Криватроп
2.2K subscribers
1.64K photos
42 videos
1 file
239 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
К размышлению

Материал: Velnio Banda: "Стадо Вяльняса" Н. Велюс 1981

#мифология #вяльнес
Forwarded from NUMINOSUM
​​#мысли #обзор
«Исследования по этимологии и семантике» – это многотомное издание работ отечественного лингвиста, культуролога, литературоведа и лингвофилософа Владимира Николаевича Топорова (1925–2005). Сегодня хочу сделать небольшой обзор первого тома – наиболее крупного и важного. Однако перед этим скажу о самом авторе и личном опыте знакомства с его текстами.

Я уже долгое время собираюсь с мыслями, чтобы написать что-то существенное о Топорове – м. б. даже очерк (а не просто серию постов). Топоров – один из трех мыслителей (наряду с Платоном и Хайдеггером), оказавших на меня наибольшее влияние. На первом или втором курсе истфака ЮФУ я прочел его статью «О ритуале. Введение в проблематику», после чего, можно сказать, уже никогда не остался прежним. Что наиболее всего поразило в этой статье и затем в других его работах? Я бы сформулировал это так: способность к сосредоточенному, внимательному (не только в академическом, но и в аскетическом смысле) погружению в тему, сочетающаяся с высокой профессиональной компетентностью, академизмом и своеобразной суггестивной стилистикой. В своих ключевых работах, посвященных мифопоэтической мысли (шире – религиозной мысли), он как будто на каком-то «подпороговом» уровне воспроизводил атмосферу тех текстов, с которыми взаимодействовал, – прежде всего, древнеиндийских и вообще индоевропейских мифопоэтических источников. Это своего рода академическая магия или филологические камлания – на самом деле, уникальный тип текста. С одной стороны, его трудно читать, требуется усидчивость и внимательность, но с другой – в него с неизбежностью погружаешься и он уносит тебя куда-то далеко; притом все эти бесконечные реконструкции, языковые формы и связи, граничащие порой с народной этимологией, заряжены особой энергией, это все как один большой заговор, который ведун Топоров сочинил, чтобы сделать тебя адептом своей научной традиции, а через нее – духовной традиции индоевропейских народов. Собственно, захваченность этим текстом и привела меня туда, куда привела – в индоевропеистику, результатом чего среди прочего стала подготовка книги «Солнечный лик истины» и ряда других работ по индоевропеистике – например, статьи «Об индоевропейском мировидении».

Вообще о Топорове сложно писать. К нему трудно подступиться. Это настоящая интеллектуальная и духовная глыба. Я рекомендую ознакомиться как минимум с двумя текстами о нем: со статьей С. М. Толстой и статьей С. Г. Бочарова. Надеюсь, к его личности и текстам еще вернусь: тема непростая и неоднозначная.

Первый том «Исследований по этимологии и семантике» является в большей степени теоретическим. Главные проблемы: теоретические вопросы этимологии, семантика числа в архаических текстах, семантика и функция имени в архаических текстах, а также частные темы, связанные с ритуалом, мифом, анаграммами и др. Лично мне представляются наиболее интересными две статьи: «Пространство и текст» и «О ритуале». Примечательно, что в большом предисловии к книге сам Топоров показывает глубинную связь различных видов этимологии – научной, народной, философской, мистической и пр. – связь, которая обеспечена «стратегией с установкой на “выжимание-выведение” смысла из звука, выстраивающей варианты решения проблемы смысла в пределах поля, задаваемых звуками данного слова, и предполагающей те же повторные метания от смысла к звуку, от звука к смыслу с целью выявления каких-либо признаков соотнесенности, взаимной симпатии, следов своего рода “притирания” звука, льнущего к смыслу, смысла, тоскующего по воплощению в звуке» (Топоров). Я думаю, всю эту книгу нужно читать с учетом этой стратегии «выжимания» смысла из звука и в перспективе глубинного единства различных практик этимологизирования.
Очень точные слова С. Ю. Бородая о В. Н. Топорове. Его труды и уровень полета / погружения близок к магии (не в профанном понимании этого термина). В контексте изучения балто-славянской традиции и мифологии его труды - это безусловная база. А его "Baltica Подмосковья", наряду с лингвистическим анализом Верхнего Поднепровья и Верхнеочья это game changer, до конца достаточно так и не отрефлексированный.

#топоров
Возвращаясь к Велнясу / Велесу, а точнее его природе и образности ("безобразности"), хочу отметить здесь виденье очень близкое моему, хужодницы и исследователю балтской мифологии Синдии Анчи (см. скрин).

Те, кто ходят по глухим местам, знают, что хозяин леса зрим. И не столько глазами, сколько каким то архаичным органом чувств. Но в образах выворотней он тоже может проявляться. Выворотень - это явленная на свет подземная, хтоническая природа, обычно скрытая от глаз. Он подобен ей.

Так и природа бога "иной стороны" скорее безформенна, изменчива, опасна, нечеловечна, первородна и дика - подобна необработанным природным формам.

Добавлю к работе Синдии пару своих фотографий с "хозяевами". Один с Семлевского озера, второй с Малого Юринского.

#велняс #велес #мифология
#иаран #наука #археология #экспедиции_иаран #археонаходка

Священное место эпохи палеолита, открытое на верхнепалеолитической стоянке Хотылево 2, было построено вокруг очага: к такому выводу пришли специалисты Института археологии РАН, ведущие археологические исследования на стоянке с 2005 года. В течение 18 лет археологи изучили несколько участков стоянки и собрали большую коллекцию находок, среди которых – кости мамонта, кремневые изделия, украшенные орнаментом артефакты из кости и палеолитические венеры. Все эти находки, а также вкопанные и уложенные кости мамонта, под которыми находились предметы, располагались на площадке, центром которой был углубленный очаг, верхняя часть которого имела квадратные очертания с выложенными бортиками. Сверху очаг был накрыт черепом мамонта.
Пополнение в атлас сакральной географии Поугорья.

Товарищи ходили в сплав и остановились у д. Гремячка. Гремячкой она, как вы понимаете, названа не с проста - у деревни есть источник, и к тому же, множество крупных камней - редкий останцовый выход породы. На лицо характерная местная мифологема о "громовых водах", о которых я уже писал ранее. Здесь и источник (гремячий) и камни - типичный сюжет о вызволении вод Громовником и загораживании русла Змеем.

#громовыеводы #гремячка #угра #сакральнаягеография #крыница #мифология
ДЕРЕВЯННЫЕ БОГИ СМОЛЕНЩИНЫ

Уникальные фотографии смоленских деревянных скульптур, собранные учеными и музейщиками в 20-е гг. 20 в. из закрывающихся храмов.

На первом фото интерьер "каплицы" из деревни Пензево Дорогобужского уезда, Смоленская губ., далее "деревянные боги" из сельских храмов Смоленщины. Все скульптуры ныне утрачены.

Этот чудом сохранившийся фотоматериал, в хорошем качестве, можно увидеть в Дорогобужском музее на выставках.

Всё таки совершенно особый дух народной веры несет деревянная скульптура. Явление в православии редкое, и на сей день, настолько из памяти вычещенное, что при просмотре этих снимков  современный зритель почуствует даже некую неловкость.

источник

#смоленскаядеревяннаяскульптура #деревянныебоги #смоленщина #народнаявера #народноеправославие
Forwarded from вытоло
ВЕРЖАВСК

Вержавск - второй по значимости город в Смоленском княжестве, центр волости Вержавляне Великие (включала 9 погостов), крупнейший податный центр Смоленской земли.  

Город стоял на берегу между озерами Ржавец и Поганое. Ныне находится на территории нацпарка "Смоленское Поозерье" у д. Городище.

#вержавск #смоленскоекняжество #кривия