Богатейшая ризница Новодевичьего монастыря насчитывала около двух тысяч предметов декоративно-прикладного искусства XV-XIX веков. Благодаря тому, что Новодевичий монастырь был одним из самых богатых и почитаемых женских обителей, тесно связанных с царским домом и знатными боярскими родами, монастырская ризница пополнялась за счет многочисленных вкладов частных лиц, наследства именитых монахинь.
Арабский церковный деятель и писатель архидиакон Антиахийского патриархата Павел Алеппский, посетивший Москву в 1655-1656 годах, писал:
Придворный статус Новодевичьего монастыря утвердился при сыне и преемнике Василия III, Иване IV. Обитель стала местом его постоянных богомолий и крупных вкладов. В 1549 году в ее стенах царь крестил, а через год похоронил своего первенца, царевну Анну. А в апреле 1564 года в монастыре появилась первая царственная инокиня. Ею стала невестка Ивана IV, вдова его младшего брата Юрия, княгиня Ульяна Дмитриевна Палецкая. В 1582 году в монастыре приняла постриг вдова погибшего сына Ивана IV, царевича Ивана, Елена Ивановна Шереметева.
В январе 1598 года в монастыре поселилась вдова царя Федора Ивановича царица Ирина Федоровна Годунова. Для вдовствующей царицы-инокини Годунов построил обширные палаты с домовой церковью, для безопасности обители вокруг нее были выстроены мощные каменные стены с башнями, снабженными пушечными и мушкетными бойницами, для несения караульной службы к монастырю приписали гарнизон стрельцов. Так монастырь превратился в крепость на западных подступах к Москве.
На фото:
1-2. Чаша водосвятная. Москва. 1581 г. Серебро, чеканка, золочение. Один из покаянных вкладов царя Ивана Грозного в монастырь после гибели его старшего сына и наследника царевича Ивана.
3-5. Фрагмент оклада иконы «Богоматерь Иверская». Оклад: серебро, эмаль, резьба, золочение, чернь, чеканка, скань, золочение.
6. Крест напрестольный. Москва. Мастерские Кремля. 1652 г. Золото, серебро, эмаль, драгоценные камни, жемчуг, мощи, золочение, резьба, скань. Вклад царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны в церковь Рождества Богородицы «ЧТО У НЕЙ ГСДРНИ НА СЕНЕХ» в Московском Кремле.
7. Дарохранительница. Россия. Середина XVII в. Серебро, чеканка. Вклад царя Алексея Михайловича в Новодевичий монастырь.
8. Ларец. Россия. XVII век. Серебро, дерево, скань, гравировка, золочение. Из палат царевен Милославских в Новодевичьем монастыре.
Арабский церковный деятель и писатель архидиакон Антиахийского патриархата Павел Алеппский, посетивший Москву в 1655-1656 годах, писал:
«Все монахини, которые в него поступают, - княгини, жены государственных сановников, вдовы и дочери их –являются со всем богатством своим и всем имуществом: драгоценностями, золотом и камнями и жертвуют их на монастырь»
. На выставке вы сможете увидеть эти вклады, связанные с царскими именами и историческими событиями.Придворный статус Новодевичьего монастыря утвердился при сыне и преемнике Василия III, Иване IV. Обитель стала местом его постоянных богомолий и крупных вкладов. В 1549 году в ее стенах царь крестил, а через год похоронил своего первенца, царевну Анну. А в апреле 1564 года в монастыре появилась первая царственная инокиня. Ею стала невестка Ивана IV, вдова его младшего брата Юрия, княгиня Ульяна Дмитриевна Палецкая. В 1582 году в монастыре приняла постриг вдова погибшего сына Ивана IV, царевича Ивана, Елена Ивановна Шереметева.
В январе 1598 года в монастыре поселилась вдова царя Федора Ивановича царица Ирина Федоровна Годунова. Для вдовствующей царицы-инокини Годунов построил обширные палаты с домовой церковью, для безопасности обители вокруг нее были выстроены мощные каменные стены с башнями, снабженными пушечными и мушкетными бойницами, для несения караульной службы к монастырю приписали гарнизон стрельцов. Так монастырь превратился в крепость на западных подступах к Москве.
На фото:
1-2. Чаша водосвятная. Москва. 1581 г. Серебро, чеканка, золочение. Один из покаянных вкладов царя Ивана Грозного в монастырь после гибели его старшего сына и наследника царевича Ивана.
3-5. Фрагмент оклада иконы «Богоматерь Иверская». Оклад: серебро, эмаль, резьба, золочение, чернь, чеканка, скань, золочение.
6. Крест напрестольный. Москва. Мастерские Кремля. 1652 г. Золото, серебро, эмаль, драгоценные камни, жемчуг, мощи, золочение, резьба, скань. Вклад царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны в церковь Рождества Богородицы «ЧТО У НЕЙ ГСДРНИ НА СЕНЕХ» в Московском Кремле.
7. Дарохранительница. Россия. Середина XVII в. Серебро, чеканка. Вклад царя Алексея Михайловича в Новодевичий монастырь.
8. Ларец. Россия. XVII век. Серебро, дерево, скань, гравировка, золочение. Из палат царевен Милославских в Новодевичьем монастыре.
Конечно, самым известным эпизодом в жизни Новодевичьего монастыря стал стрелецкий бунт в интересах великой государыни благоверной царевны и великой княжны Софьи Алексеевны, всея Великия и Малыя России самодержицы. По результатам масштабного сыска к смертной казни было приговорено более семисот участников бунта 1698 года. Текст приговора с перечнем преступлений стрельцов по указу царя Петра Алексеевича отлили в виде чугунных плит –«досок», вмонтированных в черехгранные «столпы» - памятники победы царя над мятежными стрельцами.
К началу лета 1700 года десять таких «столпов были поставлены у московских застав, одиннадцатый, главный, в центре города на Красной площади у Лобного места. До нашего времени дошла всего одна чугунная плита. По повелению Петра Софья Алексеевна была насильно пострижена в монахини и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Надпрудной башни. Также, в монастырь поселили и ее сестёр, обвиненных в подстрекательстве к бунту – царевен Евдокию и Екатерину. Связи монастыря с внешним миром свелись к минимуму. Около четверти века ворота монастыря были закрыты, а свидания монахинь с родственниками совершались под надзором.
О других же событиях, связанных с Новодевичьим монастырём, вы сможете узнать, когда придёте на выставку, где перед вами развернется вся его 500-летняя история, тесно связанная с жизнь Москвы и нашего государства.
На фото:
1. Крест напрестольный с частицами святых мощей. Москва. 1703 г. Золото, серебро, рубины, бриллианты, эмаль, дерево, литье, чернь, золочение. Вложен царевнами Софьей Алексеевной и Феодосией Алексеевной в Новодевичий монастырь.
2. Фрагмент. Портрет Софьи. Алексеевны «в орлех». Москва. Конец XVII в. Рама –XIX в. Холст, масло, дерево. Царевна Софья изображена на фоне двуглавого орла в царском облачении, короне, с символами государственной власти. Это один из трех сохранившихся портретов, выполненных по гравюре А. Тарасевича.
3. Мерная икона царевны Софьи Алексеевны мученица Софья. Оружейная палата. Москва. Середина XVII в. Дерево, левкас, темпера. Входит в надгробный иконостас царевны Софьи, состоящий из келейных икон царевны.
4. Христиан Вермют. Фрагмент. Портрет царевны Софьи Алексеевны в окружении семи добродетелей. Германия. 1690 г. Бумага, гравюра резцом. Редкое прижизненное изображение царевны-правительницы, выполненное немецким гравером по напечатанному в 1687 г в Амстердаме образцу. Сохранилось всего несколько экземпляров оригинала, по которому сделана гравюра. Все оттиски по указу Петра I разыскивали и уничтожали.
5. Портрет царей Петра и Ивана Алексеевичей. Париж. 1685 г. Бумага, гравюра резцом. Портрет царей-соправителей выполнен на заказ в Париже в 1685 г по оригиналу привезенному из Москвы русскими послами. Самое известное достоверное изображение Петра I в детском возрасте.
6. Неизвестный художник. Портрет царя Петра I Алексеевича. Западная Европа. Конец XVII века. Портрет выполнен во время Великого посольства 1697-1698 гг.
7. Фрагмент. Чаша. Мастер Иван Яковлев. Москва, Серебряная палата Московского Кремля. 1687 г. Серебро, изумруд, чернь, золочение. В картушах –надпись об изготовлении чаши в хоромы царевны Софьи Алексеевны. Из дворцовой утвари царевны Софьи Алексеевны, а затем келейного обихода царевны в Новодевичьем монастыре.
8. Фрагмент. Кандило. Серебряная палата Московского Кремля. Мастер Ивана Яковлев. Москва. 1686 г. Серебро, н/д металл, чернь, золочение, резьба, гравировка. Вклад царей Ивана Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны в Смоленский собор Новодевичьего монастыря.
9. Плита с фрагментом текста приговора участникам стрелецкого бунта 1698 г. Тула. Заводы боярина Л.К. Нарышкина. 1699-1700 гг. Чугун, литье, чеканка.
10. Неизвестный художник. Фрагмент. Портрет царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Россия. XVIII в. Холст, масло.
Выставка продлится до 04 ноября 2024 года.
Адрес: Площадь Революции, д. 2/3.
Время работы:
Понедельник, среда, четверг, воскресенье с 10:00 до 18:00. Пятница, суббота с 10:00 до 21:00.
Цена билета: 500₽. Есть льготы.
#историческийМузей
К началу лета 1700 года десять таких «столпов были поставлены у московских застав, одиннадцатый, главный, в центре города на Красной площади у Лобного места. До нашего времени дошла всего одна чугунная плита. По повелению Петра Софья Алексеевна была насильно пострижена в монахини и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Надпрудной башни. Также, в монастырь поселили и ее сестёр, обвиненных в подстрекательстве к бунту – царевен Евдокию и Екатерину. Связи монастыря с внешним миром свелись к минимуму. Около четверти века ворота монастыря были закрыты, а свидания монахинь с родственниками совершались под надзором.
О других же событиях, связанных с Новодевичьим монастырём, вы сможете узнать, когда придёте на выставку, где перед вами развернется вся его 500-летняя история, тесно связанная с жизнь Москвы и нашего государства.
На фото:
1. Крест напрестольный с частицами святых мощей. Москва. 1703 г. Золото, серебро, рубины, бриллианты, эмаль, дерево, литье, чернь, золочение. Вложен царевнами Софьей Алексеевной и Феодосией Алексеевной в Новодевичий монастырь.
2. Фрагмент. Портрет Софьи. Алексеевны «в орлех». Москва. Конец XVII в. Рама –XIX в. Холст, масло, дерево. Царевна Софья изображена на фоне двуглавого орла в царском облачении, короне, с символами государственной власти. Это один из трех сохранившихся портретов, выполненных по гравюре А. Тарасевича.
3. Мерная икона царевны Софьи Алексеевны мученица Софья. Оружейная палата. Москва. Середина XVII в. Дерево, левкас, темпера. Входит в надгробный иконостас царевны Софьи, состоящий из келейных икон царевны.
4. Христиан Вермют. Фрагмент. Портрет царевны Софьи Алексеевны в окружении семи добродетелей. Германия. 1690 г. Бумага, гравюра резцом. Редкое прижизненное изображение царевны-правительницы, выполненное немецким гравером по напечатанному в 1687 г в Амстердаме образцу. Сохранилось всего несколько экземпляров оригинала, по которому сделана гравюра. Все оттиски по указу Петра I разыскивали и уничтожали.
5. Портрет царей Петра и Ивана Алексеевичей. Париж. 1685 г. Бумага, гравюра резцом. Портрет царей-соправителей выполнен на заказ в Париже в 1685 г по оригиналу привезенному из Москвы русскими послами. Самое известное достоверное изображение Петра I в детском возрасте.
6. Неизвестный художник. Портрет царя Петра I Алексеевича. Западная Европа. Конец XVII века. Портрет выполнен во время Великого посольства 1697-1698 гг.
7. Фрагмент. Чаша. Мастер Иван Яковлев. Москва, Серебряная палата Московского Кремля. 1687 г. Серебро, изумруд, чернь, золочение. В картушах –надпись об изготовлении чаши в хоромы царевны Софьи Алексеевны. Из дворцовой утвари царевны Софьи Алексеевны, а затем келейного обихода царевны в Новодевичьем монастыре.
8. Фрагмент. Кандило. Серебряная палата Московского Кремля. Мастер Ивана Яковлев. Москва. 1686 г. Серебро, н/д металл, чернь, золочение, резьба, гравировка. Вклад царей Ивана Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны в Смоленский собор Новодевичьего монастыря.
9. Плита с фрагментом текста приговора участникам стрелецкого бунта 1698 г. Тула. Заводы боярина Л.К. Нарышкина. 1699-1700 гг. Чугун, литье, чеканка.
10. Неизвестный художник. Фрагмент. Портрет царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Россия. XVIII в. Холст, масло.
Выставка продлится до 04 ноября 2024 года.
Адрес: Площадь Революции, д. 2/3.
Время работы:
Понедельник, среда, четверг, воскресенье с 10:00 до 18:00. Пятница, суббота с 10:00 до 21:00.
Цена билета: 500₽. Есть льготы.
#историческийМузей
#музейныекоты бывают разные.
Вот, в Суздале коллеги нашли такого. Это въездные ворота в Спасо-Евфимиев монастырь. В кусочке отвалившейся штукатурки был узнан котик. И немедленно отправлен нам.
Спасибо Татьяне и Олесе!
И вы, дорогие читатели, тоже присылайте нам музейных котиков. Всех опубликуем!
Вот, в Суздале коллеги нашли такого. Это въездные ворота в Спасо-Евфимиев монастырь. В кусочке отвалившейся штукатурки был узнан котик. И немедленно отправлен нам.
Спасибо Татьяне и Олесе!
И вы, дорогие читатели, тоже присылайте нам музейных котиков. Всех опубликуем!
В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка
«"Библиофил, поэтовед…". Иван Никанорович Розанов и его библиотека», к 150-летию со дня рождения.
Иван Никанорович Розанов известный литературовед и создатель уникального поэтического книжного собрания, включающего более 10000 экземпляров изданий русских поэтов, исследований и статей о них, а также редкие каталоги издательств, пригласительные билеты на литературные вечера и разного рода заседания. Открывая юбилейную выставку, музей чествует и её дарительницу - Ксению Александровну Марцишевскую, вдову коллекционера и исследовательницу испанской литературы.
Выставка разместилась в трех залах первого этажа музея. Она включает три раздела. В первом рассказывается о И.Н. Розанове и его семье: жене, старшем брате, сестре. Здесь же рассказано о самых близких друзьях: Л.П. Гроссмане, Н.К. Гудзии и братьях Б.М. и Ю.М. Соколовых. Другие темы этого зала – печатные работы И.Н. Розанова в области исследования поэзии, фольклора и истории книги, его служба в Историческом музее, преподавание сначала в гимназиях, потом в государственных средних и высших учебных заведениях.
Второй зал посвящен писателям, журналистам, филологам, с которыми сотрудничал Розанов, с кем встречался и о ком оставил упоминания в своих дневниках, среди них А. Ахматова. А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов, Б. Пастернак. Отдельный раздел посвящен встречам И.Н. Розанова с Б.В. Томашевским, Ю.Н. Гыняновым, М.А. Цявловским, Б.М. Эйхенбаумом. Здесь же идёт речь об участии Розанова в журнале «Голос минувшего», издательствах «Задруга» и «Никитинские субботники». Особая тема зала — Розанов в годы Великой Отечественной войны, когда он оставался в Москве.
Последний, третий зал представляет Розанова-библиофила, его интерес к редким экземплярам книг XVI-XX века, а также к книгам русского авангарда. Отдельная витрина посвящена прижизненным изданиям А.С. Пушкина. Здесь показаны книги и статьи о Пушкине, в том числе, подаренные Розанову самими авторами. В экспозиции представлены русские и иностранные библиофильские владельческие переплёты XІХ столетия, литографированные издания начала XХ века, особым образом оформленные книги.
Выставка эта наверняка должна понравится всем книжным поклонникам. Продлится она до 15 декабря 2024 года.
Адрес: ул. Пречистенка, 12/2. Ст. метро Кропоткинская.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30); по четвергам – с 13.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходной: понедельник.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
#гмп
«"Библиофил, поэтовед…". Иван Никанорович Розанов и его библиотека», к 150-летию со дня рождения.
Иван Никанорович Розанов известный литературовед и создатель уникального поэтического книжного собрания, включающего более 10000 экземпляров изданий русских поэтов, исследований и статей о них, а также редкие каталоги издательств, пригласительные билеты на литературные вечера и разного рода заседания. Открывая юбилейную выставку, музей чествует и её дарительницу - Ксению Александровну Марцишевскую, вдову коллекционера и исследовательницу испанской литературы.
Выставка разместилась в трех залах первого этажа музея. Она включает три раздела. В первом рассказывается о И.Н. Розанове и его семье: жене, старшем брате, сестре. Здесь же рассказано о самых близких друзьях: Л.П. Гроссмане, Н.К. Гудзии и братьях Б.М. и Ю.М. Соколовых. Другие темы этого зала – печатные работы И.Н. Розанова в области исследования поэзии, фольклора и истории книги, его служба в Историческом музее, преподавание сначала в гимназиях, потом в государственных средних и высших учебных заведениях.
Второй зал посвящен писателям, журналистам, филологам, с которыми сотрудничал Розанов, с кем встречался и о ком оставил упоминания в своих дневниках, среди них А. Ахматова. А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов, Б. Пастернак. Отдельный раздел посвящен встречам И.Н. Розанова с Б.В. Томашевским, Ю.Н. Гыняновым, М.А. Цявловским, Б.М. Эйхенбаумом. Здесь же идёт речь об участии Розанова в журнале «Голос минувшего», издательствах «Задруга» и «Никитинские субботники». Особая тема зала — Розанов в годы Великой Отечественной войны, когда он оставался в Москве.
Последний, третий зал представляет Розанова-библиофила, его интерес к редким экземплярам книг XVI-XX века, а также к книгам русского авангарда. Отдельная витрина посвящена прижизненным изданиям А.С. Пушкина. Здесь показаны книги и статьи о Пушкине, в том числе, подаренные Розанову самими авторами. В экспозиции представлены русские и иностранные библиофильские владельческие переплёты XІХ столетия, литографированные издания начала XХ века, особым образом оформленные книги.
Выставка эта наверняка должна понравится всем книжным поклонникам. Продлится она до 15 декабря 2024 года.
Адрес: ул. Пречистенка, 12/2. Ст. метро Кропоткинская.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30); по четвергам – с 13.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходной: понедельник.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
#гмп