Побывав в музее-заповеднике «Мураново» на фестивале, мы конечно же, заглянули и на выставку, которая проходит в выставочном зале усадьбы и называется «Любимцы муз и вдохновенья. Пушкин и Баратынский».
Это рассказ о дружбе двух поэтов, Пушкина и Баратынского, каждый из которых обладал уникальным и самобытным талантом, каждый шел своим путём и всё-таки они шли вместе, долгое время сохраняя творческий диалог, живо откликаясь на творчество друг друга.
Основу выставки составляют предметы и артефакты из Собрания музея. На выставке можно увидеть уникальные предметы, принадлежавшие Е.А. Боратынскому и его семье: миниатюрные портреты поэта и его родителей, переданные в музей потомками, гуаши с живописными видами окрестностей Неаполя, посмертную маску поэта и другие вещи.
В семье Евгения Абрамовича Баратынского называли «Бубушкой» или «Бубенькой». Отец писал о нем: «Это такой ребенок, что я в жизни моей не видывал такого добронравного и хорошего дитя… Бубенька 2 года не только розги, но ниже выговору не заслужил: редкий ребенок». Но вот уже в Пажеском корпусе все пошло иначе. Как говаривал один персонаж: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений». Сначала шалости мальчишек были довольно невинными, но, в конце концов, в феврале 1816 года расшалившиеся подростки Баратынский и его приятель Дмитрий Ханыков украли из бюро камергера Приклонского, отца одного из соучастников, табакерку в золотой оправе и пятьсот рублей, которые к моменту поимки почти полностью истратили. Это происшествие вызвало громкий скандал в обществе, дошедший до императора. Повелением от 26 февраля 1816 года Баратынский и Ханыков были исключены из Пажеского корпуса и отданы их родственникам «с тем, чтобы они не были принимаемы ни в гражданскую, ни в военную службу, разве захотят заслужить свои проступки и попросятся в солдаты».
Это событие сильно повлияло на Баратынского. Он даже помышлял о самоубийстве. Но семья смогла отговорить его от этого поступка. И в феврале 1819 года Баратынский поступил рядовым в Лейб-гвардии Егерский полк. Приятель по корпусу познакомил Баратынского с бароном Дельвигом, через которого и случилось знакомство с Пушкиным.
На фото:
1-3. Виды зала.
4. Портрет Александры Федоровны Баратынской. Неизвестный художник. Конец XVIII века. Миниатюра на слоновой кости.
5. Портрет Абрама Андреевича Баратынского. Неизвестный художник. Конец XVIII века. Миниатюра на слоновой кости.
6. Табакерка черепаховая с миниатюрой –портретом Евгения Абрамовича Баратынского в 14-летнем возрасте. Неизвестный художник.
7. Слепок печати А.С. Пушкина. Москва, 1930-е гг. Крашенный сургуч, слепок.
8. Слепок с посмертной маски с лица А.С. Пушкина. Неизвестный автор с оригинала С.И. Гальберга. Россия, вторая половина XIX в. Гипс, литье по слепку.
Это рассказ о дружбе двух поэтов, Пушкина и Баратынского, каждый из которых обладал уникальным и самобытным талантом, каждый шел своим путём и всё-таки они шли вместе, долгое время сохраняя творческий диалог, живо откликаясь на творчество друг друга.
Основу выставки составляют предметы и артефакты из Собрания музея. На выставке можно увидеть уникальные предметы, принадлежавшие Е.А. Боратынскому и его семье: миниатюрные портреты поэта и его родителей, переданные в музей потомками, гуаши с живописными видами окрестностей Неаполя, посмертную маску поэта и другие вещи.
В семье Евгения Абрамовича Баратынского называли «Бубушкой» или «Бубенькой». Отец писал о нем: «Это такой ребенок, что я в жизни моей не видывал такого добронравного и хорошего дитя… Бубенька 2 года не только розги, но ниже выговору не заслужил: редкий ребенок». Но вот уже в Пажеском корпусе все пошло иначе. Как говаривал один персонаж: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений». Сначала шалости мальчишек были довольно невинными, но, в конце концов, в феврале 1816 года расшалившиеся подростки Баратынский и его приятель Дмитрий Ханыков украли из бюро камергера Приклонского, отца одного из соучастников, табакерку в золотой оправе и пятьсот рублей, которые к моменту поимки почти полностью истратили. Это происшествие вызвало громкий скандал в обществе, дошедший до императора. Повелением от 26 февраля 1816 года Баратынский и Ханыков были исключены из Пажеского корпуса и отданы их родственникам «с тем, чтобы они не были принимаемы ни в гражданскую, ни в военную службу, разве захотят заслужить свои проступки и попросятся в солдаты».
Это событие сильно повлияло на Баратынского. Он даже помышлял о самоубийстве. Но семья смогла отговорить его от этого поступка. И в феврале 1819 года Баратынский поступил рядовым в Лейб-гвардии Егерский полк. Приятель по корпусу познакомил Баратынского с бароном Дельвигом, через которого и случилось знакомство с Пушкиным.
На фото:
1-3. Виды зала.
4. Портрет Александры Федоровны Баратынской. Неизвестный художник. Конец XVIII века. Миниатюра на слоновой кости.
5. Портрет Абрама Андреевича Баратынского. Неизвестный художник. Конец XVIII века. Миниатюра на слоновой кости.
6. Табакерка черепаховая с миниатюрой –портретом Евгения Абрамовича Баратынского в 14-летнем возрасте. Неизвестный художник.
7. Слепок печати А.С. Пушкина. Москва, 1930-е гг. Крашенный сургуч, слепок.
8. Слепок с посмертной маски с лица А.С. Пушкина. Неизвестный автор с оригинала С.И. Гальберга. Россия, вторая половина XIX в. Гипс, литье по слепку.
Рассказывает выставка о строительстве Баратынским своего семейного гнезда. Вы сможете увидеть тут интереснейший экспонат - проектные зарисовки Баратынского будущего усадебного дома в Мураново. Черновики стихотворения «На посев леса» и поэмы «Цыганка», над которыми работал поэт в Мураново, сохранили для нас чертежи, структуру и рисунки проектируемого Евгением Абрамовичем нового усадебного дома. Подлинники хранятся в Пушкинском доме, а на выставке гости музея увидят копию одного из этих документов. В 1842 году поэт завершил процесс реконструкции дома и осенью этого же года семья переехала в только, что отстроенный дом. Но поэту не суждено было насладится долгим счастьем в своём гнезде.
В сентябре 1843 года он с женой и тремя детьми отправляется в долгожданное европейское путешествие. В июле 1844 года Евгений Абрамович скоропостижно скончается в Неаполе. Николай Васильевич Путята так в последствии описывал кончину поэта: «Жена его была больна, и накануне доктор настаивал на необходимости пустить ей кровь. Это так встревожило Баратынского, что к ночи он сам занемог, а на другой день рано утром его не стало».
Сквозной нитью, проходящей через выставку, стали образы Италии, как мотив творчества Пушкина и Боратынского. Как мечта, которая осталась несбыточной для Александра Сергеевича, так никогда не покинувшего пределы Российской империи, которая заронилась в сердце Евгения Абрамовича ещё в детстве и стала явью в конце его жизни.
На наш взгляд выставку лучше посещать с экскурсоводом. Ведь не все из нас настолько хорошо знают жизнь и творчество Баратынского и не всегда могут провести параллели в творчестве двух поэтов и увидеть отсылки, сделанные авторами выставки. Нам повезло, мы были на замечательной экскурсии, чего и вам желаем. Приезжайте в Мураново, там хорошо.
На фото:
1-3. Виды зала.
4. Муляж плана дома в Мураново, набросанного Е.А. Баратынским. Рисунок Е.В. Катанского. Мураново, 1981 г. Бумага, чернила.
5. Итальянский пейзаж с дворцами. Неизвестный художник. XIX в. Бумага, акваерль.
6. Посмертная маска Е.А. Боратынского. Неизвестный автор. Неаполь. 1844 г., 29-30 июля/12-13 июля. Гипс, слепок.
Выставка продлится до 15 сентября 2024 г.
Адрес: Московская область, Пушкинский район, д. Мураново. Добираться электропоездом с Ярославского вокзала до ст. Софрино или Ашукинская; далее автобусом № 34 до остановки "Музей "Мураново". Или пешком от ст. Акушинская. Подробнее тут.
Время работы:
усадебный парк: ежедневно с 10:00 до 20:00
экспозиции музея: Вторник - Воскресенье с 10:00 до 17:30
Цена билета:
Вход в усадебный парк - 70 руб
Вход в выставочный зал – 100 руб
Экспозиция усадебного дома (только с экскурсией) – 500 руб (будни); 550 руб (выходные).
#мураново
В сентябре 1843 года он с женой и тремя детьми отправляется в долгожданное европейское путешествие. В июле 1844 года Евгений Абрамович скоропостижно скончается в Неаполе. Николай Васильевич Путята так в последствии описывал кончину поэта: «Жена его была больна, и накануне доктор настаивал на необходимости пустить ей кровь. Это так встревожило Баратынского, что к ночи он сам занемог, а на другой день рано утром его не стало».
Сквозной нитью, проходящей через выставку, стали образы Италии, как мотив творчества Пушкина и Боратынского. Как мечта, которая осталась несбыточной для Александра Сергеевича, так никогда не покинувшего пределы Российской империи, которая заронилась в сердце Евгения Абрамовича ещё в детстве и стала явью в конце его жизни.
На наш взгляд выставку лучше посещать с экскурсоводом. Ведь не все из нас настолько хорошо знают жизнь и творчество Баратынского и не всегда могут провести параллели в творчестве двух поэтов и увидеть отсылки, сделанные авторами выставки. Нам повезло, мы были на замечательной экскурсии, чего и вам желаем. Приезжайте в Мураново, там хорошо.
На фото:
1-3. Виды зала.
4. Муляж плана дома в Мураново, набросанного Е.А. Баратынским. Рисунок Е.В. Катанского. Мураново, 1981 г. Бумага, чернила.
5. Итальянский пейзаж с дворцами. Неизвестный художник. XIX в. Бумага, акваерль.
6. Посмертная маска Е.А. Боратынского. Неизвестный автор. Неаполь. 1844 г., 29-30 июля/12-13 июля. Гипс, слепок.
Выставка продлится до 15 сентября 2024 г.
Адрес: Московская область, Пушкинский район, д. Мураново. Добираться электропоездом с Ярославского вокзала до ст. Софрино или Ашукинская; далее автобусом № 34 до остановки "Музей "Мураново". Или пешком от ст. Акушинская. Подробнее тут.
Время работы:
усадебный парк: ежедневно с 10:00 до 20:00
экспозиции музея: Вторник - Воскресенье с 10:00 до 17:30
Цена билета:
Вход в усадебный парк - 70 руб
Вход в выставочный зал – 100 руб
Экспозиция усадебного дома (только с экскурсией) – 500 руб (будни); 550 руб (выходные).
#мураново
Завершая повествование о музее-усадьбе «Мураново» хотим рассказать о двух изданиях которые мы там приобрели. Первый, это «Иллюстрированный альманах к 100-летию музея».
В 2021 году тиражом в 1000 экземпляров было выпущено 272 страничное издание в мягкой обложке, посвященное усадьбе «Мураново». Представляет оно собой сборник научно-популярных статей об истории усадьбы, ее хозяевах и гостях, о Баратынском, Тютчеве и их литературном окружении, а также о коллекциях музея и воспоминаниях о Мураново.
Основу сборника составили статьи, опубликованные в 2015-2017 гг, в газете Пушкинского района «Маяк». Нас особенно заинтересовали статьи, посвященные портретной галерее Энгельгардтов, замыслу постройки нового усадебного дома Баратынского, о посещении Мураново великой княгиней Елизаветой Федоровной. Все статьи снабжены богатым иллюстративным материалом.
Очень хорошее издание, чтобы начать свое знакомство с этой подмосковной усадьбой.
Цена в музейном магазине 700 руб.
#маякпарнасачитает
В 2021 году тиражом в 1000 экземпляров было выпущено 272 страничное издание в мягкой обложке, посвященное усадьбе «Мураново». Представляет оно собой сборник научно-популярных статей об истории усадьбы, ее хозяевах и гостях, о Баратынском, Тютчеве и их литературном окружении, а также о коллекциях музея и воспоминаниях о Мураново.
Основу сборника составили статьи, опубликованные в 2015-2017 гг, в газете Пушкинского района «Маяк». Нас особенно заинтересовали статьи, посвященные портретной галерее Энгельгардтов, замыслу постройки нового усадебного дома Баратынского, о посещении Мураново великой княгиней Елизаветой Федоровной. Все статьи снабжены богатым иллюстративным материалом.
Очень хорошее издание, чтобы начать свое знакомство с этой подмосковной усадьбой.
Цена в музейном магазине 700 руб.
#маякпарнасачитает
Вторая книга, авторства И.А. Королевой, Н.И. Лукьянчука - «Мы здесь счастливы…». Жизнь в мурановской усадьбе 1860-х -1900-х годов.
Собранные в этом издании фрагменты переписки Путят-Тютчевых и их родственного окружения рисуют куртину усадебной жизни представителей русского дворянства середины XIX – начала XX века. В это период в Мураново жили Путяты: Николай Васильевич, друг и родственник Е.А. Боратынского, известный московский литератор, и его жена Софья Львовна (сестра жены Евгения Боратынского). В 1869 году на их дочери Ольге Николаевне женился Иван Федорович Тютчев, сын поэта. Его семья жила здесь последней. В 1920 году Ольга Николаевна незадолго до смерти передала усадебный дом в собственность государства. Через строки опубликованной переписки читатели погружаются в прошлое, которое открывает нам не только взаимоотношения в семье Тютчевых - Путят, но и дает возможность обратить внимание на мелкие бытовые особенности дворянской усадебной культуры.
С.Л. Путята-О.Н. Тютчевой. Москва. 22-26 марта 1882.
С.Л. Путята-О.Н. Тютчевой. Москва. Май 1882.
Эрн.Ф. Тютчева – К. Пфеффелю. Мураново. 23 июня/5 июля 1882 года.
Книга издана в 2023 году тиражом 950 экземпляров, объемом 232 страницы с большими иллюстрированными вклейками акварелей и фотографий из собрания музея. Цена в музейном магазине 1100 руб.
#маякпарнасачитает
Собранные в этом издании фрагменты переписки Путят-Тютчевых и их родственного окружения рисуют куртину усадебной жизни представителей русского дворянства середины XIX – начала XX века. В это период в Мураново жили Путяты: Николай Васильевич, друг и родственник Е.А. Боратынского, известный московский литератор, и его жена Софья Львовна (сестра жены Евгения Боратынского). В 1869 году на их дочери Ольге Николаевне женился Иван Федорович Тютчев, сын поэта. Его семья жила здесь последней. В 1920 году Ольга Николаевна незадолго до смерти передала усадебный дом в собственность государства. Через строки опубликованной переписки читатели погружаются в прошлое, которое открывает нам не только взаимоотношения в семье Тютчевых - Путят, но и дает возможность обратить внимание на мелкие бытовые особенности дворянской усадебной культуры.
«Посылаю семена. Яков разорит огородными семенами; по его записке я купила на 7 р., цветочных –на 4-40. Так семена были уже куплены до письма твоего, то я послала за крейс-салатом. Надо было о семенах в половине марта, а не на Страстной неделе. В марте их сеют»
С.Л. Путята-О.Н. Тютчевой. Москва. 22-26 марта 1882.
«Скажи Якову, чтобы к середе, моему приезду, клумба возле балкона, где пионы, чтобы она была совершенно готова, потому что я привезу с собой цветы, которые сейчас же надо посадить. Надо земли прибавить на эту клумбу. Жара ужасная. Если погода не попортится, очень прошу прислать за мной коляску, а не карету. Карета испортит мое удовольствие приехать в Мураново».
С.Л. Путята-О.Н. Тютчевой. Москва. Май 1882.
«В Муранове все здоровы, дети подросли и хорошо воспитаны, родители заняты только ими».
Эрн.Ф. Тютчева – К. Пфеффелю. Мураново. 23 июня/5 июля 1882 года.
Книга издана в 2023 году тиражом 950 экземпляров, объемом 232 страницы с большими иллюстрированными вклейками акварелей и фотографий из собрания музея. Цена в музейном магазине 1100 руб.
#маякпарнасачитает
Утром в музее, вечером в кино. Все ещё #неповеритеномыработаем 🌊
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Вчера ходили в кинотеатр «Художественный» смотреть недавно вышедший на экраны фильм «Мадам Клико».
Так как фильм на винную тему, то отзыв о нем Галина оставила в своём канале о вине. Если вам интересно почитать, приглашаем.
#маякпарнасасмотрит
Так как фильм на винную тему, то отзыв о нем Галина оставила в своём канале о вине. Если вам интересно почитать, приглашаем.
#маякпарнасасмотрит