Схема и реконструкция знаменитого Тушемлинского городища-святилища.
По городищу на Тушемле была названа восточно-балтская культура 4-7 веков в Верховьях Днепра.
Раскопки 1950х показали в мысовой части городища святилище, представляющее собой круговую ограду диаметром 5.5м с центральным столбом-идолом.
#тушемля #тушемлинскаякультура #смоленщина
По городищу на Тушемле была названа восточно-балтская культура 4-7 веков в Верховьях Днепра.
Раскопки 1950х показали в мысовой части городища святилище, представляющее собой круговую ограду диаметром 5.5м с центральным столбом-идолом.
#тушемля #тушемлинскаякультура #смоленщина
ГОСТ - НЕ ГОСТЬ
При изучении гидронимии Смоленщины и соседних районов, среди балтской субстратной доменанты, выделяется ряд архаичных славянских гидронимов с компонентом -гост/гощ, как например: Гостижа (3 в Смоленской, 2 в Тверской, 2 в Калужской), Любигостя, Любогощь, Сарогощ, Сырогощ, Сырогожа, вероятно сюда же можно отнести Мокрегач, и тп. Параллей множество в Беларуси, Новгородской, Калужской, Брянской областях,
Долгое время большинством исследователей считалось, что гидронимы на -гощ-/-гост- имеют деантропонимное происхождение от славянских имен с компонентом 'гост' этимологически связанным с "гостем". Но проблема в том, что деантропонимика не находит достоверного подтверждения в гидронимической практике. Даже если и так, то сам феномен такого широкого использования "гостей" и в именах, и в топонимики, и даже в теонимии, очень сомнителен.
Наиболее вероятная версия этимологии, на мой взгляд - это просихождение гост/гощ, гоща от слав. - лес, восходящее к ПИЕ gųes - gųos - gus - 'лес' и его расширитель gųozdo, например в словенском роща - hosta, в западнослав. gozd, gwozd - лес. А при таких многочисленных топонимах из соседних регионов как Гощ, Гоща, Черногостье и т. п. напрашивается вывод, что компонент -гост/гощ в гидронимии связан именно с лесной природой рек. Где Гостижа(-ка) - лесная, Са(ы)рогоща - "сыролеска"; Мокрегач(гощ) - "мокролеска" и тп.
Что касается значительного числа славянских имен и теонимов с формантом -гост/гощ - то тут мне видится этимология не от "гостя /гостей" а от родственного "лесу-госту" смысла "густо = богато". См. словенск. go^st, gósta, словацк. hustý, польск. gesty. Так же др.-лит. gánstus - богатый, зажиточный; латыш. guosts - масса, рой. Отсюда становится прозрачным смысл слав. статусных имен, таких как: Гостомысл, Гостислав, Радогост и тп.
#гидронимы #этимология #антропонимика
При изучении гидронимии Смоленщины и соседних районов, среди балтской субстратной доменанты, выделяется ряд архаичных славянских гидронимов с компонентом -гост/гощ, как например: Гостижа (3 в Смоленской, 2 в Тверской, 2 в Калужской), Любигостя, Любогощь, Сарогощ, Сырогощ, Сырогожа, вероятно сюда же можно отнести Мокрегач, и тп. Параллей множество в Беларуси, Новгородской, Калужской, Брянской областях,
Долгое время большинством исследователей считалось, что гидронимы на -гощ-/-гост- имеют деантропонимное происхождение от славянских имен с компонентом 'гост' этимологически связанным с "гостем". Но проблема в том, что деантропонимика не находит достоверного подтверждения в гидронимической практике. Даже если и так, то сам феномен такого широкого использования "гостей" и в именах, и в топонимики, и даже в теонимии, очень сомнителен.
Наиболее вероятная версия этимологии, на мой взгляд - это просихождение гост/гощ, гоща от слав. - лес, восходящее к ПИЕ gųes - gųos - gus - 'лес' и его расширитель gųozdo, например в словенском роща - hosta, в западнослав. gozd, gwozd - лес. А при таких многочисленных топонимах из соседних регионов как Гощ, Гоща, Черногостье и т. п. напрашивается вывод, что компонент -гост/гощ в гидронимии связан именно с лесной природой рек. Где Гостижа(-ка) - лесная, Са(ы)рогоща - "сыролеска"; Мокрегач(гощ) - "мокролеска" и тп.
Что касается значительного числа славянских имен и теонимов с формантом -гост/гощ - то тут мне видится этимология не от "гостя /гостей" а от родственного "лесу-госту" смысла "густо = богато". См. словенск. go^st, gósta, словацк. hustý, польск. gesty. Так же др.-лит. gánstus - богатый, зажиточный; латыш. guosts - масса, рой. Отсюда становится прозрачным смысл слав. статусных имен, таких как: Гостомысл, Гостислав, Радогост и тп.
#гидронимы #этимология #антропонимика
В продолжение поста про элементы на крышах, имел беседу с коллегой. Такие "стрелочки" это не минималистичные "коньки", а обереги-громоотводы. В народном представлении, Громовник, увидев молнию на доме, не станет бить в это место своей.
Такие "стрелочки" встречаются по всей Смоленщине и особенно распространены в Радимицком крае - на Гомельщине и Брянщине.
На фото стрелочка из Глинковского района Смоленской области.
Фото: Svajksta
#архитектура #домоваярезьба #смоленщина
Такие "стрелочки" встречаются по всей Смоленщине и особенно распространены в Радимицком крае - на Гомельщине и Брянщине.
На фото стрелочка из Глинковского района Смоленской области.
Фото: Svajksta
#архитектура #домоваярезьба #смоленщина
Фотки с вечерней прогулки. Качество поганое потому что на улице темно. Делюсь стрелами-громоотводами, красивой домовой резьбой и башней Вяземской крепости.
#домоваярезьба #вязьма
#домоваярезьба #вязьма
Советы по пчеловодческой магии и фолк-хоррор история про попа-колдуна-пчеловода от Смоленских крестьян позапрошлого века.
#добровольский #фольклор #смоленщина #пчеловодство
#добровольский #фольклор #смоленщина #пчеловодство
Оковский лес. Исток Днепра. Конец лета 2021. Гавриловское болото усыпано клюквой, заброшенная медвежья берлога, заброшенные деревни - край жрецов, раскольников и разбойников - край духовных партизан.
#оковскийлес #истокднепра #кривия
#оковскийлес #истокднепра #кривия
Рубрика #выходнойкраевед
Подъемный материал с сегодняшней исследовательской вылазки. Завтра все подробности.
Подъемный материал с сегодняшней исследовательской вылазки. Завтра все подробности.
Были в исследовательском рейде, искали городища по Волосте и Угре. На Волосте городищ не нашли, а вот на Угре разыгрался целый концерт. Мы заехали на высокий берег, где взору открылось небольшое, отрезанное от поля глубоким рвом городище - дремучее, РЖВшное. На его вершине высились ломаные ветрами деревья. В это время с запада надвинулась свинцовая туча, закрывшая весь горизонт. Рядом с этим городищем, к нашему удивлению, было еще одно. Гроза приближалась. Деревья закачало ветром, зарядил ливень. Мы встали между городищами, подальше от больших деревьев. Перкунас резал небо всполохами молний, метая их в синий лес за рекой, раскаты сотрясали нутро. Трудно выразить, но стоя на древнем, красивом месте в такую погоду чувствуешь, что то особенное. Часто бывает так, что когда городища парные, одно из них может служить святилищем. Может быть и в этом случае так. Лично у меня появилось чувство, что я побывал на священнодействии. После этой грозы ушла летняя жара, воздух стал остывать - это был поворот на осень.