Конечно, самым известным эпизодом в жизни Новодевичьего монастыря стал стрелецкий бунт в интересах великой государыни благоверной царевны и великой княжны Софьи Алексеевны, всея Великия и Малыя России самодержицы. По результатам масштабного сыска к смертной казни было приговорено более семисот участников бунта 1698 года. Текст приговора с перечнем преступлений стрельцов по указу царя Петра Алексеевича отлили в виде чугунных плит –«досок», вмонтированных в черехгранные «столпы» - памятники победы царя над мятежными стрельцами.
К началу лета 1700 года десять таких «столпов были поставлены у московских застав, одиннадцатый, главный, в центре города на Красной площади у Лобного места. До нашего времени дошла всего одна чугунная плита. По повелению Петра Софья Алексеевна была насильно пострижена в монахини и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Надпрудной башни. Также, в монастырь поселили и ее сестёр, обвиненных в подстрекательстве к бунту – царевен Евдокию и Екатерину. Связи монастыря с внешним миром свелись к минимуму. Около четверти века ворота монастыря были закрыты, а свидания монахинь с родственниками совершались под надзором.
О других же событиях, связанных с Новодевичьим монастырём, вы сможете узнать, когда придёте на выставку, где перед вами развернется вся его 500-летняя история, тесно связанная с жизнь Москвы и нашего государства.
На фото:
1. Крест напрестольный с частицами святых мощей. Москва. 1703 г. Золото, серебро, рубины, бриллианты, эмаль, дерево, литье, чернь, золочение. Вложен царевнами Софьей Алексеевной и Феодосией Алексеевной в Новодевичий монастырь.
2. Фрагмент. Портрет Софьи. Алексеевны «в орлех». Москва. Конец XVII в. Рама –XIX в. Холст, масло, дерево. Царевна Софья изображена на фоне двуглавого орла в царском облачении, короне, с символами государственной власти. Это один из трех сохранившихся портретов, выполненных по гравюре А. Тарасевича.
3. Мерная икона царевны Софьи Алексеевны мученица Софья. Оружейная палата. Москва. Середина XVII в. Дерево, левкас, темпера. Входит в надгробный иконостас царевны Софьи, состоящий из келейных икон царевны.
4. Христиан Вермют. Фрагмент. Портрет царевны Софьи Алексеевны в окружении семи добродетелей. Германия. 1690 г. Бумага, гравюра резцом. Редкое прижизненное изображение царевны-правительницы, выполненное немецким гравером по напечатанному в 1687 г в Амстердаме образцу. Сохранилось всего несколько экземпляров оригинала, по которому сделана гравюра. Все оттиски по указу Петра I разыскивали и уничтожали.
5. Портрет царей Петра и Ивана Алексеевичей. Париж. 1685 г. Бумага, гравюра резцом. Портрет царей-соправителей выполнен на заказ в Париже в 1685 г по оригиналу привезенному из Москвы русскими послами. Самое известное достоверное изображение Петра I в детском возрасте.
6. Неизвестный художник. Портрет царя Петра I Алексеевича. Западная Европа. Конец XVII века. Портрет выполнен во время Великого посольства 1697-1698 гг.
7. Фрагмент. Чаша. Мастер Иван Яковлев. Москва, Серебряная палата Московского Кремля. 1687 г. Серебро, изумруд, чернь, золочение. В картушах –надпись об изготовлении чаши в хоромы царевны Софьи Алексеевны. Из дворцовой утвари царевны Софьи Алексеевны, а затем келейного обихода царевны в Новодевичьем монастыре.
8. Фрагмент. Кандило. Серебряная палата Московского Кремля. Мастер Ивана Яковлев. Москва. 1686 г. Серебро, н/д металл, чернь, золочение, резьба, гравировка. Вклад царей Ивана Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны в Смоленский собор Новодевичьего монастыря.
9. Плита с фрагментом текста приговора участникам стрелецкого бунта 1698 г. Тула. Заводы боярина Л.К. Нарышкина. 1699-1700 гг. Чугун, литье, чеканка.
10. Неизвестный художник. Фрагмент. Портрет царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Россия. XVIII в. Холст, масло.
Выставка продлится до 04 ноября 2024 года.
Адрес: Площадь Революции, д. 2/3.
Время работы:
Понедельник, среда, четверг, воскресенье с 10:00 до 18:00. Пятница, суббота с 10:00 до 21:00.
Цена билета: 500₽. Есть льготы.
#историческийМузей
К началу лета 1700 года десять таких «столпов были поставлены у московских застав, одиннадцатый, главный, в центре города на Красной площади у Лобного места. До нашего времени дошла всего одна чугунная плита. По повелению Петра Софья Алексеевна была насильно пострижена в монахини и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Надпрудной башни. Также, в монастырь поселили и ее сестёр, обвиненных в подстрекательстве к бунту – царевен Евдокию и Екатерину. Связи монастыря с внешним миром свелись к минимуму. Около четверти века ворота монастыря были закрыты, а свидания монахинь с родственниками совершались под надзором.
О других же событиях, связанных с Новодевичьим монастырём, вы сможете узнать, когда придёте на выставку, где перед вами развернется вся его 500-летняя история, тесно связанная с жизнь Москвы и нашего государства.
На фото:
1. Крест напрестольный с частицами святых мощей. Москва. 1703 г. Золото, серебро, рубины, бриллианты, эмаль, дерево, литье, чернь, золочение. Вложен царевнами Софьей Алексеевной и Феодосией Алексеевной в Новодевичий монастырь.
2. Фрагмент. Портрет Софьи. Алексеевны «в орлех». Москва. Конец XVII в. Рама –XIX в. Холст, масло, дерево. Царевна Софья изображена на фоне двуглавого орла в царском облачении, короне, с символами государственной власти. Это один из трех сохранившихся портретов, выполненных по гравюре А. Тарасевича.
3. Мерная икона царевны Софьи Алексеевны мученица Софья. Оружейная палата. Москва. Середина XVII в. Дерево, левкас, темпера. Входит в надгробный иконостас царевны Софьи, состоящий из келейных икон царевны.
4. Христиан Вермют. Фрагмент. Портрет царевны Софьи Алексеевны в окружении семи добродетелей. Германия. 1690 г. Бумага, гравюра резцом. Редкое прижизненное изображение царевны-правительницы, выполненное немецким гравером по напечатанному в 1687 г в Амстердаме образцу. Сохранилось всего несколько экземпляров оригинала, по которому сделана гравюра. Все оттиски по указу Петра I разыскивали и уничтожали.
5. Портрет царей Петра и Ивана Алексеевичей. Париж. 1685 г. Бумага, гравюра резцом. Портрет царей-соправителей выполнен на заказ в Париже в 1685 г по оригиналу привезенному из Москвы русскими послами. Самое известное достоверное изображение Петра I в детском возрасте.
6. Неизвестный художник. Портрет царя Петра I Алексеевича. Западная Европа. Конец XVII века. Портрет выполнен во время Великого посольства 1697-1698 гг.
7. Фрагмент. Чаша. Мастер Иван Яковлев. Москва, Серебряная палата Московского Кремля. 1687 г. Серебро, изумруд, чернь, золочение. В картушах –надпись об изготовлении чаши в хоромы царевны Софьи Алексеевны. Из дворцовой утвари царевны Софьи Алексеевны, а затем келейного обихода царевны в Новодевичьем монастыре.
8. Фрагмент. Кандило. Серебряная палата Московского Кремля. Мастер Ивана Яковлев. Москва. 1686 г. Серебро, н/д металл, чернь, золочение, резьба, гравировка. Вклад царей Ивана Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны в Смоленский собор Новодевичьего монастыря.
9. Плита с фрагментом текста приговора участникам стрелецкого бунта 1698 г. Тула. Заводы боярина Л.К. Нарышкина. 1699-1700 гг. Чугун, литье, чеканка.
10. Неизвестный художник. Фрагмент. Портрет царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Россия. XVIII в. Холст, масло.
Выставка продлится до 04 ноября 2024 года.
Адрес: Площадь Революции, д. 2/3.
Время работы:
Понедельник, среда, четверг, воскресенье с 10:00 до 18:00. Пятница, суббота с 10:00 до 21:00.
Цена билета: 500₽. Есть льготы.
#историческийМузей
#музейныекоты бывают разные.
Вот, в Суздале коллеги нашли такого. Это въездные ворота в Спасо-Евфимиев монастырь. В кусочке отвалившейся штукатурки был узнан котик. И немедленно отправлен нам.
Спасибо Татьяне и Олесе!
И вы, дорогие читатели, тоже присылайте нам музейных котиков. Всех опубликуем!
Вот, в Суздале коллеги нашли такого. Это въездные ворота в Спасо-Евфимиев монастырь. В кусочке отвалившейся штукатурки был узнан котик. И немедленно отправлен нам.
Спасибо Татьяне и Олесе!
И вы, дорогие читатели, тоже присылайте нам музейных котиков. Всех опубликуем!
В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка
«"Библиофил, поэтовед…". Иван Никанорович Розанов и его библиотека», к 150-летию со дня рождения.
Иван Никанорович Розанов известный литературовед и создатель уникального поэтического книжного собрания, включающего более 10000 экземпляров изданий русских поэтов, исследований и статей о них, а также редкие каталоги издательств, пригласительные билеты на литературные вечера и разного рода заседания. Открывая юбилейную выставку, музей чествует и её дарительницу - Ксению Александровну Марцишевскую, вдову коллекционера и исследовательницу испанской литературы.
Выставка разместилась в трех залах первого этажа музея. Она включает три раздела. В первом рассказывается о И.Н. Розанове и его семье: жене, старшем брате, сестре. Здесь же рассказано о самых близких друзьях: Л.П. Гроссмане, Н.К. Гудзии и братьях Б.М. и Ю.М. Соколовых. Другие темы этого зала – печатные работы И.Н. Розанова в области исследования поэзии, фольклора и истории книги, его служба в Историческом музее, преподавание сначала в гимназиях, потом в государственных средних и высших учебных заведениях.
Второй зал посвящен писателям, журналистам, филологам, с которыми сотрудничал Розанов, с кем встречался и о ком оставил упоминания в своих дневниках, среди них А. Ахматова. А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов, Б. Пастернак. Отдельный раздел посвящен встречам И.Н. Розанова с Б.В. Томашевским, Ю.Н. Гыняновым, М.А. Цявловским, Б.М. Эйхенбаумом. Здесь же идёт речь об участии Розанова в журнале «Голос минувшего», издательствах «Задруга» и «Никитинские субботники». Особая тема зала — Розанов в годы Великой Отечественной войны, когда он оставался в Москве.
Последний, третий зал представляет Розанова-библиофила, его интерес к редким экземплярам книг XVI-XX века, а также к книгам русского авангарда. Отдельная витрина посвящена прижизненным изданиям А.С. Пушкина. Здесь показаны книги и статьи о Пушкине, в том числе, подаренные Розанову самими авторами. В экспозиции представлены русские и иностранные библиофильские владельческие переплёты XІХ столетия, литографированные издания начала XХ века, особым образом оформленные книги.
Выставка эта наверняка должна понравится всем книжным поклонникам. Продлится она до 15 декабря 2024 года.
Адрес: ул. Пречистенка, 12/2. Ст. метро Кропоткинская.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30); по четвергам – с 13.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходной: понедельник.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
#гмп
«"Библиофил, поэтовед…". Иван Никанорович Розанов и его библиотека», к 150-летию со дня рождения.
Иван Никанорович Розанов известный литературовед и создатель уникального поэтического книжного собрания, включающего более 10000 экземпляров изданий русских поэтов, исследований и статей о них, а также редкие каталоги издательств, пригласительные билеты на литературные вечера и разного рода заседания. Открывая юбилейную выставку, музей чествует и её дарительницу - Ксению Александровну Марцишевскую, вдову коллекционера и исследовательницу испанской литературы.
Выставка разместилась в трех залах первого этажа музея. Она включает три раздела. В первом рассказывается о И.Н. Розанове и его семье: жене, старшем брате, сестре. Здесь же рассказано о самых близких друзьях: Л.П. Гроссмане, Н.К. Гудзии и братьях Б.М. и Ю.М. Соколовых. Другие темы этого зала – печатные работы И.Н. Розанова в области исследования поэзии, фольклора и истории книги, его служба в Историческом музее, преподавание сначала в гимназиях, потом в государственных средних и высших учебных заведениях.
Второй зал посвящен писателям, журналистам, филологам, с которыми сотрудничал Розанов, с кем встречался и о ком оставил упоминания в своих дневниках, среди них А. Ахматова. А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов, Б. Пастернак. Отдельный раздел посвящен встречам И.Н. Розанова с Б.В. Томашевским, Ю.Н. Гыняновым, М.А. Цявловским, Б.М. Эйхенбаумом. Здесь же идёт речь об участии Розанова в журнале «Голос минувшего», издательствах «Задруга» и «Никитинские субботники». Особая тема зала — Розанов в годы Великой Отечественной войны, когда он оставался в Москве.
Последний, третий зал представляет Розанова-библиофила, его интерес к редким экземплярам книг XVI-XX века, а также к книгам русского авангарда. Отдельная витрина посвящена прижизненным изданиям А.С. Пушкина. Здесь показаны книги и статьи о Пушкине, в том числе, подаренные Розанову самими авторами. В экспозиции представлены русские и иностранные библиофильские владельческие переплёты XІХ столетия, литографированные издания начала XХ века, особым образом оформленные книги.
Выставка эта наверняка должна понравится всем книжным поклонникам. Продлится она до 15 декабря 2024 года.
Адрес: ул. Пречистенка, 12/2. Ст. метро Кропоткинская.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30); по четвергам – с 13.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходной: понедельник.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
#гмп
В музее Вадима Сидура открылась выставка «Протоархив. Мутации. Сидур 1924 / 2024» – второй проект в тетралогии событий, приуроченных к столетию со дня рождения Вадима Сидура и посвященных изучению его наследия в ракурсе персонального мифа.
Название автобиографического романа Сидура «Миф. Памятник современному состоянию» становится смысловой рамкой цикла выставочных проектов и раскрывает главный принцип художественного мировосприятия и работы скульптора. В его основе – метафорический бриколаж, который, как и мифологическое повествование выстраивается посредством монтажа несочетаемых на первый взгляд элементов, а история жизненного и творческого пути художника органично ложится на структуру мономифа, который базируется на идее о едином для всех мифов сюжете о пути героя.
Одной из задач своего искусства Вадим Сидур видел в предупреждении современников о последствиях стремительных изменений окружающего мира в ходе экспериментов человека. Размышления скульптора о возможных сценариях глобальной катастрофы – ядерной или экологической, привели к появлению в 1960–1970-е годы цикла произведений, объединенных позднее в особый постапокалиптический мир Сидура, который он назвал «искусством равновесия и страха» или «Гроб-Артом». Именно в этом оазисе жизни, уцелевшем после катастрофы, разворачивается действие графических циклов «Мутации I» и «Мутации II» (1969). Населяют этот ландшафт деформированные антропоморфные формы, собранные скульптором из найденных предметов: ржавые моторы, предупредительные таблички, канализационные трубы и другие предметы техногенной природы.
Проект продолжается как Миф Вадима Сидура – символическое обособленное пространство, сценографию которого можно представить в виде метафорического острова, населенного фантасмагорическими персонажами, которые зародились на руинах человеческой цивилизации. Эти пребывающие в процессе постоянной трансформации и мутации образы воплощают в себе черты постапокалиптического видения и лирического чувствования, сохраняя память о человеке в мире после человека.
Выставка продлится до 29 сентября 2024.
Адрес: Новогиреевская улица, 37А. Проезд до ст.м. Перово, Новогиреево.
Время работы: вт-вс с 14:00 до 22:00
Цена билета: взрослый - 150₽. Есть льготы.
#ММОМА
Название автобиографического романа Сидура «Миф. Памятник современному состоянию» становится смысловой рамкой цикла выставочных проектов и раскрывает главный принцип художественного мировосприятия и работы скульптора. В его основе – метафорический бриколаж, который, как и мифологическое повествование выстраивается посредством монтажа несочетаемых на первый взгляд элементов, а история жизненного и творческого пути художника органично ложится на структуру мономифа, который базируется на идее о едином для всех мифов сюжете о пути героя.
Одной из задач своего искусства Вадим Сидур видел в предупреждении современников о последствиях стремительных изменений окружающего мира в ходе экспериментов человека. Размышления скульптора о возможных сценариях глобальной катастрофы – ядерной или экологической, привели к появлению в 1960–1970-е годы цикла произведений, объединенных позднее в особый постапокалиптический мир Сидура, который он назвал «искусством равновесия и страха» или «Гроб-Артом». Именно в этом оазисе жизни, уцелевшем после катастрофы, разворачивается действие графических циклов «Мутации I» и «Мутации II» (1969). Населяют этот ландшафт деформированные антропоморфные формы, собранные скульптором из найденных предметов: ржавые моторы, предупредительные таблички, канализационные трубы и другие предметы техногенной природы.
Проект продолжается как Миф Вадима Сидура – символическое обособленное пространство, сценографию которого можно представить в виде метафорического острова, населенного фантасмагорическими персонажами, которые зародились на руинах человеческой цивилизации. Эти пребывающие в процессе постоянной трансформации и мутации образы воплощают в себе черты постапокалиптического видения и лирического чувствования, сохраняя память о человеке в мире после человека.
Выставка продлится до 29 сентября 2024.
Адрес: Новогиреевская улица, 37А. Проезд до ст.м. Перово, Новогиреево.
Время работы: вт-вс с 14:00 до 22:00
Цена билета: взрослый - 150₽. Есть льготы.
#ММОМА