Меряфутурист
3.86K subscribers
2.35K photos
16 videos
2 files
1.33K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Фестиваль "Дни родственных народов" проводится АНО "Центр поддержки культурных и социальных проектов "АРТкад" при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и в партнёрстве с Министерством по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края и Администрацией Кудымкарского муниципального округа.

Участник фестиваля, посол народа меря, художник меряфутурист Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов) передает с места событий.

#кудымкар #дниродственныхнародов #меря #финноугры
Чудь и Меря в Кудымкаре.

18 октября, в Кудымкаре, в рамках фестиваля «Дни родственных народов», состоялось открытие выставки меряфутуристов Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентина Константинова) и Анди Мерӓн (Андрея Мерянина) — «Вселенная Чуди».

Дни родственных народов — одно из важнейших культурных событий в финно-угорском мире. Фестиваль «Дни родственных народов» в Кудымкаре проходит 18, 19 и 20 октября 2024 года. Он приурочен к 100-летию Коми-Пермяцкого округа.

Фото: Творческое пространство АРТкад и Анастасия Ермакова.

#меря #арт #меряфутуризм #дниродственныхнародов #кудымкар
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
«Ӧраман Олма». К 150-летию Ефима Честнякова.

Как-то раз, искусствовед Лев Дьяков беседуя с одной сотрудницей Костромского художественного музея, где хранится большинство произведений Ефима Васильевича Честнякова, услышал, что сейчас почти никто из многочисленных туристов, посещающих Кострому, не знает имени этого уникального кологривского мыслителя и художника.

Поэтому в год 150-летия художника вновь хочу напомнить, что о Ефиме Васильевиче существует обширная литература: более двухсот статей, заметок, очерков, публикаций в перио­дической прессе, научных сборниках, альманахах, детских книжках. О нем был создан фильм в середине 1980-х годов, на которые и приходится пик широкой славы мастера, а также этот милый анимационный фильм, снятый по мотивам его сказки «Волшебное яблоко», по-новомерянски — «Ӧраман Олма».

#честняков150 #кологрив
Forwarded from Толкователь
У уважаемых коллег хорошие замечания по подсечно-огневому земледелию
https://yangx.top/merjanin/3616

Действительно, люди на севере Восточно-европейской равнины постепенно, века с X-XI, ещё на климатическом оптимуме, начинают уходить от «лесных зерновых» к подсеке.
Потом подсечно-огневое (П-О) земледелие стало основой аграрной жизни на русском Севере и в Финляндии вплоть до начала ХХ века.
И в отличие от «лесных плантаций зерновых» П-О система не требует от историков реконструкции, поскольку хорошо задокументированы её практике в начале ХХ века.
И читая эти практики, мы видим, что они тоже опровергают ряд сложившихся вокруг П-О мифов. Главный миф – что крестьяне рубили спелый лес, огромные деревья. Нет, рубили фактически подрост и кустаринк. Это хорошо описано в «Вестнике Брянского государственного университета», №4, 2020, на примере Олонецкой губернии:

«В качестве породы деревьев предпочтение отдавалось ельнику, ольшаннику или березняку. Деревья должны быть не старыми, а, значит, и не толстыми. Количество деревьев толщиной до 13 см на уровне груди на будущей подсеке не должно было превышать 6-7%. Например, в Повенецком уезде средняя толщина вырубаемых на подсеках деревьев равнялась почти 7 см, а средний возраст вырубаемого леса был около 20 лет. Для получения большей толщины плодородного слоя почвы на подсеку мог привозиться дополнительный сухостой.

Остывшая земля неглубоко (на глубину не более 7 см) вспахивалась сохой, которая разрывала и поднимала оставшиеся в земле корни. Считалось, что особенно плодородный слой земли остаётся у основания прогоревших пней. Затем вспаханная подсека бороновалась и засевалась.

В Повенецком уезде средняя площадь лесных расчисток составляла 0,31 дес. (0,33 га; или 33 сотки), что составляет примерно половину площади футбольного поля.

О малых размерах заложенных подсек говорит тот факт, что на двух участках леса в общей сложности было вырублено чуть больше 7 кубометров осины, ольхи и берёзы. В крестьянских лесах Повенецкого уезда к 1913 году насчитывалось 10.413 таких подсечных участка, 68% этих участков эксплуатировались только один сезон. На следующий год они забрасывались. 24% подсек засаживались два года подряд. Только 8% всех разработанных лесных участков в Повенецком уезде использовалось 3 года. Однолетняя подсека засевалась рожью или репой. Реже высаживался лён. Овёс на подсеках выращивался не часто. Карельские крестьяне старались высаживать этот злак на постоянном поле, поскольку на лесных пашнях посевы овса часто разорялись медведями.

В качестве примера приведём подсечные участки крестьянина д. Подкусельга Сямозерской волости А. Мартынова. В 1912 г. в его хозяйстве находилось 9 подсек на расстоянии от одной до двух вёрст от деревни. На месте подсек рос смешанный из ольхи и берёзы десятилетний лес (10 лет – это совсем подрост, почти кустарник – Т.). Подсека, разработанная в 1907 г., в 1912 г. уже была заброшена. Остальные расчистки или находились «под суками», то есть под поваленным и сохнущим лесом, или были засеяны различными культурами: рожью, ячменём, репой и льном. При этом нужно заметить, что по состоянию на 1905 г. в среднем на каждую семью в д. Подкусельга приходилось только 4,3 человека».
(численность семьи приведена не зря – малое количество работников в ней не позволяло вести трудозатратные расчистки зрелого леса).
Анонимная инсталляция с поэтическим обращением к финно-угорской лексике, включая мерянскую, появившаяся под конец лета в Ярославле. Тексты авторства елташа Меж Кутÿк.

#ярославль #меря #финноугры #поэзия