Криватроп
2.2K subscribers
1.59K photos
43 videos
1 file
238 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
ИНЦЕСТ И ОКАМЕНЕНИЕ.
В продолжение темы "Кумов". Раскрываем мифологический сюжет калужских камней.

Перечитал вчера работу В. Н. Топорова "Об одном локальном варианте основного мифа. Dieveniškės". Главным сюжетом "основного мифа" является акт борьбы Громовержца со Змеем. Финалом борьбы часто выступает поражение врага камнем (каменной стрелой / топором) либо превращение последнего в камень. Таким образом "окаменение" это характерная кара "верхнего" божества для антогониста.

Упомянутый мифологический сюжет в Диевянишках (пограничье Литвы и Беларуси) в косвенных отражениях пронизывает самые разные сферы жизни на местности. От топографии и фольклора до быта. В том числе, одним из сюжетов местного фольклора выступает убийство ведьмы камнем, ее расчленение и разбрасывание ее частей по полям. Другая мотивировка ярко отражена в сказках типа "Брат хочет жениться на сестре" / "Проклятая свадьба", при котором свадьба поражается Богом и превращается в камни. При этом местные показывают большой камень в поле, в который по преданию был превращен свадебный поезд. Мотив инцеста отражен и в ряде других текстов.

Безусловно эти мотивы - отражение индо-европейского мифа о поражении врага камнем, сотворении мира из первочеловека и близнечного мифа.

На примере калужской области, мы видим, что сюжет кары для кумов (брата и сестры) так же актуален и отражен в местной переосмысленной мифологической традиции и характерен для исторического племенного ареала вятичей (и его пограничья).

#окаменевшие #культкамней #кумы #кумикума #мифология #вятичи #калужскаяземля #верхнеочье #основноймиф
У нас новый логотип от замечательной белорусской фолк-хоррор художницы Настасси (chornydrozd)!
И шрифтовая часть
Кривицкие аналоги упомянутого в репосте заговора:

“У чыстым полечку ехаў Божачка на сiвенькiм конiчку. Конь спатыкнуўся — звiх звiхнуўся. Конiчак устаў — звiх на стан устаў: костачка ў костачку, сустаўка ў сустаўку, жылачка к жылачцы, цела к целу, мяса к мясу”

Или: “Калінаў мост праваліўся — сівы конь паваліўся. Сівы конь на места ўстаў — сустаў на места стаў”

Или: “Конь спатыкнуўся — у назе сустаў стаўхнуўся. Выгаварваю ўдар, і звіхі, і выбоі з гаручай крыві, з жоўтай касці, з сямідзесят жылак, з сарака суставаў і ссылаю ўдары-звіхі на маха, на балота, на ніцыя лозы” 

Заговор определенно восходит ко временам ИЕ едиества.👇🏻
Forwarded from Wīhawegaz (Ainaz)
Второе Мерзебургское заклинание; оригинал на древневерх ненемецком:

Phol ende uuodan uuorun zi holza.
du uuart demo balderes uolon sin uuoz birenkit.
thu biguol en sinthgunt, sunna era suister;
thu biguol en friia, uolla era suister;
thu biguol en uuodan, so he uuola conda:
sose benrenki, sose bluotrenki, sose lidirenki:
ben zi bena, bluot zi bluoda,
lid zi geliden, sose gelimida sin!
Вариант реконструкции рукояти меча IX—XI веков, найденного в июле 2017 года при раскопках гнёздовского кургана Л-207, авторства Александры Щедриной. На территории Руси обнаружено немногим более 100 мечей «эпохи викингов», и самая высокая концентрация, около 30 штук, приходится именно на район Смоленска-Гнёздова. Подробнее о той находке — в видеоролике по ссылке.

https://mediashm.ru/?p=13454
УЛИЦА-РЕКА

Продолжаем разбираться в названиях Вяземских речек. Кроме самой Вязьмы, в черте города протекают: Бебря, Улица, Прудище (Уголька), Русятка и Рехта.

Улица берет начало в Улицком озере и течет на запад, впадая в Вязьму в районе деревни Гармоново. На всем своем течении она образует большое Бознянское болото в своей пойме. На сегодня это очень загрязненная речка, в которую сбрасываются нечистоты с городской промзоны.

Почему же речка называется Улицей? Согласно лингвисту К. Буге название балтское, в одном ряду с литовскими Alėja, Aluota, Alauša. В свою очередь языковед А. Ванагас в этих гидронимах выделяет корень -al связанный с литвским alėti - течь.

Академик В. Н. Топоров сближает Улицу с Олой, от балт. корня -ala - впадина. На территории Беларуси много параллелей.

Я же склоняюсь к версии Ванагаса. Alėti - фонетически и этимологически родственно славянскому "лить / литься", что в поздний период и дало производное - Улица.

#улица #вязьма #гидронимы
"Пожар городища"
Язэп Дроздович 1925г.

#искусство
Что можно делать поздним вечером на кладбище? Правильно - искать городище железного века
Карта "Гамаюнщины"

Гамаюнщина - область правобережья Калуги в которой сложился особый субэтнос - гамаюны. Гамаюны отличались особой обрядностью, вышивкой, одеждой, бытовыми особенностями и неуступчивым характером.

После Родомановских восстаний 1752 г., часть гамаюн была сослана на Урал, где сохранила свою идентичность.

Уральских гамаюн отличают по акающему говору, особому диалекту, шумному и веселому нраву, трудолюбию.

#гамаюнщина #калуга #субэтнос #гамаюны #верхнеочье
Forwarded from Криватроп
Невеста гамаюнка в "дымке" 1925 г.

Гамаюнщина - селения по Оке в 2 км к югу от Калуги.

#гамаюнщина #калуга #субэтнос #верхнеочье
Сегодня, по наводке коллеги, удалось обнаружить еще несколько балтизмов на малых притоках Угры, а точнее Гордоты, в которую впадают небольшие речушки Акатовка (совр. название - Котовка) и ручей Чеусень в одноименном овраге. Как всегда помогли ПГМ-ки по их локализации.

Примечательно, что в этом глухом месте сохранились балтизмы для столь малых гидронимов.

По этимологии:

Гордота - gardata - от городить / загораживать. Родственные слав. Городня /Городянка и тп. Как правило на таких реках стоят городища, но на Гордоте на данный момент не выявлены.

Акатовка - распространенный балтизм от ak - криница > вода > река. Имеет с Гордотой один формант -at-.

Чеусень -  kiauš-inti - медленно тянуться.

П. С. по соседству село с архаичным названием Мзы.

#гидронимы #топонимика #поугорье #угра