ВЕРЖАВСК
Вержавск - второй по значимости город в Смоленском княжестве, центр волости Вержавляне Великие (включала 9 погостов), крупнейший податный центр Смоленской земли.
Город стоял на берегу между озерами Ржавец и Поганое. Ныне находится на территории нацпарка "Смоленское Поозерье" у д. Городище.
#вержавск #смоленскоекняжество #кривия
Вержавск - второй по значимости город в Смоленском княжестве, центр волости Вержавляне Великие (включала 9 погостов), крупнейший податный центр Смоленской земли.
Город стоял на берегу между озерами Ржавец и Поганое. Ныне находится на территории нацпарка "Смоленское Поозерье" у д. Городище.
#вержавск #смоленскоекняжество #кривия
Тур де Осьма. Октябрь 2020.
На первом фото, мой товарищ Алексей, стоит на вершине древнебалтского городища посреди полумертвой деревни.
Маршрут тянулся по Смоленским грунтовым просёлкам, средь брошенных деревень, городищ, курганов и осенних стылых лесов.
Темнело рано, лагерь разбивали уже в темноте. На финал первого ходового дня был душевный ужин у костра, стэйк и блэк-метал из колонки. Засыпали под первобытный рёв оленя у лагеря и плеск бобров в реке.
#осьма #смоленщина #велотуризм
На первом фото, мой товарищ Алексей, стоит на вершине древнебалтского городища посреди полумертвой деревни.
Маршрут тянулся по Смоленским грунтовым просёлкам, средь брошенных деревень, городищ, курганов и осенних стылых лесов.
Темнело рано, лагерь разбивали уже в темноте. На финал первого ходового дня был душевный ужин у костра, стэйк и блэк-метал из колонки. Засыпали под первобытный рёв оленя у лагеря и плеск бобров в реке.
#осьма #смоленщина #велотуризм
Подборка этно-традиционалистских, краеведческих и исторических финно-балто-славянских каналов.
Мы сами друг друга читаем, и вам советуем:
— «Байки дядюшки Огневита» @ognevit_tales
Канал ведущего «Непарадного путеводителя». Факты и размышления из областей беларуской археологии, истории и лингвистики, краеведческие заметки. А еще немного птиц и другой живности.
— «Криватроп» @kriwatrop
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии и древностях Верхнеднепровья и Верхнеочья. Сакральная география, изыскания, традиция, походы и экспедиции.
— «Kryvis» @EZKryvis
Балтакрыўскі традыцыяналізм: гісторыя, філасофія, аўтахтонны логас.
— «Дёржанская Карелия» @djorzhakarjala
Канал, посвящённый истории и культуре дёржанских (зубцовских) карел. Эта небольшая диалектная группа, оторванная от остальных тверских карел, более двух веков существовала практически в полной изоляции. Автор - потомок дёржанцев, историк из Петербурга, который постепенно возвращает память о своём народе из архивного забвения.
— «Встреча Руси и Чуди» @rusichud
Как они встретились и как одна сторона подействовала на другую? Канал о языковом взаимодействии славян и финно-угров.
— «Новое почвенничество» @novaypochva
Глубокая автохтония вкупе с традиционализмом. Новое почвенничество — проект, исследующий пласт традиционной мифо-практической жизни народов, а так же рефлексирующий о её будущем.
— «Меряния» @merjanin
Канал Андрея Мерянина, художника-этнофутуриста, этнографа и краеведа. О субстратной финно-угорской истории, культуре и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
— «Слово Велеслава» @slovoveleslava
Канал о славянской традиции, истории и культуре, о новых и редких книжных изданиях, посвящённых духовной культуре славянских народов, об индоевропейских корнях и современных буднях славянского родноверия.
— «Ростовская Земля» @zalesje
Социальная и культурная антропология «Залесья». Много «Глубинной России» не бывает.
Если вы также хотите присоединиться к нашей подборке, пишите: @etnofuturisti
Мы сами друг друга читаем, и вам советуем:
— «Байки дядюшки Огневита» @ognevit_tales
Канал ведущего «Непарадного путеводителя». Факты и размышления из областей беларуской археологии, истории и лингвистики, краеведческие заметки. А еще немного птиц и другой живности.
— «Криватроп» @kriwatrop
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии и древностях Верхнеднепровья и Верхнеочья. Сакральная география, изыскания, традиция, походы и экспедиции.
— «Kryvis» @EZKryvis
Балтакрыўскі традыцыяналізм: гісторыя, філасофія, аўтахтонны логас.
— «Дёржанская Карелия» @djorzhakarjala
Канал, посвящённый истории и культуре дёржанских (зубцовских) карел. Эта небольшая диалектная группа, оторванная от остальных тверских карел, более двух веков существовала практически в полной изоляции. Автор - потомок дёржанцев, историк из Петербурга, который постепенно возвращает память о своём народе из архивного забвения.
— «Встреча Руси и Чуди» @rusichud
Как они встретились и как одна сторона подействовала на другую? Канал о языковом взаимодействии славян и финно-угров.
— «Новое почвенничество» @novaypochva
Глубокая автохтония вкупе с традиционализмом. Новое почвенничество — проект, исследующий пласт традиционной мифо-практической жизни народов, а так же рефлексирующий о её будущем.
— «Меряния» @merjanin
Канал Андрея Мерянина, художника-этнофутуриста, этнографа и краеведа. О субстратной финно-угорской истории, культуре и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
— «Слово Велеслава» @slovoveleslava
Канал о славянской традиции, истории и культуре, о новых и редких книжных изданиях, посвящённых духовной культуре славянских народов, об индоевропейских корнях и современных буднях славянского родноверия.
— «Ростовская Земля» @zalesje
Социальная и культурная антропология «Залесья». Много «Глубинной России» не бывает.
Если вы также хотите присоединиться к нашей подборке, пишите: @etnofuturisti
Твержа встречает Равноденствие и День балтского единства на Гром-камне.
#деньединствабалтов #равноденствие #тверскаякривия #твержа
#деньединствабалтов #равноденствие #тверскаякривия #твержа
Люблю, когда все разворачивается так прозаично.
Telegram
Новости истории и археологии
Как себя почувствовать шнуровиком.
Заказываешь 6 кубов чурок. Берешь орудие максимально близкое каменным топорам бронзового века - советский колун. И начинаешь колотьчерепа EHG дрова.
Свежий воздух, активная мужская работа. Истовая ницшеанская деятельность. По результату, полный дровник, дарит приятное надежное чувство сделанного дела и готовности к зиме.
Кстати, хозяйке на заметку: чтобы советский колун лучше колол, его можно модифицировать, сняв излишне округлые щеки болгаркой. Таким образом получаем топор более треугольной формы, он намного лучше колет дрова.
#образжизни
Заказываешь 6 кубов чурок. Берешь орудие максимально близкое каменным топорам бронзового века - советский колун. И начинаешь колоть
Свежий воздух, активная мужская работа. Истовая ницшеанская деятельность. По результату, полный дровник, дарит приятное надежное чувство сделанного дела и готовности к зиме.
Кстати, хозяйке на заметку: чтобы советский колун лучше колол, его можно модифицировать, сняв излишне округлые щеки болгаркой. Таким образом получаем топор более треугольной формы, он намного лучше колет дрова.
#образжизни
Любопытное о десятичном членении радимичей у Л. В. Алексеева:
"Третье крупное скопление поселений расположено в южной Смоленщине, населенной радимичами. Немногочисленные курганы с кремацией (IX—X вв.) показывают, что тогда здесь были разбросаны лишь небольшие поселения, по нескольку домов. Очевидно, основная масса жителей этих мест, судя по курганам с ингумацией, возникла в XI—XII вв. Но этот процесс был внутренним, ибо никаких иноземных материалов, свидетельствующих о миграции, в курганах нет. Радимичи интенсивно заселяли: верховья Стомети, Остра, среднего Сожа, верховья Беседи. У южной границы смоленских земель курганов меньше, здесь изобиловали леса, отделявшие северных радимичей от остальных, которые и были границей между княжествами. Чем объяснить существование такой границы внутри большого племени радимичей? Основываясь на погребальном обряде, Г. Ф. Соловьева наметила 8 малых племен радимичей. В зоне смоленских радимичей ей удалось вычленить лишь одно такое племя (группа восьмая). Оставшаяся радимическая территория, где признаков малых племен уловить не удалось, по площади и количеству памятников превышает соседние малые племена вдвое. Возможно, что здесь и жили два малых племени радимичей, отделенных вместе с третьим (восьмая группа Соловьевой) от остальных лесами, чем и воспользовался Ростислав Смоленский, присоединив их к своей земле (1127 г.?). Если предположение об этих двух малых племенах подтвердится и у радимичей было, следовательно, 10 таких племен, то это подтвердит интересную гипотезу о десятичном членении древнерусских больших племен, выдвинутую Б. А. Рыбаковым."
#радимичи #смоленскоекняжество
"Третье крупное скопление поселений расположено в южной Смоленщине, населенной радимичами. Немногочисленные курганы с кремацией (IX—X вв.) показывают, что тогда здесь были разбросаны лишь небольшие поселения, по нескольку домов. Очевидно, основная масса жителей этих мест, судя по курганам с ингумацией, возникла в XI—XII вв. Но этот процесс был внутренним, ибо никаких иноземных материалов, свидетельствующих о миграции, в курганах нет. Радимичи интенсивно заселяли: верховья Стомети, Остра, среднего Сожа, верховья Беседи. У южной границы смоленских земель курганов меньше, здесь изобиловали леса, отделявшие северных радимичей от остальных, которые и были границей между княжествами. Чем объяснить существование такой границы внутри большого племени радимичей? Основываясь на погребальном обряде, Г. Ф. Соловьева наметила 8 малых племен радимичей. В зоне смоленских радимичей ей удалось вычленить лишь одно такое племя (группа восьмая). Оставшаяся радимическая территория, где признаков малых племен уловить не удалось, по площади и количеству памятников превышает соседние малые племена вдвое. Возможно, что здесь и жили два малых племени радимичей, отделенных вместе с третьим (восьмая группа Соловьевой) от остальных лесами, чем и воспользовался Ростислав Смоленский, присоединив их к своей земле (1127 г.?). Если предположение об этих двух малых племенах подтвердится и у радимичей было, следовательно, 10 таких племен, то это подтвердит интересную гипотезу о десятичном членении древнерусских больших племен, выдвинутую Б. А. Рыбаковым."
#радимичи #смоленскоекняжество
МОЖАЙСКИЙ ОВРАГ
Нет, речь не о Подмосковном Можайске, а о Калужском природном урочище, месте связанном с балтскими древностями. Само название, овраг получил от речки Можайки - это распространенный балтизм, означающий "малая / малый". Речка и вправду небольшая, но берега ее живописны и хранят дух седой старины.
Овраг известен по примечательному мегалиту - "Наполеонову" камню. Говорят, когда-то он стоял вертикально. Рядом с "Наполеоновым" камнем был "Александровский" камень, с множеством ямок-чаш - характерный сакральный объект, который пропал с места в 1990е. У камней был выявлен культурный слой, что говорит о их почитании и проведения у них обрядовых действий. Кроме того, известны рассказы о еще одном камне, стоящем вертикально где-то в можайской чаще.
Помимо культовых камней в урочище есть городище раннего железного века, называющиеся "Змеиная гора" - яркий балто-славянский маркер отражающий характерный для наших земель культ ужей (змей).
фото: Алексей Урусов
#калуга #можайскийовраг
Нет, речь не о Подмосковном Можайске, а о Калужском природном урочище, месте связанном с балтскими древностями. Само название, овраг получил от речки Можайки - это распространенный балтизм, означающий "малая / малый". Речка и вправду небольшая, но берега ее живописны и хранят дух седой старины.
Овраг известен по примечательному мегалиту - "Наполеонову" камню. Говорят, когда-то он стоял вертикально. Рядом с "Наполеоновым" камнем был "Александровский" камень, с множеством ямок-чаш - характерный сакральный объект, который пропал с места в 1990е. У камней был выявлен культурный слой, что говорит о их почитании и проведения у них обрядовых действий. Кроме того, известны рассказы о еще одном камне, стоящем вертикально где-то в можайской чаще.
Помимо культовых камней в урочище есть городище раннего железного века, называющиеся "Змеиная гора" - яркий балто-славянский маркер отражающий характерный для наших земель культ ужей (змей).
фото: Алексей Урусов
#калуга #можайскийовраг