Меряфутурист
3.83K subscribers
2.24K photos
15 videos
2 files
1.12K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.
加入频道
Продолжаем вспоминать будущее 🙂
2032 год:

Нынче дети — оторви да выбрось, от рук отбились, разговаривают каким-то нечеловеческим языком: "Ёлусь па ёлусь! Сай! Цолонда!" Всё потому, что у них теперь есть какое-то мерянство, всё им мерянское любо, патриотизма никакого. Мы в их возрасте Пушкина да Достоевского изучали, а они стихи на мерянском читают, а то и сами сочиняют, одна заумь какая-то. Обвешаются подвесками шумящими и по лесам бегают, у камней и берёз подношения делают какие-то. Нет, чтобы, как мы раньше, с друзьями в кино или на тик ток вечеринку выбраться. Даже кино у них уже своё, другое, мерянское. Насмотрятся "Возвращений овсянок" всяких и давай прямо на улице "Меря ила!" орать. На уме одни шаньги, Шемяки и гуси-лебеди разные. Страшно подумать, что понарожают таких же меряноидов. Потерянное поколение, раньше такого не было.

Оли Шепиш (С)

#будущее #меря #юмор
Мерянская дорога в небеса.

Игорь Орлов
Облако. 2011

#арт
Forwarded from Maksim Volkov
Что касается предметов и быта мерянского народа! Внимание для жителей Ивановской области и соседних областей! 19 мая в Ивановском краеведческом музее открывается выставка "По ту сторону реки: археология поволжских финнов в собрании ИГИКМ имени Д.Г. Бурылина". Ориентировочно выставка будет работать до осени. Примечательно здесь то , что 1) "Экспозиция продемонстрирует ярчайшие финно-угорские предметы из раскопок, проводившихся в XIX и XX веке на территории Ивановской и Владимирской областей. Большинство из них никогда не экспонировалось и известно лишь специалистам." 2) Вместо расплывчатых "финно-угорских племен" использован близкий нам термин "поволжские финны".
"Под покровом леса".

4 года назад, в один из своих последних приездов, прогуливаясь по Тверской зашел в Фаланстер, встретил еще живого Павловского на кассе и заодно купил альбом комиксов Санны Хукканен и Инкери Аулы "Под покровом леса".

Санна Хукканен иллюстратор из Йоэнсуу. Как только появляется возможность она убегает в лес. Санна учит карельский и ведет мастер-классы по созданию комиксов для финно-угорских активистов. Инкери Аула антрополог из Йоэнсуу. Она живет на лоне природы на архипелаге Турку и занимается социальными проектами. Эта книга про роль леса в финской истории, культуре, народной религии и финской этноэкологии сегодняшнего дня. Потрясающе просто и сильно.
В аннотации написано, что эти предания и само отношение к Лесу свойственны всем народам Фенно-Балто-Скандии. Мы, неомеряне пока не доросли до такого уровня сознания, хотя мы тоже народ Леса. Но, хвала Юму, кажется двигаемся в этом направлении.

#язычество #финноугры #лес
Мирские родители.

Новый рассказ уважаемой Olga Rakitiansky.

Женщина вышла на середину поляны, поклонилась в пояс старикам. Те все как один поднялись, поклонились в ответ.
- Привет тебе, баба Мерява.
- Привет и вам, мирские матери. Привет вам, отцы мирские.
Она подошла к стволу ели – старики подались чуть в стороны, давая ей место посередине. Степан и Марья оказались у Мерявы по правую руку.
- Ты смотри, чем нас внуки-то распотешили! – кивнул дед Степан на горячий котел. – Хвасоля, да с мясом, да вина заморского кувшин! Вспомнили, а?
Мерява кивнула, не торопясь сняла с пояса металлическую ложку на цепочке – ручка ее украшена была литой головой лосихи.
- Ну, миряне, - крякнул дед Степан, - начнем, благословясь?
- Начнем, меряне, - кивнула Мерява и первая запустила ложку в душистое варево.

Читайте на FB https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=940476397274163&id=100039354331955

#литература #наше
Мерянство как метанойя.

#меряконцепты
Психологический аспект традиционной финно-угорской обвешиванки.

Оли Шепиш пишет в своем FB: Вот, кстати, а психологический аспект традиционного финно-угорского женского костюма?
Это я о том, что, как известно, финно-угорскую женщину сперва услышишь, а потом увидишь. В наше время, конечно, всё упростилось и унифицировалось, носят в общем-то европейскую одежду. Разве что на праздники увидишь женщин в "обвешиванках" (меткий термин, придуманный Анди Мерӹн :))

А когда так действительно ходили на повседневку? Все эти подвески, браслеты, височные кольца, серьги, монетки, ракушки. Обязательно шумящее, это было важно с магической точки зрения. Не действовало ли это на психику самой носительницы и окружающих?
Из своего опыта скажу — когда один шумящий браслет или одна подвеска, то хоть целый день ходи, в принципе, не бесит, не отвлекает. Больше предметов, если честно, носить не пробовала, чтобы сразу. А вот серьги со "звуковым эффектом", так сказать, не лучшая идея: очень слышно, иногда устаёшь, часто носить не хочется. И, справедливости ради, насколько мне известно, в раскопках финно-угров как раз серёжек-то шумящих и нет, обычно кольцеобразные, с небольшими совсем подвесочками.

А в остальном всё же как? Думаю, наверное, носить такие украшения начинали с очень юного возраста и просто к ним привыкали. Увы, скорее всего, девушки со слуховой и тактильной гиперчувствительностью (которая бывает у аутистов, но не только у них) мучились и страдали. Это мы уже вряд ли когда-нибудь узнаем. Но, с другой стороны, а как приходилось людям из других частей света с "лотосовыми ногами", аномальным вытягиванием шеи или губы, интимными вмешательствами? Гораздо, гораздо тяжелее. Это, в отличие от обвешиванки, уже не снять и не "повернуть взад", с этим приходилось жить до самой смерти...

Оли Шепиш.

#финноугры #обвешиванка
Национальности Древней Руси. Подписчик прислал в личку ремейк прошлой инфографики навеянной милицeйcкой пaмяткой для oпpeдeлeния нaциoнaльнocти вpeмён Coвeтcкoгo Coюзa.

#юмор #антропология
Мерянские духи у камня-чашечника в Веледниково, Московской области. 2013 год. Золотые времена офлайна.

#история #меренизм #каменьчашечник #язычество
Кё шаньгакам ыж нель, сынь вийенже ыж ёлэ! / Кто шаньги не ел, тот сил не имел!

Новая мерянская поговорка от Матвуй Киры)

#юмор #мерянскаякухня #марийскаякухня
"Позывной Ёлс".

Название для серии остросюжетного этносоциального фэнтези. Мерянские писатели, берите, дарю))

#мерянское
Forwarded from Ljolja
Вполне себе реальный мерянский язык.
"Человек, вошедший в избу, перекрестился на образа, поклонился хозяевам, которые обедали за столом. И произнёс загадочную фразу:
– Ёлусь па ёлусь!
– Цолонда! – ответил ему хозяин и кивнул головой.
Приезжий, одетый не по-крестьянски (за что его называли «барином») – он тоже сидел у стола – насторожился, вытащил карандаш и тетрадочку…
Наверное, всё так и было. «Наверное» – потому что случилось это полтора века назад в Костромской губернии где-то возле города Солигалича, в обычном русском селе. Событие оставило след: странная фраза попала в конце концов в картотеку диалектных слов области, в словарь. Попала с объяснениями крестьян: это, как входишь в избу, где едят, всё равно что «хлеб да соль»-«пусть будет – и будет» – пожелай, и так оно случится.
Спустя полтора века, разбирая в Костроме диалектную картотеку, просматривая словари, фразу нашёл киевский языковед Орест Борисович Ткаченко. Он прочитал её и понял: ради этих загадочных слов стоило работать."
(Николай Морохин)
Forwarded from Меряфутурист
«Два Николы у нас — один с травой, другой с зимой»

Сегодня Никола-вешний - Миклай-юма шошан. Семь лет назад на посиделках у бабушки по поводу её девяностолетия, от её двоюродной сестры узнал, что наш храмовый праздник в Коплино был Никола вешний. Все верно, погост-то в соседнем Соболево - Никольский. В Московии Никола всегда был очень почитаемым святым — Никола-бог, Угодник Божий, Никола Милостивый, в народе он почитался наравне с Христом и Богородицей, превыше всех других святых. Даже бытовала легенда, что именно он должен был стать главным Богом, да отказался... Никола покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах. Он стал преемником языческого бога Нижнего мира, соотносимого в средневековых летописях с славянским "Велесом", и, соответственно, воспринял его функции.

Пусть Никола-бог направляет вас по светлой тропке. Миклай-юмо, Юмалал мись кумалат! Никола, моли Бога за нас!

Дизайн: Никола-бог. 2021.

#двоеверие
Пура кеце, мере! Добрый день, меря!

Лента FB напомнила про старый пост хазарского елташа Абрахама Эль-Кузари писавшего о том, что один из неизбежных и ожидаемых им трендов будущего — пробуждение этно диаспор.

Это касается и нас, мерян. На сельских территориях ИМЗ и в малых исторических городах доля людей с мерянскими корнями превышает половину населения, а кое-где преобладает, сейчас они все ассимилированны, но я уверен, что это пробуждение наверняка произойдёт.

Просто потому, что будущее состоит в том, что быть мерянами — это круто.

Начали мы в свое время с формулы "быть мерянином не стыдно". В ней заключено множество не противоречащих друг другу глубинных и актуальных смыслов. Двигаемся дальше.

Фото: мерянская реконструкция Кати Ломтевой (Владимир-на-Клязьме).

#меренизм #меря
«Меря – найти своих и успокоиться»

#меряконцепты
Я, Она и Меря.

Соскучились по мерянским мемам? Держите свежак от Оли Шепиш (С)

#меря #юмор
Как мерянствовать и не выгорать?

Из личного опыта: менять фокусировку - попеременно заниматься языковым активизмом, артом, краеведением, кухней, прикладной реконструкцией, мерянским бытом, писательством, музыкой, философией, поэзией, религиозной практикой. Нет ничего невозможного ))

#меренизм
Общинность — социальная архаика?

Лента напомнила старый пост с скрином комментов к Кашинским размышлениям об «общинности» на «Русские онлан». Зачем русским нужна общинность? Действительно, зачем. Как там у Кашина: «не учиться «общинности» у узбеков и таджиков — мне кажется, мы заслуживаем большего».

Меж тем, финны в Суоми прекрасно живут сельскими и городскими общинами, они достаточно консервативны и замкнуты на своем - финском. У них восходящий тренд в рождаемости - к 2050 году ожидается прирост в +5,8%, причем не за счет мигрантов. Сравним с Восточной Европой — Эстония -14,4%, Латвия -28,5%, Польша -17,8%, Венгрия -17,4, Румыния -20%. К слову в Ирландии, где тоже не много мигрантов, рост кельтской популяции ожидается в районе +17,9%. Т.е. Суоми и Ирландия, это задворки Европы сочетающие живую «социальную архаику» с технологическим укладом XXI века и фактически религиозным экологизмом в Суоми.

Наши марийцы тоже мечтают что бы от них все отстали и не мешали жить сельскими общинами, по своим правилам, иметь большие семьи, молиться в священных рощах, учить своих детей на марийском языке в школе и институтах. Они «прошаренные в корнях».
А русские все про «общину под управлением барина», правую субкультуру или про атомизацию и отрицалово.

И здесь ничего не сделаешь. Русский дискурс глобален, про мировое господство, не меньше, в нем нет места «общинности как у узбеков». Пусть идут своей дорогой. А для «здесь и сейчас на своей земле» у нас будет - свой, мерянский дискурс.

#меренизм
Беличьи шкурки и денежный счет в мерянском языке.

Уважаемая Вера в чате затронула тему денежных единиц в средневековье. Беличью шкурку меря, марийцы и другие народы принимали за эквивалент денежной единицы. Так, в марийском "кумыр" (от кум ур – три белки) равнялась 1 копейке, латшымыр (17 белок) – 5 копейкам.

В постмерянском жгонском языке костромских пимокатов сохранилась такая система денежного счета: иканя - "копейка" (дословно единичка), икур "один" - "одна белка", кокур "два" - "две белки" (например кукур челышов - два рубля), кумыр "три" - "три белки", вычур "пять" - "пять белок".

В мерянском числительные реконструируется так: ик - "один", кок - "два" (отсюда распространенное постмерянское - кока - "тётя", "крестная", дословно "вторая мать"), кум - "три", ныл - "четыре", веч/выч - "пять" и тд.

Грамматика жгонского тоже доставляет удовольствие, оцените как звучат предложения:

кандаюшая челышов - 8 рублей, мара челышов - 10 рублей, мара с кокурам челышам - 12 рублей, мара с кумырам челышам - 13 рублей.

#мерянскийязык #жгонскийязык #числительные #костромскаяобласть