Яна Летт. Книга лучше
881 subscribers
362 photos
15 videos
4 files
106 links
Держись, старая Нарния
加入频道
Forwarded from ПОД ОБЛОЖКОЙ (Enia Kulish)
— Я фэнтези вообще не читаю, фэнтези это же "фу"!
— Но что делать с Пратчеттом? Гейманом? Сапковским? Они же нравятся!
— Да, но это вообще не фэнтези!
— А что же это?
— Хорошая литература!


Маленький фрагмент из большого диалога с писательницей Яной Летт о месте жанровых книг в современном литературном процессе, наше клубное мероприятие августа в книжном клубе "Под обложкой". 💬💬

Передаем привет всем участникам! 😁А для тех, кто не смог попасть, у нас есть несколько любительских видео, где Яна рассказывает про свое видение жанра, писательский опыт и путь в фэнтези.

⭐️ Смотреть здесь.

Не пропустите, даже если для вас фэнтези — это "фу". После пылких речей Яны, ее увлеченности, восторженности и таланта рассказчика (который проявляется не только в ее книгах, но и в живом общении), есть шанс пересмотреть свое мнение и открыть для себя целый огромный новый мир. Точнее множество новых фэнтези-миров!

А чтобы погружение в этот жанр прошло максимально ярко и увлекательно, мы попросили Яну специально для нас составить список хороших, умных и глубоких фэнтези-книг, которые точно достойны вашего внимания. ❤️ И вот он:

🔵Зарубежное фэнтези:

💙«Властелин колец» и «Хоббит», Джон Рональд Руэн Толкин
💙«Гарри Поттер», Джоан Роулинг
💙«Хроники Нарнии», Клайв Льюис
💙«Ходячий замок», Диана Уинн Джонс
💙«Волшебник Земноморья», Урсула ле Гуин
💙«Темные начала», Филип Пулман
💙«Последнее желание», «Меч Предназначения», Анджей Сапковский
💙«Сага о Видящих», Робин Хобб
💙«Последний единорог», Питер Бигл
💙💙«Вокзал потерянных снов», «Город и город», Чайна Мьевилль
💙💙«Сказки сироты в ночном саду», Кэтрин Валенте
💙💙«Шестерка воронов», Ли Бардуго
💙💙«Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», «Пиранези», Сюзанна Кларк
💙💙«Звездная пыль», Нил Гейман
💙💙«Золото, перина и ночная чертовщина», Флор Веско
💙💙«Сквозь зеркала», Кристель Дабо

📍Русскоязычное фэнтези:

1️⃣«Vita nostra», «Пещера», «Медный король», Марина и Сергей Дяченко
2️⃣«Дом, в котором…», Мариам Петросян
3️⃣«Троллий пик», Уна Харт
4️⃣«Игра в джарт», Глория Му
5️⃣«Крылья», Мария Герус

🔴Ну а мы, пожалуй, добавим еще в этот список цикл «Препараторы» Яны Летт!

Напоминаем, что первая книга цикла «Зов ястреба» недавно вышла в виде великолепного аудиоспектакля от студии ВИМБО! 🐋

Приятного всем чтения и прослушивания!

И делитесь своими рекомендациями достойного фэнтези в комментариях. ⬇️

#книжныйклуб #подобложкой #вимбо #яналетт
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Ребята, тут MarshmallowBooks планируют интересную штуку: онлайн книжный клуб по первой части «Мира из прорех». Я буду приходить в комментарии, а еще планируется стрим по итогам обсуждения, на котором я пообщаюсь с читателями и отвечу на вопросы.
Так что, кому интересно, переходите в группу, присоединяйтесь)
#яналетт #миризпрорех
Forwarded from Marshmallow Books
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
а любите ли вы книжные клубы? может, участвовали в них в онлайн-формате?

а то у нас тут появилась идейка устроить книжный клуб и совместные чтения первой части «Мира из прорех»… и позвать на все это саму Яну Летт, чтобы она могла отвечать на вопросы 🎀
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Новое рабочее место оборудовано. Надо сказать, один из самых приятных способов прокрастинации.
Найдите 🔟 отличий!
Между первым и вторым фото - ровно год разницы.

1️⃣ В конце августа прошлого года впервые записывали нового исполнителя для книги Анастасии Строкиной "Лев Толстой. Ничего кроме радости". Леон Автаев рассказал историю от имени Ванечки, последнего сына Льва Толстого — удивительного ребенка, одаренного способностью обнимать сердцем окружающих❤️

2️⃣ А второе фото сделано у нас в студии буквально на днях - Леон озвучивает юношеские дневники одного важного персонажа из Препараторов. Сердца стужи Яны Летт (ЧТО?! Мы пишем вторых Препараторов?? ДА!!! :))
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
«Решено было не допустить ни одной ошибки. Держали двадцать корректур, и все равно на титульном листе было напечатано: «Британская энциклопудия».

(Записные книжки 1925-1937 гг., Илья Ильф).
Вышло интервью со мной – много о «Мире из прорех» и немного о «Препараторах», «Пустой», планах на будущее, писательском процессе и любимых книгах: https://media.2x2tv.ru/yana-lett-intervyu/

#яналетт #писательское
Дочитала несколько дней назад «Сагу о Видящих» Робин Хобб.
Это действительно что-то совершенно замечательное.
Я, на самом деле, не так много читала фэнтези, как некоторые любители жанра. Но если сравнивать с тем, что читала, – для меня Хобб как художник однозначно где-то на первых позициях, рядом с Толкиным, Льюисом, ле Гуин.
И точно на голову выше того же Джорджа Мартина, чей хвалебный отзыв красуется на обложке книги.
У Робин Хобб есть все, что нужно для хорошей истории – яркие, детально прописанные герои, отличный язык, но самое главное – тонко чувствующий и мыслящий автор.
Про мир – я не сказала бы, что он – сам по себе, вне героев и истории – меня как-то особенно обаял. Но – и это самое важное – при этом он просто ощущается как без сомнений существующий.
Это мир деталей, одухотворенной повседневности; в него веришь настолько, что он почти не отвлекает внимание от остального.
Мне понравилось, как Хобб раскрывает темы отношений человека и природы, власти и долга, жертвенности и искупления, выбора между личным и общим, а также между плохим и худшим.
Это все было прямо в точку – особенно с учетом того, что все это очень «мои» темы, я действительно много сама об этом сейчас и думаю, и пишу.
Мне понравились неспешность и психологизм трилогии о Фитце – лирические отступления и долгие переживания героя меня не утомляли. Наоборот, я уже очень давно не читала книг с такой увлеченностью.
Правда, у меня был день, когда я решила почитать «Странствия убийцы» после завтрака перед работой немного, и не могла остановиться до пяти вечера. Когда я встала из-за стола, меня шатало. И я хочу сказать, что это дорогого стоит – вот такое чтение, которое нередко бывает в детстве – но не так часто случается с взрослым читателем.
Это большой дар – написать такие книги.
Я знаю, что многим не понравился финал трилогии, но для меня он идеален. Кстати, немного жалею, что что-то знала заранее – с другой стороны, если бы не узнала отрывки истории, не взялась бы её читать.
Моими любимыми героями были Верити, Баррич и, конечно, Ночной Волк. Ну и сам Фитц – на редкость живой и несовершенный главный герой. И, честно говоря, я побаиваюсь читать следующие книги о нем, потому что искушение закончить для себя эту историю в той совершенной точке, на которой она остановилась в финале «Странствий убийцы», велико. Я считаю, что финал полностью отвечает на все философские вопросы, которые поставила автор – для меня это важнее, чем подробности мироустройства вселенной Элдерлингов.
Но вот трилогию о живых кораблях читать обязательно буду.

#рецензиялетт
Постмодернизм – не столько про то, как творить (или воспринимать творчество), сколько про то, как вообще жить человечеству. Если право на то, чтобы быть частью культуры, есть и у трагедии, и у лубка, и у комикса, и у многотомной семейной саги, значит каждый имеет неотъемлемое право быть и радоваться своей самости. Красота разнообразия, но еще и примирение в ней; целый мир от искусства – прекрасная греза.

#летт_прожизнь
Иногда мне кажется, что написание финала "Препараторов" – это долгое, тяжелое восхождение на гору. Вернуться вниз тем же путем нельзя – дорогу завалило снегом. Остается только двигаться вперед – но иногда сил остается так мало, что это движение кажется автоматическим. За спиной – тяжелый рюкзак, доверху набитый планами, правками, метафорами, отсылками, черновиками. Под ногами – неровный путь, на котором все время приходится то перелезать через огромные мшистые валуны стилистических неровностей, то огибать расщелины логических неувязок, то проваливаться по колено в ямы с усталостью.
Красивого вида, ради которого лезешь, пока не видно: моросит дождь и все вокруг поглотил туман. Тащишься на чистой воле, как мул под своим рюкзаком, и думаешь: ладно, как-то нужно дойти, в конце концов, на вершине сяду и отдохну. Немного приободришься, да и в тумане появится просвет, и вот уже думаешь: а когда-нибудь, может, и четвертую.

#летт_прожизнь #писательское #препараторы
Так-так-так, только что я скачала более ли менее всего Афанасьева («Народные русские сказки в трех томах», «Поэтические воззрения славян на природу» и т. д.), Проппа и еще парочку сборников сказок и мифов – карельских, например, вдобавок.
Не могу больше терпеть – не знаю, как именно буду находить время между «Препараторами» и прочими делами, но собираюсь углубиться в изучение и компенсировать довольно поверхностное университетское знакомство с фольклором.
Предполагаю, что в работе над новым текстом это может мне пригодиться. Но даже если нет – уверена, будет увлекательно.
В связи с чем вопрос: делиться ли по ходу дела с вами интересными находками?

#писательское #летт_прожизнь
Друзья, сегодня в 18.00 по московскому времени будет стрим со мной в канале «Marshmallowbooks». Он будет посвящен в первую очередь «Миру из прорех», но, думаю, можно будет задать и другие вопросы. Приходите, буду рада всем: https://yangx.top/marshmallow_books

#яналетт #писательское
Итак, вот как Афанасьев объясняет происхождение мифов.
Язык любого народа на раннем этапе развития – поэтический, метафорический, отражающий впечатления людей от описываемых явлений.

Примеры из славянских языков: «лея» – проливной дождь, «живулечка» (ну что за милота) – дитя, «сопай» – нос.

Кстати, угадаете, что такое «куроцап», «каркун», «холодянка», «понура»? Подсказка: это все животные :)

Другой пример. В санскритских словарях находится 11 названий для света, 15 для облака, 26 для змеи, 35 для огня, 37 для солнца.

Но со временем «сочувственное созерцание природы ослабевает», а народ все больше стремится обратить язык в «послушное орудие для передачи собственных мыслей».
С развитием языка разные явления подтягиваются под один корень, что-то теряется. Люди утрачивают понимание образов, бывших понятными их дедам и прадедам.

И вот тогда формируются мифы – причем для того, чтобы слово получило мифологическое значение, оно, по мнению Афанасьева, должно сначала утратить собственный смысл.
Условно, «очи неба» начинают восприниматься прямолинейно, и рождаются мифы об одноглазом божестве солнца.

Сами мифы потом тоже меняются. Во-первых, потому что часть утрачивается.
Во-вторых, потому что некоторые из них сливаются с реальными историческими событиями.
И, наконец, в-третьих – потому что представители формирующихся духовных центров (например, жрецы) чувствуют острую потребность привести их к единому знаменателю, объяснить их с точки зрения современных им форм нравственности.

Если мы хотим понять истоки того или иного мифического представления, обращаться нужно к языку. Здесь интересно, что Афанасьев рекомендует черпать материал из, например, загадок (по сути, прямые метафоры, разгадывание тайных смыслов) или примет, но не рекомендует – из сонников, потому что чаще всего это памятники уже письменной эпохи, которые составляли ушлые людишки, сочинявшие от себя, а не собиравшие то, во что на самом деле верил народ.

Еще один источник – былины и другие эпические сказания, переиначенные, но сохранившие древнюю основу. Например, богатыри такие огромные и могучие потому, что изначально они олицетворяли стихийные силы природы, и только со временем превратились в людей.

Сказке изначально чуждо историческое; её предметом был не человек, а «разнообразные явления всей обоготворенной природы».

(«Поэтические воззрения славян на природу. Том 1», А. Н. Афанасьев)

Upd. Важное уточнение, которое, наверно, стоило сделать сразу – Афанасьев писал в 19 веке, с тех пор в фольклористике и антропологии было много всего интересного. Так что его теории – во многом легшие в основу других, более современных – не стоит считать истиной в последней инстанции. Но у него можно найти немало красивого и любопытного)

#мифология #афанасьев
Солнце и Месяц были представляемы в родственной связи – как сестра и брат или как супруги.
Одно германское сказание представляет их женой и мужем. Солнце была очень пылкой, а Месяц – холодным любовником, и жену это, понятное дело, раздражало.
Как-то раз она побилась с мужем об заклад: кто раньше проснется, тот будет светить днем, а кто поленится – тому достанется ночь.
С тех пор они светят порознь. На самом деле, оба уже сожалеют о разлуке и пытаются сблизиться. Месяц иссыхает от печали до тех пор, пока не оживает его надежда на будущее примирение – тогда он начинает расти, но потом, в новом приступе тоски, снова уменьшается.
Только во время солнечных затмений они сходятся, но время это тратят на то, чтобы упрекать друг друга. Никто не желает идти на уступки, и так они снова и снова расстаются.

(«Поэтические воззрения славян на природу. Том 1», А. Н. Афанасьев)

#мифология #афанасьев
Бывают дни, когда нужно просто валяться на диване и пересматривать «Десятое королевство».
Впервые обратила внимание на то, как традиционно архитипически ввязывается в приключение Вирджиния – нарушив запрет отца и отправившись на работу через лес Центральный парк.
«По закону фольклорной сказки, мачеха-угнетательница лишь вначале занимает позицию Правителя, в конце проигрывая своей жертве. В то же время и положительные героини не всегда ведут себя «по-человечески», подвергая женихов испытаниям и карая соперниц с одинаковой суровостью и непреклонностью.
В чем же причина такого несоответствия? Да в том, что героини фольклорных сказок и не должны вести себя по-человечески.
У них другие задачи».

(Предисловие к сборнику «Русские народные сказки с женскими архетипами», Ольга Юрченко).

#сказки
В финале русской народной сказки «Золотой башмачок» (сюжетно очень похожей на «Золушку») прочитала: «Я там был, пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Дали мне синь кафтан, ворона летит да кричит: «Синь кафтан! Синь кафтан!» Я думаю: «Скинь кафтан!» – взял да и скинул. Дали мне колпак, стали в шею толкать. Дали мне красные башмачки, ворона летит да кричит: «Красные башмачки! Красные башмачки!» Я думаю: «Украл башмачки!» – взял да и бросил».
Интересная расширенная формула, по сути означающая: не взял ничего материального, правда?
Таких в финалах сказок много, с вариантами. Например: «подали белужины – остался не ужинавши»; «кому подносили ковшом, а мне решетом»; «дали мне блин, который три года в кадушке гнил» и так далее.
Судя по всему, работают эти формулы как способ перевести слушателей сказки обратно через границу между реальным миром и пространством вымысла, остаться в котором нельзя.
Пропп пишет о загробном мире (куда герои сказок попадают, пройдя испытания Бабы Яги): «Мы видим, что, перешагнув за порог сего мира, прежде всего нужно есть и пить. Приобщившись к еде, предназначенной для мертвецов, пришелец окончательно приобщается к миру умерших. Отсюда запрет прикасания к этой пище для живых».

#сказка #пропп