Сходили с камрадом на поле.
Сверху вниз; слева направо:
- украшение конской упряжи
- неопознанное кольцо
- деньга 18 век
- 1/2 копейки Николай 2
- пуговица
- 10 пфениннгов Веймарскся р-ка (1925)
- 1 копейка СССР (1952)
- перстень 14-15 век
- пуговка-гирька с эмалью 18 век
- перстень с "птицей" 16-17 век
- копейка "чешуйка" 16 век
- 2 копейки 1820 год
- 2 копейки 1839
- царский вензель контр-погона
Сверху вниз; слева направо:
- украшение конской упряжи
- неопознанное кольцо
- деньга 18 век
- 1/2 копейки Николай 2
- пуговица
- 10 пфениннгов Веймарскся р-ка (1925)
- 1 копейка СССР (1952)
- перстень 14-15 век
- пуговка-гирька с эмалью 18 век
- перстень с "птицей" 16-17 век
- копейка "чешуйка" 16 век
- 2 копейки 1820 год
- 2 копейки 1839
- царский вензель контр-погона
В лесных животных, в нашей дикой природе есть то немногое, что нас связывает с корнями. Стоит нам только взглянуть на родной пейзаж, попробовать то, что люди на этой земле ели веками, столкнуться с диким животным, как нас молниеносно пронзает нечто безвременное.
Мне интересно разбираться в том, какой был язык тех, кто жил на моей земле долгие века до появления государств и мультикультурных религий, как они взаимодействовали с окружающей природой, как называли вещи их окружающие.
Главным источником знания о языке наших далеких предков являются названия рек и озер, сохранившиеся полностью, или слегка видоизменившиеся со временем. На наших пространствах выделен так называемый Днепровско-Окский язык, относящийся к восточной группе балтских языков. Одним из методов реконструкции в лингвистике является сравнительный анализ. Так, например, сравнивая с родственными литовским и прусским, можно предположить, что "лось" имел название Braīdis (брайдис) или что-то схожее.
#лингвистика #природоведение
Мне интересно разбираться в том, какой был язык тех, кто жил на моей земле долгие века до появления государств и мультикультурных религий, как они взаимодействовали с окружающей природой, как называли вещи их окружающие.
Главным источником знания о языке наших далеких предков являются названия рек и озер, сохранившиеся полностью, или слегка видоизменившиеся со временем. На наших пространствах выделен так называемый Днепровско-Окский язык, относящийся к восточной группе балтских языков. Одним из методов реконструкции в лингвистике является сравнительный анализ. Так, например, сравнивая с родственными литовским и прусским, можно предположить, что "лось" имел название Braīdis (брайдис) или что-то схожее.
#лингвистика #природоведение
Этимология Braīdis восходит к ПИЕ корню означающему "вспухать" > "интенсивно расти" > "большой", "имеющий рослое, крепкое тело".
#лингвистика
#лингвистика
Продолжая тему лося и связи с природой. Лосятина это максимально аутентичная и экологичная еда для жителя "лесной зоны".
На фото мясо добытого у нас лося. Огурцы с нашего деревенского огорода.
#образжизни #еда
На фото мясо добытого у нас лося. Огурцы с нашего деревенского огорода.
#образжизни #еда
В прошлом году, в это же время года посетил исток Днепра. Вот статья, написанная под впечатлением от тех мест. Ультрахтонь Оковского леса. Фото мои, оттуда же.
https://svajksta.by/archives/38012
#верхнеднепровье #оковскийлес #истокднепра
https://svajksta.by/archives/38012
#верхнеднепровье #оковскийлес #истокднепра
Смоленская берестяная грамота №11, написанная скандинавским руническим письмом. Интересно, что в Скандинавии берестяных грамот практически не найдено (несмотря на письменные свидетельства об использовании этого материала).
Содержание этой грамоты вполне обычное: в ней говорится, что некий «Вискар (Висгейр) взял этот участок земли».
#смоленск #германцы
Содержание этой грамоты вполне обычное: в ней говорится, что некий «Вискар (Висгейр) взял этот участок земли».
#смоленск #германцы
#НеЧерёмушки
Обратив внимание на карту юга города Вязьмы, читатель увидит целый кластер населенных пунктов с типичным советским названием "Черемушки". Странная мода называть новые пригородные районы по всей стране Черёмушками, тянется с 1960х годов, с передового на то время района в Москве, застроенного хрущевками.
Вязьма не отставала, кроме нового дачного поселка Черемушки, название в силу путаницы перекинулось (и продолжает "размножаться") на все ближайшие деревни и урочища, в результате чего, свои исторические названия потеряли деревни Чертово, Лученцово, Старая деревня, Русятка.
А меж тем, этот район исторически богат и важен для Вязьмы. Здесь, на Русятке древнее городище, связанное с освоением Смоленским княжеством вяземской земли, сам топоним вероятно связан со временем освоения. По одной из версий, которую я поддерживаю, это первое место основания города Вязьма. Здесь же селища и курганы, место проведения старинных народных праздников. Старая деревня, с большой вероятностью тоже стоит на месте селища. Река Рехта - один из балтизмов в черте города. Названия Чертова и Лученцова красивы сами по себе.
Черемушками же хотят назвать еще один строящийся частный сектор в районе Плетнековки.
В общем, не хочется чтобы такое наследие, в том числе исторические названия деревень были утеряны по нелепой путанице, необоснованному подражательству, и безразличию.
Как нибудь прогуляюсь там, напишу обо всем подробнее, с фотками, в том числе про Рехту и Русятку.
Постом ниже карта (формат ТГ не дает приложить в один пост), где я обозначил исторические названия мест и деревень.
#вязьма #рехта #стараядеревня #русятка
Обратив внимание на карту юга города Вязьмы, читатель увидит целый кластер населенных пунктов с типичным советским названием "Черемушки". Странная мода называть новые пригородные районы по всей стране Черёмушками, тянется с 1960х годов, с передового на то время района в Москве, застроенного хрущевками.
Вязьма не отставала, кроме нового дачного поселка Черемушки, название в силу путаницы перекинулось (и продолжает "размножаться") на все ближайшие деревни и урочища, в результате чего, свои исторические названия потеряли деревни Чертово, Лученцово, Старая деревня, Русятка.
А меж тем, этот район исторически богат и важен для Вязьмы. Здесь, на Русятке древнее городище, связанное с освоением Смоленским княжеством вяземской земли, сам топоним вероятно связан со временем освоения. По одной из версий, которую я поддерживаю, это первое место основания города Вязьма. Здесь же селища и курганы, место проведения старинных народных праздников. Старая деревня, с большой вероятностью тоже стоит на месте селища. Река Рехта - один из балтизмов в черте города. Названия Чертова и Лученцова красивы сами по себе.
Черемушками же хотят назвать еще один строящийся частный сектор в районе Плетнековки.
В общем, не хочется чтобы такое наследие, в том числе исторические названия деревень были утеряны по нелепой путанице, необоснованному подражательству, и безразличию.
Как нибудь прогуляюсь там, напишу обо всем подробнее, с фотками, в том числе про Рехту и Русятку.
Постом ниже карта (формат ТГ не дает приложить в один пост), где я обозначил исторические названия мест и деревень.
#вязьма #рехта #стараядеревня #русятка
— Кончился мох… — грустно говорит Юрка и, зябко поведя плечом, натягивает кожанку. — Завтра уже дома будем…
В черемухе, пробуя голос, осторожно щелкает соловей, робко пускает первую трель.
Да, наверное, Оршинский мох и правда кончился. Вот и соловей щелкает. Две недели, путешествуя по болотистому краю, мы не слышали этих птиц, хотя была самая их пора, самое соловьиное время. Почему-то они облетали стороной низкие торфяные земли с мелкими озерами и сырыми лесами — обширные пространства неподалеку от Калинина, носящие имя Оршинский мох. …
— …Слышал? — шепотом спрашивает Юрий. — Ходит кто-то. — Он глядит через костер, в темноту леса у нас за спиной. Пронзительная тишина висит над Созью, над лесами. Потрескивают лишь в огне поленья. Ворохи искр красными светляками улетают ввысь и, потанцевав, застывают в зените голубыми звездами. «О-го-го!» — кричит Юрка и прислушивается. Никого. Кому же бродить по полночным ельникам.
С болотца наползает туман. Молочная пелена медленно обтекает высокий столб, косо врытый над Созью. На вершине столба кто-то грубо вытесал голову: птичье ли, человечье лицо — не поймешь… Голова сзади освещена рыжими отблесками костра, спереди — холодной луной. Бельмы глаз мертво смотрят исподлобья. «Тотем, — думаю я. — Настоящий болотный тотем — страж Оршинского мха». …
…Костер тлеет, мерцают вишневые угли. Юрка спит, натянув кожанку на уши. Лентяй! Даже палатку не поставил. У костра — голова в дыму — переминается приблудный конь. Так вот кто хрупал в лесу…
— Э-э, вот снова… — невнятно бормочет во сне Юрка. И сразу просыпается. — Ты слышал, — ворчит он, протирая глаза, — прямо по голове кто-то топает? — И тут он наконец видит ночного гостя.
Мы засыпаем, когда восток начинает нежно желтеть.
— Крэ-эг! — страшным жестяным голосом кричит какая-то болотная живность. — Крэ-э-эггг!
Может быть, это ожил тотем, страж Оршинского мха?
В. Арсеньев "Оршинский мох"
(Вокруг Света.1971 г.)
#верхнедвинье #кривия #оковскийлес #оршинскиймох
В черемухе, пробуя голос, осторожно щелкает соловей, робко пускает первую трель.
Да, наверное, Оршинский мох и правда кончился. Вот и соловей щелкает. Две недели, путешествуя по болотистому краю, мы не слышали этих птиц, хотя была самая их пора, самое соловьиное время. Почему-то они облетали стороной низкие торфяные земли с мелкими озерами и сырыми лесами — обширные пространства неподалеку от Калинина, носящие имя Оршинский мох. …
— …Слышал? — шепотом спрашивает Юрий. — Ходит кто-то. — Он глядит через костер, в темноту леса у нас за спиной. Пронзительная тишина висит над Созью, над лесами. Потрескивают лишь в огне поленья. Ворохи искр красными светляками улетают ввысь и, потанцевав, застывают в зените голубыми звездами. «О-го-го!» — кричит Юрка и прислушивается. Никого. Кому же бродить по полночным ельникам.
С болотца наползает туман. Молочная пелена медленно обтекает высокий столб, косо врытый над Созью. На вершине столба кто-то грубо вытесал голову: птичье ли, человечье лицо — не поймешь… Голова сзади освещена рыжими отблесками костра, спереди — холодной луной. Бельмы глаз мертво смотрят исподлобья. «Тотем, — думаю я. — Настоящий болотный тотем — страж Оршинского мха». …
…Костер тлеет, мерцают вишневые угли. Юрка спит, натянув кожанку на уши. Лентяй! Даже палатку не поставил. У костра — голова в дыму — переминается приблудный конь. Так вот кто хрупал в лесу…
— Э-э, вот снова… — невнятно бормочет во сне Юрка. И сразу просыпается. — Ты слышал, — ворчит он, протирая глаза, — прямо по голове кто-то топает? — И тут он наконец видит ночного гостя.
Мы засыпаем, когда восток начинает нежно желтеть.
— Крэ-эг! — страшным жестяным голосом кричит какая-то болотная живность. — Крэ-э-эггг!
Может быть, это ожил тотем, страж Оршинского мха?
В. Арсеньев "Оршинский мох"
(Вокруг Света.1971 г.)
#верхнедвинье #кривия #оковскийлес #оршинскиймох
Наткнулся в сети на полезный и интересный ресурс - Правящая элита Русского государства в правление Ивана Грозного. На нем можно найти биографии землевладельцев упоминаемых в Писцовых книгах конца 16 века.
Так например владельцем Селиваново в 1594 году был некий Годунов Петр Васильев сын Асанов. Ищем его на сайте и находим, что он входил в Особый двор Ивана Грозного в 1577–1584 гг. В апреле 1577 г. стольник в царском полку в Ливонию. Нес государев каравай на свадьбе царя и М. Ф. Нагой в сентябре 1580 г. Стольник на свадьбе царя и М. Ф. Нагой в сентябре 1580 г. Сидел «на скамье по окольничем» на посольском приеме в Москве в конце 1583 г. Владел землями во Владимирском, Вяземском и Рязанских уездах. Отметился в нескольких эпизодах "насилственного" отнятия земель.
#вяземскийуезд #волстенскийстан #селиваново
Так например владельцем Селиваново в 1594 году был некий Годунов Петр Васильев сын Асанов. Ищем его на сайте и находим, что он входил в Особый двор Ивана Грозного в 1577–1584 гг. В апреле 1577 г. стольник в царском полку в Ливонию. Нес государев каравай на свадьбе царя и М. Ф. Нагой в сентябре 1580 г. Стольник на свадьбе царя и М. Ф. Нагой в сентябре 1580 г. Сидел «на скамье по окольничем» на посольском приеме в Москве в конце 1583 г. Владел землями во Владимирском, Вяземском и Рязанских уездах. Отметился в нескольких эпизодах "насилственного" отнятия земель.
#вяземскийуезд #волстенскийстан #селиваново
Брагин Холм. Май 2021
Летописный город на восточных пределах Смоленского княжества. Впервые упоминается в 1150 году. Ныне полумертвая деревня на абсолютно доминантной высоте. Опьяняющий запах сирени из одичавших садов и бескрайняя лесная даль. Лишь ветер поет песню веков.
#брагинхолм #смоленскоекняжество
Летописный город на восточных пределах Смоленского княжества. Впервые упоминается в 1150 году. Ныне полумертвая деревня на абсолютно доминантной высоте. Опьяняющий запах сирени из одичавших садов и бескрайняя лесная даль. Лишь ветер поет песню веков.
#брагинхолм #смоленскоекняжество
Нашел этот рушник на урочище рядом с деревней. Не знаю, кто и при каких обстоятельствах его повесил на дуб, но то как он колыхался на мартовском ветру посреди пустоши произвело на меня большое впечатление. В этом было что-то исконно языческое и родное. Я сперва даже решил не забирать его и оставил там, уж больно он был к месту. Но через год, вернувшись сюдя, к моему удивлению он все так же висел на дубу нисколько не потеряв в яркости цвета, и я забрал его домой.
#рушник #смоленщина #селиваново #находки
#рушник #смоленщина #селиваново #находки
В Смоленске в 15-16 веках еще сохранялась языческая погребальная обрядность.
#смоленск
https://youtu.be/TdoKQ0yzwjM
#смоленск
https://youtu.be/TdoKQ0yzwjM
YouTube
Смоленская экспедиция РАН обнаружила на Воскресенской горе неожиданные находки
https://gtrksmolensk.ru
Смоленские удельные монеты Витовта (с колюмнами Гедеминовичей) и особо раритетная Юрия Святославовича (с литерой "Ю"), посаженного Витовтом на княжение после потери Смоленском независимости. Обе монеты чеканились в Смоленске, но в самом городе и в области найдены еденицы, зато немного чаще встречаются в соседних регионах: в Брянской, Калужской, Московской областях, в Беларуси. Причина этому достоверно неизвестна.
(фото из сети)
#смоленскоекняжество #вкл #нумизматика #средневековье
(фото из сети)
#смоленскоекняжество #вкл #нумизматика #средневековье
Реконструкция фрагментов ткани по материалам из курганов Дорогобужского района Смоленской области. Лицевая и изнаночная сторона.
Ткани этого круга встречаются в курганах 11-13 вв. в основном в пределах Смоленской, Тверской и Московской областей, что можно характеризовать как местную кривицкую традицию.
Узор и характер нанесения (например на весь рукав) встречается в поздних этнографических примерах, вплоть до начала 20 века.
#смоленщина #кривичи #ткани #вышивка #украсы
Ткани этого круга встречаются в курганах 11-13 вв. в основном в пределах Смоленской, Тверской и Московской областей, что можно характеризовать как местную кривицкую традицию.
Узор и характер нанесения (например на весь рукав) встречается в поздних этнографических примерах, вплоть до начала 20 века.
#смоленщина #кривичи #ткани #вышивка #украсы