Возвращаясь к Велнясу / Велесу, а точнее его природе и образности ("безобразности"), хочу отметить здесь виденье очень близкое моему, хужодницы и исследователю балтской мифологии Синдии Анчи (см. скрин).
Те, кто ходят по глухим местам, знают, что хозяин леса зрим. И не столько глазами, сколько каким то архаичным органом чувств. Но в образах выворотней он тоже может проявляться. Выворотень - это явленная на свет подземная, хтоническая природа, обычно скрытая от глаз. Он подобен ей.
Так и природа бога "иной стороны" скорее безформенна, изменчива, опасна, нечеловечна, первородна и дика - подобна необработанным природным формам.
Добавлю к работе Синдии пару своих фотографий с "хозяевами". Один с Семлевского озера, второй с Малого Юринского.
#велняс #велес #мифология
Те, кто ходят по глухим местам, знают, что хозяин леса зрим. И не столько глазами, сколько каким то архаичным органом чувств. Но в образах выворотней он тоже может проявляться. Выворотень - это явленная на свет подземная, хтоническая природа, обычно скрытая от глаз. Он подобен ей.
Так и природа бога "иной стороны" скорее безформенна, изменчива, опасна, нечеловечна, первородна и дика - подобна необработанным природным формам.
Добавлю к работе Синдии пару своих фотографий с "хозяевами". Один с Семлевского озера, второй с Малого Юринского.
#велняс #велес #мифология
Forwarded from Институт археологии РАН
#иаран #наука #археология #экспедиции_иаран #археонаходка
Священное место эпохи палеолита, открытое на верхнепалеолитической стоянке Хотылево 2, было построено вокруг очага: к такому выводу пришли специалисты Института археологии РАН, ведущие археологические исследования на стоянке с 2005 года. В течение 18 лет археологи изучили несколько участков стоянки и собрали большую коллекцию находок, среди которых – кости мамонта, кремневые изделия, украшенные орнаментом артефакты из кости и палеолитические венеры. Все эти находки, а также вкопанные и уложенные кости мамонта, под которыми находились предметы, располагались на площадке, центром которой был углубленный очаг, верхняя часть которого имела квадратные очертания с выложенными бортиками. Сверху очаг был накрыт черепом мамонта.
Священное место эпохи палеолита, открытое на верхнепалеолитической стоянке Хотылево 2, было построено вокруг очага: к такому выводу пришли специалисты Института археологии РАН, ведущие археологические исследования на стоянке с 2005 года. В течение 18 лет археологи изучили несколько участков стоянки и собрали большую коллекцию находок, среди которых – кости мамонта, кремневые изделия, украшенные орнаментом артефакты из кости и палеолитические венеры. Все эти находки, а также вкопанные и уложенные кости мамонта, под которыми находились предметы, располагались на площадке, центром которой был углубленный очаг, верхняя часть которого имела квадратные очертания с выложенными бортиками. Сверху очаг был накрыт черепом мамонта.
Telegraph
«Они накрыли очаг черепом мамонта и ушли навсегда»: новые данные об устройстве священного места эпохи палеолита в Хотылево
Священное место эпохи палеолита, открытое на верхнепалеолитической стоянке Хотылево 2, было построено вокруг очага: к такому выводу пришли специалисты Института археологии РАН, ведущие археологические исследования на стоянке с 2005 года. В течение 18 лет…
Forwarded from Меряфутурист
«Толока», «помочь» и «пособье». Из Диалектологического атласа «Язык русской деревни».
С подачи Васки Шемтолгая изучаю карты Диалектологического атласа «Язык русской деревни». Встретил там карту названий коллективной помощи в сельской работе.
Интересен розовый ареал слова «толока». С точностью, не скажу, связан ли он с беларуским словом талака – «толпа», но семантическая связь, по-видимому, более чем возможна. Сразу оговорюсь, несмотря на то, что слово «толока» присутствует в ярославско-костромском словаре Мельниченко, сам этот термин не имел широкого хождения на территории ИМЗ и был зафиксирован Мельниченко только в Мышкинском, Пречистенском и Ростовском районах Ярославской области (след верхневолжских кривичей?). Основной ареал термина «толока» соответствует балто-славянскому, крывицко-вятичскому субстрату у западных русских. Вне основного ареала оказывается мещерский анклав напротив современной Рязани который, по-видимому, можно ассоциировать с куршаками («литва головастая», «литва некрещеная»). К слову, у куршаков бытовали не только плетеные оборы, сближающие их с беларусами и литовцами, но и лапти «мордовского» типа, черные повилы, встречающиеся у мордвы, марийцев и чувашей. В целом ареал «толоки» совпадает с границами Смоленской, Псковской земель, Верховских княжеств и В.К. Литовского в период его наибольшего расширения.
Также интересны темно-зеленые анклавы, связанные с термином «пособье» располагающиеся в районах Бежецкого верха (Бежецкая пятина В. Новгорода), Тутаева, Чухломы, Судиславля, бывшего древнерусского города Унжа (ныне одноименное село) и Варнавино на Ветлуге. Учитывая основной ареал этого термина, локализующегося между Гдовом и Новгородом, можно осторожно предположить, что верхневолжские и ветлужско-унженские анклавы могут быть своеобразным следом средневековых новгородцев и их языка на землях мери (ИМЗ и Меровия). Возможно, некогда основной ареал термина «пособье» охватывал и сам Новгород, куда позднее, после новгородского погрома и Ливонской войны, вместе с замещающей верхневолжской миграцией проник термин «помочь» характерный для центральной Московии. В итоге вытеснивший аутентичное «пособье» на новгородско-чудское пограничье.
#диалекты #кривичи #вятичи #меря #словене
С подачи Васки Шемтолгая изучаю карты Диалектологического атласа «Язык русской деревни». Встретил там карту названий коллективной помощи в сельской работе.
Интересен розовый ареал слова «толока». С точностью, не скажу, связан ли он с беларуским словом талака – «толпа», но семантическая связь, по-видимому, более чем возможна. Сразу оговорюсь, несмотря на то, что слово «толока» присутствует в ярославско-костромском словаре Мельниченко, сам этот термин не имел широкого хождения на территории ИМЗ и был зафиксирован Мельниченко только в Мышкинском, Пречистенском и Ростовском районах Ярославской области (след верхневолжских кривичей?). Основной ареал термина «толока» соответствует балто-славянскому, крывицко-вятичскому субстрату у западных русских. Вне основного ареала оказывается мещерский анклав напротив современной Рязани который, по-видимому, можно ассоциировать с куршаками («литва головастая», «литва некрещеная»). К слову, у куршаков бытовали не только плетеные оборы, сближающие их с беларусами и литовцами, но и лапти «мордовского» типа, черные повилы, встречающиеся у мордвы, марийцев и чувашей. В целом ареал «толоки» совпадает с границами Смоленской, Псковской земель, Верховских княжеств и В.К. Литовского в период его наибольшего расширения.
Также интересны темно-зеленые анклавы, связанные с термином «пособье» располагающиеся в районах Бежецкого верха (Бежецкая пятина В. Новгорода), Тутаева, Чухломы, Судиславля, бывшего древнерусского города Унжа (ныне одноименное село) и Варнавино на Ветлуге. Учитывая основной ареал этого термина, локализующегося между Гдовом и Новгородом, можно осторожно предположить, что верхневолжские и ветлужско-унженские анклавы могут быть своеобразным следом средневековых новгородцев и их языка на землях мери (ИМЗ и Меровия). Возможно, некогда основной ареал термина «пособье» охватывал и сам Новгород, куда позднее, после новгородского погрома и Ливонской войны, вместе с замещающей верхневолжской миграцией проник термин «помочь» характерный для центральной Московии. В итоге вытеснивший аутентичное «пособье» на новгородско-чудское пограничье.
#диалекты #кривичи #вятичи #меря #словене
Пополнение в атлас сакральной географии Поугорья.
Товарищи ходили в сплав и остановились у д. Гремячка. Гремячкой она, как вы понимаете, названа не с проста - у деревни есть источник, и к тому же, множество крупных камней - редкий останцовый выход породы. На лицо характерная местная мифологема о "громовых водах", о которых я уже писал ранее. Здесь и источник (гремячий) и камни - типичный сюжет о вызволении вод Громовником и загораживании русла Змеем.
#громовыеводы #гремячка #угра #сакральнаягеография #крыница #мифология
Товарищи ходили в сплав и остановились у д. Гремячка. Гремячкой она, как вы понимаете, названа не с проста - у деревни есть источник, и к тому же, множество крупных камней - редкий останцовый выход породы. На лицо характерная местная мифологема о "громовых водах", о которых я уже писал ранее. Здесь и источник (гремячий) и камни - типичный сюжет о вызволении вод Громовником и загораживании русла Змеем.
#громовыеводы #гремячка #угра #сакральнаягеография #крыница #мифология
ДЕРЕВЯННЫЕ БОГИ СМОЛЕНЩИНЫ
Уникальные фотографии смоленских деревянных скульптур, собранные учеными и музейщиками в 20-е гг. 20 в. из закрывающихся храмов.
На первом фото интерьер "каплицы" из деревни Пензево Дорогобужского уезда, Смоленская губ., далее "деревянные боги" из сельских храмов Смоленщины. Все скульптуры ныне утрачены.
Этот чудом сохранившийся фотоматериал, в хорошем качестве, можно увидеть в Дорогобужском музее на выставках.
Всё таки совершенно особый дух народной веры несет деревянная скульптура. Явление в православии редкое, и на сей день, настолько из памяти вычещенное, что при просмотре этих снимков современный зритель почуствует даже некую неловкость.
источник
#смоленскаядеревяннаяскульптура #деревянныебоги #смоленщина #народнаявера #народноеправославие
Уникальные фотографии смоленских деревянных скульптур, собранные учеными и музейщиками в 20-е гг. 20 в. из закрывающихся храмов.
На первом фото интерьер "каплицы" из деревни Пензево Дорогобужского уезда, Смоленская губ., далее "деревянные боги" из сельских храмов Смоленщины. Все скульптуры ныне утрачены.
Этот чудом сохранившийся фотоматериал, в хорошем качестве, можно увидеть в Дорогобужском музее на выставках.
Всё таки совершенно особый дух народной веры несет деревянная скульптура. Явление в православии редкое, и на сей день, настолько из памяти вычещенное, что при просмотре этих снимков современный зритель почуствует даже некую неловкость.
источник
#смоленскаядеревяннаяскульптура #деревянныебоги #смоленщина #народнаявера #народноеправославие
ВЕРЖАВСК
Вержавск - второй по значимости город в Смоленском княжестве, центр волости Вержавляне Великие (включала 9 погостов), крупнейший податный центр Смоленской земли.
Город стоял на берегу между озерами Ржавец и Поганое. Ныне находится на территории нацпарка "Смоленское Поозерье" у д. Городище.
#вержавск #смоленскоекняжество #кривия
Вержавск - второй по значимости город в Смоленском княжестве, центр волости Вержавляне Великие (включала 9 погостов), крупнейший податный центр Смоленской земли.
Город стоял на берегу между озерами Ржавец и Поганое. Ныне находится на территории нацпарка "Смоленское Поозерье" у д. Городище.
#вержавск #смоленскоекняжество #кривия
Тур де Осьма. Октябрь 2020.
На первом фото, мой товарищ Алексей, стоит на вершине древнебалтского городища посреди полумертвой деревни.
Маршрут тянулся по Смоленским грунтовым просёлкам, средь брошенных деревень, городищ, курганов и осенних стылых лесов.
Темнело рано, лагерь разбивали уже в темноте. На финал первого ходового дня был душевный ужин у костра, стэйк и блэк-метал из колонки. Засыпали под первобытный рёв оленя у лагеря и плеск бобров в реке.
#осьма #смоленщина #велотуризм
На первом фото, мой товарищ Алексей, стоит на вершине древнебалтского городища посреди полумертвой деревни.
Маршрут тянулся по Смоленским грунтовым просёлкам, средь брошенных деревень, городищ, курганов и осенних стылых лесов.
Темнело рано, лагерь разбивали уже в темноте. На финал первого ходового дня был душевный ужин у костра, стэйк и блэк-метал из колонки. Засыпали под первобытный рёв оленя у лагеря и плеск бобров в реке.
#осьма #смоленщина #велотуризм