселенная Чуди».
Выставку открыл художник-меряфутурист и посол народа меря — Вӓлкӓ Кыстинчи. Ждем фото с открытия, а пока публикую вчерашние фото развески нашей с Валентином экспозиции.
Фестиваль «Дни родственных народов» в Кудымкаре проходит с 18 по 20 октября. Это мероприятие стало первым в серии торжеств, посвященных столетию национальной Коми-Пермяцкой автономии (КПАО).
#меряфутуризм #меря #кудымкар #арт #комипермяки
Сегодня в Кудымкаре, в рамках фестиваля «Дни родственных народов», состоялось открытие выставки меряфутуристов Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентина Константинова) и Анди Мерӓн (Андрея Мерянина) — «Вселенная Чуди».
Выставку открыл художник-меряфутурист и посол народа меря — Вӓлкӓ Кыстинчи. Ждем фото с открытия, а пока публикую вчерашние фото развески нашей с Валентином экспозиции.
Фестиваль «Дни родственных народов» в Кудымкаре проходит с 18 по 20 октября. Это мероприятие стало первым в серии торжеств, посвященных столетию национальной Коми-Пермяцкой автономии (КПАО).
#меряфутуризм #меря #кудымкар #арт #комипермяки
Состоялась пресс-конференция фестиваля «Дни Родственных Народов».
На фото участники фестиваля: меряне, марийцы, коми, удмурты, ханты, манси, вепсы, карелы, эрзяне и мокшане.
Подробности у Парма Новости https://parmanews.ru/novost/107578/
#меря #кудымкар #100КПАО #родственныенароды #финноугры
На фото участники фестиваля: меряне, марийцы, коми, удмурты, ханты, манси, вепсы, карелы, эрзяне и мокшане.
Подробности у Парма Новости https://parmanews.ru/novost/107578/
#меря #кудымкар #100КПАО #родственныенароды #финноугры