Криватроп
2.19K subscribers
1.59K photos
43 videos
1 file
238 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
Прошлой весной посетил одно примечательное место, но так нигде и не написал про него. Исправляюсь.

В среднем течении Вазузы есть место, называемое Грива. Грива эта, находится у слиянии Вазузы и Слуи (оцените древность названий). Вероятно по Слуе проходил этап волока из Днепра в Вазузу (Волгу). Очень значмый волоковый путь. На правом берегу Вазузы, на совершенно ровном ландшафте, характерном для водораздела, вздымается протяженная гряда - эта самая гряда и есть Грива. Очевидно, место служило важным перевалочным пунктом с глубокой древности.

Место бывшего городища / селища занято кладбищем где соседствуют старинные каменные надгробия и современные могилы. Здесь же, распологалась каменная церковь.

Ранее про Гриву я упоминал в посте о книге В. Д. Иванова "Русь изначальная" (см. по тегу #грива).

В нескольких км от городища есть живописное карстовое (провальное) озеро.

#вазуза #волок #днепр #грива #оковскийлес
Оказывается Мосальск стоит на реке Можайке. И в Калуге, так же, есть Можайка (река и овраг, в котором лежит культовый камень). А еще есть Можайка в Тверской области (приток Велесы). На Можжае стоит Левкино Темкинского района Смоленской области.

Самым известным топонимом из приведенных конечно же является город Можайск на одноименной речке.

Всё это древнебалтские топонимы со значением - "малый/малая".

#можайка #мосальск #калуга #можайск #велеса #гидронимы #топонимика
Фибула из Мощинского клада. 3-6 века н.э. Калужская область.

Предлагаю Калужскому РЭС пересмотреть дизайн опорных конструкций.

#мощинскаякультура #мощинскийклад #ржв #верхнеочье
Немного оффтоп, но всё равно интересно.

Фото Вяземского Троицкого собора с пентаграммой над центральным входом. 1910-е или 20-е

#вязьма
При Витовте на печатях Великого княжества Литовского обязательно изображался идущий медведь, как символ Смоленской земли.

Судя по старинным гербовникам, медведь был белым, и цвет щита — красным. В европейской геральдике XV–XVI веков медведь мог обозначать «дикие», «глухие» земли, населённые иноязычным или иноверческим населением. О том, что это именно Смоленский герб говорят и подписи к гербам: на печати Стефана Батория, где герб в виде медведя с ошейником подписан Smolen, на литовской печати польского короля Сигизмунда I в нижней части изображён идущий медведь в ошейнике и подписью Smolne (Смоленский).

Стоит отметить, что аналогично Смоленскому медведю, Жемайтским землям так же был присвоен герб медведя в ошейнике, по одной из версий, как символ "диких жемайтов-язычников", где ошейник выступает как символ князя, кто единственный был способен объеденить жемайтские племена.

#геральдика #смоленск #смоленщина #гербсмоленска #вкл #смоленскоекняжество #жемайтия
Городище древнего кривицкого города Торопца

#торопец #городище
Рубаха женская. Касплянский район Смоленской области. Из частной коллекции.

источник

#украсы #вышивка #смоленщина
2006_Zavjalova.pdf
7.1 MB
Делюсь электронной версией книги
Завьялова детально разбирает формулы народного заговорного текста на основе литовского и белорусского материала.

Приведенные в книге тексты это ультраархаика. Поражает совершенное сходство с заговорами германской традиции по тексту и по формуле. Это свидетельствует о древнейшем их происхождении времен индоевропейского единства. И здесь поздние персонажи в лице христианских святых пусть вас не смущают, в исконном варианте это языческие боги, силы и духи. В заговоре принцип "аналогии" важнее имен персонажей.

В качестве примера два текста

Древнегерманский заговор 8 века в белорусском переводе:

“Фоль і Водан ехалі да лесу. Тады кабыла Бальдра вывіхнула нагу. Тады яе замаўляла Сінтгунт і яе сястра Суна. Тады яе замаўляла Фрэя і яе сястра Фола. Тады яе замаўляў Водан так добра, як ён умеў і ад звіху косці, і ад звіху крыві, і ад звіху сустава. Косць да косці, кроў да крыві, сустаў да сустава няхай прылепяцца”.

Белорусский заговор:

“У чыстым полечку ехаў Божачка на сiвенькiм конiчку. Конь спатыкнуўся — звiх звiхнуўся. Конiчак устаў — звiх на стан устаў: костачка ў костачку, сустаўка ў сустаўку, жылачка к жылачцы, цела к целу, мяса к мясу”

Или: “Калінаў мост праваліўся — сівы конь паваліўся. Сівы конь на места ўстаў — сустаў на места стаў”

Или: “Конь спатыкнуўся — у назе сустаў стаўхнуўся. Выгаварваю ўдар, і звіхі, і выбоі з гаручай крыві, з жоўтай касці, з сямідзесят жылак, з сарака суставаў і ссылаю ўдары-звіхі на маха, на балота, на ніцыя лозы” 

#заговор #шэпт #замовы #народнаямагия #завьялова
Я рос в небольшом городе и еще в 90-е и 00-е народная магия активно практиковалась и в городе и на селе. К "бабкам" ходили все. От деревенских до городской интелегенции. Они зашептывали, прорицали, снимали порчу, сглаз, лечили.

Однажды у моего товарища вечером заболела подмышка. С утра он не мог двинуть рукой. Она опухла и страшно болела. Посоветовавшись мы повезли его к "бабке". Бабка, попросила нас постоять рядом, а после "сеанса" отвезти нашего друга домой, так как он скорее всего будет без сил.

Она начала шептать и зевать над ним. Товарищ в минуту покрылся обильным потом, а минут через 7 совсем обмяк.

Бабушка сказала, что это "злым ветром" ему надуло, но теперь все вышло и он будет без сил, его нужно отвезти домой, чтобы он поспал. Мы отвезли его домой. На следующее утро все прошло.

#народнаямагия #заговор #шэпт