В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «Князья Юсуповы и А.С. Пушкин».
Выставка рассказывает не только о взаимоотношениях Юсуповых и Пушкина при жизни поэта, но и о сохранении памяти о нём, ставшей важной частью истории усадьбы Архангельское.
Экспозиция предлагает посетителю увидеть некоторые вещи, которые мог видеть поэт, пребывая в гостях у Юсупова. В выставочных залах впервые показаны чертежи и архитектурные планы юсуповского владения в Огородной слободе в конце XVIII – начале XIX в. и, в частности, «средний жёлтый дом», а также планы устроенных там же двух «юсуповых садов», где провел свое детство А.С. Пушкин.
Отношения А.С. Пушкина с семейством князей Юсуповых в целом хорошо известны и обычно исчерпываются несколькими фактами: арендой родителями Пушкина «среднего жёлтого дома» рядом с московским дворцом князя Николая Борисовича Юсупова в огородной слободе и упоминанием «Юсуповского сада» в конспекте воспоминаний поэта о детстве; посещениями Пушкиным Архангельского в 1827 и 1830 годах; адресованным Н.Б. Юсупову посланием «К вельможе» и возникшей вокруг него полемикой; созданием в Архангельском Пушкинской аллеи и установкой на ней в 1903 году бюста поэта.
На фото:
1. Фрагмент экспозиции.
2. Петр Страхов с оригинала В.А. Тропинина. Портрет А.С. Пушкина. 1978. Холст, масло.
3. Неизвестный художник с оригинала Иоганна Баптиста Лампи-старшего. Портрет князя Николая Борисовича Юсупова. Конец XVIII – начало XIX в. Холст, масло.
4. Ксавье де Местр. Портрет А.С. Пушкина ребенком. 1801-1803. Пластина металлическая, масло.
5. Неизвестный автор с оригинала Ксавье де Местра. Портрет Надежды Осиповной Пушкиной. Ксилография.
6. Фрагмент. План московского большого дома князя Н.Б. Юсупов с регулярным садом. 19 сентября 1799. Бумага, черная тушь, акварель. Согласно популярной версии именно этот сад Пушкин воспел в стихотворении: «В начале жизни школу помню я…», однако план ясно показывает, что никаких признаков упомянутого Пушкиным парка (густых зарослей, водопада) в Юсуповском саду не было.
7. Подписной билет №47 князя Б.Н. Юсупова на получение полного издания сочинений А.С. Пушкина. 5 апреля 1837. Подписи-автографы. Веленевая бумага, печать, чернила.
8. Неизвестный скульптор. С оригинала И.П. Витали. Портрет А.С. Пушкина. Бюст. XIX в. Гипс.
9. Неизвестный скульптор. Посмертная маска А.С. Пушкина. XIX век.
10. Фрагмент экспозиции
Выставка рассказывает не только о взаимоотношениях Юсуповых и Пушкина при жизни поэта, но и о сохранении памяти о нём, ставшей важной частью истории усадьбы Архангельское.
Экспозиция предлагает посетителю увидеть некоторые вещи, которые мог видеть поэт, пребывая в гостях у Юсупова. В выставочных залах впервые показаны чертежи и архитектурные планы юсуповского владения в Огородной слободе в конце XVIII – начале XIX в. и, в частности, «средний жёлтый дом», а также планы устроенных там же двух «юсуповых садов», где провел свое детство А.С. Пушкин.
Отношения А.С. Пушкина с семейством князей Юсуповых в целом хорошо известны и обычно исчерпываются несколькими фактами: арендой родителями Пушкина «среднего жёлтого дома» рядом с московским дворцом князя Николая Борисовича Юсупова в огородной слободе и упоминанием «Юсуповского сада» в конспекте воспоминаний поэта о детстве; посещениями Пушкиным Архангельского в 1827 и 1830 годах; адресованным Н.Б. Юсупову посланием «К вельможе» и возникшей вокруг него полемикой; созданием в Архангельском Пушкинской аллеи и установкой на ней в 1903 году бюста поэта.
На фото:
1. Фрагмент экспозиции.
2. Петр Страхов с оригинала В.А. Тропинина. Портрет А.С. Пушкина. 1978. Холст, масло.
3. Неизвестный художник с оригинала Иоганна Баптиста Лампи-старшего. Портрет князя Николая Борисовича Юсупова. Конец XVIII – начало XIX в. Холст, масло.
4. Ксавье де Местр. Портрет А.С. Пушкина ребенком. 1801-1803. Пластина металлическая, масло.
5. Неизвестный автор с оригинала Ксавье де Местра. Портрет Надежды Осиповной Пушкиной. Ксилография.
6. Фрагмент. План московского большого дома князя Н.Б. Юсупов с регулярным садом. 19 сентября 1799. Бумага, черная тушь, акварель. Согласно популярной версии именно этот сад Пушкин воспел в стихотворении: «В начале жизни школу помню я…», однако план ясно показывает, что никаких признаков упомянутого Пушкиным парка (густых зарослей, водопада) в Юсуповском саду не было.
7. Подписной билет №47 князя Б.Н. Юсупова на получение полного издания сочинений А.С. Пушкина. 5 апреля 1837. Подписи-автографы. Веленевая бумага, печать, чернила.
8. Неизвестный скульптор. С оригинала И.П. Витали. Портрет А.С. Пушкина. Бюст. XIX в. Гипс.
9. Неизвестный скульптор. Посмертная маска А.С. Пушкина. XIX век.
10. Фрагмент экспозиции
Юсуповские владения в Москве в Огородной слободе по обе стороны улицы Хомутовки (так ранее назывался Большой Харитоньевский переулок) в конце XVIII – начале XX века представляли собой комплекс приобретенных в разное время участков. Ядром этих владений был «Большой дом» - палаты, выстроенные еще в конце XVII века купцом Максимом Афанасьевичем Чирьевым, достроенные вице-канцлером Петром Шафировым, при котором приобрели дворцовый облик. В 1727 году владения перешли князю Григорию Дмитриевичу Юсупову. С тех пор до 1918 года это дом стал московской резиденцией Юсуповых.
О проживании пушкинского семейства в принадлежавшем Н.Б. Юсупову доме стало известно только в начале XX века, но долгое время не было известно, о каком именно строении идет речь в документах. Как выяснилось позже и было подтверждено несколько лет назад, это так называемый «средний жёлтый дом», ранее принадлежавший статскому советнику Ф.И. Сукину и в 1773 году купленный вместе с земельным участком матерью Н.Б. Юсупова – Ириной Михайловной Юсуповой. Сейчас он составляет западную часть дворца, соединенную с Большим домом зимним садом. На выставке представлены планы и документы, связанные с этим домом и пребыванием в нем Пушкиных.
На фото:
1-2. Фрагмент экспозиции
3. Неизвестный скульптор. Портрет Ирины Михайловны Юсуповой, урожденной Зиновьевой. Барельеф. 1765. Гипс. Скупала участки, примыкавшие к юсуповским владениям на Хомутовке, в том числе и знаменитый «средний жёлтый дом».
4-6. Фрагмент. Бокал, стакан, рюмка, графин. Западная Европа. Богемия(?). 1830-1840-е. Стекло, шлифовка, гранение, матовая гравировка.
7. Путевой лист, выданный чрезвычайным посланником французского короля маркизом Пьером-Полем л’Осуной князю Н.Б. Юсупову на право проезда со своими людьми во Францию. Подпись-автограф. 26 июля 1776. Бумаг, печать, чернила.
8. Фрагмент экспозиции.
О проживании пушкинского семейства в принадлежавшем Н.Б. Юсупову доме стало известно только в начале XX века, но долгое время не было известно, о каком именно строении идет речь в документах. Как выяснилось позже и было подтверждено несколько лет назад, это так называемый «средний жёлтый дом», ранее принадлежавший статскому советнику Ф.И. Сукину и в 1773 году купленный вместе с земельным участком матерью Н.Б. Юсупова – Ириной Михайловной Юсуповой. Сейчас он составляет западную часть дворца, соединенную с Большим домом зимним садом. На выставке представлены планы и документы, связанные с этим домом и пребыванием в нем Пушкиных.
На фото:
1-2. Фрагмент экспозиции
3. Неизвестный скульптор. Портрет Ирины Михайловны Юсуповой, урожденной Зиновьевой. Барельеф. 1765. Гипс. Скупала участки, примыкавшие к юсуповским владениям на Хомутовке, в том числе и знаменитый «средний жёлтый дом».
4-6. Фрагмент. Бокал, стакан, рюмка, графин. Западная Европа. Богемия(?). 1830-1840-е. Стекло, шлифовка, гранение, матовая гравировка.
7. Путевой лист, выданный чрезвычайным посланником французского короля маркизом Пьером-Полем л’Осуной князю Н.Б. Юсупову на право проезда со своими людьми во Францию. Подпись-автограф. 26 июля 1776. Бумаг, печать, чернила.
8. Фрагмент экспозиции.
Знакомство Пушкина и князя Н.Б. Юсупова состоялась в конце 1826 или в начале 1827 года, когда, поле возвращения из ссылки, Пушкин блистал в московских гостиных, как признанный поэт и умный собеседник. Количество пушкинских произведений в библиотеке князя позволяет утверждать, что он выделял Пушкина среди российских литераторов. Николай Борисович интересовал Пушкина, как один из последних высокопоставленных и наиболее образованных представителей «века Екатерины», помнившего многие подробности политического, придворного и литературного быта России и Западной Европы. Своеобразным итогом, посещения Пушкиным Архангельского стало произведение «К вельможе».
После смерти Пушкина, во второй половине ХІХ века память о нём в семье Юсуповых стала принимать новые формы. Так, опубликованное в 1866-1867 годах собрание биографий представителей княжеского рода и семейных документов («О роде князей Юсуповых: Собрание жизнеописаний их, грамот и писем к ним российских государей, с XI до половины ХІХ века и других фамильных бумаг...») завершалось пушкинским посланием. Заглавие «К вельможе» было ревниво исправлено на «Послание князю Николаю Борисовичу Юсупову». Память о поэте и общении с ним самого блестящего представителя рода Юсуповых была сделана частью фамильной истории. Вероятно, именно с этих времен в семейном собрании появился гипсовый бюст Пушкина и слепок его посмертной маски. В семейной библиотеке Юсуповых, согласно описям, имелись несколько собраний сочинений поэта.
На фото:
1. Неизвестный гравер. Портрет королевы Марии-Антуанетты. Около 1850 г. Бумага, цветная акватинта.
2. Неизвестный венецианский мастер. Дворец дожей в Венеции. Третья четверть XVIII века. Холст, масло.
3. Неизвестный мастер. Мемориальная доска, посвященная строительству моста. Россия, 1820. Мрамор. Подробности посещения Архангельского принцем Фридрихом-Карлом-Александром Прусским, братом великой княгини Александры Федоровны, равно как и местонахождение моста, к настоящему времени не выявлены.
4. Неизвестный скульптор с оригинала А. Кановы. Амур и Психея. Конец XIX – начало XX в. Алебастр.
5. Полное собрание сочинений поэтов Великобритании от Чосера до Черчилля, предпринятое Беллом. Эдинбург. 1776-1784. Футляр для книг. Россия(?). Конец XVIII – первая треть XIX века.
6. Неизвестный художник с оригинала Кристины Робертсон. Фрагмент. Портрет Зинаиды Ивановной Юсуповой, урожденной Нарышкиной. Первая треть XIX в. Холст, масло.
7. Юбер Робер. Фрагмент. Пастушок. Пейзаж с жанровой сценой. Холст, масло.
8. Юбер Робер. Фрагмент. Пейзаж с быком. Пейзаж с жанровой сценой. Холст, масло.
9. Печатка портретом Байрона. Первая половина XIX века. Хрусталь, резьба. Принадлежала Ф.Ф. Юсупову-младшему.
10. Генрих Дитлев Митрейтер с оригинала Пьера Жана Поль-Пети. Портрет Бориса Николаевича Юсупова. Бумага, литография.
Выставка продлится до 12 января 2025 года.
Адрес: ул. Пречистенка, 12/2. Ст. метро Кропоткинская.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30); по четвергам – с 13.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходной: понедельник.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
В цену билета входит посещение постоянной экспозиции музея.
#гмп
После смерти Пушкина, во второй половине ХІХ века память о нём в семье Юсуповых стала принимать новые формы. Так, опубликованное в 1866-1867 годах собрание биографий представителей княжеского рода и семейных документов («О роде князей Юсуповых: Собрание жизнеописаний их, грамот и писем к ним российских государей, с XI до половины ХІХ века и других фамильных бумаг...») завершалось пушкинским посланием. Заглавие «К вельможе» было ревниво исправлено на «Послание князю Николаю Борисовичу Юсупову». Память о поэте и общении с ним самого блестящего представителя рода Юсуповых была сделана частью фамильной истории. Вероятно, именно с этих времен в семейном собрании появился гипсовый бюст Пушкина и слепок его посмертной маски. В семейной библиотеке Юсуповых, согласно описям, имелись несколько собраний сочинений поэта.
На фото:
1. Неизвестный гравер. Портрет королевы Марии-Антуанетты. Около 1850 г. Бумага, цветная акватинта.
2. Неизвестный венецианский мастер. Дворец дожей в Венеции. Третья четверть XVIII века. Холст, масло.
3. Неизвестный мастер. Мемориальная доска, посвященная строительству моста. Россия, 1820. Мрамор. Подробности посещения Архангельского принцем Фридрихом-Карлом-Александром Прусским, братом великой княгини Александры Федоровны, равно как и местонахождение моста, к настоящему времени не выявлены.
4. Неизвестный скульптор с оригинала А. Кановы. Амур и Психея. Конец XIX – начало XX в. Алебастр.
5. Полное собрание сочинений поэтов Великобритании от Чосера до Черчилля, предпринятое Беллом. Эдинбург. 1776-1784. Футляр для книг. Россия(?). Конец XVIII – первая треть XIX века.
6. Неизвестный художник с оригинала Кристины Робертсон. Фрагмент. Портрет Зинаиды Ивановной Юсуповой, урожденной Нарышкиной. Первая треть XIX в. Холст, масло.
7. Юбер Робер. Фрагмент. Пастушок. Пейзаж с жанровой сценой. Холст, масло.
8. Юбер Робер. Фрагмент. Пейзаж с быком. Пейзаж с жанровой сценой. Холст, масло.
9. Печатка портретом Байрона. Первая половина XIX века. Хрусталь, резьба. Принадлежала Ф.Ф. Юсупову-младшему.
10. Генрих Дитлев Митрейтер с оригинала Пьера Жана Поль-Пети. Портрет Бориса Николаевича Юсупова. Бумага, литография.
Выставка продлится до 12 января 2025 года.
Адрес: ул. Пречистенка, 12/2. Ст. метро Кропоткинская.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30); по четвергам – с 13.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходной: понедельник.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
В цену билета входит посещение постоянной экспозиции музея.
#гмп