Маяк Парнаса
1.44K subscribers
9.9K photos
122 videos
1.19K links
Музеи, выставки, культура, искусство.
Для связи @g_a_t_t_a
加入频道
В Центре «Зотов» проходит выставка «Мем. Маяковский медиа», приуроченная к 105-летию Окон РОСТА.

Выставка посвящена яркому явлению авангардного искусства и творчества Владимира Маяковского. «Окна» появились во время Гражданской войны и объединили в себе идеи конструктивизма, литературу, изобразительное искусство, рекламу и сатиру, создав новый язык коммуникации с аудиторией. Эти агитационные, злободневные плакаты на понятном языке информировали людей о последних новостях и выполняли функцию социальной рекламы.

В экспозиции представлено свыше 170 экспонатов, хранящихся в 14 музеях и личных собраниях. Центральными экспонатами выставки являются «Окна РОСТА» — более 100 подлинных плакатов, придуманных и созданных Маяковским.
И хотя Окна Роста в этом году уже выставлялись на различных площадках, Центр Зотова предлагает свой подход к этому явления в истории нашей страны и творчества Маяковского - взглянуть на него, как на некую livre d’artiste и увидеть метод превращения слова в визуальный образ.

Мы же, в свою очередь, увлеклись разглядыванием шаржей на поэта, которые в большом количестве представлены на выставке. Приходите в это выставочное пространство и вы, чтобы увидеть оригиналы Окон РОСТА и, возможно, побольше узнать о поэте или открыть для себя новые грани его творчества.

На фото:
1. Владимир Маяковский. Кукиш. Рисунок для «Ёлки футуристов» в Политехническом музее. Конец 1910-х – начало 1920-х. Оттиск.
2.  Вера Шехтель. Портрет Владимира Маяковского. 1913.  Бумага из блокнота, акварель, графитный карандаш.
3.  Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). Владимир Маяковский. Шарж. 1929.  Бумага, тушь.
4.  Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). Владимир Маяковский и Семен Кирсанов. Шарж для журнала «Смехач». 1928. Бумага, тушь.
5.  Борис Ефимов (Фридлянд). Шарж на Владимира Маяковского. 1928. Бумага, тушь, цветной карандаш, белила.
6.  Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). Даешь изящную жизнь. Шарж на Владимира Маяковского. 1928. Бумага на картоне, акварель, тушь, типография печать.
7.  Владимир Маяковский. Советская азбука. 1919. Репринт 2020 года. Бумага, типография печать.
8.  Владимир Маяковский. Записка, адресованная Александру Родченко. 1923. Бумага, карандаш, рукопись.
9.  Владимир Маяковский. Фрагмент. Берегись сырой воды. «Окно Главполитпросвета №208. Май 1921. Бумага, трафарет, гуашь, тушь.
10.  Неизвестный художник. «Мужская фигура». Трафарет для изготовления «Окон РОСТА» и «Окон Главполитпросвета». 1921-1922. Бумага, краска.


Выставка продлится до 20 октября 2024 года.

Адрес: Ходынская улица, 2 стр. 1. Ст. метро «Белорусская», «Улица 1905 года».
Время работы: Вторник — Воскресенье 11:00–22:00
Понедельник — выходной
Цена билета: 450 руб.

#центрЗотов
На днях в руки попал небольшой сборник стихов. Интерес к нему был вызван не только автором, но и новыми переводами. Название оного абсолютно авторское и совсем нерукопожатное: «Бремя Белого Человека».
#маякпарнасачитает

Да, это сборник Редьяра нашего Киплинга. И вот, на несколько часов, запоем мы погрузились в свое детство и молодость. Старые строки, которые знакомы с младых ногтей и новые переводы окунули во времена Вдовы и строительства Империи.
«Кто не знает Вдовы из Виндзора
Коронованной старой Вдовы?
Флот у ней на волне, миллионы в казне,
Грош из них получаете вы
(Сброд мой милый! Наемные львы!)»…

Вдова из Виндзора.

Как писал Галич: «Без Киплинга вся русская поэзия XX века… была бы другой». Но ведь не только поэзия! Как можно представить бардовскую песню без «На далекой Амазонке...»? А сколько Киплинговских строк пели старшие товарищи после возвращения из-за ленты - той старой, где была Большая Игра. В общем, эта небольшая книга стала экскурсом в историю и молодость.

И хотя много песен на стихи певца английского империализма постоянно находятся в нашем плей-листе, а все-таки хочется побыть Старым Ворчуном. Очень не хватает не только даты написания стихотворения, но и даты перевода. Увы, грешны, не знакомы нам фамилии переводчиков. Нет Маршак и Симонов, как и Достоевский бессмертны, но что делать с остальными? Также, не хватает сносок и более детального объяснения текста. И вообще - билингва рулит! Но это так, плач от многих знаний, кои несут многие печали. Конечно, зная биографию поэта и историю, читатель понимает примерное время написания стихов. Это и молодость поэта, и ужас от неудачного начала войны с бурами, и ненависть к политикам эпохи Великой войны, и тяжелое переживание гибели сына от таких же белых господ.

А сейчас мы предлагаем вам прочитать стихи Киплинга в одном переводе.
Молитва влюбленных.
Серые глаза... И вот-
Доски мокрого причала…
Дождь ли? Слезы ли? Прощанье.
И отходит пароход.
Нашей юности года…
Вера и Надежда? Да –
Пой молитву всех влюбленных:
Любим? Значит навсегда!
Черные глаза… Молчи!
Шепот у штурвала длится,
Пена вдоль бортов струится
В блеск тропической ночи.
Южный крест прозрачней льда,
Снова падает звезда.
Вот молитва всех влюбленных:
Любим? Значит навсегда!
Карие глаза – простор,
Степь, бок о бок мчатся кони,
И сердцам в старинном тоне
Вторит топот эхом гор…
И натянута узда,
И в ушах звучит тогда
Вновь молитва всех влюбленных:
Любим? Значит навсегда!
Синие глаза… Холмы
Серебрятся лунным светом
Вальс, манящий в гущу тьмы.
- Офицеры... Мейбл… Когда?
Колдовство, вино, молчанье, эта искренность признанья –
Любим? Значит навсегда!
Да… Но жизнь взглянула хмуро,
Сжальтесь надо мной: ведь вот –
Весь в долгах перед Амуром
Я - четырежды банкрот!
И моя ли в том вина?
Если б снова хоть одна
Улыбнулась благосклонно,
Я бы сорок раз тогда
Спел молитвы всех влюбленных:
Любим? Значит навсегда…

Пер. В. Бетаки.
В Государственном Историческом музее проходит выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории».

Новодевичий монастырь принадлежит к числу красивейших архитектурных ансамблей Москвы. Над его созданием в XVI –XVII веках работали мастера различных художественных направлений. Возникновение обители связано с крупной военной и дипломатической победой России в конфликте с польско-литовском государством за старинный русский город Смоленск. Великий князь Василий III предпринял три военных похода, но только в 1514 году Смоленск был взят русскими войсками. Спустя десятилетие во исполнение обета в случае успеха военного похода и присоединения к Московскому княжеству «своей отчины города Смоленска и земли Смоленские» Василий II поставил «монастырь девич у града Москвы за посадом за Дорогомиловым» во имя Пречистой Богородицы Одигитрии.

Первое сообщение об обете «поставить на Москве на посаде девичий монастырь» содержится в духовной грамоте великого князя Василия III 1523 года. Основание новой обители по времени совпадает с бракоразводным делом великокняжеской четы. В ноябре 1525 года «неплодства ради» великую княгиню Соломонию Сабурову насильно постригли в монахини с именем София. В тот же год Василий III устроил «преименитую общую обитель» - Новодевичий монастырь. В нем поставили церковь «Пречистыя Одегитрея» с южным Софийским пределом, посвященным небесной покровительнице княгини-инокини.

На фото:
1-2. Духовная запись Великого князя Московского Василия III Ивановича. Подпись –автограф митрополита Московского и всея Руси Даниила. Июнь 1523 г. Бумага, чернила, шелк. Полуустав первой половины XVI века. Красновосковая печать великого князя Василия III, черновосковая печать митрополита Московского и всея Руси Даниила.
«ДА КОЛИ ЕСМИ З БОЖИЕЮ ВОЛЕЮ ДОСТАЛ СВОЕЙ ОТЧИНЫ ГОРОДА СМОЛЕНЬСКА И ЗЕМЛИ СМОЛЕНЬСКИЯ И ЯЗ ТОГДЫ ОБЕЩАЛ ПОСТАВИТИ НА МОСКВЕ, НА ПОСАДЕ, ДЕВИЧЬ МОНАСТЫРЬ».
3. Вид выставочной витрины с церковным облачением.
4. Тарель церковная. Россия. Конец XVIII века. Серебро, гравировка, чернь, золочение.
5. Крест корсуньский. Россия. XVII в. Золото, серебро, жемчуг, альмандины, камень, чеканка, скань, золочение.
6. Панагия. Москва. Конец XVI–начало XVII века. Серебро, жемчуг, альмандины, стекло эмаль скань, резьба.
7. Фрагмент. Евангелие напрестольное. Москва. XVII-XVIII вв. Бумага, печать. Оклад: золото, серебро, бриллианты, рубины, сапфиры, эмаль, бархат, чеканка, золочение.
8-10. Крест напрестольный. Россия. 1641 г., XIX в. Серебро, дерево, цветные стекла, чеканка, гравировка, золочение. Вклад Бориса Александровича Репнина-Оболенского в Новодевичий монастырь.