Миф - источник живого смысла.
Миф как культурное явление таинственен и загадочен. С одной стороны, он проецирует архаические основы человеческой культуры, являясь её первоисточником, а с другой — он обращен к тому, что сами мы определяем в себе самих в качестве Начала. Без этого Начала современный человек, живущий в эпоху информационных технологий и постиндустриального ландшафта, испытывает ощущение внутреннего дискомфорта.
Урбанизированная жизнь заставляет человека испытывать переживания, затрагивающие тайну его возникновения и существования. Обращение к нетехнологическим формами культуры, ставят нас в ситуацию ощущения своего подлинного и не подлинного существования, вызывают чувство причастности к своей земле и предкам.
Современная информационная культура нивелирует символические образы, заменяя Символ на знак, что приводит к ситуации, когда, по замечанию известного философа Ж. Бодрийара, информации становится всё больше, а смысла в ней всё меньше. В силу указанных причин миф, для современного человека, — это возвращение к первоначальному источнику живого смысла: простого и одновременно загадочного, часто воспринимаемого сейчас как явление фантастическое. Но от этого оно не становится менее реальным.
Русский мыслитель А.Ф. Лосев в своей книге «Диалектика мифа» обрисовал идею мифа как особой формы культуры, и как новой реальности, высшей реальности человеческого существования.
Реальность мифа в том соответствии, которое в своём идеальном выражении позволяет отождествить, то есть дать образ, по которому человек или социум узнают себя.
Миф это Первообраз, изначальный способ отразить как всё упорядоченное, так и неупорядоченное и в человеке, и в культуре. Миф — это культурная идентификация и самоидентификация, без неё невозможно говорить о своеобразии любой культуры, глобальной или региональной на любой стадии её исторического развития.
Арт: Дорогами Мерямы 2. 2011. Андрей Мерянин.
#мифология #этнофутуризм #меря
Миф как культурное явление таинственен и загадочен. С одной стороны, он проецирует архаические основы человеческой культуры, являясь её первоисточником, а с другой — он обращен к тому, что сами мы определяем в себе самих в качестве Начала. Без этого Начала современный человек, живущий в эпоху информационных технологий и постиндустриального ландшафта, испытывает ощущение внутреннего дискомфорта.
Урбанизированная жизнь заставляет человека испытывать переживания, затрагивающие тайну его возникновения и существования. Обращение к нетехнологическим формами культуры, ставят нас в ситуацию ощущения своего подлинного и не подлинного существования, вызывают чувство причастности к своей земле и предкам.
Современная информационная культура нивелирует символические образы, заменяя Символ на знак, что приводит к ситуации, когда, по замечанию известного философа Ж. Бодрийара, информации становится всё больше, а смысла в ней всё меньше. В силу указанных причин миф, для современного человека, — это возвращение к первоначальному источнику живого смысла: простого и одновременно загадочного, часто воспринимаемого сейчас как явление фантастическое. Но от этого оно не становится менее реальным.
Русский мыслитель А.Ф. Лосев в своей книге «Диалектика мифа» обрисовал идею мифа как особой формы культуры, и как новой реальности, высшей реальности человеческого существования.
Реальность мифа в том соответствии, которое в своём идеальном выражении позволяет отождествить, то есть дать образ, по которому человек или социум узнают себя.
Миф это Первообраз, изначальный способ отразить как всё упорядоченное, так и неупорядоченное и в человеке, и в культуре. Миф — это культурная идентификация и самоидентификация, без неё невозможно говорить о своеобразии любой культуры, глобальной или региональной на любой стадии её исторического развития.
Арт: Дорогами Мерямы 2. 2011. Андрей Мерянин.
#мифология #этнофутуризм #меря
Ничего не пишу, в ближайшее время будет только мифологическая отложка. Набираюсь новых впечатлений в устье Гауи. Там обитают древние ливские ящеры - родственники наших волжских коркоделов память о которых сохранилась в ярославских, да костромских наличниках.
#рижскийзалив #балтийскоеморе
#рижскийзалив #балтийскоеморе
Культурная археология мерянского мифа.
Итак, возможно ли в условиях региональной культуры Верхнего Поволжья говорить об особом Мерянском мифе? Есть ли у него своё качественное состояние, «мерянскость» и если есть, то в чём она?
На наш взгляд, логика региональной мерянской культуры должна быть заключена в успешной трансляции многообразных исторических форм нашего региона. Мерянская идентичность — это встраивание древних мифов в пространство современной культуры.
Новый миф со своими иррациональными компонентами, со своим «священным», затронет самое таинственное в природе современного человека — его чувство и ощущение сопричастности традиционным формам и взаимосвязи с миром Предков. Архаическое и Современное при попытке реконструкции Мерянского мифа становятся сопричастны.
Примером мифотворчества нашего времени может служить реконструкция образов нашей мифологии средствами искусства, формирование сакрального пространства земли через ритуалы и пробуждение мест Силы.
Художественный и видео арт, архитектурные объекты, дизайн, мистерии, музыкальные и информационные меседжи создадут ситуацию живого настоящего, в котором предки зримо обратятся к зрителю. Все это как вода живого источника наполнит существование человека, который так редко оказывается один на один с тем, что может возвратить его к самому себе. Мерянский миф подарит ощущения глубокой связи с прошлым и будущим.
Символическое конструирование будущей реальности, а именно так можно определить наш миф, будет развёрнуто в сторону культурной археологии.
Культурная археология Мерянского мифа снимет разграничение научного и ненаучного, миф шире и глубже чем любая попытка его научной локализации. Отсюда и качественное состояние Мерянского мифа необходимо рассматривать в аспекте региональной культурной самоидентификации. В таком случае мы выйдем на уровень самой мифологии и на её специфические черты, которые позволят проявить и сохранить всю неповторимость и уникальность нашего региона.
Мерянский миф ждет своих реконструкторов и манифестантов, он обращается к вам, философы, краеведы, историки, литераторы и художники!
Арт: Дорогами Мерямы 3. 2011. Андрей Мерянин.
#мифология #этнофутуризм #меря
Итак, возможно ли в условиях региональной культуры Верхнего Поволжья говорить об особом Мерянском мифе? Есть ли у него своё качественное состояние, «мерянскость» и если есть, то в чём она?
На наш взгляд, логика региональной мерянской культуры должна быть заключена в успешной трансляции многообразных исторических форм нашего региона. Мерянская идентичность — это встраивание древних мифов в пространство современной культуры.
Новый миф со своими иррациональными компонентами, со своим «священным», затронет самое таинственное в природе современного человека — его чувство и ощущение сопричастности традиционным формам и взаимосвязи с миром Предков. Архаическое и Современное при попытке реконструкции Мерянского мифа становятся сопричастны.
Примером мифотворчества нашего времени может служить реконструкция образов нашей мифологии средствами искусства, формирование сакрального пространства земли через ритуалы и пробуждение мест Силы.
Художественный и видео арт, архитектурные объекты, дизайн, мистерии, музыкальные и информационные меседжи создадут ситуацию живого настоящего, в котором предки зримо обратятся к зрителю. Все это как вода живого источника наполнит существование человека, который так редко оказывается один на один с тем, что может возвратить его к самому себе. Мерянский миф подарит ощущения глубокой связи с прошлым и будущим.
Символическое конструирование будущей реальности, а именно так можно определить наш миф, будет развёрнуто в сторону культурной археологии.
Культурная археология Мерянского мифа снимет разграничение научного и ненаучного, миф шире и глубже чем любая попытка его научной локализации. Отсюда и качественное состояние Мерянского мифа необходимо рассматривать в аспекте региональной культурной самоидентификации. В таком случае мы выйдем на уровень самой мифологии и на её специфические черты, которые позволят проявить и сохранить всю неповторимость и уникальность нашего региона.
Мерянский миф ждет своих реконструкторов и манифестантов, он обращается к вам, философы, краеведы, историки, литераторы и художники!
Арт: Дорогами Мерямы 3. 2011. Андрей Мерянин.
#мифология #этнофутуризм #меря
"Leedutorni".
На фото 1974 года "Leedutorni" - конусообразный костер на "Jaanipäev" (Иванов день) в деревне Liiva волости Muhumaa (остров Муху Моонзундского архипелага).
На первый взгляд "Leedutorni" можно дословно перевести как "литовская башня", но не все так просто. Айвар вчера мне рассказал, что на Saaremaa и Muhumaa "Jaanipäev" традиционно называется "Leedopäev". В честь бога Leedo, сына небесного старика Uku - бога грома и огня.
Есть мнение что "Leedopäev" было названием летнего Солнцеворота во всех землях эстов до крещения. Такое вот аутентичное эстонское название языческого Кукуя. Ну и собственно именно такие костры жгли эсты, ингры, карелы, суоми, вепсы в эти день/ночь и такие же, по всей видимости, были у нас.
С деревцем мне нравится. На заметку всем мерянствующим.
Фото: Eesti Rahvaluule Arhiiv. 1974.
#язычество #кукуй #финноугры
На фото 1974 года "Leedutorni" - конусообразный костер на "Jaanipäev" (Иванов день) в деревне Liiva волости Muhumaa (остров Муху Моонзундского архипелага).
На первый взгляд "Leedutorni" можно дословно перевести как "литовская башня", но не все так просто. Айвар вчера мне рассказал, что на Saaremaa и Muhumaa "Jaanipäev" традиционно называется "Leedopäev". В честь бога Leedo, сына небесного старика Uku - бога грома и огня.
Есть мнение что "Leedopäev" было названием летнего Солнцеворота во всех землях эстов до крещения. Такое вот аутентичное эстонское название языческого Кукуя. Ну и собственно именно такие костры жгли эсты, ингры, карелы, суоми, вепсы в эти день/ночь и такие же, по всей видимости, были у нас.
С деревцем мне нравится. На заметку всем мерянствующим.
Фото: Eesti Rahvaluule Arhiiv. 1974.
#язычество #кукуй #финноугры
Портрет верхневолжского Волхва
Начнём с портрета провинциального волхва. Буквально. Та кую возможность нам предоставил всё тот же посад малого города Плёса, где однажды среди находок оказался обломок керамического сосуда с процарапан ным на поверхности изображением.
Перед нами портрет, может быть, даже автопортрет, вы полненный «неизвестным провинциальным художником» около восьми столетий назад. Основанием для датировки находки послужили вещи из соответствующего напластования культурного слоя.
#шаманизм #меря #финноугры #магия
Начнём с портрета провинциального волхва. Буквально. Та кую возможность нам предоставил всё тот же посад малого города Плёса, где однажды среди находок оказался обломок керамического сосуда с процарапан ным на поверхности изображением.
Перед нами портрет, может быть, даже автопортрет, вы полненный «неизвестным провинциальным художником» около восьми столетий назад. Основанием для датировки находки послужили вещи из соответствующего напластования культурного слоя.
#шаманизм #меря #финноугры #магия
I Мерянский съезд в Плёсе в 2013 году.
Сегодня еще одна круглая дата в 2023 году - 10 лет I Мерянскому съезду в Плёсе. В съезде участвовали как маститые признанные и начинающие учёные, так и любители истории своей малой Родины.
В субботу 6 июля в одном из залов кофейни Софьи Петровны Кувшинниковой, воспроизводящего атмосферу домашнего салона музы Исаака Ильича Левитана, состоялась официальная часть мерянского съезда, состоящая из докладов и презентаций.
Вторая, неофициальная, часть состояла из экскурсий. Участники посетили музей Древнерусской семьи (6 июля) и выехали на катере в Алабугу (7 июля), которая доступна только с воды. Там присутствующие смогли осмотреть легендарное мерянское городище, священный ключ с камнем и места многолетних раскопок, проводившихся под руководством Павла Травкина.
I Мерянский съезд был организован ивановским отделением "Русского географического общества", "Обществом друзей Плёса", "Музейным центром археолога П.Н. Травкина" и обществом "Metsä kunta".
#меря #история
Сегодня еще одна круглая дата в 2023 году - 10 лет I Мерянскому съезду в Плёсе. В съезде участвовали как маститые признанные и начинающие учёные, так и любители истории своей малой Родины.
В субботу 6 июля в одном из залов кофейни Софьи Петровны Кувшинниковой, воспроизводящего атмосферу домашнего салона музы Исаака Ильича Левитана, состоялась официальная часть мерянского съезда, состоящая из докладов и презентаций.
Вторая, неофициальная, часть состояла из экскурсий. Участники посетили музей Древнерусской семьи (6 июля) и выехали на катере в Алабугу (7 июля), которая доступна только с воды. Там присутствующие смогли осмотреть легендарное мерянское городище, священный ключ с камнем и места многолетних раскопок, проводившихся под руководством Павла Травкина.
I Мерянский съезд был организован ивановским отделением "Русского географического общества", "Обществом друзей Плёса", "Музейным центром археолога П.Н. Травкина" и обществом "Metsä kunta".
#меря #история
Наши святые Христы, Саваофы и Богородицы
На территории Владимирской губернии находились культовые места одного из толков христовщины, которые издавна пользовались почитанием. В XVIII – начале XX вв. к ним осуществляли паломничество христовцы из других губерний. Первое место – гора Городина, недалеко от с. Чулково Муромского уезда (Сейчас входит в состав Павловского района Нижегородской области). По одной из христовщинских легенд в 1645г. на гору Городину сошёл сам Господь Саваоф и остался на земле в образе человеческом, воплотившись в богатом купце Даниле Филипповиче. Он начал собирать своих учеников, и через некоторое время к нему присоединился уроженец Стародубской стороны (округа с. Клязьменский Городок в нижнем течении Клязьмы), села Максакова Муромского уезда, Иван Тимофеевич Суслов, в котором по преданию воплотился Иисус Христос....
#XVIIвек #христы #хлысты
На территории Владимирской губернии находились культовые места одного из толков христовщины, которые издавна пользовались почитанием. В XVIII – начале XX вв. к ним осуществляли паломничество христовцы из других губерний. Первое место – гора Городина, недалеко от с. Чулково Муромского уезда (Сейчас входит в состав Павловского района Нижегородской области). По одной из христовщинских легенд в 1645г. на гору Городину сошёл сам Господь Саваоф и остался на земле в образе человеческом, воплотившись в богатом купце Даниле Филипповиче. Он начал собирать своих учеников, и через некоторое время к нему присоединился уроженец Стародубской стороны (округа с. Клязьменский Городок в нижнем течении Клязьмы), села Максакова Муромского уезда, Иван Тимофеевич Суслов, в котором по преданию воплотился Иисус Христос....
#XVIIвек #христы #хлысты
И покланяшеся Идолу каменну… Священные валуны Углича
Много лет назад, каждый раз когда вражеские полчища грозили Угличу, ровно в полночь, громко хлопая крыльями, прилетал громадный петух. Он садился на камень и трёхкратным криком предупреждал горожан о беде. Так его будто бы слышали накануне гибели царевича Дмитрия, перед ссылкой угличан в Сибирь, перед нашествием литвы.
С тех пор, якобы, и остался след петуха на валуне, который назывался в народе "Петуховым камнем". Это одно из многих художественных преданий угличской старины...
#синькамень #меря #финноугры #магия
Много лет назад, каждый раз когда вражеские полчища грозили Угличу, ровно в полночь, громко хлопая крыльями, прилетал громадный петух. Он садился на камень и трёхкратным криком предупреждал горожан о беде. Так его будто бы слышали накануне гибели царевича Дмитрия, перед ссылкой угличан в Сибирь, перед нашествием литвы.
С тех пор, якобы, и остался след петуха на валуне, который назывался в народе "Петуховым камнем". Это одно из многих художественных преданий угличской старины...
#синькамень #меря #финноугры #магия
В июле 1453 г. в Москву из Новгорода пришла весть, что там «умре напрасно» Галич-Мерьский князь Дмитрий Юрьевич Шемяка, двоюродный брат и соперник великого князя Василия II Темного в войне за московский стол, которая продолжалась в 1425-1456 годах. Так весьма деликатно в великокняжеских московских летописях последующего времени (70-х годов XV в.) сообщается о смерти злейшего врага Василия II. Правда, здесь же вскользь отмечается, что сообщивший эту новость некий подьячий Василий с весьма выразительным прозвищем — Беда сразу же получил за это дьяческое звание. В независимых летописях говорится лапидарно — «умре со отравы».
Но шила в мешке не утаишь, и другие современники добавляли подробности отравления князя Дмитрия. Говорили, что «даша ему лютаго зелия». Отраву якобы из Москвы привез доверенный дьяк Василия II Степан Бородатый — просвещенный книгочей, который и летописцы хорошо знал, и дело государево выполнял исправно. Степан передал отраву то ли боярину Шемяки Ивану Котову, то ли посаднику Исааку Борецкому. Боярин разыскал повара, служившего Шемяке, с подходящим для предназначавшейся ему миссии прозвищем — Поганка. Тот поднес князю отраву «в куряти». После 12-дневной болезни 17 июля 1453 г. Дмитрий Шемяка скончался.
Средневековый человек не отличался щепетильностью. Яд повсюду в Европе был в арсенале средств политической борьбы. Когда во Франции весной 1472 г. внезапно умер герцог Гиенский, брат короля Людовика, многие считали эту смерть «странной» и подозревали короля в отравлении своего брата. Более пятисот лет отравление Шемяки было только предположением. Но в 1987 г. подвергли медицинской экспертизе мумифицированные останки некоего князя, по всей вероятности — Шемяки. Экспертиза установила, что причиной смерти послужило, по-видимому, отравление мышьяком. Описание последних дней Шемяки совпадает с клинической картиной такого отравления.
#XVвек #московия #дмитрийшемяка
Но шила в мешке не утаишь, и другие современники добавляли подробности отравления князя Дмитрия. Говорили, что «даша ему лютаго зелия». Отраву якобы из Москвы привез доверенный дьяк Василия II Степан Бородатый — просвещенный книгочей, который и летописцы хорошо знал, и дело государево выполнял исправно. Степан передал отраву то ли боярину Шемяки Ивану Котову, то ли посаднику Исааку Борецкому. Боярин разыскал повара, служившего Шемяке, с подходящим для предназначавшейся ему миссии прозвищем — Поганка. Тот поднес князю отраву «в куряти». После 12-дневной болезни 17 июля 1453 г. Дмитрий Шемяка скончался.
Средневековый человек не отличался щепетильностью. Яд повсюду в Европе был в арсенале средств политической борьбы. Когда во Франции весной 1472 г. внезапно умер герцог Гиенский, брат короля Людовика, многие считали эту смерть «странной» и подозревали короля в отравлении своего брата. Более пятисот лет отравление Шемяки было только предположением. Но в 1987 г. подвергли медицинской экспертизе мумифицированные останки некоего князя, по всей вероятности — Шемяки. Экспертиза установила, что причиной смерти послужило, по-видимому, отравление мышьяком. Описание последних дней Шемяки совпадает с клинической картиной такого отравления.
#XVвек #московия #дмитрийшемяка
Культ коня в поздний период марийского язычества. (XVIII – начало XX века)
Культ коня существовал в течение долгого времени и оставил глубокий след в духовной культуре населения Поволжья. Рассмотрим его на примере марийской традиционной культуры последних 300 лет.
Как отдельный этап можно выделить культ коня в позднем марийском язычестве – XVIII – начало XX века. На богатом этнографическом материале, фольклоре, данных деревянной резьбы и народной вышивки ярко прослеживается не только общий круг вопросов, связанный с данным культом, но и его конкретные воплощения, переплетение с другими культами, а также с этапами развития ряда представлений.
В позднем язычестве образ коня связывается исследователями в основном с аграрным культом.
#культконя #марийцы #финноугры #магия
Культ коня существовал в течение долгого времени и оставил глубокий след в духовной культуре населения Поволжья. Рассмотрим его на примере марийской традиционной культуры последних 300 лет.
Как отдельный этап можно выделить культ коня в позднем марийском язычестве – XVIII – начало XX века. На богатом этнографическом материале, фольклоре, данных деревянной резьбы и народной вышивки ярко прослеживается не только общий круг вопросов, связанный с данным культом, но и его конкретные воплощения, переплетение с другими культами, а также с этапами развития ряда представлений.
В позднем язычестве образ коня связывается исследователями в основном с аграрным культом.
#культконя #марийцы #финноугры #магия
Финно-угорский субстрат в Заказанье: попытка создания сводной карты.
Оли в чате подняла интересную тему ислама, татар и волжских финнов. Несколько лет назад татарский этнолог Ренат Темиргалеев на основе гугла создал преинтереснейшую карту территории Заказанья (татарстанское Предкамье и прилегающие территории соседних субъектов РФ) которая в относительно недавнем прошлом являлась зоной интенсивных контактов между финноязычным и тюркоязычным населением. Об этом свидетельствует большое количество лингвистических, археологических, антропологических, фольклорных, архивно-статистических и прочих источников.
К сожалению, разрозненность этих источников, их принадлежность к разным научным дисциплинам, а также доступность некоторых материалов только на краеведческом уровне, зачастую исключительно на определённых языках (татарском, марийском, удмуртском) привели к тому, что процессы финно-тюркского взаимодействия в Заказанье до сих пор изучены относительно слабо, в особенности в том, что касается их пространственной картины.
Выполненная на платформе Google Maps сводная карта (ссылка указана в комментарии), представляемая вниманию читателей, является попыткой обобщить имеющиеся на данный момент сведения об историческом ареале проживания финноязычного населения в пределах западной части Предкамья, относящиеся к периоду с XVI в. по настоящее время.
Несколько исходных тезисов, послуживших мотивом для создания карты:
1. В Заказанье в настоящее время существуют небольшие островные ареалы финноязычного (удмуртского и марийского) населения.
2. В предшествующие века, по данным топонимики, лингвистики, археологии, фольклористики и – в сравнительно редких случаях – на основе письменных источников, ареал распространения финноязычного населения в Заказанье был гораздо обширнее. Указанные выше островные ареалы можно рассматривать в качестве своеобразных реликтов.
3. Финноязычное население послужило субстратом для формирования татарского населения Заказанья. Учитывая, что Заказанье являлось исходным пунктом для миграций казанских татар в Закамье, Приуралье и другие регионы, влияние данного фактора выходит далеко за границы собственно Заказанья.
Составленная карта состоит из пяти слоев:
Слой 1. Документально зафиксированное присутствие удмуртов и / или марийцев в XVIII-XXI вв. (населенные пункты, в которых удмуртское / марийское население фиксируется в настоящее время (по переписи населения 2010 г.) либо фиксировалось документально по материалам ревизий XVIII-XIX вв. и последующим переписям населения).
Слой 2. Предания и сообщения об удмуртском / марийском присутствии (населенные пункты, в которых присутствие в прошлом удмуртского и / или марийского населения сохранилось в виде народных преданий, сообщений информантов, сообщений о присутствии в селении т. н. “черемисских кладбищ”, мест отправления религиозных обрядов и т. д.).
Слой 3. Ойконимы удмуртского и марийского происхождения (ойконимы, происхождение которых в научных / краеведческих работах, словарях и т. д., связывается с удмуртским и / или марийским языком).
Слой 4. Сведения об этнической ассимиляции / смене этнического самосознания (сведения о смене этнической принадлежности жителей того или иного населенного пункта, заимствованные из научных, публицистических, краеведческих работ).
Слой 5. Археологические свидетельства финно-угорского присутствия (объекты, археологическое изучение которых дает основания предполагать, что они были оставлены населением, говорившим на удмуртском / марийском или родственных им языках).
Открывать карту удобнее не со смартфона/планшета, а в десктопной версии. При нажатии левой кнопкой мыши на любой из объектов слева открывается его подробное описание со ссылками.
Ссылка на Карту
Список источников
Abstract
#финноугры #тататары
Оли в чате подняла интересную тему ислама, татар и волжских финнов. Несколько лет назад татарский этнолог Ренат Темиргалеев на основе гугла создал преинтереснейшую карту территории Заказанья (татарстанское Предкамье и прилегающие территории соседних субъектов РФ) которая в относительно недавнем прошлом являлась зоной интенсивных контактов между финноязычным и тюркоязычным населением. Об этом свидетельствует большое количество лингвистических, археологических, антропологических, фольклорных, архивно-статистических и прочих источников.
К сожалению, разрозненность этих источников, их принадлежность к разным научным дисциплинам, а также доступность некоторых материалов только на краеведческом уровне, зачастую исключительно на определённых языках (татарском, марийском, удмуртском) привели к тому, что процессы финно-тюркского взаимодействия в Заказанье до сих пор изучены относительно слабо, в особенности в том, что касается их пространственной картины.
Выполненная на платформе Google Maps сводная карта (ссылка указана в комментарии), представляемая вниманию читателей, является попыткой обобщить имеющиеся на данный момент сведения об историческом ареале проживания финноязычного населения в пределах западной части Предкамья, относящиеся к периоду с XVI в. по настоящее время.
Несколько исходных тезисов, послуживших мотивом для создания карты:
1. В Заказанье в настоящее время существуют небольшие островные ареалы финноязычного (удмуртского и марийского) населения.
2. В предшествующие века, по данным топонимики, лингвистики, археологии, фольклористики и – в сравнительно редких случаях – на основе письменных источников, ареал распространения финноязычного населения в Заказанье был гораздо обширнее. Указанные выше островные ареалы можно рассматривать в качестве своеобразных реликтов.
3. Финноязычное население послужило субстратом для формирования татарского населения Заказанья. Учитывая, что Заказанье являлось исходным пунктом для миграций казанских татар в Закамье, Приуралье и другие регионы, влияние данного фактора выходит далеко за границы собственно Заказанья.
Составленная карта состоит из пяти слоев:
Слой 1. Документально зафиксированное присутствие удмуртов и / или марийцев в XVIII-XXI вв. (населенные пункты, в которых удмуртское / марийское население фиксируется в настоящее время (по переписи населения 2010 г.) либо фиксировалось документально по материалам ревизий XVIII-XIX вв. и последующим переписям населения).
Слой 2. Предания и сообщения об удмуртском / марийском присутствии (населенные пункты, в которых присутствие в прошлом удмуртского и / или марийского населения сохранилось в виде народных преданий, сообщений информантов, сообщений о присутствии в селении т. н. “черемисских кладбищ”, мест отправления религиозных обрядов и т. д.).
Слой 3. Ойконимы удмуртского и марийского происхождения (ойконимы, происхождение которых в научных / краеведческих работах, словарях и т. д., связывается с удмуртским и / или марийским языком).
Слой 4. Сведения об этнической ассимиляции / смене этнического самосознания (сведения о смене этнической принадлежности жителей того или иного населенного пункта, заимствованные из научных, публицистических, краеведческих работ).
Слой 5. Археологические свидетельства финно-угорского присутствия (объекты, археологическое изучение которых дает основания предполагать, что они были оставлены населением, говорившим на удмуртском / марийском или родственных им языках).
Открывать карту удобнее не со смартфона/планшета, а в десктопной версии. При нажатии левой кнопкой мыши на любой из объектов слева открывается его подробное описание со ссылками.
Ссылка на Карту
Список источников
Abstract
#финноугры #тататары
Google My Maps
Финно-угорское присутствие в татарстанском Заказанье и прилегающих районах Предкамья (с XVI в.) - Google My Maps
Настоящая карта является попыткой обобщить имеющиеся на данный момент сведения об историческом ареале проживания финно-угорских народов (удмуртов и марийцев) в пределах западной части Предкамья Республики Татарстан и прилегающих районов Кировской области…
Согласно академику Ткаченко с 1731/51 г. начинается постмерянская языковая эпоха, длящаяся и в настоящее время. Если считать, что она связана только с существованием русских постмерянских локо– и социолектов, т.е. диалектов и арго бывшей мерянской территории, включивших в себя пережитки мерянского языка, то завершение ее следует связывать с их полной нивеляцией и повсеместным распространением на данной территории русского литературного языка. Если же соотнести ее со всей суммой мерянских включений, когда–либо входивших в русский язык, в том числе и вошедших навсегда в русский литературный язык посредством русских постмерянских говоров, то эта эпоха во всяком случае продлится на все время существования русского языка.
Последний взгляд, по–видимому, следует считать более точным, чем первый, поскольку, не говоря уже о том, что в процессе взаимодействия русского литературного язы-ка с местными постмерянскими говорами, процессе дву-стороннем, в русский литературный язык могут еще вой-ти в материальной и калькированной форме диалектные мерянизмы, из литературного языка и русской фольклорной традиции вряд ли выйдут прочно вошедшие туда мерянские по происхождению материальные заимствования и кальки типа (о)колеть или наиболее типичной русской сказочной формулы «Жил–был...» и т.п. Навсегда, видимо, останутся на карте Центральной России тысячи названий рек, озер, сел и городов мерянского происхождения, таких, как Кострома, Яхрома, Вологда, Нерехта, Суздаль, Неро, Кибол, Москва, Шуя и многие другие.
Мерянский язык, полностью влившись в своих сохранившихся элементах в русский язык, язык–преемник, стал тем самым его неотъемлемой частью. Следовательно, скорее всего, постмерянская эпоха продлится на все время существования русского языка. Парадоксальность ее заключается, однако, в том, что с течением времени из русских постмерянских говоров все в большей и большей степени выпадают субстратные мерянские включения и параллельно (тем временем как их становится все меньше и меньше в русском языке) все в большей и большей степени усиливается к ним интерес науки.
#ткаченко #мерянскийязык
Последний взгляд, по–видимому, следует считать более точным, чем первый, поскольку, не говоря уже о том, что в процессе взаимодействия русского литературного язы-ка с местными постмерянскими говорами, процессе дву-стороннем, в русский литературный язык могут еще вой-ти в материальной и калькированной форме диалектные мерянизмы, из литературного языка и русской фольклорной традиции вряд ли выйдут прочно вошедшие туда мерянские по происхождению материальные заимствования и кальки типа (о)колеть или наиболее типичной русской сказочной формулы «Жил–был...» и т.п. Навсегда, видимо, останутся на карте Центральной России тысячи названий рек, озер, сел и городов мерянского происхождения, таких, как Кострома, Яхрома, Вологда, Нерехта, Суздаль, Неро, Кибол, Москва, Шуя и многие другие.
Мерянский язык, полностью влившись в своих сохранившихся элементах в русский язык, язык–преемник, стал тем самым его неотъемлемой частью. Следовательно, скорее всего, постмерянская эпоха продлится на все время существования русского языка. Парадоксальность ее заключается, однако, в том, что с течением времени из русских постмерянских говоров все в большей и большей степени выпадают субстратные мерянские включения и параллельно (тем временем как их становится все меньше и меньше в русском языке) все в большей и большей степени усиливается к ним интерес науки.
#ткаченко #мерянскийязык