Left.BY
92 subscribers
1.38K photos
38 videos
2 files
681 links
Телеграм-канал белорусских левых
加入频道
#дата_недели Вчера родился Сальвадор АЛЬЕНДЕ - человек-легенда, интерес к личности которого не ослабевает и в его нынешнем образе - бронзово-монументальном и почти библейском. Придя к власти в Чили в 1970 году, он, социалист, за три года осуществил ряд кардинальных реформ - национализировал предприятия и банки, в полтора раза была снижена ставка сельскохозяйственного кредита, 25% сельскохозяйственных земель передано от латифундистов крестьянам. Почти в два раза снизилась безработица.
Но сегодня для нас важно, что при нём был запущен проект «Киберсин» (Cybersyn) - проект централизованного компьютерного управления плановой экономикой, аналогичный предложенному в СССР акад. Глушковым проекту ЕГСВЦ - Единой государственной сети вычислительных центров., которая должна была стать основой общегосударственной автоматизированной системы управления (ОГАС). Именно в это время у системы социализма была возможность доказать свои преимущества перед системой западного капитализма и даже поставить «жирную точку» в противостоянии двух блоков. За счёт соединённых в единую сеть вычислительных центров можно было было вывести планирование экономикой на совершенно другой, «цифровой», рациональный уровень, лишённый бюрократических препон, поддельных отчётов, местничества. Более того, как утверждал разработчик «Киберсина» Стэффорд Бир, впервые был разработан специальный прибор, позволяющий каждому чилийцу реагировать на действия правительства. Не сомневаемся, что такой же появился бы и в Советском Союзе - с его любовью к вертикальным связям народа и властных элит в виде «жалоб и предложений».
«Киберсин» был уничтожен военной хунтой немедленно после пиночетовского переворота. ЕГСВЦ сожрала бюрократия и боязнь «кремлёвских старцев» перед новшествами.

Остальные частные подробности жизни и деятельности Альенде читайте у нашего товарища Олега ЯСИНСКОГО.

#В_мире #Чили #Альенде #Киберсин
Мы начали дискуссию о сущности и характере начатой Россией СВО на территории Украины. И начали с Ленинской позиции, предполагавшей немедленное прекращения боевых действий без контрибуций и репараций, право народов на самоопределение и даже отрицание войны как средства внешней политики. Но это, как говорится, была большевистская программа-максимум, программа-минимум предполагала перерастание империалистической войны в гражданскую. Что наши не очень далёкие левачки чуть было не увидели (или очень хотели увидеть) в «мятеже вагнера» (некоторые, кто потолковее, поспешили разглядеть в нём «запускающий механизм» для гражданской). Но вернёмся к войне на Украине, относительно которой возможны и другие мнения, нежели пресловутый Ленинский «интернационализм».

Примерно год назад, в самом начале конфликта, «Чырвоны Дудар» позволил себе
не согласиться с тем тезисом, что российско-украинский военный конфликт «это борьба империалистов, «жабы и гадюки» и выбирать [левым] между ними не стоит....»

Мы тогда очень эмоционально написали, что «не все здесь жабы и гадюки. Не все сейчас создают полки «Азов», дискриминируют, убивают, пытают, насилуют и садят как коммунистов, так и людей по их национальности или гражданству.

Ситуация, описанная Лениным в его работе «Имериализм как высшая стадия капитализма» нигде не оправдывает уход от реальной политики в угоду догмам.

Давайте вспомним, что сам Ленин, как только совершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция, заключил мирный договор с кайзеровской империалистической Германией, после устанавливал он и его последователи дипотношения с буржуазными странами, а товарищ Сталин умудрился «втянуть» СССР в антигитлеровскую коалицию с империалистами.

Как видно, одни простые факты говорят, что приход в реальную политику сразу же уводит от красивых книжных схем идеализма. Вот почему многим левым государствам типа Кубы, Вьетнама, Лаоса, КНР или КНДР пришлось проводить далёкую от идеалов социализма политику или стать на бухаринский путь. Им пришлось приспосабливаться к реальным правилам игры, к ситуации отсутствия социалистического блока.

Нет теперь соцлагеря, «красные» разрозненны. Нет целостного пролетариата в том виде, который застали Маркс и Ленин. И все призывы устраниться от ситуации, ждать, когда условия для революции созреют, являются ни чем иным как оправданием недальновидности многих теоретиков, «кружковцев» и «диванных борцунов».

Подобной позицией не защитить от смерти «красных» и национальные меньшинства в Украине, не защитить права русскоязычных, а приходится просто наблюдать за всей этой вакханалией, когда многие левые просто умывают руки.

Редакция «ЧД» знает, что Путин капиталист и строит капитализм в России. Однако Путин не дискриминирует украинцев или какую нибудь ещё национальность, не создаёт власовские полки, не проводит сегрегацию по национальному или гражданскому признаку. Поэтому редакция также понимает, что все «красные» должны занять антибандеровскую, антинацистскую коалицию с Путиным, как когда-то вступил Сталин в антигитлеровскую коалицию с империалистами Черчиллем и Рузвельтом. И здесь нет ничего зазорного и предательского. На кону жизнь простых людей.

А вот устранение от решения реальных проблем открывает путь к сектантству «красных», превращению их в салонных «книжных червей», оторванных от жизни, позицией которых можно управлять, как хочешь. Так и рождаются ручные «розовые хомячки», леволибералы, бьющие себя в грудь за чистоту учения и догм. В результате такие, кто в интернете, а кто и на передовой вписываются за «азовцев», «правый сектор» и прочих нациков, оправдывая это борьбой с «путинским империализмом»...»

Возможно, сейчас, когда война приобрела затяжной и поистине «интернациональный» характер, когда против нас воюет весь коллективный Запад, а на нас с надеждой смотрит весь коллективный Восток, мы написали бы иначе. Но #позиция_красных не меняется.

#СВО #мнения #интернационализм
#история #левые_европы Пока страну заволакивает тучами (и не только в метеорологическом смысле), и по всей территории дождь, один наш товарищ решил вспомнить, насколько неисповедимыми были пути немецких маоистов-хунвейбинов 1970-х...

Ровно 50 лет назад, в июне 1973 г., в ФРГ был основан «Коммунистический союз Западной Германии» (Kommunistischer Bund Westdeutschland; KBW), который, как ни парадоксально, вошёл в историю как настоящая кадровая кузница немецкой элиты.
Йорг БАБЕРОВСКИ - профессор истории Восточной Европы в Университете им. Гумбольдта в Берлине, Райнхард БЮТИКОФЕР - федеральный председатель партии «Зелёных» в 2002-2008 гг., Георг ДАФФНЕР - председатель совета директоров Röchling SE & Co. KG (один из мировых лидеров в области переработки пластмасс), Ральф ФЮКС - директор Фонда Генриха Бёлля, Улла ШМИДТ - член СДПГ и бывший федеральный министр здравоохранения (в 2001-2009 гг.); и ещё много, много других представителей немецкого «бомонда». В биографии всех этих персон есть общий пункт – в 70-е гг. они были, образно говоря, представителями форменной «секты» под названием «Коммунистический союз Западной Германии». Причём «секты» очень радикальной, - что иллюстрирует одна история.
В 1975 г. активистка KBW Хельга РОЗЕНБАУМ была избрана в муниципальный совет Гейдельберга. На первой же сессии она отказалась принимать присягу депутата о приверженности «основному свободному демократическому порядку», за что её немедленно исключили из горсовета.
Непосредственно партия KBW возникла в июне 1973 г. на базе слияния ряда марксистско-ленинских университетских кружков (хотя дело к этому шло ещё с конца 1960-х). Там же была принята архиреволюционная программа, преамбула которой начиналась словами «Пролетарская мировая революция стала реальностью».
Вообще-то на начало 1970-х в ФРГ уже действовали группы, которые симпатизировали экспериментам «председателя Мао», например, «откол» от КПГ - КПГ (м.-л.). Однако резонансной деятельность этой организации назвать тяжело. А вот KBW действительно скоро стала заметным политическим субъектом. Им удалось создать настоящий «движ», в результате которого партия получила значительное влияние на учащихся и студентов. В результате быть «маоистом» среди немецкой молодёжи вдруг стало очень модно. В ряды KBW вступали даже представители элиты. Например, под красные знамена «с китайской спецификой» стал даже сын генпрокурора ФРГ.
При этом дети богатых родителей не только записывались в KBW, но и жертвовали в фонд организации солидные суммы (например, по уставу активисту полагалось отдать какой-то процент с полученного наследства). Поэтому, с офисами и партийной кассой у партии было всё «зер гут». Во Франкфурте, Берлине, Бремене и Гамбурге имелись свои помещения, действовали собственная типография, издательство и даже сеть книжных магазинов. Наконец, один из буржуев-симпатизантов с барского плеча подарил маоистам… парк лимузинов.
Работали маоисты из KBW и с медиа. С июля 1973 г. еженедельно выходит их центральный орган - «Коммунистическая народная газета». На пике популярности её тираж составлял 20 000 экземпляров. Газету продавали рядовые члены на демонстрациях и просто на улице. Однако, приоритетом была продажа газеты на входе в казармы или военные городки. Дело в том, что маоисты мечтали организовать в Германии, что-то вроде прогрессивного военного путча.
В результате к KBW присоединилось достаточно много солдат, которые любили ходить на демонстрации в форме, что пугало власть и бюргеров. Солдатские «кружки» требовали одинакового питания для солдат и офицеров, сохранения заработной платы как до мобилизации (армия тогда в ФРГ ещё была «призывная»), избрания офицеров народными собраниями и в перспективе замену бундесвера «народным ополчением». Интересно, что в бундесвере толерантно относились к маоистам. Издания, буклеты и листовки KBW спокойно лежали в военных аудиториях и столовых. Их присутствие просто терпели или не замечали. Такая была тогда в Германии политическая культура.

(продолжение ниже)
В продолжение предыдущего поста...

В 1976 г. партсостав организации достиг ок. 2600 человек. Кроме того, существовали дочерние организации вроде «молодёжки», движение за отмену запрета по профессии, инициатива за легализацию абортов и т.д. На это время приходится кульминация движения. KBW участвовала во всеобщих выборах в 1976 и 1980 гг. и стала считаться самой сильной из немецких маоистских партий.
Однако уже через пару лет организация входит в полосу нарастающего кризиса. Во-первых, из-за пересмотра наследия Мао в КНР потерял притягательность китайский опыт, который KBW крайне романтизировал. Более, того под руководством Ден Сяопина (а при нём официальная позиция Китайского правительства в отношении Мао в 1980-х гг. заключалась в том, что Мао был на 70% прав, а на 30% ошибался) в стране начинается экономическая либерализация, она интегрируется в мировую капиталистическую систему.
Не следует забывать, что в это время правительство ФРГ, напуганное феноменом левого терроризма, пытается маргинализировать и криминализировать леворадикальный фланг.
В это время внутри KBW развивается кризис и из-за курса руководства на усиление партийной дисциплины. Были введены даже запреты на интимные отношения с аполитичными партнёрами. Поскольку никакого «позитива» для проекта подобные реформы не принесли, у части маоистов возник запрос на создание организации, прагматически адаптированной реальной политике. Из KBW несколькими группами уходит партактив. Обескровленная уходом опытных кадров и потерявшая былую популярность в 1985-ом KBW объявляет о самороспуске.
Общеизвестно, что львиная доля экс-маоистов перекочевала в партию «Зелёных», которая в начале 80-х как раз выходила на политсцену. В итоге, в рядах экологистов некоторые маоисты сделали фантастические карьеры, постепенно превратившись из революционеров в политических функционеров.
Впрочем, немецкая историография пока не дала ответа на вопрос – почему именно вчерашние маоисты сумели в некоторой степени захватить партию «Зелёных» изнутри? В «Зелёные» тогда записывались многие. Например, не будем забывать, что как раз в это время СвДП отказалась от лево-либеральной повестки в пользу более консервативной и вошла в коалицию с ХДС/ХСС Г. Коля (выйдя из коалиции с СДПГ). Недовольные таким «разворотом», СвДП покинуло ок. 15 тыс. человек, - плюс вся «молодёжка» («Молодые демократы» - JuDos; сохранили верность партии «Молодые либералы» - JuLis, созданные в конце 1970-х как альтернатива «Молодым демократам» и ставшая официальной «молодёжкой» СвДП в 1982 г. - после исхода последних). Многие из них тоже прибились к экологам, но сделать такие карьерные лифты как экс-маоисты не смогли.
Зато ответ на вопрос – что принёс приход экс-маоистов элиту, не вызывает споров. KBW придерживалось позиции антигегемонизма и «неприсоединения», что нашло отражение в их лозунге «Долой НАТО и Варшавский договор». Про НАТО они со временем забыли, а вот зуб на СССР и его приемника в виде РФ почему-то остался. Поэтому считается, что именно фракция маоистов во многом навязала немецкому «политикуму» сначала антисербские, а после и антироссийские взгляды.
#маоизм #ФРГ #KBW #Die_Grünen #международная_панорама
#доходы_населения Зарплата в мае поставила рекорд, пишет «Чырвоны Дудар». Средняя зарплата в Беларуси за май составила $643 в эквиваленте и это максимальное значение майской зарплаты белорусов за историю наблюдений.

Предыдущий рекорд был равен $621 в эквиваленте и был зафиксирован в мае 2022 года.

В Минске средний заработок достиг $864, в Брестской области — $559, в Витебской — $547, в Гомельской — $588, в Гродненской — $578, в Минской — $652, в Могилевской — $534.

А доллар по своей покупательной способности тот же? Может сквозь призму #индекс_чарки_шкварки для объективности надо посмотреть? И, прежде всего, кому, скольким и в каких секторах экономики эта пресловутая средняя зарплата выплачивается?

В-общем, ждём от «ЧД» продолжения... Мы знаем, друзья, вы можете😊

#В_стране #экономика
#политсатира #немного_кино Близкое к левой партии «Непокорённая Франция» (лидер Жан-Поль МЕЛАНШОН) издание Le Humanite оригинально интерпретировало очередной эпизод саги про Индиану Джонса (мировая премьера фильма состоялась 18 мая 2023 г. на Каннском кинофестивале, в прокат фильм выходит 29 июня) . Очевидно, что это последний фильм с участием Харрисона ФОРДА, которому уже «стукнуло» (неожиданно) 80 лет. Поэтому источники разняться: то ли анонсирован кастинг на нового исполнителя роли археолога и любителя приключений, - франшиза, хули! - то ли Disney уже подтвердила, что фильм действительно будет последним. Впрочем, так или иначе, но в этом плане Le Humanite предлагает на роль Индианы босса одной из французских фирм, которая занимается доставкой продуктов. По мнению журналистов, он не хуже Индианы умеет пускать в ход хлыст. Правда, только для того, чтобы заставить курьеров доставлять заказ за семь минут - как и обещает реклама заведения.

#капитализм #эксплуатация_трудовая #Непокорённая_Франция #Le_Humanite
#партийный_расклад Ну, что, лёд продолжает трогаться, товарищи народные заседатели, хотя толчётся пока на месте...

Как сообщает Sputnik, министр юстиции Беларуси Сергей ХОМЕНКО планирует на днях вручить ещё один документ о перерегистрации партии, - на этот раз руководству Республиканской партии труда и справедливости (РПТС). Очередной вроде как «левой» партии, - но из стоящих на «президентской платформе».
РПТС была основана в 1993 году, и долгое время, с 2006 года, её возглавлял Василий ЗАДНЕПРЯНЫЙ. В 2020 г. в партии произошёл раскол, и Заднепряного в декабре того года исключили из РПТС. О причинах исключения тогда рассказал Александр СТЕПАНОВ, ставший и.о. председателя РПТС, что «появились серьёзные вещи, компрометирующие нашу партию, в том числе призывы к стачкам, подписание резолюции с оппозиционными структурами. Кроме того, когда шла избирательная кампания 2020 года, я предлагал ему выступить с обращением в поддержку действующего Президента - и получил категорический отказ».
«В нынешней предвыборной ситуации мы не поддержали никого из кандидатов в президенты, включая Александра Лукашенко, заняв нейтральную позицию», - комментировала «чойсы» партии в августе 2020-го Эльвира МИРСАЛИМОВА, на тот момент заместитель председателя РПТС по молодёжной политике. - «Однако мы призвали граждан страны не участвовать в противозаконных акциях». Потому что «теперьэто банальный националистический протест, со всей радикальной атрибутикой и символикой, в который, увы, были втянуты многие простые... граждане, просто недовольные некоторыми действиями властей», - отмечала тогда она, и, на наш взгляд, это была весьма трезвая оценка.
Впрочем, #слухи говорили, что тогда в партию попробовал с деньгами и с негосударственными намерениями «зайти» один российский олихарх белорусского происхождения. Так это или не так, в нашей герметичной политической ситуации мы можем только гадать, но факт, что из двух альтернативных съездов Минюст тогда признал съезд раскольников-лоялистов.
Сейчас глава РПТС - депутат Минского горсовета, директор научно-проектного РУП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА» Александр ХИЖНЯК. И всё остальное партийное руководство представлено сплошняком депутатами разного уровня. Словно один к одному подбирали и притирали после кризиса 2020-го... Однако, вот что озадачивает, общее число членов партии на сайте РПТС не указано, хотя, по комментариям Минюста, «данная политическая партия соответствует всем требованиям, установленным в новой редакции Закона Республики Беларусь «О политических партиях».
Впрочем, БелТА в начале июня сообщала, что на момент перерегистрации партия насчитывала более 6 тыс. партийцев (к слову, уже в 2012 г. Заднепряный утверждал, что партия на третьем месте по численности в стране, в ней 6,5 тысяч человек, которые к 2013 г. превратились уже в «более 8 тыс.»).

Между тем РПТС 26 июня отметила свое 30-летие, которого мы, каемся, как-то не заметили...

И ещё один любопытный факт: Республиканская партия труда и справедливости была создана на базе Белорусского товарищества инвалидов по зрению (БалТИЗ). И в основе её деятельности была «была социальная защита... поначалу инвалидов по зрению», а только потом всех прочих малозащищённых граждан. Такая вот формулировка одного из партийных отцов-основателей и поэтому, наверное, такая вот «слабовидящая» партия, однако всегда чётко и чутко реагировавшая на «телодвижения» власти. Потому что «труд и справедливость были в основе нашей деятельности, направленной на поддержку руководства государства». И наплевать, что руководство государства очень часто поступало вопреки интересам людей труда и очень своеобразно трактовало понятие «социальной справедливости».

#В_стране #РПТС
#индекс_чарки_шкварки #доходы_населения В общем, не дождались мы правды от товарищей от «Чырвонага Дудара», которые всё больше про «рекордный» рост доходов белорусского населения - безотносительно реальной экономической ситуации. Видимо, заняты чем-то другим, более важным... Приходится самим в этом очень не простом в политическом смысле (а тут давно всё политика, даже экономика) вопросе разбираться.

Так вот, специалисты утверждают, что если в рублях и долларах зарплаты белорусов в первом квартале этого года выросли, то в «чарках-шкварках» - упали до уровня 2021 года. Извините за «спойлер»...

Напомним, что такой полушуточный (но в каждой шутке - только доля шутки!) индекс «чарки-шкварки» рассчитывается на основании данных Белстата и складывается из цены на 100 граммов бескостной свинины и 100 граммов «бюджетной» водки. Авторы индекса утверждают, что с его помощью можно определить, насколько обесценился белорусский рубль, а также сравнить доходы и расходы белорусов.

Так вот, что интересного индекс «чарки и шкварки» сегодня говорит о зарплатах белорусов? А то, что в первом квартале 2023 г. на среднюю зарплату белоруса можно было купить 484 набора «чарка-шкварка» (при стоимости одного «набора» 3 р. 57 коп.). Это означает, что средняя зарплата в Беларуси в «чарочно-шкварочном» эквиваленте почти упала до уровня первого квартала 2021 г. - тогда на одну среднюю зарплату можно было купить 478 «наборов» (при этом стоил один набор «чарок и шкварок» 2 р. 76 коп.).

Эксперты подчёркивают, что подорожание в первом квартале произошло в основном из-за роста цены на водку, которая в среднем по стране стала дороже на 13,4%. Они же замечают, что при этом стоимость свинины снизилась на 2,1%.

Самыми пострадавшими в «чарочно-шкварочном» эквиваленте оказались Минск и Брестская область. В экспертном докладе говорится о том, что снижение покупательной способности, выраженной в «чарках и шкварках», в Минске примерно в 10 раз больше, чем, например, по Гродненской области.

При этом, не может не радовать, что выросли доходы в сельском хозяйстве - одном из самых важных драйверов отечественной экономики на этот исторический момент (с 350 наборов «чарок и шкварок» до 373). Однако «провисли» другие самые «обиженные» в плане доходах наши сограждане - преподаватели. Теперь разрыв между ними и тружениками села увеличился с 4 наборов «чарка-шкварка» в 2022 г. аж до 32 (!) в 2023-м. В общем, товарищи, бросайте свои университетские кафедры и пересаживайтесь на комбайны!

А если серьёзно, то есть чем ещё заняться белорусскому правительству, кроме как победные реляции слать наверх о росте доходов и счастья населения.

***

К слову, пока готовили материал, узнали неожиданно, что наши сограждане используют фразу «чарка и шкварка» и в повседневной жизни, но не как параметр, показывающий уровень их благосостояния, а чтобы описать жизненные ценности человека, который со всем согласен, с начальством не ссорится, в политику не лезет - лишь бы его не трогали, - и сосредоточен на удовлетворении своих основных материальных потребностей... Вот так! А вы что думали?

#В_стране #экономика
#дата_недели Сегодня день рождения Китайской компартии, напоминает «Чырвоны Дудар». 102 года назад сообщество разрозненных марксистских кружков сложилось в партийную организацию, а та, в свою очередь, стала движущей силой Китайской революции. Пройдя через борьбу с японской интервенцией и гражданскую войну, в 1949 году КПК объединила под красным знаменем всю Поднебесную. Компартия управляет страной вот уже более 70 лет и стала синонимом понятия «государство», утверждает интернет-издание «ЭКД!»

КПК появилась 1 июля 1921 г. на волне подъёма национально-революционного движения и распространения марксистских идей в Китае, вызванного влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. Партия была создана группой товарищей во главе с Чэнь Дусю и Ли Дачжао. Ли Дачжао был создателем первых марксистских кружков в Китае и оказался среди первых интеллектуалов в китайской среде, кто поддержал Октябрьскую революцию и приход коммунистов к власти в России (в то время Ли работал профессором и заведующим библиотеки Пекинского университета, а его ассистентом в библиотеке был Мао Цзэдун, на которого Ли оказал очень большое влияние). Организационную основу под будущую партию заложил Чэнь Дусю: в 1920 году он не просто основал в Шанхае очередной кружок изучения марксизма, но при этом стал ещё искать сторонников левых идей из других провинций. Третим из отцов-основателей КПК обычно называют Ли Лисаня, партийного организатора и профсоюзного активиста, который в конце 1920-х гг., благодаря своему таланту организатора и оратора, а также заработанному влиянию в партии, фактически исполнял обязанности генерального секретаря КПК.

В настоящее время КПК руководствуется в своей деятельности марксистской теорией, идеями Ленина и Мао Цзэдуна, концепцией Дэн Сяопина, во-многом базирующейся на творческих наработках Н.И. Бухарина и позволившей выстроить рыночную экономическую систему при сохранении партийного контроля, «теорией трёх представительств» Цзян Цзэминя, в рамках которой КПК частично отказалась от своего классового характера и открыла свои «объятия» для предпринимателей, став общенародной партией, «научной концепцией развития» Ху Цзиньтао и идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой «новой эпохи» (кроме построения общества среднего достатка, Си Цзиньпин сделал акцент на осуществлении мечты о великом возрождении китайской нации).

Конечная цель партии - осуществление коммунистического общественного строя, который будет обязательно построен, уверены китайские товарищи - пусть и в отдалённой перспективе. Если что, от коммунистической идеологии Китай никогда не отказывался. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть принятую в 1982 г. Конституцию КНР.

По состоянию на конец 2022 г. число членов КПК составило 98,041 млн человек, пишет «Коммунистический мир». Число членов КПК увеличилось на 1,4%по сравнению с показателем, зарегистрированным в конце 2021 г., следует из данных, опубликованных в преддверии празднования 102-летия со дня основания КПК.

Рабочие и крестьяне по-прежнему составляют большинство членов КПК с 33,3% в их общем числе.

#В_мире #КПК #Китай #коммунистический_мир
#День_независимости #мнения Сегодня у нас - День независимости, главный государственный праздник, который ежегодно празднуется 3 июля, в день освобождения Советской армией г. Минска от нацистской оккупации. Другое его название, идущее в скобочках следом, как бы «прицепом» (что, конечно, несправедливо) - День Республики.

У нас, у «красных», всегда было сомнение в отношении этого праздника. Несмотря на то, что это было «как бэ» белорусским народом проголосовано на референдуме 1996 г. - с почти 90% голосов. Однако понимаем, что просто очень быстро хотели избавиться от националистического «флера» 27 июля - прежнего Дня независимости, связанного с объявлением суверенитета Беларуси в 1990-м, которое тогда население не особо поняло и не особо приняло; отъявленные нацдемы всё это вообще называли «аднауленнем незалежнасцi», и их риторика так вообще, реально, напрягала. Они вообще требовали провозгласить праздником 25 марта, когда в 1918 г. на оккупированной кайзеровскими войсками территории была провозглашена БНР. Так что о датах особо не думали...

А в итоге логику потеряли, выхолостили идею политической независимости, превратив её в «независимость» от немецко-фашистских захватчиков, фактически, во второй День победы - только республиканского масштаба (а ведь так и звучал вопрос, вынесенный на референдум: «Перенести День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля - день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне»).

Хотя, в таком смысле, конечно, логично было бы признать Днём независимости 28 июля - когда в 1944 г. войсками 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Советского Союза К. Рокоссовского был освобождён г. Брест. Так ещё и закрыли бы своеобразный «гештальт»: Брест был отдан врагу первым, несмотря на отчаянное сопротивление РККА, но ею же и был освобождён через три года, и вся современная территория Беларуси снова стала нашей, советской.

Нет, ну можно было ещё вспомнить (правильные историки ещё помнят) 11 июля, День освобождения Минска от белополяков, который почти 20 лет был одним из главный праздников БССР. Однако считается, что после Великой Отечественной войны праздник 11июля утратил свою актуальность. И теперь эта дата в Беларуси проходит незаметно. Как не вспоминается и сама война с белополяками, и многие подвиги той войны, например, подвиг козыревских партизан, до конца остававшихся патриотами своей Советской Беларуси...

Однако, что так, что так - это снова бы оставляло «за скобками» День Республики, а он для нас так важен.

Возможно, делу бы помогло 1 января 1919 г. - день объявления ССРБ (вот и День Республики!), или же 31 июля 1920 г. - т.н. 2-е провозглашение ССРБ, поставившее точку в неудачном проекте ЛитБел ССР. Но нет в обществе консенсуса по отношению к БССР, многие властные историки на дыбы встанут, лишь бы не допустить момориализации этих важнейших дат. Радзивиллы и Сапеги ведь им идейно ближе, чем Червяков или Жилунович, а если ещё припомнить, что появление ССРБ санкционировал «кровавый диктатор» Сталин, то вообще хоть «караул» кричи!

Тогда, быть может, если покопаться, то хорошая дата, сочетающая в себе идеи «независимости» и «государственности» - это 17 сентября, День народного единства, хоть он уже и занят. Тогда был запущен процесс, в результате которого «политическое тело» БССР совпало со своим народом, , белорусский народ вновь стал единым, осознавшим себя и свою силу в рамках единой советской республики. А она, в свою очередь, обрела свою государственность в современных границах, заявив вскоре о себе как о полноценном субъекте международной политики и став соучредителем ООН.

Но это случится чуть позже, когда потом в горниле Великой Отечественной войны будет «выкована» белорусская нация.

А 3 июля оставим Минску как День города, каковым он был с 1987 г., пока через 9 лет всё не запутал очередной республиканский референдум.

Хотя, понятно, пока это только гипотеза и приглашение к обсуждению...

#В_стране #День_народного_единства #Минск #БССР #дискуссия #позиция_красных
С Праздником, дорогие товарищи!
С Днём освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков! #День_независимости #ВОВ #Минск
🇧🇾 79 лет назад, 3 июля 1944 года, войска 3-го Белорусского фронта при содействии войск 1-го Белорусского фронта освободили от фашистских захватчиков столицу Белорусской ССР – город Минск.

Теперь эта историческая дата является национальным праздником белорусского народа — Днём независимости (Днем Республики), символом победы и свободы.

Беларусь — единственная республика бывшего СССР, которая отмечает свою независимость не в связи с выходом страны из состава Советского Союза, а в дату освобождения столицы от немецко-фашистских захватчиков. Решение о праздновании Дня независимости 3 июля было принято в ходе республиканского референдума в 1996 году.

С праздником, дорогие белорусские товарищи!
Са святам, дарагія сябры!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Как говорится, языком плаката... #День_независимости #БССР #ВОВ
«Белорусов с праздником! На всем постсоветском пространстве самый правильный День независимости - в Белоруссии. 3 июля, в день освобождения Минска от нацистской оккупации», - пишет российский канал «Дипломатия».

Вот так, ВОВ-центричная логика захватила и россиян? С другой стороны, не можем не согласиться с предыдущим оратором, что только у нас в стране из всего постсоветского пространства день независимости никак не связан ни с выходом из СССР, на с распадом СССР, ни с какой другой «пакостью» против прежней общей нашей Родины.

#День_независимости
#история Кстати, две военные фотографии, которые сделаны в одном и том же месте Минска (на пл. Ленина) и отличаются только одним - на первой нет памятника В.И. Ленину. Это позволяет атрибутировать первую июлем 1944 г., днями освобождения, вторую - скорее всего не ранее победного мая 1945 г. Потому что установленный 7 ноября 1933 г. памятник в июле 1941 г., во время оккупации нацистами, был ими уничтожен: распилен и отправлен в Германию на переплавку. После освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков 3 июля 1944 г. было принято решение о восстановлении памятника. Что и было сделано на том же месте 1 мая 1945 г., в праздник Первомая. Кстати, 7-метровый минский Ленин был на момент открытия одним из крупнейших памятников подобного рода в СССР, а основой для него послужило реальное событие 5 мая 1920 г. - выступление Ленина в Москве во время проводов частей РККА на Советско-польскую войну, по итогам которой была снова провозглашена ССРБ (БССР). #ЛЕНИН #День_независимости #Минск #ВОВ
#Мнения #взляд_справа ИноСМИ в мае выложили перевод фрагмента дискуссии болгарских экспертов относительно будущего капитализма, опубликованный редакцией интернет-издания «Гласове». Примечательно, что в дискуссии участвовали не наши, не левые эксперты, а очень даже правые, некоторые - даже с окровенным бизнес-уклоном. Но нам же интересен экспертный взгляд справа?
В итоге, капитализм не заканчивается, но меняется, переходит в следующую фазу, где он уже будет не совсем капитализмом. «Я не думаю, что мы прощаемся с капитализмом, просто он меняется и, скорее всего, возвращается в свою предыдущую фазу - государственный капитализм», - сформулировал один из посылов дискуссии её ведущий Канчо СТОЙЧЕВ, Президент Международной ассоциации Гэллапа.
«Свободный рынок - одно из условий существования капитализма. Если мы начинаем говорить о государственном капитализме или капитализме акционеров, как его называет Клаус Шваб (бессменный глава Всемирного экономического форума), свободный рынок автоматически отменяется. Этот новый капитализм выглядит как капитализм, но это не так, потому что в нём нет ничего рыночного, он очень идеологизирован», - считает экономист и предприниматель Радостав ИЛИЕВ.
Социолог и владелец медиа-активов Андрей РАЙЧЕВ утверждает, что «капитализм посажен в клетку», но это делает государство. Он становится государственным не в том смысле, что «государство построило большие заводы, как при социализме», а в том, что тон задают политические капиталисты: «Капитализм посадили в клетку, и эта клетка - сетевые отношения. Они не рыночные и не иерархические», а когда всё решают «связи».
Член болгарского «Института правой политики», юрист-международник Тончо КРАЕВСКИЙ подытожил: «Универсального и чистого капитализма не бывает, он всегда определяется эпохой и культурой, в которой развивается. И я не могу представить себе общество, в котором было бы идеальное соответствие между собственностью и трудом, его просто нет...»
«Пичалька», ведь правда? Живковский «гуляш-социализм» такую память оставил, что теперь многие болгары просто не видят разницы между социализмом и капитализмом?
При капитализме «власть людей выражается в вещах, и, если отнять эту силу у вещи, нужно будет дать что-то взамен - например, власть одного человека над другим», - сказал Райчев, назвав это «важной мыслью Маркса». В первом случае - это «чудовищное общество со страшным уровнем неравенства». Но такое же «чудовищное общество» получается и в случае власти человека над людьми. И капитализм оказывается порочен в той же степени, в какой и вышедший из него социализм, - резюмирует болгарский социолог.
Райчев, чтобы понимали, вырос и сформировался в социалистической Болгарии, был директором Института исследования молодёжи (в 1988 г.), а позже (в 1990 г.) – директором Национального центра исследования общественного мнения. В общем, современник болгарских «перестроечных» времён. А затеявший от безысходности тамошнюю перестройку бессменный болгарский социалистический лидер Тодор ЖИВКОВ, в свою очередь, хоть и не самый, конечно, симпатичный персонаж, но во время своего ареста в 1990-х громко сказал: «Судите меня, но грядёт время, когда народ останется без хлеба и чести». И, к слову, оказался как-то прав...

#капитализм #социализм #дискуссия
#рецензии #чтиво_недели Автор главного экономического труда современности - «Капитал в XXI веке» - Тома ПИКЕТТИ обобщил выводы двух десятилетий своей работы в 300-страничной книге «Краткая история равенства», чтобы сделать их более доступными для широкой читательской аудитории. Товарищи же из проекта «АльтЛефт» опубликовали рецензию на новую книгу французского экономиста. Попробуем, так сказать, близко к тексту, но в то же время кратко, пересказать её.

Но сначала несколько слов А. Ревершона, обозревателя Le Monde. Он считает, что усилия Пикетти, направленные на популяризацию собственного видения, стоили того в наше время, когда левые бездумно пытаются объединить слишком много вопросов под одним зонтиком - «энвайронментализм, реформизм, феминизм, постколониализм, антикапитализм». Пикетти же просто призывает государство расширить доступ к качественному медицинскому обслуживанию, образованию и занятости, а также призывает к «декоммодификации» определённых секторов, которые были приватизированы, включая образование, здравоохранение, транспорт и энергетику. При этом Пикетти разделяет все реальные и исторические страхи перед советским социализмом и централизованным планированием – и предлагает партисипаторную модель социализма.

Итак, отправной тезис «Краткой истории равенства»: человечество сделало большой шаг в сторону достижения прогресса и равноправия - как в сфере владения средствами производства и уровня дохода, так и расовой и половой
принадлежности. Однако есть ряд «но», которым посвящена львиная доля книги.

Прежде всего, это диспаритет между Севером и Югом. Тома Пикетти приходит к выводу, что основополагающую роль в обогащении глобального Севера сыграли рабство и колониализм, а развитие западной промышленности неразрывно связано с системой международного разделения труда и военным доминированием ведущих европейских держав.
При этом после крушения системы метрополий ранее зависимые страны вынуждены были откупаться репарациями. Пикетти уверен: выплачивать компенсации должны рабам, а не хозяевам, - и предлагает ввести систему репараций в отношении бывших колоний - такие выплаты стали бы стимуляцией для развития беднейших стран. 

Вторая проблема – это неравенство внутри страны, сохраняющееся до сих пор. 1% богатейших французских граждан владеют 25% общего объема частной собственности, тогда как 50% бедных - всего 5%. Для 10% беднейших выпускников школ вероятность поступления в университет равняется 20%, а для богатейших - 90%. Путь к устранению неравенства Пикетти видит в прогрессивном налогообложении. 
Экономическое неравенство напрямую влияет и на неравенство в сфере политики. Автор книги вводит понятие «демократии денег», когда «политические либо культурные предпочтения самых богатых субсидируются за счет тех, кто победнее». Речь идёт о принятой практике финансирования избирательных кампаний.
Наконец, Тома Пикетти пишет, «во Франции горстка миллиардеров контролирует половину медиа», и предлагает ввести закон о демократизации СМИ, гарантировать наёмным работникам и журналистам половину мест в руководящих органах, а также радикально ограничить власть акционеров.

И итоговый тезис – равенство достигается в борьбе. Не последнюю роль в становлении в XX веке государства всеобщего благосостояния сыграли движение за гражданские права, социалистические организации и профсоюзные объединения, уверен Пикетти. Режим всегда отстаивает незыблемость своих принципов, и когда изменения в рамках текущей системы становятся невозможными, происходит революция.

(выводы ниже)