ОВОЩИ ПО-РОСТОВСКИ / РОСТОВЛАН ПАКША СИЙ
Наше Ростовское озеро вымораживает весной свои плодородные берега, поэтому зерновые культуры в округе не вызревают. Лучше всего во влажной почве растут овощи и ростовцы традиционно признанные чемпионы по скорости выращивания рассады, зелени и овощей. Все это называется на Ростовской земле «товар» и в советское и досоветское время с успехом продавалось на московских и ярославских рынках. Документы XVII века свидетельствуют, что Ростов экспортировал по всей Московии лук и чеснок, основу средневековой кухни. Знатоки до сих пор ценят ростовский лук, плоский, лежкий и сладкий, особый сорт, выведенный на нашей земле.
Сегодня на ужин решили приготовить жаркое из овощей: ростовских картошечки, лука, капусты, тыквы, купленных проездом в Деболах и Львах и свининой вырезки. Получилось просто, вкусно, и питательно.
Мерянин.
#меря #мерянскаякухня #ростоввеликий #merjamaa
Наше Ростовское озеро вымораживает весной свои плодородные берега, поэтому зерновые культуры в округе не вызревают. Лучше всего во влажной почве растут овощи и ростовцы традиционно признанные чемпионы по скорости выращивания рассады, зелени и овощей. Все это называется на Ростовской земле «товар» и в советское и досоветское время с успехом продавалось на московских и ярославских рынках. Документы XVII века свидетельствуют, что Ростов экспортировал по всей Московии лук и чеснок, основу средневековой кухни. Знатоки до сих пор ценят ростовский лук, плоский, лежкий и сладкий, особый сорт, выведенный на нашей земле.
Сегодня на ужин решили приготовить жаркое из овощей: ростовских картошечки, лука, капусты, тыквы, купленных проездом в Деболах и Львах и свининой вырезки. Получилось просто, вкусно, и питательно.
Мерянин.
#меря #мерянскаякухня #ростоввеликий #merjamaa
БЫЛА СТАРОРУССКАЯ, СТАЛА СТАРОМЕРЯНСКАЯ
Жил-был себе в 2013 году директор Галичского ЛВЗ, не тужил, и вдруг на Новый год решил переименовать знаменитую галичскую водку «Старорусская» в «Старомерянскую»... Вот тебе бабушка и Новый год.
Тогда же на форуме «Костромских Джедаев» писали, что галичскую водку «Старомерянскую» в прошлом «Старорусскую» делают из хорошего сырья. Запомните, мерянское всегда качественное.
Потом Галичский ЛВЗ закрылся, народный бренд был забыт.
И вот намедни священная утка принесла в своем клюве совершенно невероятное, бренд «Старомерянская» возрожден благодаря костромскому ООО КЛВЗ.
Водка, безусловно, не только напиток, но и «палка о двух концах». Но в данном случае дело не в водке, а в интересных «приходах» у специалистов по брендам костромских ЛВЗ. Наши местные маркетологи чутко мониторят культурные веяния своего Верхневолжского региона.
Это нормально, люди узнают свою историю и это вызывает у них интерес, который отражается в их деятельности. Кто-то сидит в библиотеке и пишет для научных сборников, кто-то копает землю Матушку в составе археологических экспедиций, кто-то рисует картины, а галичане сделали так вот. Теперь их идею подхватили костромичи.
Не исключены бренды, фирмы и.т.д. с мерянскими названиями в дальнейшем. Кто-то живёт в Костроме, Иванове или Ростове и не слышал о мерянах, а кто-то всегда знал или узнал недавно.
И видит Бог, это хорошо.
#меря #мерянскаяводка #кострома #merjamaa
Жил-был себе в 2013 году директор Галичского ЛВЗ, не тужил, и вдруг на Новый год решил переименовать знаменитую галичскую водку «Старорусская» в «Старомерянскую»... Вот тебе бабушка и Новый год.
Тогда же на форуме «Костромских Джедаев» писали, что галичскую водку «Старомерянскую» в прошлом «Старорусскую» делают из хорошего сырья. Запомните, мерянское всегда качественное.
Потом Галичский ЛВЗ закрылся, народный бренд был забыт.
И вот намедни священная утка принесла в своем клюве совершенно невероятное, бренд «Старомерянская» возрожден благодаря костромскому ООО КЛВЗ.
Водка, безусловно, не только напиток, но и «палка о двух концах». Но в данном случае дело не в водке, а в интересных «приходах» у специалистов по брендам костромских ЛВЗ. Наши местные маркетологи чутко мониторят культурные веяния своего Верхневолжского региона.
Это нормально, люди узнают свою историю и это вызывает у них интерес, который отражается в их деятельности. Кто-то сидит в библиотеке и пишет для научных сборников, кто-то копает землю Матушку в составе археологических экспедиций, кто-то рисует картины, а галичане сделали так вот. Теперь их идею подхватили костромичи.
Не исключены бренды, фирмы и.т.д. с мерянскими названиями в дальнейшем. Кто-то живёт в Костроме, Иванове или Ростове и не слышал о мерянах, а кто-то всегда знал или узнал недавно.
И видит Бог, это хорошо.
#меря #мерянскаяводка #кострома #merjamaa
КОСТРОМСКИЕ КОЛОБАШКИ / КОСТРОМАН ТАРТЫШАК
Начался сезон клюквы. Решили с детьми приготовить любимое кушанье деревенской детворы Костромского края - колобашки.
Вот что про них пишет Татьяна Makta из Судиславля:
"Эти изделия чаще из ячменной муки, реже из смеси ржаной и пшеничной, пекли раньше в северных деревнях, до сих пор о них жива память в отдельных местах Архангельской, Вологодской, Ярославской и Костромской области. Белая мука пришла на смену ячменной, изменив вкус и превратив «колобашки» в оычное песочное печенье. Ячменную муку использовали чаще из-за того, что ячмень, как и рожь, здесь выращивали повсеместно. Пшеница же не всегда давала добрый урожай, соответственно, пшеничная мука ценилась выше, использовалась реже. А такие лёгкие в приготовлении колобашки хозяйки пекли в один день с хлебом, как правило, раз в неделю. Во всяком случае, в 60-е годы, когда меня отправляли на лето к бабушке и деду, это было так. И шарики из теста мне доверяли лепить."
Ингредиенты:
1 яйцо
90 г сметаны 20% (1/2 упаковки весом 180 г)
60 г сливочного масла 82,5%, размягченного (1/3 пачки весом 180 г)
100 г сахарного песка
1 ч. ложка соли
1,5 стакана пшеничной муки
1,5 стакана ржаной муки
1 ч. ложка разрыхлителя (сода)
Мёд или сироп от любого варенья и любыесвяжие, замороженные или сушеные ягоды (у меня было клюквенное варенье)
Приготовление:
Смешиваем 5 первых составных компонентов в миске просто вилкой: яйцо, сметану, масло, сахар и соль до однородной массы, даже пусть крупинки сахара полностью не исчезнут.
Замешиваем тесто. Добавляем пшеничную и ржаную муку с чайной ложкой разрыхлителя (соды). Замешиваем тесто быстро. Может показаться, что муки мало, но это не так.
Охлаждаем тесто: в морозильной камере 15 минут. После холода это тесто совсем не прилипает к рукам. Из этого количества теста можно получить большую порцию мучных изделий.
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня #русскаякухня
Начался сезон клюквы. Решили с детьми приготовить любимое кушанье деревенской детворы Костромского края - колобашки.
Вот что про них пишет Татьяна Makta из Судиславля:
"Эти изделия чаще из ячменной муки, реже из смеси ржаной и пшеничной, пекли раньше в северных деревнях, до сих пор о них жива память в отдельных местах Архангельской, Вологодской, Ярославской и Костромской области. Белая мука пришла на смену ячменной, изменив вкус и превратив «колобашки» в оычное песочное печенье. Ячменную муку использовали чаще из-за того, что ячмень, как и рожь, здесь выращивали повсеместно. Пшеница же не всегда давала добрый урожай, соответственно, пшеничная мука ценилась выше, использовалась реже. А такие лёгкие в приготовлении колобашки хозяйки пекли в один день с хлебом, как правило, раз в неделю. Во всяком случае, в 60-е годы, когда меня отправляли на лето к бабушке и деду, это было так. И шарики из теста мне доверяли лепить."
Ингредиенты:
1 яйцо
90 г сметаны 20% (1/2 упаковки весом 180 г)
60 г сливочного масла 82,5%, размягченного (1/3 пачки весом 180 г)
100 г сахарного песка
1 ч. ложка соли
1,5 стакана пшеничной муки
1,5 стакана ржаной муки
1 ч. ложка разрыхлителя (сода)
Мёд или сироп от любого варенья и любыесвяжие, замороженные или сушеные ягоды (у меня было клюквенное варенье)
Приготовление:
Смешиваем 5 первых составных компонентов в миске просто вилкой: яйцо, сметану, масло, сахар и соль до однородной массы, даже пусть крупинки сахара полностью не исчезнут.
Замешиваем тесто. Добавляем пшеничную и ржаную муку с чайной ложкой разрыхлителя (соды). Замешиваем тесто быстро. Может показаться, что муки мало, но это не так.
Охлаждаем тесто: в морозильной камере 15 минут. После холода это тесто совсем не прилипает к рукам. Из этого количества теста можно получить большую порцию мучных изделий.
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня #русскаякухня
VK
МЕРЯНСКАЯ КУХНЯ — МЕРЯН СИЙ
КОСТРОМСКИЕ КОЛОБАШКИ / КОСТРОМАН ТАРТЫШАК
Начался сезон клюквы. Решили с детьми приготовить любимое кушанье деревенской детворы Костромского края - колобашки.
Вот что про них пишет Татьяна Makta из Судиславля:
"Эти изделия чаще из ячменной муки, реже…
Начался сезон клюквы. Решили с детьми приготовить любимое кушанье деревенской детворы Костромского края - колобашки.
Вот что про них пишет Татьяна Makta из Судиславля:
"Эти изделия чаще из ячменной муки, реже…
«Кудо» — летняя кухня.
Встретил в ленте FB картину марийского художника-этнофутуриста Измаила Варсонофьевича Ефимова изображающую горномарийскую летнюю кухню – «кудо». Помню, в Цыкме (Козьмодемьянск), в этнографическом музее зашел в «кудо» впервые и, словно, в иное время провалился. В настоящее средневековье, когда наши предки меряне жили в точно таких же избах стоявших в летописном Ростове (Сарском городище), Суздале или Унороже (прото-Галич).
В таких архаичных домах были земляные полы и открытые очаги обрамленные камнями на которых в казане, горшке, глиняной сковороде или на вертеле готовили похлебки, каши, лепешки и жаркое. Точно такое же хозяйство было у дьяковцев в раннем железном веке.
В марийских деревнях архаичные «кудо» сохранялись вплоть до середины XX века.
Андрей Мерянин.
#марийцы #меря #средневековье #средневековаякухня
Встретил в ленте FB картину марийского художника-этнофутуриста Измаила Варсонофьевича Ефимова изображающую горномарийскую летнюю кухню – «кудо». Помню, в Цыкме (Козьмодемьянск), в этнографическом музее зашел в «кудо» впервые и, словно, в иное время провалился. В настоящее средневековье, когда наши предки меряне жили в точно таких же избах стоявших в летописном Ростове (Сарском городище), Суздале или Унороже (прото-Галич).
В таких архаичных домах были земляные полы и открытые очаги обрамленные камнями на которых в казане, горшке, глиняной сковороде или на вертеле готовили похлебки, каши, лепешки и жаркое. Точно такое же хозяйство было у дьяковцев в раннем железном веке.
В марийских деревнях архаичные «кудо» сохранялись вплоть до середины XX века.
Андрей Мерянин.
#марийцы #меря #средневековье #средневековаякухня
Мерянский клюковник / Купанмаря мерян лем
На рынке появилась брюква, решил сварить с ней суп. Читая параллельно костромскую гастро-этнографию встретил упоминание про чухломской суп "клюковник" (овощной суп с клюквой) решил совместить брюкву с клюквой.
Получилось довольно интересное блюдо, не сказать что на 100% аутентично деревенское, но вполне в нашей традиции.
Ингридиенты:
1. Куриная грудка на бульон
2. Две брюквы среднего размера
3. Одна морковь среднего размера
4. Одна луковица (половина на зажарку, половина в бульон во время варки)
5. Тыква
6. Одна картофелина среднего размера
7. Зелень (лук перо, укроп и пертушка)
Варим куриный бульон, вынимаем курицу (режем её кусочками и добавляем в суп в самом конце). Отвариваем в курином бульоне, поочерёдно добавляя, морковь, тыкву, брюкву, картофель. По готовности овощей добавляем порезанную курицу, жареный репчатый лук, мелко порезанную зелень. В конце добавляем соль по вкусу, кусок сливочного масла и горсть ягод клюквы. Суп готов.
Суп получился с классическим "овощным" вкусом и сливочной ноткой. Ягоды клюквы обязательно должны быть целыми, что бы передать супу лёгкую "кислинку" непосредственно в процессе употребления!
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня #merjamaa
На рынке появилась брюква, решил сварить с ней суп. Читая параллельно костромскую гастро-этнографию встретил упоминание про чухломской суп "клюковник" (овощной суп с клюквой) решил совместить брюкву с клюквой.
Получилось довольно интересное блюдо, не сказать что на 100% аутентично деревенское, но вполне в нашей традиции.
Ингридиенты:
1. Куриная грудка на бульон
2. Две брюквы среднего размера
3. Одна морковь среднего размера
4. Одна луковица (половина на зажарку, половина в бульон во время варки)
5. Тыква
6. Одна картофелина среднего размера
7. Зелень (лук перо, укроп и пертушка)
Варим куриный бульон, вынимаем курицу (режем её кусочками и добавляем в суп в самом конце). Отвариваем в курином бульоне, поочерёдно добавляя, морковь, тыкву, брюкву, картофель. По готовности овощей добавляем порезанную курицу, жареный репчатый лук, мелко порезанную зелень. В конце добавляем соль по вкусу, кусок сливочного масла и горсть ягод клюквы. Суп готов.
Суп получился с классическим "овощным" вкусом и сливочной ноткой. Ягоды клюквы обязательно должны быть целыми, что бы передать супу лёгкую "кислинку" непосредственно в процессе употребления!
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня #merjamaa
VK
МЕРЯНСКАЯ КУХНЯ — МЕРЯН СИЙ
КУПАНМАРЯ МЕРЯН ЛЕМ / МЕРЯНСКИЙ КЛЮКОВНИК
На рынке появилась брюква, решил сварить с ней суп. Читая параллельно костромскую гастро-этнографию встретил упоминание про чухломской суп "клюковник" (овощной суп с клюквой) решил совместить брюкву с клюквой.
…
На рынке появилась брюква, решил сварить с ней суп. Читая параллельно костромскую гастро-этнографию встретил упоминание про чухломской суп "клюковник" (овощной суп с клюквой) решил совместить брюкву с клюквой.
…
Алябыши с голубикой / синемаря алябышак. Или магия пирогов с «поёлусем».
В августе наморозил на долгую зиму голубики, в частности для пирогов/алябышей и шанег. Первый эксперимент — алябыши с голубикой из сдобного пшеничного теста. Дети попросили сдобы, не знаю, как их приучить к ржаной аутентике… )))
Итак, с начинкой все крайне просто — берутся целые размороженные ягоды и немного сахара/меда. А вот тесто для алябышей, пожалуй, самая сложная часть приготовления блюда. Признаться, я с детства люблю пирожки с лесными ягодами, путем проб и ошибок вспоминал рецепт теста покойной баушки, и кажется нашел, после нескольких экспериментов тесто получилось мягким и воздушным как некогда у неё.
Для опары нам понадобятся:
1 — молоко 250 мл.
2 — яйцо 1 штука.
3 — масло сливочное 100 гр.
4 — пшеничная мука 500 гр.
5 — дрожжи сухие 10 гр. или свежие 30 гр.
6 — сахар по вкусу.
7 — соль по вкусу.
Все ингредиенты замешиваем и ставим в кастрюле в теплое место на час-полтора.
Как опара поднимется замешиваем ее в муке, включайте своего внутреннего мерянского патыра, и замешивайте без устали, пока тесто не перестанет сильно липнуть к рукам.
Такое тесто для подойдёт для выпекания в духовке и жарки. Вкус сдобы нейтральный, хорошо сочетается с любыми начинками, например, я параллельно с алябышами испек мясные шаньги, но им будет посвящен следующий пост. Главный секрет – используйте свежие молочные продукты, лучше – домашние, деревенские.
Кстати, приходилось слышать, что существуют предрассудки по поводу вымешивания. Будто-бы необходимо в кастрюле ложкой водить только посолонь и тд. Совершенно неважно как вы будете это делать посолонь или противосолонь, главное готовить в хорошем настроении, и не во всем известные «дни», а главное делать это с «поёлусем» (повторять про себя мерянскую мантру «ёлусь па ёлусь» / «пусть будет и будет». И знание мерянской кухни будет с вами. Удачных экспериментов!
Да, совсем забыл про температурный режим, выпекаем алябыши в духовке при 170-190 градусах до готовности.
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня #merjamaa
В августе наморозил на долгую зиму голубики, в частности для пирогов/алябышей и шанег. Первый эксперимент — алябыши с голубикой из сдобного пшеничного теста. Дети попросили сдобы, не знаю, как их приучить к ржаной аутентике… )))
Итак, с начинкой все крайне просто — берутся целые размороженные ягоды и немного сахара/меда. А вот тесто для алябышей, пожалуй, самая сложная часть приготовления блюда. Признаться, я с детства люблю пирожки с лесными ягодами, путем проб и ошибок вспоминал рецепт теста покойной баушки, и кажется нашел, после нескольких экспериментов тесто получилось мягким и воздушным как некогда у неё.
Для опары нам понадобятся:
1 — молоко 250 мл.
2 — яйцо 1 штука.
3 — масло сливочное 100 гр.
4 — пшеничная мука 500 гр.
5 — дрожжи сухие 10 гр. или свежие 30 гр.
6 — сахар по вкусу.
7 — соль по вкусу.
Все ингредиенты замешиваем и ставим в кастрюле в теплое место на час-полтора.
Как опара поднимется замешиваем ее в муке, включайте своего внутреннего мерянского патыра, и замешивайте без устали, пока тесто не перестанет сильно липнуть к рукам.
Такое тесто для подойдёт для выпекания в духовке и жарки. Вкус сдобы нейтральный, хорошо сочетается с любыми начинками, например, я параллельно с алябышами испек мясные шаньги, но им будет посвящен следующий пост. Главный секрет – используйте свежие молочные продукты, лучше – домашние, деревенские.
Кстати, приходилось слышать, что существуют предрассудки по поводу вымешивания. Будто-бы необходимо в кастрюле ложкой водить только посолонь и тд. Совершенно неважно как вы будете это делать посолонь или противосолонь, главное готовить в хорошем настроении, и не во всем известные «дни», а главное делать это с «поёлусем» (повторять про себя мерянскую мантру «ёлусь па ёлусь» / «пусть будет и будет». И знание мерянской кухни будет с вами. Удачных экспериментов!
Да, совсем забыл про температурный режим, выпекаем алябыши в духовке при 170-190 градусах до готовности.
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня #merjamaa
VK
МЕРЯНСКАЯ КУХНЯ — МЕРЯН СИЙ
СИНЕМАРЯ АЛЯБЫШАК / АЛЯБЫШИ С ГОЛУБИКОЙ. ИЛИ МАГИЯ ПИРОГОВ С «ПОЁЛУСЕМ».
В августе наморозил на долгую зиму голубики, в частности для пирогов/алябышей и шанег. Первый эксперимент алябыши с голубикой из сдобного пшеничного теста. Дети попросили сдобы, не…
В августе наморозил на долгую зиму голубики, в частности для пирогов/алябышей и шанег. Первый эксперимент алябыши с голубикой из сдобного пшеничного теста. Дети попросили сдобы, не…
По щучьему велению, по моему хотению.
Встретил в рыбной лавке нашего рынка мороженную щуку. Да, конечно не свежая из реки, но в условиях мегаполиса тоже ничего, в обычных магазинах такого не найдешь.
У нас на Галичском озере щуку традиционно ловили на вереньку или крылёну которые применялись в основном весной для ловли щуки и леща.
Галичский историк Николай Васильевич Сотников как-то рассказывал про эти снасти.
ВерЕнька - рыболовная снасть, состоящая из 4-5 обручей, концентричных между собой, выполненных из ивового прута и обтянутых сеткой с крупной ячейкой. Между кольцами внутри вереньки устанавливают горла, а у последнего меньшего кольца делают клапан для выемки рыбы.
КрылЁна - То же, что и веренька, но к большому кольцу для лучшей организации входа рыбы пришивались два крыла из сетки с крупной ячейкой.
Вот будет славная готовка. Подробности в следующих постах.
Иллюстрация: Шумилкин Анатолий Андреевич (1930-1998) «Вяленая рыба» 1974.
Андрей Мерянин.
#меря #мерянскаякухня #щука
Встретил в рыбной лавке нашего рынка мороженную щуку. Да, конечно не свежая из реки, но в условиях мегаполиса тоже ничего, в обычных магазинах такого не найдешь.
У нас на Галичском озере щуку традиционно ловили на вереньку или крылёну которые применялись в основном весной для ловли щуки и леща.
Галичский историк Николай Васильевич Сотников как-то рассказывал про эти снасти.
ВерЕнька - рыболовная снасть, состоящая из 4-5 обручей, концентричных между собой, выполненных из ивового прута и обтянутых сеткой с крупной ячейкой. Между кольцами внутри вереньки устанавливают горла, а у последнего меньшего кольца делают клапан для выемки рыбы.
КрылЁна - То же, что и веренька, но к большому кольцу для лучшей организации входа рыбы пришивались два крыла из сетки с крупной ячейкой.
Вот будет славная готовка. Подробности в следующих постах.
Иллюстрация: Шумилкин Анатолий Андреевич (1930-1998) «Вяленая рыба» 1974.
Андрей Мерянин.
#меря #мерянскаякухня #щука
Завел отдельный канал посвященный своему арту, великорусской, мерянской и финно-угорской мифологии Севера. Кто любит загадочные и хтонические образы и истории, подписывайтесь.
Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин.
Forwarded from Меряфутурист
Колом-ава / Хозяйка кладбища. 2021.
Встретил у Дмитрия Карабельникова интересный пример архаичного мордовского похоронного причета духу — хозяйке кладбища Калмазыр-аве, и подумал, учитывая культурно-языковую близость клязьменской мери и древних эрзян в Поочье можно предположить, что в мерянской мифологии вполне могла быть подобная "мать". Тем более, что почитание "матерей" было свойственно всем нашим народам, от ливов, до эрзян и мари.
Получился вот такой образ мерянской Колом-авы — Матери кладбища и мерянский похоронный причет.
Держательница всех могил,
Хозяйка кладбища, милая,
Хозяйка кладбища-матушка,
Покойники, мой род-племя,
Встречайте родную бабку мою,
Примите бабушку-старшую,
Не пугайте любимую бабоньку,
Не обижайте свой род-племя,
Положите бабоньку на место,
Возьмите к себе в жизнь вечную.
Колом — мерянск. "грунтовая яма", "могила", сродн. калмо (эрз)., калма (мокш.), коломище — древ.рус. "кладбище".
Информация из черновика работы: Д.В. Карабельников. Духи-хранители кладбищ у мордвы.
Андрей Мерянин.
#мерянскийэтнофутуризм #шаман #merjamaa
Встретил у Дмитрия Карабельникова интересный пример архаичного мордовского похоронного причета духу — хозяйке кладбища Калмазыр-аве, и подумал, учитывая культурно-языковую близость клязьменской мери и древних эрзян в Поочье можно предположить, что в мерянской мифологии вполне могла быть подобная "мать". Тем более, что почитание "матерей" было свойственно всем нашим народам, от ливов, до эрзян и мари.
Получился вот такой образ мерянской Колом-авы — Матери кладбища и мерянский похоронный причет.
Держательница всех могил,
Хозяйка кладбища, милая,
Хозяйка кладбища-матушка,
Покойники, мой род-племя,
Встречайте родную бабку мою,
Примите бабушку-старшую,
Не пугайте любимую бабоньку,
Не обижайте свой род-племя,
Положите бабоньку на место,
Возьмите к себе в жизнь вечную.
Колом — мерянск. "грунтовая яма", "могила", сродн. калмо (эрз)., калма (мокш.), коломище — древ.рус. "кладбище".
Информация из черновика работы: Д.В. Карабельников. Духи-хранители кладбищ у мордвы.
Андрей Мерянин.
#мерянскийэтнофутуризм #шаман #merjamaa
Forwarded from Костромские новости
Костромская область (VK)
Приготовим ужин по рецепту наших предков?
Делимся с вами ещё одним мерянским рецептом от Андрея Малышева. Мужчина занимается реконструкцией блюд наших праотцов, которые когда-то населяли костромские земли.
В этот раз перед нами блюдо с традиционным для нашего региона корнеплодом – репой. До появления картофеля именно репа была основным овощем, который добавляли в супы и салаты, запекали и жарили.
Поэкспериментируйте и приготовьте ужин с новым для себя, но традиционным для нашей земли продуктом.
#КостромскаяОбласть #РецептыКостромскойЗемли
Приготовим ужин по рецепту наших предков?
Делимся с вами ещё одним мерянским рецептом от Андрея Малышева. Мужчина занимается реконструкцией блюд наших праотцов, которые когда-то населяли костромские земли.
В этот раз перед нами блюдо с традиционным для нашего региона корнеплодом – репой. До появления картофеля именно репа была основным овощем, который добавляли в супы и салаты, запекали и жарили.
Поэкспериментируйте и приготовьте ужин с новым для себя, но традиционным для нашей земли продуктом.
#КостромскаяОбласть #РецептыКостромскойЗемли
Пареная брюква с говядиной / Валгаревы па лейма шел
Брюква – незаслуженно забытый в наши дни корнеплод. Помимо своих вкусовых качеств, она содержит большое количество полезных веществ и считается диетическим продуктом. Уникальность этого овоща в том, что есть его можно в совершенно любом виде: сыром, жареном, пареном, вареном и т. д. При этом вырастить его очень просто, даже на Севере.
Брюкву в нашей костромской и в целом, в волжской кухне, например в марийском, всегда любили.
Вот классические костромские блюда с брюквой: «брюкольник» - запеканка из вареной толченой брюквы с молоком и яйцами и добавлением сахара (Кострома, Антропово, Чухлома),
«брюкольница» - вареная юрюква со сметаной (Парфеньево), «вареница» - пареная брюква со сметаной (Нея), «галань» — вареная и толченая брюква залитая молоком (Кологрив), «веленица» — пареная брюква (и другие овощи), нарезанные кусочками и завяленные в печи, их ели как конфеты, подавали к чаю (Солигалич, Чухлома, Парфеньев).
Такой же рецепт брюквы распространен в марийской кухне, блюдо называется «паритлыме ушмен» — очищенную брюкву промывают и кладут в глиняный или чугунный горшок с небольшим количеством жидкости, слегка солят, закрывают крышкой и ставят на 2–3 часа в печь или духовку.
В воскресенье решил приготовить пареную брюкву с телячьей вырезкой в горшке.
Ингредиенты:
Телячьея вырезка;
2 средних брюквы;
1 луковица;
1 не крупная морковь;
Сушеный или свежий сельдерей;
Сливочное масло и сметана;
Соль по вкусу.
Приготовление:
Мясо нарезать на кусочки, добавить порезанную на мелкие кусочки морковь и репчатый лук. Смесь выложить на сковороду и тушить до полуготовности мяса.
В это время очистить брюкву. Корнеплод нарезать крупными кубиками.
Полуготовое мясо и овощи выложить в горшок, добавить сельдерей, кусок сливочного масла, сметану и соль.
Залить смесь бульоном получившимся в процессе тушения мяса.
Поставить в печь и выпекать при 150-170 градусах до готовности. (У меня процесс занял примерно 40 минут).
Андрей Мерянин.
#меря #марийцы #мерянскаякухня #брюква #костромскаяобласть #merjamaa
Брюква – незаслуженно забытый в наши дни корнеплод. Помимо своих вкусовых качеств, она содержит большое количество полезных веществ и считается диетическим продуктом. Уникальность этого овоща в том, что есть его можно в совершенно любом виде: сыром, жареном, пареном, вареном и т. д. При этом вырастить его очень просто, даже на Севере.
Брюкву в нашей костромской и в целом, в волжской кухне, например в марийском, всегда любили.
Вот классические костромские блюда с брюквой: «брюкольник» - запеканка из вареной толченой брюквы с молоком и яйцами и добавлением сахара (Кострома, Антропово, Чухлома),
«брюкольница» - вареная юрюква со сметаной (Парфеньево), «вареница» - пареная брюква со сметаной (Нея), «галань» — вареная и толченая брюква залитая молоком (Кологрив), «веленица» — пареная брюква (и другие овощи), нарезанные кусочками и завяленные в печи, их ели как конфеты, подавали к чаю (Солигалич, Чухлома, Парфеньев).
Такой же рецепт брюквы распространен в марийской кухне, блюдо называется «паритлыме ушмен» — очищенную брюкву промывают и кладут в глиняный или чугунный горшок с небольшим количеством жидкости, слегка солят, закрывают крышкой и ставят на 2–3 часа в печь или духовку.
В воскресенье решил приготовить пареную брюкву с телячьей вырезкой в горшке.
Ингредиенты:
Телячьея вырезка;
2 средних брюквы;
1 луковица;
1 не крупная морковь;
Сушеный или свежий сельдерей;
Сливочное масло и сметана;
Соль по вкусу.
Приготовление:
Мясо нарезать на кусочки, добавить порезанную на мелкие кусочки морковь и репчатый лук. Смесь выложить на сковороду и тушить до полуготовности мяса.
В это время очистить брюкву. Корнеплод нарезать крупными кубиками.
Полуготовое мясо и овощи выложить в горшок, добавить сельдерей, кусок сливочного масла, сметану и соль.
Залить смесь бульоном получившимся в процессе тушения мяса.
Поставить в печь и выпекать при 150-170 градусах до готовности. (У меня процесс занял примерно 40 минут).
Андрей Мерянин.
#меря #марийцы #мерянскаякухня #брюква #костромскаяобласть #merjamaa
Калина красная / Шабымаря.
О пользе калины и её целебных свойствах в народе знают с давних пор.
В деревенской кухне бытовали рецепты из калины на все случаи жизни. Помимо морсов, киселей и волшебной калиновой настоечки одним из традиционных блюд в Великороссии были пироги-калинники, которые готовили из ржаной муки с добавлением солода.
Калина, родственница жимолости, ярко-красная ягода, к сожалению, недооценена современными кулинарами. Сезон заготовки калины – как правило, конец октября, когда ягоды после первый заморозков теряют горечь.
Внутри полупрозрачных, сочных ягод находится довольно большая плоская косточка, которую невозможно извлечь. Поэтому ягоды калины чаще всего перерабатывают в сок или пюре, и уже на их основе готовят различные блюда.
Она содержит довольно много пектина, что позволяет использовать ее в приготовлении различных джемов.
Решил использовать её в своих экспериментах по ревитализации мерянской кухни. О чем рассажу в своих следующих постах.
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня
О пользе калины и её целебных свойствах в народе знают с давних пор.
В деревенской кухне бытовали рецепты из калины на все случаи жизни. Помимо морсов, киселей и волшебной калиновой настоечки одним из традиционных блюд в Великороссии были пироги-калинники, которые готовили из ржаной муки с добавлением солода.
Калина, родственница жимолости, ярко-красная ягода, к сожалению, недооценена современными кулинарами. Сезон заготовки калины – как правило, конец октября, когда ягоды после первый заморозков теряют горечь.
Внутри полупрозрачных, сочных ягод находится довольно большая плоская косточка, которую невозможно извлечь. Поэтому ягоды калины чаще всего перерабатывают в сок или пюре, и уже на их основе готовят различные блюда.
Она содержит довольно много пектина, что позволяет использовать ее в приготовлении различных джемов.
Решил использовать её в своих экспериментах по ревитализации мерянской кухни. О чем рассажу в своих следующих постах.
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня
Шаньги с калиной / Шабымаря шаньгак.
Калина у русских нынче непопулярная ягода. А жаль, она — кладезь витаминов, особенно полезна эта ягода для сердца. Кроме того калина хорошо повышает иммунитет и очищает кровь, и в эпоху ковида очень актуальна.
В дни детства наших родителей и бабушек-дедушек пареная калина и варенье из неё считались лакомством, парили её в большом чугунке в русской печи, пекли с ней пироги, да и просто ели, посыпав сахаром, а наши соседи марийцы на Ветлуге даже варили из нее суп. Надо будет попробовать его приготовить. А пока расскажу о своем опыте приготовления шанег с этой ягодой.
Итак. Купил на рынке калину и заморозил в морозилке (эту ягоду традиционно собирали после первых морозов, когда она теряла горчинку). Оборвал замерзшие ягоды (в замороженном виде ягоды отделяются легко и не лопаются в руках), перебрал их и пропарил в кастрюле 20 минут, затем, добавив к ягодам сахар, дополнительно проварил. После варки толкучкой размял ягоды и процедил варево через сито. Оставшуюся на сите калину протер, а кожуру с косточками выбросил. Полученный сироп из калины дополнительно проварил, добавив в него дополнительно сахар, до состояния густого варенья.
Для теста шанег я использовал пшеничную и ячменную муку в пропорции 50Х50. Ячменная мука в России сейчас не популярна также как калина, а некогда, по меткому замечанию уважаемого Павла Пряникова, она наряду с ржаной была основой великорусской выпечки.
Ингредиенты:
Стакан молока
Полторы чайные ложки сухих дрожжей
3 столовые ложки сахара
Пол чайной ложки соли
1 яйцо
250 грамм пшеничной муки
250 грамм ячменной муки
Приготовление:
В теплом молоке разводятся дрожжи и сахар, добавляется 5-6 столовых ложек муки, 3 столовых ложки растопленного масла, опара перемешивается и ставится на полчаса в теплое место. По прошествии этого времени в нее добавляется яйцо, соль, масло, смесь перемешивается и в нее добавляется оставшаяся мука. Тесто замешивается и ставится в теплое место на час. После поднятия теста оно дополнительно вымешивается до степени пластичности (что бы не прилипало к рукам).
Из теста формируют шарики размером не более пинг-понгового шарика, которые раскатывают в тонкий блин. Блин выкладывают на
смазанный маслом или застеленный пергаментом противень, формируют из него корзиночку в центр которой выкладывают калиновое варенье.
После этого их отправляют в разогретую до 180-190 °С духовку на 10-15 мин.
Андрей Мерянин
#меря #шаньги #мерянскаякухня #калина
Калина у русских нынче непопулярная ягода. А жаль, она — кладезь витаминов, особенно полезна эта ягода для сердца. Кроме того калина хорошо повышает иммунитет и очищает кровь, и в эпоху ковида очень актуальна.
В дни детства наших родителей и бабушек-дедушек пареная калина и варенье из неё считались лакомством, парили её в большом чугунке в русской печи, пекли с ней пироги, да и просто ели, посыпав сахаром, а наши соседи марийцы на Ветлуге даже варили из нее суп. Надо будет попробовать его приготовить. А пока расскажу о своем опыте приготовления шанег с этой ягодой.
Итак. Купил на рынке калину и заморозил в морозилке (эту ягоду традиционно собирали после первых морозов, когда она теряла горчинку). Оборвал замерзшие ягоды (в замороженном виде ягоды отделяются легко и не лопаются в руках), перебрал их и пропарил в кастрюле 20 минут, затем, добавив к ягодам сахар, дополнительно проварил. После варки толкучкой размял ягоды и процедил варево через сито. Оставшуюся на сите калину протер, а кожуру с косточками выбросил. Полученный сироп из калины дополнительно проварил, добавив в него дополнительно сахар, до состояния густого варенья.
Для теста шанег я использовал пшеничную и ячменную муку в пропорции 50Х50. Ячменная мука в России сейчас не популярна также как калина, а некогда, по меткому замечанию уважаемого Павла Пряникова, она наряду с ржаной была основой великорусской выпечки.
Ингредиенты:
Стакан молока
Полторы чайные ложки сухих дрожжей
3 столовые ложки сахара
Пол чайной ложки соли
1 яйцо
250 грамм пшеничной муки
250 грамм ячменной муки
Приготовление:
В теплом молоке разводятся дрожжи и сахар, добавляется 5-6 столовых ложек муки, 3 столовых ложки растопленного масла, опара перемешивается и ставится на полчаса в теплое место. По прошествии этого времени в нее добавляется яйцо, соль, масло, смесь перемешивается и в нее добавляется оставшаяся мука. Тесто замешивается и ставится в теплое место на час. После поднятия теста оно дополнительно вымешивается до степени пластичности (что бы не прилипало к рукам).
Из теста формируют шарики размером не более пинг-понгового шарика, которые раскатывают в тонкий блин. Блин выкладывают на
смазанный маслом или застеленный пергаментом противень, формируют из него корзиночку в центр которой выкладывают калиновое варенье.
После этого их отправляют в разогретую до 180-190 °С духовку на 10-15 мин.
Андрей Мерянин
#меря #шаньги #мерянскаякухня #калина
Вяленые овощи (репа, свёкла, морковь).
Сушка овощей и фруктов – это очень старый способ их сохранения. Раньше, чтобы сохранить продукты их сушили на солнце или в русской печи.
Вяленые овощи по технологии приготовления очень схожи с овощами сушеными, но разница все-таки есть. Вяление не предполагает полного исключения влаги из заготавливаемого продукта, благодаря чему он остается эластичным и более мягким, чем сушеный. Процесс вяления происходит в духовке довольно длительное время.
Порезанные небольшими кусочками и завяленые овощи традиционно подавались к чаю вместо конфет и были любимым деревенских лакомством детей.
#репа #морковь #свёкла #вяленыеовощи #мерянскаякухня
Сушка овощей и фруктов – это очень старый способ их сохранения. Раньше, чтобы сохранить продукты их сушили на солнце или в русской печи.
Вяленые овощи по технологии приготовления очень схожи с овощами сушеными, но разница все-таки есть. Вяление не предполагает полного исключения влаги из заготавливаемого продукта, благодаря чему он остается эластичным и более мягким, чем сушеный. Процесс вяления происходит в духовке довольно длительное время.
Порезанные небольшими кусочками и завяленые овощи традиционно подавались к чаю вместо конфет и были любимым деревенских лакомством детей.
#репа #морковь #свёкла #вяленыеовощи #мерянскаякухня
И о "мерянской профессии".
В рамках экспериментов по ревитализации/конструированию мерянской кухни с первого раза получаются не все задуманные блюда. Носители традиционных секретов ушли вместе с северной деревней, не у кого спросить как правильно. Вот и творожные лепёшки вышли суховатые.
Старший ребенок утешает: "папа, не расстраивайся, ты же еще не профессиональный мерянин". 😆
#мерянскаякухня #юмор
В рамках экспериментов по ревитализации/конструированию мерянской кухни с первого раза получаются не все задуманные блюда. Носители традиционных секретов ушли вместе с северной деревней, не у кого спросить как правильно. Вот и творожные лепёшки вышли суховатые.
Старший ребенок утешает: "папа, не расстраивайся, ты же еще не профессиональный мерянин". 😆
#мерянскаякухня #юмор
Красная овсяная каша / Шожо санда ярыш.
В Костромской земле круглый год на крестьянском столе самым важным блюдом считалась каша. Вот один из оригинальных старинных рецептов.
Овёс пропаривали, замешивали на сметане, добавляли побольше масла и ставили в горшке в тихую печь. Готовилась каша пока не покраснеет.
У меня в условиях города, в газовой духовке на это ушло два часа.
Честно, ничего вкуснее давно не ел.
Андрей Мерянин
#мерянскаякухня #овёс #краснаякаша
В Костромской земле круглый год на крестьянском столе самым важным блюдом считалась каша. Вот один из оригинальных старинных рецептов.
Овёс пропаривали, замешивали на сметане, добавляли побольше масла и ставили в горшке в тихую печь. Готовилась каша пока не покраснеет.
У меня в условиях города, в газовой духовке на это ушло два часа.
Честно, ничего вкуснее давно не ел.
Андрей Мерянин
#мерянскаякухня #овёс #краснаякаша
Запеканка из репы / Тулман рева.
Из овощных блюд в Костромской земле любимыми были пареная репа, брюква, свекла, названия их различались в каждом районе - паря, паренка, пареница (Нейский, Антроповский р-ны), тыковник (Нейский, Нерехтский р-ны). Распространенным кушаньем из паренных овощей были запеканки. Рецепт ее приготовления был прост: пареный овощ мяли, добавляли яйцо, молока, все перемешивали и ставили в посуде в вольную печь запекаться. Кроме запеканок из такой массы делали колобки, оладьи, посыпали для вкуса толокном и обжаривали.
Решил приготовить на ужин репник - запеканку из вареной толченой репы с молоком и яйцами.
Андрей Мерянин.
#мерянскаякухня #репа #merjamaa
Из овощных блюд в Костромской земле любимыми были пареная репа, брюква, свекла, названия их различались в каждом районе - паря, паренка, пареница (Нейский, Антроповский р-ны), тыковник (Нейский, Нерехтский р-ны). Распространенным кушаньем из паренных овощей были запеканки. Рецепт ее приготовления был прост: пареный овощ мяли, добавляли яйцо, молока, все перемешивали и ставили в посуде в вольную печь запекаться. Кроме запеканок из такой массы делали колобки, оладьи, посыпали для вкуса толокном и обжаривали.
Решил приготовить на ужин репник - запеканку из вареной толченой репы с молоком и яйцами.
Андрей Мерянин.
#мерянскаякухня #репа #merjamaa
Домашний пшенично-ячменный хлеб /
Перт шаданг па шожо кинде.
В костромских деревнях издавна пекли хлеб, без которого немыслима была сама жизнь. Основными зерновыми культурами были пшеница, рожь, ячмень, просо. Для приготовления хлеба брали преимущественно ржаную муку с отрубями. Нередко смешивали муку разных видов для получения особого вида хлеба или экономии.
Процедура печения хлеба трудоемкая и довольно сложная, поэтому пекли хлеб один или два раза в неделю.
В различных районах нашего края были разные названия одного и того же хлеба. Ржаной хлеб называли "караваем", "ковригой". Если его выпекали не в формах, а на поду, то называли "подовым", "подовиком", "мяконьким". "Ситник" - хлеб из ситной ржаной муки. "Ясник" - хлеб из ясневой муки. "Насолодник" - хлеб, заквашенный на солоде. Хлеба из пшеничной муки называли "пирогами", "пшеничниками".
Вчера жена решила испечь белый подовый хлеб по старинному нерехтскому рецепту.
Рецепт:
80 гр. ячменной муки
240 гр. пшеничной муки
10 гр. сухих дрожжей
150 мл. молока
1 яйцо
Тесто замесить, дать подойти в течении 1 часа. Подошедшее тесто дополнительно замешать смесью ячменной и пшеничной муки (ушло примерно 1.5 стакана муки ~ 240 гр.). Замешенное тесто снова ставится в теплое место на 30-40 минут. Подошедшее тесто формируется в виде колоба и выкладывается на противень. Время выпечки хлеба ~30 -40 мин. при температуре 300 гр.
#хлеб #домашнийхлеб #мерянскаякухня #merjamaa
Перт шаданг па шожо кинде.
В костромских деревнях издавна пекли хлеб, без которого немыслима была сама жизнь. Основными зерновыми культурами были пшеница, рожь, ячмень, просо. Для приготовления хлеба брали преимущественно ржаную муку с отрубями. Нередко смешивали муку разных видов для получения особого вида хлеба или экономии.
Процедура печения хлеба трудоемкая и довольно сложная, поэтому пекли хлеб один или два раза в неделю.
В различных районах нашего края были разные названия одного и того же хлеба. Ржаной хлеб называли "караваем", "ковригой". Если его выпекали не в формах, а на поду, то называли "подовым", "подовиком", "мяконьким". "Ситник" - хлеб из ситной ржаной муки. "Ясник" - хлеб из ясневой муки. "Насолодник" - хлеб, заквашенный на солоде. Хлеба из пшеничной муки называли "пирогами", "пшеничниками".
Вчера жена решила испечь белый подовый хлеб по старинному нерехтскому рецепту.
Рецепт:
80 гр. ячменной муки
240 гр. пшеничной муки
10 гр. сухих дрожжей
150 мл. молока
1 яйцо
Тесто замесить, дать подойти в течении 1 часа. Подошедшее тесто дополнительно замешать смесью ячменной и пшеничной муки (ушло примерно 1.5 стакана муки ~ 240 гр.). Замешенное тесто снова ставится в теплое место на 30-40 минут. Подошедшее тесто формируется в виде колоба и выкладывается на противень. Время выпечки хлеба ~30 -40 мин. при температуре 300 гр.
#хлеб #домашнийхлеб #мерянскаякухня #merjamaa
НУЖГОЛ / ЩУКА
Щука – одна из самых крупных рыб многих водоемов и рек Севера России. Этот признак, а также ее хищный нрав, по-видимому, и определили представление о том, что щука является хозяином воды.
Особое отношение к щуке наблюдается у финно-угорских народов. Так, у коми-зырян дух-хозяин водной стихии вакуль нередко представлялся в образе щуки:
«Коми рыбаки за живое воплощение „вакуль” часто принимали старых щук, особенно если они стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы». Укоми-пермяков существовало поверье, что в одном из озер обитает огромная рыба – хозяин всех рыб. Она позволяла рыбакам охотиться в озере, но иногда забирала у них в жертву сети, собак или детей.
Как и у финно-угров, по поверьям северных великороссов, водяной может принимать образ щуки.
Иногда его облик состоит как из архаических зооморфных черт (и том числе щучьих зубов, рыбьей чешуи), так и более поздних – антропоморфных:
«Ростом аршина полтора, ширина в плечах около аршина, голова большая, глаза мутные, бровей и ресниц не было... рот широкий, зубы белые, резкие и острые, как у щуки, руки длинные, с тонкими пальцами, между которыми, как и на ногах, были перепонки... все тело покрыто чешуей цвета человеческой кожи».
Так же, как и у финно-угров, у русских щука может забирать детей. В былине-пародии «Небылица про щуку из Белого озера» повествуется об огромной щуке, одной щеки которой оказывается достаточным, чтобы накормить большой пир. Мотив щуки, проглатывающей детей и животных, восходит к представлениям о жертвоприношениях, приносимых хозяину воды:
Да, во славном было да Беле-озере
Заселилась да щука преогромная.
Да ребят-де хватат, да жеребят глотат.
У русских, как и у финно-угров, зубы щуки служили оберегом: их вешали над входом в жилище от порчи и болезней, для удачи на рыбной ловле. Щучью челюсть брали на рыбную ловлю в качестве амулета, в истолченном виде ею лечили «испорченную» собаку охотники и т. д.
Поверья о том, что сильный колдун может превращаться в щуку, до недавнего времени сохранялись у финно-угорских народов. В предании о знаменитом у коми разбойнике-колдуне Ошлапее повествуется о том, как, спасаясь от Стефана Пермского, он превращается в огромную щуку или медведя. Н.Д. Конаков отмечал амбивалентность представлений о щуке у финно-угорских народов: «В то же время наиболее действенными амулетами против колдовских чар были именно медвежьи клыки и концы лап с когтями, а также щучьи челюсти, т. е. как на медведя, так и на щуку масть колдуна не распространялась».
Кухня.
Щука широко использовалась в средневековой кухне Севера.
Эта рыба отличается особенностью строения тела: длинное туловище и почти без плавников на спине, малокостистая мякоть. Этим обусловлено широкое, использование ее для фарширования колеи, снятой с тушки чулком, и приготовления тельного (рыбной рубки — по современной терминологии) и изделий из него.
Живых щук в XV–XVII вв. в богатых домах использовали почти исключительно для варки ухи — с шафраном, белой или черной, с клецками («толченцами»). Вяленых щук подавали как закуску, нарезали ломтиками для ботвиньи.
Соленых щук использовали двух видов. Свеже- или живопросоленная (т. е. засоленная перед употреблением) употреблялась для краткосрочного хранения и приготовления особых «расольных» блюд. Бочоночная щука («щучина») хранилась целый год. Автор «Домостроя» советует покупать рыбу тогда, когда она дешева, солить ее в бочках и хранить в ледниках или закапывать в землю.
Икру употребляли двух видов: соленую (в бочках) и свежую в ястыках (ксени). Свежую икру жарили, варили и подавали с уксусом, квасом или в горячем виде с соусом.
Соленую рыбу (щук и др.) варили целиком, не удаляя чешуи, — «колодкой», т. е. тушка без головы и плавников или пластом. Соленая рыба играла особую роль в старинной кухне Московии, и даже свежую рыбу варили в большом количестве соли, чтобы она имела соленый вкус. Такие блюда назывались «расольными».
#щука #меря #мерянскаякухня #мифология #merjamaa
Щука – одна из самых крупных рыб многих водоемов и рек Севера России. Этот признак, а также ее хищный нрав, по-видимому, и определили представление о том, что щука является хозяином воды.
Особое отношение к щуке наблюдается у финно-угорских народов. Так, у коми-зырян дух-хозяин водной стихии вакуль нередко представлялся в образе щуки:
«Коми рыбаки за живое воплощение „вакуль” часто принимали старых щук, особенно если они стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы». Укоми-пермяков существовало поверье, что в одном из озер обитает огромная рыба – хозяин всех рыб. Она позволяла рыбакам охотиться в озере, но иногда забирала у них в жертву сети, собак или детей.
Как и у финно-угров, по поверьям северных великороссов, водяной может принимать образ щуки.
Иногда его облик состоит как из архаических зооморфных черт (и том числе щучьих зубов, рыбьей чешуи), так и более поздних – антропоморфных:
«Ростом аршина полтора, ширина в плечах около аршина, голова большая, глаза мутные, бровей и ресниц не было... рот широкий, зубы белые, резкие и острые, как у щуки, руки длинные, с тонкими пальцами, между которыми, как и на ногах, были перепонки... все тело покрыто чешуей цвета человеческой кожи».
Так же, как и у финно-угров, у русских щука может забирать детей. В былине-пародии «Небылица про щуку из Белого озера» повествуется об огромной щуке, одной щеки которой оказывается достаточным, чтобы накормить большой пир. Мотив щуки, проглатывающей детей и животных, восходит к представлениям о жертвоприношениях, приносимых хозяину воды:
Да, во славном было да Беле-озере
Заселилась да щука преогромная.
Да ребят-де хватат, да жеребят глотат.
У русских, как и у финно-угров, зубы щуки служили оберегом: их вешали над входом в жилище от порчи и болезней, для удачи на рыбной ловле. Щучью челюсть брали на рыбную ловлю в качестве амулета, в истолченном виде ею лечили «испорченную» собаку охотники и т. д.
Поверья о том, что сильный колдун может превращаться в щуку, до недавнего времени сохранялись у финно-угорских народов. В предании о знаменитом у коми разбойнике-колдуне Ошлапее повествуется о том, как, спасаясь от Стефана Пермского, он превращается в огромную щуку или медведя. Н.Д. Конаков отмечал амбивалентность представлений о щуке у финно-угорских народов: «В то же время наиболее действенными амулетами против колдовских чар были именно медвежьи клыки и концы лап с когтями, а также щучьи челюсти, т. е. как на медведя, так и на щуку масть колдуна не распространялась».
Кухня.
Щука широко использовалась в средневековой кухне Севера.
Эта рыба отличается особенностью строения тела: длинное туловище и почти без плавников на спине, малокостистая мякоть. Этим обусловлено широкое, использование ее для фарширования колеи, снятой с тушки чулком, и приготовления тельного (рыбной рубки — по современной терминологии) и изделий из него.
Живых щук в XV–XVII вв. в богатых домах использовали почти исключительно для варки ухи — с шафраном, белой или черной, с клецками («толченцами»). Вяленых щук подавали как закуску, нарезали ломтиками для ботвиньи.
Соленых щук использовали двух видов. Свеже- или живопросоленная (т. е. засоленная перед употреблением) употреблялась для краткосрочного хранения и приготовления особых «расольных» блюд. Бочоночная щука («щучина») хранилась целый год. Автор «Домостроя» советует покупать рыбу тогда, когда она дешева, солить ее в бочках и хранить в ледниках или закапывать в землю.
Икру употребляли двух видов: соленую (в бочках) и свежую в ястыках (ксени). Свежую икру жарили, варили и подавали с уксусом, квасом или в горячем виде с соусом.
Соленую рыбу (щук и др.) варили целиком, не удаляя чешуи, — «колодкой», т. е. тушка без головы и плавников или пластом. Соленая рыба играла особую роль в старинной кухне Московии, и даже свежую рыбу варили в большом количестве соли, чтобы она имела соленый вкус. Такие блюда назывались «расольными».
#щука #меря #мерянскаякухня #мифология #merjamaa
РЕДЬКА С ТОЛОКНОМ / ШАПАУШМАН ПА ПУШТЫ
Блюда из редьки — это, в первую очередь, всевозможные салаты, в кухнях разных народов их огромное количество. Подобные салаты существовали и в нашей верхневолжской кухне, например редька с толокном, некогда очень популярное в костромских деревнях блюдо.
Редьку резали листами тоненько (я использовал терку). Клали в чашку с льняным маслом, добавляли соли и немного приправляли толокном.
Толокно еще один ныне позабытый продукт наших предков. Название произошло от слова «толочь». Именно так получали его наши предки: толкли зерна овса в ступке вручную. Сейчас все происходит более технологично, но принцип тот же. Исходное сырье вымачивают несколько раз, подсушивают, иногда даже слегка поджаривают и перемалывают вместе с оболочкой.
У великороссов, шведов и латышей для приготовления толокна обычно использовали овёс или ячмень. У финнов, эстонцев и тюркских народов также может использоваться рожь и ячмень.
Из всех разновидностей овсяное наиболее востребовано. Исходное зерно, как вы сами понимаете, овес. Ценность толокна состоит в уникальных свойствах цельных овсяных зерен.
— Ценные свойства овса сохраняются в толокне:
Поэтому продукт почти не содержит жира. При этом доля протеинов достигает 20%. Все остальное – медленные углеводы и клетчатка в растворимой и нерастворимой форме. В неизменном виде в измельченную массу переходят витамины, минералы, аминокислоты и антиоксиданты, содержащиеся в зернах овса.
— Приятные последствия:
Взаимодействие упомянутых элементов приводят в порядок кишечник, избавляя от запора и вздутия.
— Рецепт:
Одна редька среднего размера
Льняное масло 2 столовые ложки
Овсяное толокно 1-2 столовые ложки
Соль по вкусу
Смесь перемешать, в случае необходимости добавить масла, пока толокно не вберет в себя сок редьки и льняное масло, перемешать до однородной массы.
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня #деревенскаякухня #костромскаядеревня #merjamaa
Блюда из редьки — это, в первую очередь, всевозможные салаты, в кухнях разных народов их огромное количество. Подобные салаты существовали и в нашей верхневолжской кухне, например редька с толокном, некогда очень популярное в костромских деревнях блюдо.
Редьку резали листами тоненько (я использовал терку). Клали в чашку с льняным маслом, добавляли соли и немного приправляли толокном.
Толокно еще один ныне позабытый продукт наших предков. Название произошло от слова «толочь». Именно так получали его наши предки: толкли зерна овса в ступке вручную. Сейчас все происходит более технологично, но принцип тот же. Исходное сырье вымачивают несколько раз, подсушивают, иногда даже слегка поджаривают и перемалывают вместе с оболочкой.
У великороссов, шведов и латышей для приготовления толокна обычно использовали овёс или ячмень. У финнов, эстонцев и тюркских народов также может использоваться рожь и ячмень.
Из всех разновидностей овсяное наиболее востребовано. Исходное зерно, как вы сами понимаете, овес. Ценность толокна состоит в уникальных свойствах цельных овсяных зерен.
— Ценные свойства овса сохраняются в толокне:
Поэтому продукт почти не содержит жира. При этом доля протеинов достигает 20%. Все остальное – медленные углеводы и клетчатка в растворимой и нерастворимой форме. В неизменном виде в измельченную массу переходят витамины, минералы, аминокислоты и антиоксиданты, содержащиеся в зернах овса.
— Приятные последствия:
Взаимодействие упомянутых элементов приводят в порядок кишечник, избавляя от запора и вздутия.
— Рецепт:
Одна редька среднего размера
Льняное масло 2 столовые ложки
Овсяное толокно 1-2 столовые ложки
Соль по вкусу
Смесь перемешать, в случае необходимости добавить масла, пока толокно не вберет в себя сок редьки и льняное масло, перемешать до однородной массы.
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня #деревенскаякухня #костромскаядеревня #merjamaa