Январская Волга в Красном-на-Волге.
Дымят трубы Костромской ГРЭС (Волгореченск). А какие звучные названия у ближайших населенных пунктов по левому берегу: Здемирово, Шаблыкино, Сунгурово, Сухара, Черемискино! Вот она, Русь Мерянская!
#меря #костромскаяобласть
Дымят трубы Костромской ГРЭС (Волгореченск). А какие звучные названия у ближайших населенных пунктов по левому берегу: Здемирово, Шаблыкино, Сунгурово, Сухара, Черемискино! Вот она, Русь Мерянская!
#меря #костромскаяобласть
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
В 2001 году в Санкт-Петербургском Университете под редакцией А.С. Герда и Г.С. Лебедева выходит коллективная монография "Очерки исторической географии. Северо-Запад России. Славяне и финны". Глава по археологии и ранней истории Ярославско-Костромского Поволжья написана известным специалистом, заведующим кафедрой археологии Института истории СПБГУ, много лет посвятившему изучению курганов и поселений у дд. Большое Тимерево, Петровское и с. Михайловское. В своем тексте В.Н. Седых отвечает на все критически важные и дискуссионные вопросы о материалах этих поселений и некрополей.
Очерки исторической географии - скачать
#тимерево #IXвек #Xвек #археология
Очерки исторической географии - скачать
#тимерево #IXвек #Xвек #археология
Forwarded from Миловидные девы мерянской наружности
Forwarded from Мерянский Язык / Merän Kyl
Колбать "говорить" < *kolbɘ "разговор". Или гипотетические балтизмы в мерянском.
Изучал сегодня прусско-русский словарь и встретив в нем слова kalbā "спор" > kalbītwei "спорить"; сродни лит. kalbėti "говорить", вспомнил про ярославский арготический диалектизм - колбать "говорить".
Место фиксации слова, как и его явные балтские связи, при том, что современные русские говоры постмерянских территорий с балтскими языками не контактируют - заставляют предположить в нем отражение балтского заимствования в мерянском языке, возможно попавшего в мерянский через тверских/смоленских кривичей.
Академик Ткаченко считал, что в пользу подобного предположения говорит также фонетическая форма слова, отражающая мерянские фонетические особенности.
В балт. kalbá, согласно акцентуационной особенности мерянского языка, конечное ударение, допустимое на основании лит. kalbá, перенеслось, по-видимому, на начальный слог = древнемер. *kálba. Кроме того, оно изменило свою форму согласно другой фонетической закономерности, характерной для мерянского языка, = исходное -а- начального слога перешло в нем в гласный -о-. Следовательно, в основе русского глагола колбать "говорить" лежит мерянское заимствование из балтского *kolbɘ "речь", "язык", "разговор".
Русский диалектизм или образован непосредственно от этого существительного, или в его основе лежит мерянский глагол *kolβɘ "говорить (kolβɘma "говорение").
В этом случае уместно вспомнить венг. beszéd «разговор», «беседа», отражающее, видимо, сходную ситуацию: славянское по происхождению beszéd отражает факт оживленных связей венгров со славянами, при которых венграми использовался славянский язык.
Сохранение слова до полного вытеснения мерянского языка и наличие его в постмерянском русском арго свидетельствуют о том, что оно прочно укоренилось в мерянском языке и принадлежало, видимо, к части наиболее употребительной лексики.
#прусский #литовский #мерянский #углич
Изучал сегодня прусско-русский словарь и встретив в нем слова kalbā "спор" > kalbītwei "спорить"; сродни лит. kalbėti "говорить", вспомнил про ярославский арготический диалектизм - колбать "говорить".
Место фиксации слова, как и его явные балтские связи, при том, что современные русские говоры постмерянских территорий с балтскими языками не контактируют - заставляют предположить в нем отражение балтского заимствования в мерянском языке, возможно попавшего в мерянский через тверских/смоленских кривичей.
Академик Ткаченко считал, что в пользу подобного предположения говорит также фонетическая форма слова, отражающая мерянские фонетические особенности.
В балт. kalbá, согласно акцентуационной особенности мерянского языка, конечное ударение, допустимое на основании лит. kalbá, перенеслось, по-видимому, на начальный слог = древнемер. *kálba. Кроме того, оно изменило свою форму согласно другой фонетической закономерности, характерной для мерянского языка, = исходное -а- начального слога перешло в нем в гласный -о-. Следовательно, в основе русского глагола колбать "говорить" лежит мерянское заимствование из балтского *kolbɘ "речь", "язык", "разговор".
Русский диалектизм или образован непосредственно от этого существительного, или в его основе лежит мерянский глагол *kolβɘ "говорить (kolβɘma "говорение").
В этом случае уместно вспомнить венг. beszéd «разговор», «беседа», отражающее, видимо, сходную ситуацию: славянское по происхождению beszéd отражает факт оживленных связей венгров со славянами, при которых венграми использовался славянский язык.
Сохранение слова до полного вытеснения мерянского языка и наличие его в постмерянском русском арго свидетельствуют о том, что оно прочно укоренилось в мерянском языке и принадлежало, видимо, к части наиболее употребительной лексики.
#прусский #литовский #мерянский #углич
Дракон плёсский, зелёный.
Есть в современной российской жизни своего рода забава: примечать, какой наступает год по восточному календарю. Как правило, получается так: приняли к сведению, и вскоре забыли. Получается, по инерции, что-то вроде продолжения (уже, правда, без особых пиршеств) российского новогодья, «бессмысленного и беспощадного», с его двойным началом очередного календаря и двухсерийным рождением божества где-то там в еврейских пустынях (и всё это, разумеется, надо «обмыть»).
Но для жителей нашего г. Плёса и начало восточного нового года предоставляет вполне полновесный повод «отметить это дело» общеизвестным способом. Во всяком случае, нынче, как никогда, с началом года зелёного дракона. Есть такое интересное совпадение: означенный зверь, хоть и восточный и зелёный, имеет к Плёсу самое прямое отношение!
Начну с того конкретного дракона, который однажды был найден во время раскопок на Соборной горе. Там в древности, как известно, располагалась крепость и вот уже почти сорок лет ведутся раскопки. Дракон попал на лопату археолога более четверти века назад и сегодня, наконец, представлен в свежеиспечённой книге о плёсском средневековье (http://www.travkin-museum.ru/library.html).
Дракон был вполне восточный и даже вполне зелёный, поскольку изображён на бронзовой накладке от парадного воинского пояса, а бронза, пролежавшая без малого семь столетий в земле, покрылась зелёным окислом. Орнаментированная накладка, кроме того, что подчёркивала высокий статус владельца, была необходима воину в его походном быту. В отсутствие в те времена одёжных карманов, к её кольцу крепились всякого рода необходимости: набор для добычи огня, нож ли, походная чаша или кошель. И в отлитом на щитке изображении тоже была надобность, и особого рода…
Откуда взялся этот восточный крылатый змей в крепости на Волге, догадаться нетрудно, если знать, что в далёком XIV столетии покой русского города охраняли татарские наёмные воины, а точнее, выходцы из земель бывшей Волжской Булгарии. Они находились здесь во главе с представителями некогда правившего булгарского рода Джаффаридов, что перешли на службу Великим князьям и получили в надел Плёс с окрестностями.
Дракон был особым героем их восточной мифологии: священный Змей Зилан выступал символом непобедимости и являлся оберегом от вражеских сил. Не случайно сей крылатый дракон некогда был избран покровителем самой столицы булгарского государства, г. Биляра. А затем он перекочевал на герб новой столицы, Казани, против чего, например, Иван Грозный не имел никаких возражений, поскольку христианин мог рассматривать такое изображение в контексте сюжета с Георгием Победоносцем, а Казань была Москвой покорена, подобно тому, как дракон побеждён Георгием.
Но нам не следует образ дракона трактовать в таком узкорелигиозном контексте. Религия в истории народов России была не одна, и богов почиталось много.
👇продолжение в следующем посте.
#плёс #археология #мифология
Есть в современной российской жизни своего рода забава: примечать, какой наступает год по восточному календарю. Как правило, получается так: приняли к сведению, и вскоре забыли. Получается, по инерции, что-то вроде продолжения (уже, правда, без особых пиршеств) российского новогодья, «бессмысленного и беспощадного», с его двойным началом очередного календаря и двухсерийным рождением божества где-то там в еврейских пустынях (и всё это, разумеется, надо «обмыть»).
Но для жителей нашего г. Плёса и начало восточного нового года предоставляет вполне полновесный повод «отметить это дело» общеизвестным способом. Во всяком случае, нынче, как никогда, с началом года зелёного дракона. Есть такое интересное совпадение: означенный зверь, хоть и восточный и зелёный, имеет к Плёсу самое прямое отношение!
Начну с того конкретного дракона, который однажды был найден во время раскопок на Соборной горе. Там в древности, как известно, располагалась крепость и вот уже почти сорок лет ведутся раскопки. Дракон попал на лопату археолога более четверти века назад и сегодня, наконец, представлен в свежеиспечённой книге о плёсском средневековье (http://www.travkin-museum.ru/library.html).
Дракон был вполне восточный и даже вполне зелёный, поскольку изображён на бронзовой накладке от парадного воинского пояса, а бронза, пролежавшая без малого семь столетий в земле, покрылась зелёным окислом. Орнаментированная накладка, кроме того, что подчёркивала высокий статус владельца, была необходима воину в его походном быту. В отсутствие в те времена одёжных карманов, к её кольцу крепились всякого рода необходимости: набор для добычи огня, нож ли, походная чаша или кошель. И в отлитом на щитке изображении тоже была надобность, и особого рода…
Откуда взялся этот восточный крылатый змей в крепости на Волге, догадаться нетрудно, если знать, что в далёком XIV столетии покой русского города охраняли татарские наёмные воины, а точнее, выходцы из земель бывшей Волжской Булгарии. Они находились здесь во главе с представителями некогда правившего булгарского рода Джаффаридов, что перешли на службу Великим князьям и получили в надел Плёс с окрестностями.
Дракон был особым героем их восточной мифологии: священный Змей Зилан выступал символом непобедимости и являлся оберегом от вражеских сил. Не случайно сей крылатый дракон некогда был избран покровителем самой столицы булгарского государства, г. Биляра. А затем он перекочевал на герб новой столицы, Казани, против чего, например, Иван Грозный не имел никаких возражений, поскольку христианин мог рассматривать такое изображение в контексте сюжета с Георгием Победоносцем, а Казань была Москвой покорена, подобно тому, как дракон побеждён Георгием.
Но нам не следует образ дракона трактовать в таком узкорелигиозном контексте. Религия в истории народов России была не одна, и богов почиталось много.
👇продолжение в следующем посте.
#плёс #археология #мифология
Плёсский Ёлс-крокодил.
👆начало в предыдущем посте.
В полной мере это касается и русского народа, и конкретно русского населения средневекового города Плёса, где долго не принимали христианства, предпочитая своих богов.
Даже в XIII веке в центре города не христианский храм находился, а сохранялось святилище бога Нижнего мира (Ёлса). В центре города - это значит в крепости, где хозяйничала воинская дружина (она в те годы состояла, видимо, в основном из местной родовой знати). И не славянский Перун был их божественным покровителем, а могучий хозяин Нижнего мира, Ёлс. Надо сказать, сей бог частенько менял обличия, приходя к людям: от медведя или волка до бородатого старца, волхва или Морозко. Но ратникам особо импонировал особый образ: могучий дракон, «зверь коркодил», сокрушающий врага. И кому бы из них не польстили эпитеты, которыми летописец наградил одного из князей: тот бросался на врагов как лев, нёс разрушения, как коркодил!
Даже будущий воин, новгородский мальчик Онфим, что рисовал на бересте сцены побед над врагами, изобразил себя драконом и подписал: «Я зверь». Плёсские же воины, по свидетельству раскопок, устраивали в честь бога-покровителя праздничные пиры, и им он представлялся именно как дракон, что и было отмечено на одной из археологических находок.
Дракона-Ящера на Верхней Волге (да и в Великом Новгороде, надо сказать) почитали все сословия, а потому драконий лик можно было видеть повсюду. Да, он страшен, но ведь и щедр. Вообще среди богов наших предков не было персонажей исключительно вредных, отрицательных, все боги были помощниками. И уж тем более божественный хозяин Нижнего мира: да, принимал в своём мире усопших, карал виновных, но он же был «угодником», то есть заведовал угодьями земли и воды, леса и поля, предоставлял свои богатства людям и обеспечивал им безбедное существование. За что и любили его, и особо почитали. Так что куда ни глянь, всюду на Руси дракон: рукояткой деревянного ковша, навершием писала (инструмента для письма по бересте), личным клеймом плёсского горшечника...
А уж в женском костюме… Вот он на височных кольцах древней плесянки, на браслетах из наших давних раскопок. И, наверное, никогда и никто уже не сможет подсчитать, сколько тысяч подвесок с плывущим по реке прямо-таки «лохнесским чудовищем» изготовили плёсские мастера-ювелиры в самом древнем городе Ивановского края! Расходились их затейливые драконы вверх и вниз по Великому Волжскому пути, чтобы занять своё место на поясе парадных женских костюмов. В Плёсе ли, в Твери или Нижнем - такой вот необходимый символ.
Наш, выходит, дракон, наш. Хоть и не всегда зелёный.
Павел Травкин.
#плёс #археология #мифология
👆начало в предыдущем посте.
В полной мере это касается и русского народа, и конкретно русского населения средневекового города Плёса, где долго не принимали христианства, предпочитая своих богов.
Даже в XIII веке в центре города не христианский храм находился, а сохранялось святилище бога Нижнего мира (Ёлса). В центре города - это значит в крепости, где хозяйничала воинская дружина (она в те годы состояла, видимо, в основном из местной родовой знати). И не славянский Перун был их божественным покровителем, а могучий хозяин Нижнего мира, Ёлс. Надо сказать, сей бог частенько менял обличия, приходя к людям: от медведя или волка до бородатого старца, волхва или Морозко. Но ратникам особо импонировал особый образ: могучий дракон, «зверь коркодил», сокрушающий врага. И кому бы из них не польстили эпитеты, которыми летописец наградил одного из князей: тот бросался на врагов как лев, нёс разрушения, как коркодил!
Даже будущий воин, новгородский мальчик Онфим, что рисовал на бересте сцены побед над врагами, изобразил себя драконом и подписал: «Я зверь». Плёсские же воины, по свидетельству раскопок, устраивали в честь бога-покровителя праздничные пиры, и им он представлялся именно как дракон, что и было отмечено на одной из археологических находок.
Дракона-Ящера на Верхней Волге (да и в Великом Новгороде, надо сказать) почитали все сословия, а потому драконий лик можно было видеть повсюду. Да, он страшен, но ведь и щедр. Вообще среди богов наших предков не было персонажей исключительно вредных, отрицательных, все боги были помощниками. И уж тем более божественный хозяин Нижнего мира: да, принимал в своём мире усопших, карал виновных, но он же был «угодником», то есть заведовал угодьями земли и воды, леса и поля, предоставлял свои богатства людям и обеспечивал им безбедное существование. За что и любили его, и особо почитали. Так что куда ни глянь, всюду на Руси дракон: рукояткой деревянного ковша, навершием писала (инструмента для письма по бересте), личным клеймом плёсского горшечника...
А уж в женском костюме… Вот он на височных кольцах древней плесянки, на браслетах из наших давних раскопок. И, наверное, никогда и никто уже не сможет подсчитать, сколько тысяч подвесок с плывущим по реке прямо-таки «лохнесским чудовищем» изготовили плёсские мастера-ювелиры в самом древнем городе Ивановского края! Расходились их затейливые драконы вверх и вниз по Великому Волжскому пути, чтобы занять своё место на поясе парадных женских костюмов. В Плёсе ли, в Твери или Нижнем - такой вот необходимый символ.
Наш, выходит, дракон, наш. Хоть и не всегда зелёный.
Павел Травкин.
#плёс #археология #мифология
Forwarded from Мерянский Язык / Merän Kyl
Кирбяс "топор".
Уважаемый Алексей, автор канала "Криватроп", в контексте вчерашней темы посвященной мерянскому балтизму *kolbɘ "разговор, вспомнил про ярославский диалектический арготизм кирбяс "топор". Это еще один интересный балтизм в верхневолжском (угличском) диалекте.
По мнению О.Б. Ткаченко о возможности употребления этого слова в мерянском языке свидетельствуют его изолированное положение в русских говорах (отсутствует в "Словаре русских народных говоров"), связь с бывшей мерянской территорией (ИМЗ), а также распространение в балтийских и прибалтийско-финских языках, с которыми существовал контакт у мерянского языка и отсутствуют связи у современных русских угличских (постмерянских) говоров.
О возможности употребления слова именно в мерянском языке говорит также своеобразие его фонетической формы: наличие в русском слове звука б (b) вместо v в балтских и прибалтийско-финнских языках, что может свидетельствовать о характерном для мерянского звуке β; -я- вместо -е- в финском и -i- в литовском, что, по-видимому, говорит об употреблении вместо них звука -ӓ-, известного мерянскому языку. Слово в мерянском можно считать балтизмом, сродни лит. kirvis "топор", лтш. cirvis "то же".
Ввиду того, что на юго-западе мерянская языковая территория непосредственно соприкасалась в прошлом с балтийской, оно могло быть прямым заимствованием из балтских языков, однако, поскольку то же заимствование имеется также в прибалтийско-финских языках фин. kirves "топор", вепс. kirvez, лив. kīraz, имевших гораздо более интенсивные контакты с балтскими языками, чем мерянский, есть основания считать, что слово проникло в мерянский через их посредство, в частности через вепсский, территориально наиболее близкий к мерянскому.
В пользу этого, как представляется, говорит и форма слова в мерянском, обнаруживающая большую связь с прибалтийско-финскими языками, чем с балтскими.
Цитируется по О.Б.Ткаченко. "Исследования по мерянскому языку". Кострома, 2007.
#мерянскийязык #балтскиеязыки #верхневолжскийдиалект
Уважаемый Алексей, автор канала "Криватроп", в контексте вчерашней темы посвященной мерянскому балтизму *kolbɘ "разговор, вспомнил про ярославский диалектический арготизм кирбяс "топор". Это еще один интересный балтизм в верхневолжском (угличском) диалекте.
По мнению О.Б. Ткаченко о возможности употребления этого слова в мерянском языке свидетельствуют его изолированное положение в русских говорах (отсутствует в "Словаре русских народных говоров"), связь с бывшей мерянской территорией (ИМЗ), а также распространение в балтийских и прибалтийско-финских языках, с которыми существовал контакт у мерянского языка и отсутствуют связи у современных русских угличских (постмерянских) говоров.
О возможности употребления слова именно в мерянском языке говорит также своеобразие его фонетической формы: наличие в русском слове звука б (b) вместо v в балтских и прибалтийско-финнских языках, что может свидетельствовать о характерном для мерянского звуке β; -я- вместо -е- в финском и -i- в литовском, что, по-видимому, говорит об употреблении вместо них звука -ӓ-, известного мерянскому языку. Слово в мерянском можно считать балтизмом, сродни лит. kirvis "топор", лтш. cirvis "то же".
Ввиду того, что на юго-западе мерянская языковая территория непосредственно соприкасалась в прошлом с балтийской, оно могло быть прямым заимствованием из балтских языков, однако, поскольку то же заимствование имеется также в прибалтийско-финских языках фин. kirves "топор", вепс. kirvez, лив. kīraz, имевших гораздо более интенсивные контакты с балтскими языками, чем мерянский, есть основания считать, что слово проникло в мерянский через их посредство, в частности через вепсский, территориально наиболее близкий к мерянскому.
В пользу этого, как представляется, говорит и форма слова в мерянском, обнаруживающая большую связь с прибалтийско-финскими языками, чем с балтскими.
Цитируется по О.Б.Ткаченко. "Исследования по мерянскому языку". Кострома, 2007.
#мерянскийязык #балтскиеязыки #верхневолжскийдиалект
Telegram
Криватроп
В контексте упомянутых привесок-топориков и недавней темы балтизмов в Залесье, в частности "кирбис", вспомнилась графика ув. Андрея Мерянина, посвященная голяди. "Galindas Kirwis" – Голядская Секира.
#голядь
#голядь
Forwarded from Сказки Брянского леса (Кавун)
Нашел у себя в личной библиотеке такую книжку. Наткнулся на нее в одном букинистическом магазине на Васильевском острове в период, когда начал интересоваться нео-мерянским движением, где-то в середине 2010-х. Помню, как загорелись глаза и немножко задрожали руки, как и всякий раз, когда я нахожу что-то ценное для себя среди груды барахла. В небогатые студенческие годы я почти ежедневно захаживал в подобные магазины в надежде найти что-то исключительное, а когда находил, решал дилемму, что для меня важнее — купить книгу или что-то мясное на ужин. И в 90% случаев потом ел пустую гречу. Просто потому, что по-другому не мог, я всегда предпочитал страсть желудку. Самое смешное, что именно эту книжку я прочел по лишь диагонали, потому, думаю, теперь обязан ее нормально прочесть, там немного страниц, всего 128.
Друзья, сколько вам лет?
Anonymous Poll
11%
16-20
10%
21-25
11%
26-30
14%
31-35
14%
36-40
15%
41-45
10%
46-50
7%
51-55
4%
56-60
4%
61+
Громовержец Üma / Volgenče.
А вот и громовержец Üma, мерянский "лик" финского Ukko, биармского Jomali, а также сосед эрзянского Пурьгине-паза, марийского Кӱдырчӧ-Юмо и балтского Perkons-a. Переделал свой старый дизайн с Громовержцем на мерянскую версию. )
Согласно скандинавским сагам, Юмала особо почитался в Биармии, где возвышалась его статуя с серебряным кубком, полным денег. Ему, как высшему божеству, приписывалось создание мира; ему род людской обязан и счастливыми днями весны, и правильной сменой дня и ночи; он же производит гром и посылает молнию.
Недавно новгородский знакомый, вспоминал как его бабушка в 1960-ых говорила: "Гром гремит - это Илья-пророк по небу на колеснице ездит". А его папа смеялся над этим, и комментировал: "Там космонавты". Мой дед Пётр, ярый безбожник и ленинец, когда гремел гром, тоже с какой-то особенной теплотой в голосе, говорил: "О, Илюша по небу едет". В общем Громовержец во всех своих ипостасях всегда с нами.
Üma ineval! Слава Юма!
#арт #юма #громовержец #мифология
А вот и громовержец Üma, мерянский "лик" финского Ukko, биармского Jomali, а также сосед эрзянского Пурьгине-паза, марийского Кӱдырчӧ-Юмо и балтского Perkons-a. Переделал свой старый дизайн с Громовержцем на мерянскую версию. )
Согласно скандинавским сагам, Юмала особо почитался в Биармии, где возвышалась его статуя с серебряным кубком, полным денег. Ему, как высшему божеству, приписывалось создание мира; ему род людской обязан и счастливыми днями весны, и правильной сменой дня и ночи; он же производит гром и посылает молнию.
Недавно новгородский знакомый, вспоминал как его бабушка в 1960-ых говорила: "Гром гремит - это Илья-пророк по небу на колеснице ездит". А его папа смеялся над этим, и комментировал: "Там космонавты". Мой дед Пётр, ярый безбожник и ленинец, когда гремел гром, тоже с какой-то особенной теплотой в голосе, говорил: "О, Илюша по небу едет". В общем Громовержец во всех своих ипостасях всегда с нами.
Üma ineval! Слава Юма!
#арт #юма #громовержец #мифология
Нативная алхимия мерянизма.
Закончил рисовать «мерянский свиток» для одного международного проекта, который мы задумали с Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентином Константиновым), подробности расскажу позднее.
Работа «Тӱн-Пу па Икшен-Муна» (Древо Мира и Первояйцо) сделана в моем старом, «дографическом» стиле, а-ля 2010-2014 годы. Долго разрисовывался и работал над ней с перерывами, больше месяца. Работа сначала шла тяжело, а потом полетела легко, как будто кто-то водил моей рукой.
Когда я начинаю рисовать мерянское я никогда не знаю, что именно я начинаю рисовать. Это процесс сродни алхимии – «а дайка я соединю сурьму, куприт и ртуть». Начальная игра первоэлементами — орнаментами, тиште, светилами и звездами, фракталами миров, постепенно рождает «нечто», структурированное этнофутуристическим нарративом, нативной алхимией мерянизма и провидением Ӱма (Отца Неба).
Как говорил удмуртский этнофутурист Юри Кучыран: «В Эстонии этнофутуризм был окрашен в политико-культурный рационализм, а в Удмуртии (являющейся сейчас центром этнофутуризма) это иррациональный всплеск, идущий от сердца».
Перефразируя Юри: «В Верхневолжье этнофутуризм это нативная алхимия мерянизма.
Итак, помните из Калевалы:
Из яйца, из нижней части
Вышла мать-земля сырая
Из яйца, из верхней части
Встал высокий свод небесный
Из желтка, из верхней части
Солнце светлое явилось
Из белка, из верхней части
Ясный месяц появился
Из яйца, из пестрой части
Звезды сделались на небе
Из яйца, из темной части
Тучи в воздухе явились…
Полетели! 👇
#этнофутуризм #арт #мифология
Закончил рисовать «мерянский свиток» для одного международного проекта, который мы задумали с Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентином Константиновым), подробности расскажу позднее.
Работа «Тӱн-Пу па Икшен-Муна» (Древо Мира и Первояйцо) сделана в моем старом, «дографическом» стиле, а-ля 2010-2014 годы. Долго разрисовывался и работал над ней с перерывами, больше месяца. Работа сначала шла тяжело, а потом полетела легко, как будто кто-то водил моей рукой.
Когда я начинаю рисовать мерянское я никогда не знаю, что именно я начинаю рисовать. Это процесс сродни алхимии – «а дайка я соединю сурьму, куприт и ртуть». Начальная игра первоэлементами — орнаментами, тиште, светилами и звездами, фракталами миров, постепенно рождает «нечто», структурированное этнофутуристическим нарративом, нативной алхимией мерянизма и провидением Ӱма (Отца Неба).
Как говорил удмуртский этнофутурист Юри Кучыран: «В Эстонии этнофутуризм был окрашен в политико-культурный рационализм, а в Удмуртии (являющейся сейчас центром этнофутуризма) это иррациональный всплеск, идущий от сердца».
Перефразируя Юри: «В Верхневолжье этнофутуризм это нативная алхимия мерянизма.
Итак, помните из Калевалы:
Из яйца, из нижней части
Вышла мать-земля сырая
Из яйца, из верхней части
Встал высокий свод небесный
Из желтка, из верхней части
Солнце светлое явилось
Из белка, из верхней части
Ясный месяц появился
Из яйца, из пестрой части
Звезды сделались на небе
Из яйца, из темной части
Тучи в воздухе явились…
Полетели! 👇
#этнофутуризм #арт #мифология
«Тӱн-Пу па Икшен-Муна»
👆Круглая — сотворенная из Икшен-Муна (Первояйцо) — Тӱн-Маа (Мир-земля) омывается волнами Тӱн-ветек (Мирового океана). Она накрыта вращающимся Минэ-комм (Небосводом) состоящим их нескольких слоев, его неподвижная ось — Йутсырь-ташт (Полярная звезда). Она является центром Ӱмбал (Верхнего мира), обители Ӱма (Отца Неба), и других Минэ-воймэк (Небесных сил).
Великан Ёлс (Отец Нижнего Мира — брат и соперник Ӱма) поддерживает Маа-ава (Мать Земли), из которой прорастает Тӱн-Пу (Мировое Древо) касающееся звезд.
Землю в ф-у мифологии воплощала Богиня, часто являвшаяся супругой небесного Бога, который за провинность сбросил ее на Землю. Она стала покровительницей хтонических существ — ящеров, змей и т. п., связанных с плодородием, землей, водой и преисподней. Предки верили, что Мать обитает в верховьях Мировой реки, покровительствует роженицам и детям, наделяет их судьбой-долей, а арбуям дарует дар прорицания.
Андрей Мерянин. 2024.
Посвящается Меж Кутӱк.
#этнофутуризм #арт #мифология
👆Круглая — сотворенная из Икшен-Муна (Первояйцо) — Тӱн-Маа (Мир-земля) омывается волнами Тӱн-ветек (Мирового океана). Она накрыта вращающимся Минэ-комм (Небосводом) состоящим их нескольких слоев, его неподвижная ось — Йутсырь-ташт (Полярная звезда). Она является центром Ӱмбал (Верхнего мира), обители Ӱма (Отца Неба), и других Минэ-воймэк (Небесных сил).
Великан Ёлс (Отец Нижнего Мира — брат и соперник Ӱма) поддерживает Маа-ава (Мать Земли), из которой прорастает Тӱн-Пу (Мировое Древо) касающееся звезд.
Землю в ф-у мифологии воплощала Богиня, часто являвшаяся супругой небесного Бога, который за провинность сбросил ее на Землю. Она стала покровительницей хтонических существ — ящеров, змей и т. п., связанных с плодородием, землей, водой и преисподней. Предки верили, что Мать обитает в верховьях Мировой реки, покровительствует роженицам и детям, наделяет их судьбой-долей, а арбуям дарует дар прорицания.
Андрей Мерянин. 2024.
Посвящается Меж Кутӱк.
#этнофутуризм #арт #мифология
Forwarded from Мерянский Язык / Merän Kyl
Загадочные череповецкие имена.
В "Словаре русских народных говоров" неожиданно нашел – кирбас, а, м [Знач ?] Череповец Новгородской губернии. Упомянуто у Герасимова 1910 г..
Подумал, уж не аналог-ли нашего угличского мерянского кирбяса про который намедни дискутировали? Нагуглил "Словарь уездного Череповецкого говора", 1910 М.К. Герасимова, оказалось что Кирбас это череповецкое прозвище (мирское имя) объяснения которому автор не приводит.
Учитывая что субстрат в Череповце весьско-вепсский, отчасти мерьский, то неисключено что Кирбас = Топор / Секира. Во всяком случае в Вологодской земле такое русское мирское имя было распространено: Секира/Секера. Нефедко Секера, дер. Трушевская Калеского стана Двин. уезда. 1586; Дер. Секерино; поч. Секиринский, Вологод. уезд (1589), Кеврол. уезд (1623).
К слову, в "Словаре" Герасимова приведены очень интересные мирские имена без объяснений их значений. Среди них меня заинтересовали прозвища не имеющие никаких параллелей в "Словаре русских народных говоров" и "Вологодском ономастиконе" А.Кузнецова:
— Ёла (? Возм. сродни костр. постмер. ёла "удача"?);
— Ингол (?);
— Кома. (? Возм. вепс. kom "кум". Есть грязовецкое прозвище Комак. Есть в пермской и волго-финской ономастике - Ком, Кома);
— Кёга (? Возм. вепс. kego "скирда". Похожее есть в волго-финской ономастике - Кегей кӧгӧ/кеге/клаш гоготать (о гусях));
— Марич (?);
— Маура (? Название возвышенностей в Вологодско-Верхневолжской топонимии. Согласно вологодскому топонимисту А.Кузнецову, топоним происходит от древн.вепс. vura – «гора» + вепс. ma – «земля»: mavura (маура) "земляная гора");
— Отяй (? Есть в волго-финской ономастике)
Пойга (Череп. "парень". Сродни фин. poika "мальчик", вепс. poig "сын", карел. poigu "тоже");
— Ропак (Возм. вепс. ropak "неровный");
— Сирка (?);
— Сайна (? Возм. сродни костр. сайной "хороший" < мар./мер. сай "добрый", хороший");
— Солка (? Либо сродни вепс. sol < рус. соль; либо, возм. ср. фин. solu "ячея"; фин. solki "пряжка"); Солкай волго-финское имя этимологию которого С.Я. Черных выводит из фин. solu);
— Турпал (? Возм. сродни фин. turpa "морда", "рыло");
— Турнис (?);
— Турниск (?);
— Харда (? Возм. сродни карел. hardie "плечо"; фин. hartia; вепс. hardjod "плечи");
— Чоба (?);
— Шова (? Возм. сродни вепс. savu "дым"; или что-то финно-волжское, ср. морд. шаба "ребенок", "дитя"; мар. шава Г "слабый", "слабосильный"; шӹвы "дитя").
По-видимому, в череповецкой ономастике еще 100 лет назад присутствовал явный субстратный вепсский/весьский/мерьский слой.
#череповец #вологодскаяобласть #пошехонье #вепсы
В "Словаре русских народных говоров" неожиданно нашел – кирбас, а, м [Знач ?] Череповец Новгородской губернии. Упомянуто у Герасимова 1910 г..
Подумал, уж не аналог-ли нашего угличского мерянского кирбяса про который намедни дискутировали? Нагуглил "Словарь уездного Череповецкого говора", 1910 М.К. Герасимова, оказалось что Кирбас это череповецкое прозвище (мирское имя) объяснения которому автор не приводит.
Учитывая что субстрат в Череповце весьско-вепсский, отчасти мерьский, то неисключено что Кирбас = Топор / Секира. Во всяком случае в Вологодской земле такое русское мирское имя было распространено: Секира/Секера. Нефедко Секера, дер. Трушевская Калеского стана Двин. уезда. 1586; Дер. Секерино; поч. Секиринский, Вологод. уезд (1589), Кеврол. уезд (1623).
К слову, в "Словаре" Герасимова приведены очень интересные мирские имена без объяснений их значений. Среди них меня заинтересовали прозвища не имеющие никаких параллелей в "Словаре русских народных говоров" и "Вологодском ономастиконе" А.Кузнецова:
— Ёла (? Возм. сродни костр. постмер. ёла "удача"?);
— Ингол (?);
— Кома. (? Возм. вепс. kom "кум". Есть грязовецкое прозвище Комак. Есть в пермской и волго-финской ономастике - Ком, Кома);
— Кёга (? Возм. вепс. kego "скирда". Похожее есть в волго-финской ономастике - Кегей кӧгӧ/кеге/клаш гоготать (о гусях));
— Марич (?);
— Маура (? Название возвышенностей в Вологодско-Верхневолжской топонимии. Согласно вологодскому топонимисту А.Кузнецову, топоним происходит от древн.вепс. vura – «гора» + вепс. ma – «земля»: mavura (маура) "земляная гора");
— Отяй (? Есть в волго-финской ономастике)
Пойга (Череп. "парень". Сродни фин. poika "мальчик", вепс. poig "сын", карел. poigu "тоже");
— Ропак (Возм. вепс. ropak "неровный");
— Сирка (?);
— Сайна (? Возм. сродни костр. сайной "хороший" < мар./мер. сай "добрый", хороший");
— Солка (? Либо сродни вепс. sol < рус. соль; либо, возм. ср. фин. solu "ячея"; фин. solki "пряжка"); Солкай волго-финское имя этимологию которого С.Я. Черных выводит из фин. solu);
— Турпал (? Возм. сродни фин. turpa "морда", "рыло");
— Турнис (?);
— Турниск (?);
— Харда (? Возм. сродни карел. hardie "плечо"; фин. hartia; вепс. hardjod "плечи");
— Чоба (?);
— Шова (? Возм. сродни вепс. savu "дым"; или что-то финно-волжское, ср. морд. шаба "ребенок", "дитя"; мар. шава Г "слабый", "слабосильный"; шӹвы "дитя").
По-видимому, в череповецкой ономастике еще 100 лет назад присутствовал явный субстратный вепсский/весьский/мерьский слой.
#череповец #вологодскаяобласть #пошехонье #вепсы
Telegram
Встреча Руси и Чуди
ВЕПССКИЙ МОСТИК МЕЖДУ БАЛТИКОЙ И ПОВОЛЖЬЕМ
Уважаемая «Ростовская Земля» обобщила вопрос о ярославском арготизме кирбяс ‘топор’, поднятый уважаемыми «Криватропом» и «Мерянским языком». Отмечается, что указанное слово проникло в русские ярославские говоры…
Уважаемая «Ростовская Земля» обобщила вопрос о ярославском арготизме кирбяс ‘топор’, поднятый уважаемыми «Криватропом» и «Мерянским языком». Отмечается, что указанное слово проникло в русские ярославские говоры…
Ёлс, Велес, Дьявол, Леший.
Максим, мне кажется, что ты, говоря о чистой реконструкции на основе неологизмов, чересчур «засушиваешь» неомифологический дискурс.
Да, есть масса названий для леса:
«просто лес» – шургы, шурго, мется, вар, вор;
«лес дальний, далёкий» – сузём;
«лес заболоченный» – сорго, шохра, шогра;
«лес глухой, дикий» – тайбола;
«лес молодой, хвойный» – коз;
«лес мелкий, подрост, мелколесье в поле, роща» – отер, оты.
Стало быть, леший в новомерянском может быть Шургак, Варак, Шохрак, Отык , или Шургызо, Шохразо, Отызо (Лесовой) и тд., и тп.
В части мифологических реконструкций мы используем подобные неологизмы, но в рамках дискурса, помимо неологизмов, интереснее всего использовать местные региональные, постмерянские мифонимы. Как раз в этом и заключается суть и практика мерянского этнофутуризма — возрождение образов прошлого в образах настоящего и будущего на стыке культур и религий: финно-угорской, великорусской, субстратной мерянской, шаманизма, чимарий йӱла, этнографических форм язычества и христианства.
Есть этнографический Ёлс — «чёрт», «леший», который с высокой вероятностью является средневековой мерянской транскрипцией διάβολος «дьявол» (по Ткаченко), что, впрочем, не отменяет балто-славянской (Велес) и финской (ряд лексем связанных с значением «бытие», «жизнь») этимологий (более объемный общий контекст). Прекрасный, запоминающийся мифоним, очень удобный в рамках нашей практики, давно уже ставший неотъемлемой частью нашей мифологии.
Итак, мерянский этнофутризм это соединение древнего финно-угорского образа сохранившегося в культурах родственных меря народов, верхневолжской русской региональной этнографии с экстраполяцией конструктивизма.
План мерянской ревитализации основан на творческом взаимодействии этих элементов, переосмыслении уклада, мышления и современной технологии. Здесь скрывается великий шанс.
#этнофутуризм #реконструкция #мифология
Максим, мне кажется, что ты, говоря о чистой реконструкции на основе неологизмов, чересчур «засушиваешь» неомифологический дискурс.
Да, есть масса названий для леса:
«просто лес» – шургы, шурго, мется, вар, вор;
«лес дальний, далёкий» – сузём;
«лес заболоченный» – сорго, шохра, шогра;
«лес глухой, дикий» – тайбола;
«лес молодой, хвойный» – коз;
«лес мелкий, подрост, мелколесье в поле, роща» – отер, оты.
Стало быть, леший в новомерянском может быть Шургак, Варак, Шохрак, Отык , или Шургызо, Шохразо, Отызо (Лесовой) и тд., и тп.
В части мифологических реконструкций мы используем подобные неологизмы, но в рамках дискурса, помимо неологизмов, интереснее всего использовать местные региональные, постмерянские мифонимы. Как раз в этом и заключается суть и практика мерянского этнофутуризма — возрождение образов прошлого в образах настоящего и будущего на стыке культур и религий: финно-угорской, великорусской, субстратной мерянской, шаманизма, чимарий йӱла, этнографических форм язычества и христианства.
Есть этнографический Ёлс — «чёрт», «леший», который с высокой вероятностью является средневековой мерянской транскрипцией διάβολος «дьявол» (по Ткаченко), что, впрочем, не отменяет балто-славянской (Велес) и финской (ряд лексем связанных с значением «бытие», «жизнь») этимологий (более объемный общий контекст). Прекрасный, запоминающийся мифоним, очень удобный в рамках нашей практики, давно уже ставший неотъемлемой частью нашей мифологии.
Итак, мерянский этнофутризм это соединение древнего финно-угорского образа сохранившегося в культурах родственных меря народов, верхневолжской русской региональной этнографии с экстраполяцией конструктивизма.
План мерянской ревитализации основан на творческом взаимодействии этих элементов, переосмыслении уклада, мышления и современной технологии. Здесь скрывается великий шанс.
#этнофутуризм #реконструкция #мифология
Telegram
Максим Сухарев in Merjamaa. Chat
ладно, ты сам пошел по этим знакомым мне до боли граблям - таков путь, видимо.
А как по мерянски "лес/леший"?
А как по мерянски "лес/леший"?
"Пырня шонко огол". Фильм Ольги Ляпаевой "Угол старых бревен" рассказывает о самобытной культуре древней Меровии, языческих и народно-христианских традициях природопочитания нижегородских ветлугаев.
Кто такие ветлугаи?
Знаете ли вы, что в XII-XV веках, на протяжении трехсот (!) лет, на территории нынешней Нижегородской области, в междуречье Пижмы и Ветлуги, существовало Ветлужское мари-княжество. Один из его князей, кугуза Кай Хлыновский, имел письменные договоры о мире с Александром Невским и ханами Золотой орды. А в четырнадцатом веке кугуза Ош Пандаш объединил родовую знать, привлёк на свою сторону татар и в ходе девятнадцатилетней войны разбил Галич-Мерьского князя Андрея Фёдоровича. В 1372 году Ветлужское княжество стало полностью независимым.
У земли Ветлужского княжества существует свое историческое название, это Меровия. Меровия - название территории, ограниченной реками Волгой, Унжей и Ветлугой. Этноним. После того, как в ходе развития Владимиро-Суздальской государственности и сопутствующей этому христианизации населения финно-угорский этнос меря был частично потеснен с территорий современной Владимирской, Ивановской, Ярославской областей, часть меря отступила за Волгу в междуречье Унжи и Ветлуги названное Меровией. Об этом есть упоминания как о бытующих в Ростове Великом и на современных марийских территориях Нижегородской области и Марий Эл легендах, правда, уже достаточно позднего времени.
Позднее, в 16-18 веках продолжается русификация (крещение) мери уже на этих территориях, и часть ее отходит дальше на восток в Заветлужье, и сливается с родственным этносом мари, что становится основой формирования северо-западной группы этого народа в современных Воскресенском, Тонкинском, Тоншаевском и Шарангском районах Нижегородской области. В Меровии есть топонимы, напоминающие о мере - Маура, Мериново и др.
Фильм создан при поддержке Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, Экологического центра "Дронт" и телепроекта "Для тех, чья душа не спит".
Ольга Ляпаева (С)
#марийцы #ветлугаи #меровия
Кто такие ветлугаи?
Знаете ли вы, что в XII-XV веках, на протяжении трехсот (!) лет, на территории нынешней Нижегородской области, в междуречье Пижмы и Ветлуги, существовало Ветлужское мари-княжество. Один из его князей, кугуза Кай Хлыновский, имел письменные договоры о мире с Александром Невским и ханами Золотой орды. А в четырнадцатом веке кугуза Ош Пандаш объединил родовую знать, привлёк на свою сторону татар и в ходе девятнадцатилетней войны разбил Галич-Мерьского князя Андрея Фёдоровича. В 1372 году Ветлужское княжество стало полностью независимым.
У земли Ветлужского княжества существует свое историческое название, это Меровия. Меровия - название территории, ограниченной реками Волгой, Унжей и Ветлугой. Этноним. После того, как в ходе развития Владимиро-Суздальской государственности и сопутствующей этому христианизации населения финно-угорский этнос меря был частично потеснен с территорий современной Владимирской, Ивановской, Ярославской областей, часть меря отступила за Волгу в междуречье Унжи и Ветлуги названное Меровией. Об этом есть упоминания как о бытующих в Ростове Великом и на современных марийских территориях Нижегородской области и Марий Эл легендах, правда, уже достаточно позднего времени.
Позднее, в 16-18 веках продолжается русификация (крещение) мери уже на этих территориях, и часть ее отходит дальше на восток в Заветлужье, и сливается с родственным этносом мари, что становится основой формирования северо-западной группы этого народа в современных Воскресенском, Тонкинском, Тоншаевском и Шарангском районах Нижегородской области. В Меровии есть топонимы, напоминающие о мере - Маура, Мериново и др.
Фильм создан при поддержке Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, Экологического центра "Дронт" и телепроекта "Для тех, чья душа не спит".
Ольга Ляпаева (С)
#марийцы #ветлугаи #меровия
YouTube
Пырня шонко огол.
Фильм Ольги Ляпаевой "Угол старых бревен" рассказывает о самобытной культуре древней Меровии, языческих и народно-христианских традициях природопочитания нижегородских ветлугаев.
Кто такие ветлугаи?
Знаете ли вы, что в XII-XV веках, на протяжении трехсот…
Кто такие ветлугаи?
Знаете ли вы, что в XII-XV веках, на протяжении трехсот…
Постмодерн и Меренизм.
На днях прошла новость: в Венгрии якобы предотвратили попытку госпереворота со стороны неких неоскифов. Да, да, именно так — движения за возрождение скифской идентичности, самосознания и т.п. (на всякий случай, неоскифы существуют далеко не только в Венгрии, но, возможно, именно там они больше всего на слуху).
Это прозвучало как сюр, и я задумалась: а в чём же отличие мерянства (а оно, отличие, довольно ощутимое) от практически всех этнореконструкторских движений с приставкой нео-?
В первую очередь, пожалуй, — в отсутствии политического наполнения. Ведь все эти неоскифы, нео/пан славяне или скандинавы, неодаки, необулгары (в Болгарии) и т.п. — в основном крайне правые неотрадиционалисты и консерваторы. А вот меря, и это показывает сама практика и статистика мерянства, идеологически может быть кем угодно — как, в принципе, и представитель любого реального, живого народа.
Например, современный немец может быть как крайне правым, так и крайним левым или же совсем аполитичным «гражданином мира», и из собственно немецкого в нём будет разве что родословная и владение немецким языком как родным. И между этими крайностями — огромный спектр, и все эти люди принадлежат к одному немецкому народу. У нас, меря, точно такая же картина, разве только, по объективным причинам, вместо свободного владения мерянским нас всех объединяет пост/мерянское самосознание, любовь к малой родине и изучение своих родовых корней.
И этот факт — как раз признак живого, органично функционирующего этноса/субэтноса. А это значит, что те, кто сводят мерянство к чистой этнической реконструкции и приравнивают мерян к всевозможным «эльфам», ошибаются. Данные антропологии, как физической, так и культурной, свидетельствуют, что меря никуда и не пропадали и уж тем более не «вымирали», просто наш язык забылся и имя подзатерялось немного — произошла всего лишь поверхностная ассимиляция.
Ещё одна параллель: к примеру, когда я смотрю на тех, кто сегодня называет себя мерянами, наблюдаю за их жизнью, при этом читаю историю, вспоминаю свою костромскую бабушку и её рассказы и сопоставляю все эти данные — у меня в голове вырисовывается определённая картинка. А когда вижу неоскифов, нео(пан)славян, необулгар, неодаков и прочих, в странных а-ля исторических костюмах со странными ритуалами и ещё более странными речами — то как-то никак не удаётся ни вписать их в современность, ни выстроить цепочку преемственности поколений от тех времён до сегодняшнего дня. И здесь, конечно, ещё очень важно учитывать лучшую сохранность субстратного генофонда и аутентичности культуры коренного населения в лесах севера (не говоря уже о тундре), чем на степном условном юге.
Отмечу ещё, что в современном постмодерном и диверсифицированном мире твоя принадлежность к какому-либо народу тебя уже ни к чему не обязывает, она просто есть как данность. А реконструкторы правого толка как раз любят навязывать жесткие рамки и связанные с ними обязанности, якобы проистекающие из этничности — этот дискурс родом из позапрошлого века. Мы же, меря, считаем, что сила не только в единстве, но и в разнообразии, поэтому никаких жёстких правил и условий «входа в мерянство», как и практики «выписывания из меря» не существует, более того — для нас подобные вещи звучат абсурдно. Мы за свободу выбора и вообще свободу во всём — до тех пор, пока это не посягает на свободу других.
Оли Шепиш. 2024.
#меря #меренизм #идентичность #XXIвек
На днях прошла новость: в Венгрии якобы предотвратили попытку госпереворота со стороны неких неоскифов. Да, да, именно так — движения за возрождение скифской идентичности, самосознания и т.п. (на всякий случай, неоскифы существуют далеко не только в Венгрии, но, возможно, именно там они больше всего на слуху).
Это прозвучало как сюр, и я задумалась: а в чём же отличие мерянства (а оно, отличие, довольно ощутимое) от практически всех этнореконструкторских движений с приставкой нео-?
В первую очередь, пожалуй, — в отсутствии политического наполнения. Ведь все эти неоскифы, нео/пан славяне или скандинавы, неодаки, необулгары (в Болгарии) и т.п. — в основном крайне правые неотрадиционалисты и консерваторы. А вот меря, и это показывает сама практика и статистика мерянства, идеологически может быть кем угодно — как, в принципе, и представитель любого реального, живого народа.
Например, современный немец может быть как крайне правым, так и крайним левым или же совсем аполитичным «гражданином мира», и из собственно немецкого в нём будет разве что родословная и владение немецким языком как родным. И между этими крайностями — огромный спектр, и все эти люди принадлежат к одному немецкому народу. У нас, меря, точно такая же картина, разве только, по объективным причинам, вместо свободного владения мерянским нас всех объединяет пост/мерянское самосознание, любовь к малой родине и изучение своих родовых корней.
И этот факт — как раз признак живого, органично функционирующего этноса/субэтноса. А это значит, что те, кто сводят мерянство к чистой этнической реконструкции и приравнивают мерян к всевозможным «эльфам», ошибаются. Данные антропологии, как физической, так и культурной, свидетельствуют, что меря никуда и не пропадали и уж тем более не «вымирали», просто наш язык забылся и имя подзатерялось немного — произошла всего лишь поверхностная ассимиляция.
Ещё одна параллель: к примеру, когда я смотрю на тех, кто сегодня называет себя мерянами, наблюдаю за их жизнью, при этом читаю историю, вспоминаю свою костромскую бабушку и её рассказы и сопоставляю все эти данные — у меня в голове вырисовывается определённая картинка. А когда вижу неоскифов, нео(пан)славян, необулгар, неодаков и прочих, в странных а-ля исторических костюмах со странными ритуалами и ещё более странными речами — то как-то никак не удаётся ни вписать их в современность, ни выстроить цепочку преемственности поколений от тех времён до сегодняшнего дня. И здесь, конечно, ещё очень важно учитывать лучшую сохранность субстратного генофонда и аутентичности культуры коренного населения в лесах севера (не говоря уже о тундре), чем на степном условном юге.
Отмечу ещё, что в современном постмодерном и диверсифицированном мире твоя принадлежность к какому-либо народу тебя уже ни к чему не обязывает, она просто есть как данность. А реконструкторы правого толка как раз любят навязывать жесткие рамки и связанные с ними обязанности, якобы проистекающие из этничности — этот дискурс родом из позапрошлого века. Мы же, меря, считаем, что сила не только в единстве, но и в разнообразии, поэтому никаких жёстких правил и условий «входа в мерянство», как и практики «выписывания из меря» не существует, более того — для нас подобные вещи звучат абсурдно. Мы за свободу выбора и вообще свободу во всём — до тех пор, пока это не посягает на свободу других.
Оли Шепиш. 2024.
#меря #меренизм #идентичность #XXIвек
Генеалогия - Костромская губерния.
Данный чат будет полезен всем, чьи предки родились и жили на территории Костромской губернии.
https://yangx.top/Kostroma_genealogy
#костромскаягуберния #генеалогия
Данный чат будет полезен всем, чьи предки родились и жили на территории Костромской губернии.
https://yangx.top/Kostroma_genealogy
#костромскаягуберния #генеалогия
Telegram
Генеалогия - Костромская губерния
Для тех, чьи предки родились и жили на территории Костромской губернии
Оффлайн-встречи:
https://yangx.top/vstrechi_kostroma_chat
Группа создана 22 февраля 2022 года
Оффлайн-встречи:
https://yangx.top/vstrechi_kostroma_chat
Группа создана 22 февраля 2022 года