Газета ЛогосЪ
197 subscribers
124 photos
6 videos
94 links
Рязанская информационно-просветительская газета Рязанской епархии "Логосъ". Рассказываем о вере и Церкви, общаемся с читателями, временами любим поумничать))
加入频道
🌱30 апреля — Великий Вторник🌱
В этот день вспоминаются две притчи, которые Христос произнес в Иерусалиме: притча о талантах и притча о десяти девах. Притча о талантах логически продолжает тему бесплодной смоковницы — заставляет еще раз задуматься о том, насколько хорошо мы распорядились данными нам от Бога дарами, в том числе (и может быть — в первую очередь) даром времени.

Притча о десяти девах вводит тему близости Второго пришествия Спасителя. В ранней иконографии именно с помощью сюжета о десяти девах изображалась тема Страшного суда. 
Сюжет притчи — приход Жениха, Которого полагалось встретить с зажженными светильниками. Мудрые девы вышли навстречу со светильниками, заранее хорошо заправленными маслом.
А неразумные тоже несли светильники вроде бы горящими… Но толком не заправленными. В итоге огонь погас, девы ушли в спешке купить масла и «прозевали» приход Жениха.

Этот образ призывает задуматься о том, как часто мы лишь имитируем церковную жизнь, но не живём в подлинном покаянии и добродетели. А обнаружиться это может в самый неподходящий момент.
🌱1 мая — Великая Среда🌱
В этот день Церковь вспоминает жену-грешницу, которая омыла слезами и помазала миром ноги Спасителя на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного. Этим она приготовила Христа к погребению.
В этот же вечер Иуда, «сребролюбием недуговав»,  принимает решение предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников.
Сегодня на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами.
🌱2 мая — Великий Четверг🌱

В этот день вспоминалась Тайная вечеря, на которой Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии).
Также вспоминается, как Господь умыл ноги Своим ученикам в знак смирения и любви к ним. Вспоминается и молитва Спасителя в Гефсиманском саду — молитва Христа до кровавого пота в предчувствии мучительной смерти: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя».

🌱Вечером за богослужением будут читать «страстные Евангелия» —  отрывки из Евангелия о страданиях Спасителя. В двенадцати специально подобранных отрывках из четырех Евангелий по порядку вспоминается от начала до конца путь страданий, которым прошел Господь – начиная с Его беседы с учениками и молитвы в Гефсиманском саду и заканчивая распятием на Голгофе и погребением.
Во время чтения Евангелий верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свечей, относить его домой и зажигать от него домашнюю лампаду.
✔️Но важно не относиться к этому благочестивому обычаю как к своего рода магическому обряду "на счастье и от всего на свете". Не стоит переживать и делать панические выводы, если свеча по дороге задрожала, "подмигнула", потухла и так далее. Огонь – просто символ нашей молитвы, он не должен казаться нам важнее самой молитвы.
3 мая — Великая Пятница
Этот день является кульминацией Страстной седмицы и всего Великого поста. Церковь вспоминает суд над Христом, Его избиение и смерть через распятие на кресте. В Великую Пятницу никакая Литургия не положена, утром служатся Царские Часы. 
Затем около трех часов дня (время смерти Спасителя) совершается вечерня, в конце которой из алтаря выносится Святая Плащаница – больших размеров полотнище с вышитым на нём изображением Христа, лежащего во гробе. Плащаницу кладут в центре храма на возвышении, украшенном цветами, и она пребывает там три неполных дня – до наступления пасхальной ночи. 
Сразу же вечером или ночью в пятницу совершается утреня Великой Субботы с чином Погребения Спасителя. По сути – это отпевание Христа: перед Плащаницей совершается пение 118-го псалма, стихи которого перемежаются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти являются величайшим шедевром церковной поэзии. Затем Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы «Святый Боже» и снова оставляют в центре храма. Читается трогательный канон – плач Пресвятой Богородицы. 
Христос Воскресе!
Пасхальное послание митрополита Марка

Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю всех вас со светлым и радостным праздником Пасхи!

Христос Воскресе!

Вот и настало полное ликования время, когда мы встречаем долгожданный праздник Воскресения Христова. Наверное, не все наши соотечественники считают это торжество главным. Для многих таковым является Новый год. Причем, в сознании людей именно этот праздник символизирует завершение одного значимого периода и начало другого.

Для нас, православных людей, такой точкой отсчета и, вместе с тем, кульминацией всех событий церковного года является Пасха. И по мере удаления по времени от праздника светлого Христова Воскресения нам все сильнее хочется, чтобы он скорее вновь наступил. В светлом Пасхальном торжестве заключено все средоточие христианского благовестия. Все православное понимание жизни. Пасха – наша главная жизненная опора. Пасха – неиссякаемый источник нашей радости.

Ныне наш народ проходит через тяжелые испытания, и кто-то может сказать, что такие дни – не время для радости. И действительно, наступившее время скорбей и трудностей не предполагает веселья и развлечений. Но пасхальная радость имеет совсем иную природу. Пасхальная радость является источником сил и вдохновения для каждого верующего во Христа. И пусть эта радость, несмотря на переживаемые нами суровые испытания, озарит наши сердца, наполнит их миром Христовым и даст нам силы справиться со всеми трудностями настоящего времени.

Воистину Воскресе Христос!

Марк,
митрополит Рязанский и Михайловский

Пасха Христова
Рязань, 2024 г.
Христос воскресе! С Днём Победы, дорогие подписчики! Сегодня тема Победы вновь звучит остро, вновь и вновь праздник – со слезами на глазах.
Но День Победы – это не только дань  благодарности прадедам, которые сохранили нашу землю и наше будущее. Это праздник надежды. Надежды на то, что и тяжёлые годы заканчиваются, что победа возможна. День надежды, что Господь нас ещё потерпит.

*Автор картины "Ростки новой жизни" – Владимир Яковлевич Щербань, фронтовик, профессиональный художник, выпускник Московской городской художественной студии для инвалидов Отечественной войны.
А нам ещё видится в этом сюжете и зашифрованное Вербное Воскресенье🌱
После долгих выходных сложно включиться в рабочий ритм. Немного мотивации от многодетной художницы Киры Салимовой⬇️
Зачем женщине дети? А незачем, если в момент принятия решения руководствоваться бытовой логикой.

Это неудобно, это дорого, оплывает фигура, идёт на спад карьера. И над отношениями в браке нужно работать, ведь если муж и жена обязаны лишь друг другу, то мать и отец — неразделимы в новом человеке. А стало быть, больше боли мы испытываем: от сложностей коммуникации не убежишь и не спрячешься, нужно трудиться.

Ответственность, труд и боль — вот что получает женщина с рождением ребёнка. А со временем, если первый декретный отпуск переходит во второй и третий, добавляется ещё один фактор — теряются старые социальные связи, меняется мир вокруг. Каждый день мать испытывается стресс самоотречения, и со стороны это кажется невыносимой жертвой.

Но я скажу вот что: внутри ситуация выглядит иначе! Смотрю сейчас краем глаза разные советы психологов и в очередной раз понимаю, что в матери больше силы к жизни.

«Бей. Беги. Замри» — это три способа психики справиться со стрессом. Замирание — непродуктивная реакция на стресс, потеря времени и сил. И выйти из замирания — основная цель любого живого существа, иначе оно может стать добычей. Как замершая лань становится добычей льва, так душа человеческая, замирая, оказывается в оковах грусти и уныния.

И я бы давно замерла, но утром нужно встать, потому что во мне жизненно нуждаются младшие дети. Аня залезает на столы, а Тихон чиркает спички. Можно предусмотреть массу предосторожностей, но отлежаться всё равно не выйдет. Малышей нужно покормить, умыть и найти им тысячу развлечений в течение дня. А потом придут школьницы, и мы будем делать домашние задания. Плюс ведутся переписки со студентами (у нас шестеро детей — двое малышей, две школьницы и два студента).

И убежать от этого нельзя, да и не нужно. Человеческая психика так устроена, что не тревожиться не получится, вопрос только в том, на что будет направлен этот ресурс. Волноваться о событиях в мире или о своих детях здесь и сейчас? Выбор матери очевиден. А главное, её тревоги легко обратить в действие, в естественный жизненный бег. Её жизнь не нуждается в поиске цели, в какой-то особой технике «распаковки». Вот они цели — жонглируй. Смотри, не урони ни одного шара!

Беги, беги, беги, беги! Прыгай, «бей», грызи эту жизнь! И тогда она будет дарить тебе радости. В любых ситуациях. Радость первых шагов и первых слов, первых понятных букв, написанных в тетрадке в косую линейку, первых зачётов в университете.

А выглянет весеннее солнце — и вспоминаешь, как ты в своём детстве на него смотрела. Тогда тоже шатало мир и экономику, а ты шла из школы и прикидывала в уме, сколько недель осталось до лета. Теперь эта безмятежность продолжается — в твоих детях. Это отрадно.

Кира САЛИМОВА, газета "Логосъ"
Иногда бесы невольно проповедуют. В Евангелии от Марка, прямо в первой главе мы читаем, как бесы завопили: "Оставь! Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий" (Мк. 1:24). Вопили они из тела одержимого – перед изгнанием. Господь эту "проповедь" запретил.

Этой ночью, как показывают новости, бесы снова невольно проповедовали. Проповедовали, что огонь Божий, который так их раздражает – он точно существует.

Казалось бы – много проблем на свете. А кому-то помешал жить в первую очередь храм. Помешал монастырь на месте Десятинной церкви в Киеве. Так помешал, что как "тать в нощи" пришлось его тайно разрушать.

Кого, кроме бесов и одержимых ими, от храма Божьего так "корёжит"? Получается, борьба с храмом – невольное бесовское свидетельство о том, что Господь действительно существует – Тот, с Кем так тянет бороться вопреки здравому смыслу.
С днём святых Кирилла и Мефодия! К празднику подоспел новый номер🎉 Макет доступен по ссылке, бумажная версия – в храмах, вузах и библиотеках Рязани.

В номере беседуем с игуменией Казанского монастыря матушкой Анной, изучаем пасхальный канон и наследие Хомякова, разбираемся, как исправить почерк... И собрали ещё много текстов, которые, надеемся, принесут читателю пользу:
https://portal-logos.ru/index.php/eparkhialnaya-pressa/gazeta-logos/263-gazeta-logos-5-96-ot-22-05-2024
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил Покровский храм в Московском районе Рязани

Одним из украшений Московского района Рязани в последние годы по праву можно назвать храм на площади Новаторов, который ранее был известен горожанам как Сретенский. 2 июня история прихода и всей Рязани была отмечена знаменательным событием – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил в здании верхний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Подробнее об освящении храма и Патриаршем богослужении читайте на официальном сайте Рязанской епархии по ссылке.
Сегодня, в день Вознесения Господня, отрывок Евангелия за литургией начинался с рассказа о том, как "Сам Иисус стал посреди них /апостолов/ и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа" (Евангелие от Луки, глава 24).

И далее Господь убеждает испуганных учеников:
"Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
И, сказав это, показал им руки и ноги.
Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?
Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
И, взяв, ел пред ними.
И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах..."

Эти подробности об убеждении учеников, которые пали духом после распятия Христа и даже не сразу поверили в Его Воскресение, не зря предваряют рассказ о том, как Христос потом вознёсся на небо.

В словах Евангелия мы последовательно видим: как бы исчезновение Христа (во гробе) – смятение тех, кто верил в Него – радость от Его явления воскресшим.

По сути, это подготовка верующих к Вознесению Христа – Он же снова как будто исчезает! Но снова обещает явиться вновь, призывая не смущаться, но верить.

И по свидетельству другого евангелиста, Матфея, Господь перед самым Вознесением напоминает, что Он вовсе и не "исчезает", Он говорит: "Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (эта оптимистичная строка – самая последняя в Евангелии от Матфея).
С Праздником!
🌱В праздник Святой Троицы, или Пятидесятницы, совершилось одно из ключевых событий в жизни Церкви – Святой Дух сошел на апостолов. Это произошло в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики с Матерью Божией находились в Сионской горнице.
Огонь сошел на апостолов и даровал им необыкновенную силу – благовествовать о Христе. Они получили дар проповедовать и говорить на тех языках, которых прежде не знали.
По традиции в этот день православные храмы и дома верующих украшаются деревьями, травой и живыми цветами. Еще в эпоху Ветхого завета день Пятидесятницы был праздником принесения в дар Богу первых плодов жатвы. Во времена Христа смысл праздника изменился, и сейчас зелень служит символом обновленной Церкви – Церкви Христовой, которая с явлением в ней благодати Святого Духа дала новые «побеги» по всему миру. Как Пасха новозаветная пришла на смену ветхозаветной, так и Пятидесятница после Воскресения Христова обрела иной смысл.


🌱Богослужение праздника Троицы отличается особой торжественностью. Среди самых ярких особенностей – многократное пение молитвы «Царю Небесный». Весь пасхальный период этот текст не пелся и не читался, поэтому на Троицу он звучит с особой торжественностью. Эта стихира появилась около VIII–IX веков и плотно вошла в список часто используемых церковных текстов. Она обращена к Святому Духу и в переводе звучит так: «Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий Своим присутствием, Сокровище благ и Податель жизни, приди и поселись среди нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши».

🌱Среди других важных текстов – тропарь праздника, в котором звучит главная тема этого события – прославление Бога за ниспослание Святого Духа на простых рыбаков, которые всю Вселенную смогли привести с помощью благодати ко Христу. В переводе тропарь звучит следующим образом: «Благословен Ты, Христе Боже наш, сделавший рыбаков премудрыми через послание на них Духа Святого, и с их помощью приведший к Себе (уловивший) всю Вселенную. Человеколюбец, слава Тебе».
🌱В кондаке праздника мы слышим отсылку к событиям Вавилонского столпотворения, в переводе она звучит так: «когда Вышний своим велением смешал языки, то Он тем разделил народы» – так произошло во время строительства Вавилонской башни, когда Господь остановил желание человечества построить башню до небес. Далее речь идет о новозаветном событии, которое прямо противоположно ветхозаветному, вот перевод на русский: «когда же раздал языки пламени апостолам, Он призвал всех к единству (веры)». И теперь мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа.

🌱Именно в День Святой Троицы возобновляются земные поклоны: на вечерне в этот день коленопреклоненно совершается чтение особых молитв о ниспослании благодати Святого Духа, а вечерня совершается сразу после Божественной литургии, что является случаем уникальным в богослужебной практике. Вечерня совершается великая, особо торжественная. На ней звучит один из самых величественных прокимнов: «Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог творяй чудеса».
✒️Дарья Маркина
‼️ Напоминаем, что уже завтра состоится празднование Собора Рязанских святых!

🕯 Одно из главных ежегодных событий в духовной жизни Рязанского края – день памяти святителя Василия Рязанского и всех святых, в земле Рязанской просиявших. Празднование Собора приходится на 23 июня, однако в этом году оно выпадает на день Пятидесятницы, поэтому было принято решение перенести торжества на 25 число.

📄 В этот день в Рязанском кремле за собором Успения Пресвятой Богородицы будет совершаться Божественная литургия, которую возглавит митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

🕢 Начало богослужения (часы) в 7.40. Далее состоится крестный ход, и в кафедральном Рождественском соборе – молебен.

🙏 Приглашаем присоединиться к соборной молитве!

🖥 Прямая трансляция богослужений в день праздника состоится в официальной группе Рязанской епархии вконтакте!
Лики святых: кто есть кто?
По следам праздника — Собора Рязанских святых — поговорим не только о наших святых, но и о чинах святости вообще. Поначалу бывает сложно ориентироваться в терминах: чем священноисповедник отличается от священномученика или просто от мученика, например?

🌱Зачем вообще "делить" святых?
На самом деле, для молитвы не так важно, к какому чину (или «лику», ударение на и) принадлежит святой. Если мы не знаем, не уверены, забыли — просто в молитве так и говорим: «Святой (имя), моли Бога о нас». А вот для церковного искусства эта разница всё же важна: есть свои иконописные традиции в изображении мучеников, святителей, преподобных и так далее.

Даже если на иконе стерлась надпись, если надпись сложно прочесть на стене храма — мы можем хотя бы определить по фигуре, кто перед нами: святой из монахов, мирянин, царь?… Это удобно и облегчает понимание иконописи — «богословия в красках».

Есть свои особенности и у составления песнопений в честь разных чинов святых. Отличаться может даже цвет священнических облачений: например, на память почитаемого в храме преподобного священники могут служить в зеленом, а на память мученика — в красном облачении. Но в честь любого святого можно совершить службу в золотом и любого святого можно назвать просто святым, не вдаваясь в подробности.

Главное, что даёт нам знание о том, к какому лику (чину) относится святой — представление о его подвиге. Даже если мы не знаем ничего о святом, которого видим на иконе перед собой, а Интернет в храме «не ловит», мы по надписи можем примерно понять, кем был этот подвижник, как потрудился для Бога.

🌱Какими бывают лики святости?
Если разбираться подробно, ликов святости можно насчитать около 20, но основных несколько, а дальше идут уточнения. В целом можно разделить святых на апостолов, преподобных (святых из монашествующих), мучеников (святых, убитых за Христа), исповедников (святых, претерпевших, но переживших страдания за веру), святителей (святых архиереев), праведных (святых, живших в миру, прославленных за благочестивую жизнь). Среди ветхозаветных святых есть ещё пророки.

Далее понятно, что лики могут пересекаться. Например, священник или епископ-мученик будет называться священномучеником, монах-мученик — преподобномучеником. По роду страданий мучеников можно делить еще и на новомучеников (мученики ХХ века), великомучеников (эпитет дается особо почитаемым древним святым за тяжкие мучения), начертанных (так обозначают святых, которым мучители наносили увечья-надписи на теле и лице).

Среди праведных тоже есть «уточняющие» чины: блаженные (юродивые), благоверные (праведные княжеского или царского рода), бессребреники (врачи, лечившие бесплатно) — они часто становились и мучениками тоже, пример – благоверный князь-мученик Роман Рязанский.

Есть ещё такой лик святости, как страстотерпцы — это святые, известные благочестивой жизнью и претерпевшие страдания и смерть не от гонителей веры, а от своих формальных единоверцев. А к лику равноапостольных относят святых, особо потрудившихся в деле распространения веры среди язычников. Среди равноапостольных могут быть благоверные, мученики и т.п.

В общем, один святой может быть назван несколькими уточняющими эпитетами, как, например, благоверные Борис и Глеб, страстотерпцы (входят в Собор Рязанских святых). Или святитель Василий Рязанский, чудотворец.

🌱Рязанские святители
Рязанская епархия — большая и древняя, в ней долгое время сохраняла силу «языческая оппозиция», затем действовали секты и расколы. Просветительской работы было много и очень много, и немало епископов прославилось на рязанской земле своими трудами. Первым и самым известным был святитель Василий Рязанский — он известен своим удивительным житием — чудом путешествия на мантии по Оке против течения от народа, который оклеветал его, но благодаря такому знамению покаялся.
Поскольку епископов часто перемещали с кафедры на кафедру (то есть от управления одной епархией к другой), да и границы епархий менялись, многие рязанские святители почитаются далеко не только в Рязани. К таким относится святитель Иона Московский, митрополит Киевский и всея Руси, который до своего всероссийского призвания возглавлял Рязанскую и Муромскую епархию (XV век).

Святитель Феофан Затворник Вышенский (1815 — 1894) сменил несколько епархий, а затем ушел на покой и в затвор на территории Вышенского монастыря под Шацком. Он еще при жизни почитался как выдающийся церковный писатель, проповедник и аскет.

Среди рязанских святителей был священномученик — архиепископ Мисаил Рязанский, павший в XVII веке от рук мордвы, сопротивлявшейся крещению. Было несколько рязанских архиереев и среди новомучеников и новых исповедников.

🌱Новомученики
Это, пожалуй, один из самых многочисленных ликов в Соборе Рязанских святых. Рязанские святители трудились не зря — паства здесь была благочестивая, истовая и гонениям на веру при новой безбожной власти сопротивлялась активно. Многие пострадали, стали мучениками или исповедниками. Чьи-то имена до сих пор нам просто не известны, а из известных — не все прославлены. Среди новомучеников много священников и мирян: зачастую на приходах арестовывали и репрессировали не только священника, но и его активных прихожан, чтецов, певчих. Первый мученик безбожной власти, пострадавший в 1917 году в Царском Селе — священномученик Иоанн Кочуров — тоже уроженец рязанской земли.

🌱Ещё несколько имён
Среди мирян, послуживших Богу не через мученичество, есть много известных и всенародно почитаемых святых женского пола. Праведная Иулиания Лазаревская, благоверная княгиня Феврония, блаженные Любовь Рязанская и Матрона Анемнясевская. Подвиг юродства — сложный, многим непонятный, «странный». Рязанских юродивых почитают далеко за пределами Рязани, и это еще одна тема, о которой стоит упомянуть.

Во многих епархиях есть святые, которые входят в местный собор (собрание) святых.

Многие святые «состоят» сразу в нескольких соборах: по месту рождения, по месту служения, по месту последнего подвига… Бывает, святой родился на территории Рязанской губернии, а сейчас эта территория — в составе Липецкой области, и помимо Рязанского святой входит еще и в Собор Липецких святых.

Но никто не «присваивает» святых, не делит на «своих» и «чужих», не «ревнует» к соборам других епархий. Смысл таких соборов в том, чтобы напоминать жителям конкретной области, какие святые когда-то жили и трудились на этой земле, чтобы по мере сил мы пытались подражать их трудам. И чтобы был еще один повод помолиться людям, благодаря которым родная земля когда-то становилась чуть лучше…
Елена ФЕТИСОВА
С днём памяти святителя Василия Рязанского!
📖 Святитель Василий Рязанский жил в XIII веке и, согласно житию, прибыл в Рязань из Мурома на мантии по реке Оке. Святитель Василий упомянут в Лаврентьевской летописи и в древнем списке рязанских владык. В период Смуты, для укрепления и утешения жителей Переяславля-Рязанского, мощи святителя, более трёхсот лет почивавшие в земле, были обретены архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский (ныне Рождественский) собор и положены "под спудом" на левом клиросе по причине неспокойных событий.
Давно миновали времена художников-передвижников, которые относились к искусству как к служению обществу. С конца XIX века и по сей день искусство в массовом сознании — это про самовыражение. Задача художника — поделиться со зрителем эмоцией, а не учить жить. По крайней мере, именно свободой самовыражения часто прикрываются деятели, которые любят эпатажно-кощунственные темы в своём искусстве. Говоря о самовыражении, современные художники-акционисты частенько при этом бьются именно за право учить — учить кощунству, ненависти к Родине или «нормальности» извращений под лозунгом «Я художник, я так вижу!». К счастью, бывает и по-другому.

Недавно довелось узнать, что в современной России не перевелись еще и передвижники. Работают они в техниках современного искусства, а вот задачи себе ставят вполне сопоставимые с задачами передвижничества: будить людскую душу. В июле в выставочном зале Рязани (ул.Есенина 112) работает передвижная выставка братьев-художников Андрея и Николая Дмитренко «Интеллектуальный реализм».
Братьев Дмитренко мне представили как «художников из Питера», хотя картины говорили об обратном: о детстве где-то на знойном юге, ведь питерцев всё же выдаёт специфический сдержанный колорит. Оказалось, братья родились в Киеве в семье художников и иконописцев Любомира и Татьяны Дмитренко. Расписали не один храм — поначалу были своего рода подмастерьями у родителей. Старший брат, Андрей, признается, что свою первую икону писал в возрасте 7-8 лет.
Долгое время Андрей был единственным сыном и сполна перенял мастерство отца. Учился в Киевском художественном институте, затем в зрелом возрасте поступил в «Репинку» —Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина. Академию имени Репина окончили оба брата Дмитренко, позже вся семья перебралась в Россию.
— Это отдельная история, — говорит Андрей, — как семья из пяти человек, двое восьмидесятилетних, шла пешком через пять стран.

Санкт-Петербург как место учёбы и жизни всё же наложил свой отпечаток на творчество художников — есть среди их работ замечательная монохромная «гранитная» серия акрилом. И всё же самые узнаваемые — яркие солнечные контрасты, спектральный колорит художников-южан. И это особым образом привлекает.
Мы привыкли видеть серьезные темы в «серьезных» тонах — например, в работах многих передвижников колорит вообще был вещью второстепенной, зритель привыкал к мрачно-коричневатому цветовому решению их работ. Здесь же — очевидная задача сделать серьезную тему яркой, живописно привлекательной, цепляющей. Это, похоже, сознательная работа на молодежную аудиторию.
— Я вырос среди альбомов по искусству, в основном это были альбомы мастеров итальянского Возрождения. А искусство возрождения это что? Это в первую очередь искусство по церковному заказу. Тогда же не было искусства в его современном понимании — как просто творческого самовыражения, «свободы творчества». Но какое это было великое искусство! Я просто жил в этих альбомах: Антонелло де Мессина, Фра Анджелико… Я надеюсь, что всё еще несу этот свет, который проник в меня с детства, — делится воспоминаниями Андрей Дмитренко.
Я не могу не задать вопрос про сотворчество: каково это — рисовать вместе? Старший и младший брат: как им удается мирно решать неизбежные творческие разногласия внутри одной картины? Оказалось, художники вместе выставляются — как люди близких творческих взглядов. А вот пишут холсты каждый сам, не слишком акцентируя внимание на авторстве каждой конкретной работы. Вероятно, чтобы акцентировать его — на братстве.

Беседует со мной в основном Андрей — просто Николай в это время встречает других посетителей. Работы братьев концептуальны, и для полноты восприятия они стараются сами беседовать со зрителями, отвечать на вопросы, комментировать художественные ребусы своих концепций. Какие-то идеи и аллюзии даже неподготовленный зритель легко считывает сам, а что-то требует пояснений. Многие работы многослойны в смысловом отношении: ты как зритель видишь в них что-то своё, художники — своё, и каждый новый зритель как бы становится новым соавтором работы.
Так в работе «Адам и Ева» (актёры в гримёрной) художник акцентирует внимание на отдельности персонажей, их одиночестве вдвоём. Мне же как зрителю первым бросается в глаза грим — я вижу в этом намёк на то, что современным Адаму и Еве не нужен Творец, они творят себя сами… Или думают, что творят.
Но тема Адама и Евы выражена еще в одном произведении — это целый большой триптих во всю стену выставочного зала. Здесь усилена тема именно космических масштабов одиночества современного человека, его вечной не-встречи с ближним, с тем, кто мог бы стать его верным спутником в жизни. Двое в поезде — рядом, но не близко. Характерна рука Адама — художник нарисовал узнаваемый классический жест из фрески Микеланджело «Сотворение Адама» — только там рука первого человека тянулась к Богу, а здесь идентичным изгибом обращена к самому человеку: он ни к кому не хочет тянуться.