Криватроп
1.94K subscribers
1.49K photos
43 videos
1 file
217 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
Лесные дети и дары Лесавихи.

В смоленском фольклоре очень часто встречается сюжет, когда кто-то из крестьян находит в лесу голодных и замерзающих детей. Дети те - лесные, то есть дети Лесавихи и Лесавого. Того, кто с заботой отнесется к детям, Ласавиха благодарит, предлагая помощь магического характера. Обычно Лесавиха предлагает на выбор: деньги, славу или знания. Когда человек выбирает знания, он становится знахарем. Так например один мужик, получал знахарские знания от Лесавихи, которая приходила к нему ночью, что жутко пугало его жену, но она была в курсе их уговора и не мешала.

В предлагаемых на выбор лесными богами дарах, можно усмотреть трехфункциональную систему Дюмезиля, где "знание" может отражать жреческую функцию, "слава" - воинскую, "богатство" - торгово-хозяйственную. 

картина: "Лопаста" В. Пингачев

скрин: семейная история нашего подписчика. 

#лесныедети #лесавиха #фольклор
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В это время года приятно планировать походы и вспоминать прошлые. Вот, атмосфера летних краеведческих экспедиций и дух Тверской Кривии на фотографиях из похода Твержи в край Тудовлян 2013 года.

#крайтудовлян #тверскаякривия #твержа
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В ответ на дружественный репост ув. Kóryos, хочу сообщить, что если вам интересна индо-европейская культура и мифология, то этот канал и группа в ВК – абсолютная база.
Приятно, когда репостят уважаемые мной авторы и исследователи, как сегодня. Так же, в ответ на дружественный репост, в свою очередь рад поделиться каналом Wīhawegas – глубинная практика, постижение и жизнь в германо-скандинавской и шире индо-европейской традиции.
Как надо в краеведческие походы ходить:

"Я выглянул в щелку палатки. Все небо было затянуто, шел мелкий холодный дождь, и только по свежей зелени деревьев можно было догадаться, что теперь весна, а не осень. Я уже хотел было закрыть глаза и погрузиться в свои полумысли о неолитическом человеке, как вдруг открылся брезент другой палатки и показалась голова с длинными спутанными волосами, с бородой неопределенного цвета, сбитой войлоком, а в складках старого изветренного лица были живые лесные глаза. По моим соображениям, этот вернувшийся в природу поп не должен был начать день свой молитвой, иначе незачем бы было ему уходить. И это оказалось верным: не обращая никакого внимания на дождик, он вылезает на четвереньках из палатки в жилетке и сапогах, потом вытаскивает свое серое поповское полукафтанье, надевает, становится настоящим попом, склоняется к большой головешке вчерашнего костра и начинает долго ее раздувать. Он действует очень ловко, упрямо, изобретательно, прикрывает огонек от дождя сначала ладонью, потом сковородкой, прилаживает как-то сковородку над огнем, чистит картошку, жарит и, пока жарится картошка, чистит плотву, вероятно, добытую вчера у рыбаков. Съедает одну сковородку, съедает другую, потом свертывает себе большую цигарку махорки, закуривает и ложится животом на землю, не обращая никакого внимания, что земля совершенно сырая, что сверху сеет дождь. Глядя на озеро, он курит и наслаждается, курит и счастлив: сыт и совершенно свободен, распределяясь бессмысленно чувствами своими во всей вселенной."

М. Пришвин 1926
Змей носитель богатств

Многим известны литовские и латвийские фольклорные змеи – Айтварас и Пукис, приносящие всякого рода богатства в дом. Но мало кто знает, что на Смоленщине тоже водились такие змеи.

Чтобы обзавестись таким полезным змеем, нужно найти яйцо, которое снесет петух, затем вынашивать его подмышкой 6 недель. В этот срок нельзя ходить в церковь и баню. Затем из яйца вылупится змей. Его взращивают и кормят молоком, берегут, чтобы никто о нем не узнал. Так змея воспитывают лет до семи, тогда он начнает летать и носить, что прикажут: хлеб, молоко, деньги, водку.

арт: "Pūķis" Sindija Anča

#змейносительбогатств #айтварас #фольклор