Маяк Парнаса
1.44K subscribers
9.93K photos
122 videos
1.19K links
Музеи, выставки, культура, искусство.
Для связи @g_a_t_t_a
加入频道
Наполеон оставляет следующее суждение о Вандейском генерале:
«Я читал историю Вандеи. Если подробности, описания точны, Шаретт — единственный великий человек, истинный герой этого знаменательного эпизода нашей революции, который если и несет большие несчастья, то, по крайней мере, не приносит в жертву нашу славу... Да, Шарет оставляет у меня впечатление великого человека, я вижу, как он действует с необыкновенной энергией и смелостью, он гениален».

Генерал Шаретт вошел в историю Франции: ему посвящены песни, а в феврале этого года на экраны Франции вышел фильм, рассказывающий о его жизни. Мы его ещё не смотрели, но обязательно собираемся это сделать.

На фото:
1. Франсуа Атанас Шаретт де Ла Контри.
Неизвестный художник. Долгое время считался прижизненным. XIX век.

2. Плита обозначающая точное место казни Шаретта на нынешней площади Виарме в Нанте.

3. Посмертная маска Шаретта, первая отливка, выполненная Казаном 29 марта 1796 года.

4. Посмертная маска Шаретта, второй слепок, выполненный Казанном 31 марта 1796 года.
Сегодня мы завершаем наш #марафон о Великой Французской революции. И сделать это мы хотим рассказом о нескольких женщинах.

Как Шарлотта Корде ушла в историю и сотворила легенду, так и генерал Шаретт стал символом роялистов. Но не только он сам был символом сопротивления Республики. Вокруг этого мужчины всегда были женщины, которые вместе с ним сражались за дело Католической и Королевской армии, ее часто называют Великой Армией. Эти женщины вошли в историю как Амазонки Шаретта или, с точки зрения республиканцев, Шлюхи Шаретта. И еще неизвестно кто был республиканцем более ненавистен, сам генерал или женщины, которые с оружием в руках храбро сражались с ними.

Одна из них упоминается в произведении Оноре де Бальзака «Шуаны». Нам не удалось найти, кто именно был её прототипом, предполагаем, что это был собирательный образ.

А мы сегодня расскажем о некоторых чьи имена история сохранила. О тех наследницах Жанны д'Арк, которые потеряли своих мужей, братьев и детей, благодаря страшной гражданской войне и не побоялись выйти сражаться самостоятельно.

Здесь мы приводим картину, которую уже показывали вам вчера. Но снова хотим к ней вернуться, так как считается, что на ней генерал Шаретт изоьражен тут как раз в окружении своих амазонок во время резни в Машикуле.

А также показываем портрет, сделанный в феврале 1795 года и подаренный Шареттом мадам Гаснье -Шамбон.
А первая, о ком мы расскажем, это Селеста Балкли, урожденная Селеста Талур де Ла Картри. В ноябре 1786 года Селеста вышла замуж за Уильяма Балкли, ирландского лейтенанта, и с его фамилией она вошла в историю.

Долгое время она сражается вместе со своим мужем против республиканцев. После пленения ей удается избежать смерти, объявив себя беременной. Но ее муж гибнет на гильотине, а ее двенадцатилетняя дочь умирает в тюрьме. После встречи Робеспьера с гильотиной ей удается освободиться. Она создает отряд и присоединяется к армии Шаретта. Именно она стала во главе легенды об амазонках Шаретта. Ей удается пережить Революцию, она умрет в Анжере в возрасте 78 лет 13 марта 1832 г.

В своих мемуарах Туссен Амбруаз Талур де ла Картри писал: «Моя сестра, смелая, как истинная героиня, никогда не покидала своего мужа, рядом с которым она сражалась во всех боях, в которых он участвовал, и, хотя ее одежда была неоднократно пробита пулями, она тем не менее прошла через все опасности, не будучи ранена».

Ле Бувье-Демортье же в воспоминания сообщает, что «мадам де Балкли, жена офицера Уэльского полка, командовала ротой охотников, которую она содержала, как говорят, за свой счет, и носила мундир, одетый как костюм для верховой езды. Ее воинственный характер не лишил ее ни одной прелести ее пола; она была столь же привлекательна в обществе, сколь храбра на поле боя».

На фото:
Селеста Балкли в бою.
Литография Чарльза Мотта. XIX век.
Мари Аделаида де Ла Туш Лимузиньер, графиня Ларошфуко (Marie Adélaïde de La Touche Limouzinière de La Rochefoucauld) проживала в соседнем владении от замка Фонтеклоз. Ее муж сражался в рядах роялистов и, кстати, пережил Революцию.

Графиня Ларошфуко 13 марта 1793 года во главе с верными ей крестьянами захватывает городок Ла Гарнаш. В мае в Леге присоединяется к войскам Шаретта, по слухам у нее с ним роман. В своих мемуарах вандейский офицер Пьер-Сюзанн Люка де ла Шампионьер вспоминал: «Часто говорят, что она командовала частью армии и что ее храбрость всегда выводила ее в первые ряды. Нет ничего более далекого от правды. Она была подобна Венере, а не Минерве. И бог Марс наших армий отдыхал рядом с ней от мучительных трудов войны».

Историки до сих пор спорят сражалась ли она вместе с Шареттом или нет, сама она на суде все отрицала. Графиня де Ларошфуко была арестована 16 января 1794 года в Домпьер-сюр-Йо. Приговоренная к смерти графиня была казнена 24 января 1794 года в Ле- Сабль-д'Олон. Перед ее казнью гильотина сломалась, и она была расстреляна.

В своем дневнике судовладелец-республиканец Андре Коллине писал: «В 3:30 вечера по песчаным дюнам между пристанью и набережной у Гильотины эта 31-летняя женщина, красивая и богатая, в отчаянии шла к месту казни, громко рыдая».

На фото:
Мари-Аделаида де ла Туш-Лимузиньер, графиня Ларошфуко.
Неизвестный художник.
Сюзанна Пуатевен де Ла Рошетт после смерти своих родителей на гильотине стала воспитанницей генерала Шаретта и делила с ним тяготы боевых действий. До этого она сопровождала своих родителей в Католической и Королевской армии. В битве при Бегодьере была ранена саблей, пытаясь помочь Шаретту участвовала в опознании, якобы его трупа, чтобы ввести в заблуждение республиканцев. Только взятие в плен Шаретта и его расстрел освободили ее из заключения.

Она пережила Революцию и Империю, умерла 1858 году. Увы, её портрета нам найти не удалось. Но мы оставим несколько ссылок, которые, надеемся, вас заинтересуют.
На тизер фильма про генерала Шаретта. А также несколько песен о нём. Вот эта долгое время считалась аутентичной песней Вандеи и Шуанерии. В 1909 году ее исполнили в ответ на исполнение левыми Интернационала. Генералу Шаретту посвящено множество песен. Часть из них можно услышать в альбоме Катрины Гаретт, посвященной Вандейской войне.

На этом мы заканчиваем наш #марафон о Революционных событиях во Франции в конце XVIII века. Надеемся, вам было интересно с нами. Vive la France! Vive le Roi!

💔
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
А вот какая интересная новость у нас сегодня! Музей «Гараж» запускает серию онлайн-курсов, посвященных различным проблемам современного искусства и гуманитарного знания.

Сейчас доступны два курса:

Курс Надежды Плунгян «Эволюция советского модернизма» предлагает по-новому взглянуть на искусство первой и второй половины ХХ века и обнаружить пересечения, упущенные сложившейся академической традицией.

Курс Виктора Белозерова «Как показать солнце: японская культура в СССР» представляет собой критический обзор той своеобразной версии истории японского искусства, что сложилась вследствие ангажированности и репрессивности советской культурной политики.
В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставочный проект «Салоны Дидро», где идет рассказ о французском искусстве времен Людовика XV, нанизанный на меткие замечания Дени Дидро о современном ему состоянии живописи, скульптуры и графики, представленной на знаменитых Салонах.

Более подробно о выставке вы можете прочесть нашу статью тут. По ходу нашего рассказа мы стараемся знакомить вас с различными высказываниями первого культурного блогера XVIII века и предлагаем, впервые за долгие годы со времен выставки «Россия – Франция. Век Просвещения» (1987), погрузиться в эпоху французского Просвещения и времена Людовика XV.

В России еще не было подобного масштабного проекта, посвященного французскому искусству XVIII века. На этой выставке многие памятники выставляются впервые, 40 произведений специально отреставрированы. Выставка и музей ждут вас! Не упустите возможность прикоснуться искусству и духу Ancien Régime.

Выставка продлится до 01 октября 2023 года.

#гмии
В апреле-мае 2023 года в галерее современного искусства AlmaMater — модном молодом арт-пространстве для дизайнеров, архитекторов, коллекционеров и просто ценителей современного искусства, расположенном в районе Басманный, прошла выставка «Другой мир. Великая красота» на которой было представлено более 15 крупноформатных работ, выполненных пером, тушью и поталью на старой бумаге художницей Великая Красота. К выставке была выпущена серия авторских постеров, изображения для которых созданы художницей в цифровом формате и отпечатаны небольшим тиражом в 10 сюжетах. В сюжетах вы найдёте фрагменты больших работ, где видны живая бумага, детали графики, образы деревьев «ДРУГОГО МИРА». Каждый лист А3 с логотипом галереи, надписью «ДРУГОЙ МИР. ВЕЛИКАЯ КРАСОТА» и настоящим автографом художницы.
А теперь внимание 💥#РОЗЫГРЫШ💥 совместно с галереей AlmaMater!

Мы разыгрываем 2 постера с сюжетом на выбор и посещением галереи до 31 августа 2023.

Для участия нужно:
📌 быть подписанным на нас @mayak_parnasa
📌 подписаться на галерею @almamatergallery
📌 нажать кнопку «Участвую»

Победителей будет двое! Каждый получит постер и возможность посетит галерею!

Результат розыгрыша узнаем 2 августа в 12:00.

Участвуйте! И пусть вам повезёт!
Не только выставки в музеях! Сегодня у нас для вас пара анонсов от Музея "Гараж" в рамках программы Garage Digital!

🔸Cерия воркшопов Ивана Неткачева по цифровой литературе «Преодолевая чтение»
С 3 августа, 19:30 –21:00
Онлайн

В серии воркшопов по цифровой литературе мультимедийный художник Иван Неткачев обратится к эмансипации чтения — то есть к освобождению процесса чтения как от диктата автора, так и от консервативных литературных дискурсов. В ходе воркшопов участники научатся работать с интерактивной литературой, кинетической поэзией и поэзией, автоматически преобразованной в звук.

🔸Медиации в компьютерном классе «Ушедший мир» и по проекту Анны Соз «Практическая независимость»
До 31 августа
Компьютерный класс «Ушедший мир» и галерея «Скайлайт»

Встречи с медиаторами строятся на обсуждении работ, представленных в Музее, и их восприятии посетителями. Все события программы построены на взаимодействии с медиатором и предполагают активное включение в обсуждение увиденного.
Ещё пара дней осталась на то, чтобы успеть принять участие в нашем совместном розыгрыше с галереей AlmaMater!

Хотите получить постер и посетить галерею? Скорее жмите на кнопку "Участвую!". Результат уже 2-го числа!
Каждое лето в преддверии дня рождения художника и коллекционера Ильи Семеновича Остроухова в доме, носящем его имя, открывается выставка, а первые выходные после знаменательного дня отводятся на празднование в честь именинника.

Этот год не станет исключением! Настроение праздника будет продиктовано темой выставки — это заграничные путешествия, путевые впечатления и вдохновение летнего отдыха.

Это приглашение окунуться в прошлое и отправиться в поисковое путешествие по музеям писателей, прогуляться по Москве, хранящей приметы XIX — начала XX века и узнать много нового и интересного.

С подробной программой на 5 и 6 августа можно ознакомиться на сайте Литературного музея. Смотрите, выбирайте, приходите и отдыхайте!

#кудапойти
Друзья, мы временно уходим из эфира. У нас ожидаются короткие, но насыщенные каникулы на природе. Без музеев, но с погружением в сказку.

Не скучаете. Мы скоро вернемся👍
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM