Криватроп
1.94K subscribers
1.49K photos
43 videos
1 file
217 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
Вчера на прогулке у Семлевского (Стоячего / Мертвого / Черного) озера встретился с местным.

#семлево
В Семлёво, на здании почты, сохранился логотип министерства связи СССР - атрибуты Жницы и Громовержца пронзенные молнией. Стиль.

#ссср #архетипы
Немного фотографий с прогулки к Семлевскому озеру.

По легенде, в него, французами были сброшены обозы с награбленными в Москве сокровищами. Подробнее на фото с инфощитом.

#семлево #стараясмоленскаядорога
Сегодня Ильин день, поэтому вот вам Гнездовский Перун.

Одна из самых ранних антропоморфных фигурок из свинца на территории Восточной Европы. Идол был найден в 2003 году в Гнездовском археологическом комплексе на территории ремесленной мастерской в пойменной части городища.

У идола хорошо проработано лицо – крупный прямой нос, круглые выпуклые глаза, усы. На голове особая шапка с навершием, состоящая из восьми лопастей. Перун одет в рубаху до колен, которая ниже пояса собранна в складки. Отчетливо выделен пояс. Правая рука лежит на животе, левая чуть ниже на поясе.

#ильиндень #ильягромовник #перун #гнездово #перунчик
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Осень на Осьме (2022)

Городище и курганы древнего Мстиславца.

#мстиславец #осьма #смоленщина
📯 ИЩУ ИЛЛЮСТРАТОРА

который(ая) работает или близок к мифологической / исторической / фольклорной тематике.

Прошу накидать в коменты ссылки на художников-иллюстраторов, которые вам в этой теме нравятся, и которых вы бы посоветовали для работы в интересном проекте.
ГРЕБЕНЬ-ОБЕРЕГ

Помимо "коников смоленского типа", к кривицким племенным оберегам можно отнести особый тип привесок-гребней 11-13 веков.

Такие привески имеют распростронение в ареале Верхнего Днепра. Более широкий ареал можно описать так: от западных границ Полоцкого княжества до западного побережья реки Нерли, притока Клязьмы.

Семантика гребня связана со здоровьем и красотой.

#привескагребень #кривичи #оберег
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Слушаем с котом звон из 11 века.
Forwarded from Великая Кривия
Старенький текст-зарисовка моего товарища, из далекого уже 2012го, сквозящий духом российской БМ сцены того времени, исполненный любовью к родному кривицкому краю.


"Коротенькая зарисовка....Выразил просто то, что было на Душе...
Этим летом мне впервые за 25 лет удалось побывать а Краю моего Рода...
Я понял что бесконечно влюбился в этот Край Лесов и Озер....Край, где жили и умирали мои прадеды....
Земли кривичей...оз.Лучани.

Ночное небо наполнилось могучей тяжестью. Исcине-черные облака сбились в однородную исполинскую массу заслоняя собой яркие звезды июльского неба. Озерная гладь, казалось, впитала в себя всю ту небесную угрюмую черноту, и кажется удваивало ощущение инфернальности происходящего. Озерные острова чернели лесными истуканами над поверхностью воды, дырявя, своими еловыми верхушками, заволочённое небо. Выгоревшие на жарком солнце, полевые травы стояли не двигаясь, словно боясь нарушить тишину окружающего их мира. Лесные птицы, столь радостно щебетавшие в лучах заходящего солнца, теперь замолкли и уж больше не поют, свои развеселые ,песни. Столь досаждавшие днем комары тоже, куда то резко подевались, дав передохнуть от своего назойливого писка. Все вокруг замерло в девственной тишине….

Я стоял и смотрел. Смотрел ввысь, туда, где тучи уже начинали полыхать огненными сполохами небесного огня. Туда где уже послышался звенящий треск разломанного небосвода и ,пока еще далекий, но уже нарастающий гул. Первые капли июльского дождя, робкой поступью, начали отбивать дробь на моих плечах. Огромное озерное зеркало было разбито в считаные секунды миллиардом маленьких водяных капель. Горделивые стебли Иван-Чая были поставлены на колени перед величавой мощью ,набравших силу, водяных струй. И вот уже дождь превратился в Ливень Штурмовых Атак. Громовое Колесо катилось все быстрее и быстрее, стеля утробный зов Первородных начал, вперед себя. Страха не было вовсе. Ощущение единения с чем-то могучим и древним полностью овладевало мной. Хотелось кричать во всю грудь, захлебываясь песнью Вольных Струй и Туманами Еловых Полесий.

И вот первая Перунова Стрела , с треском разбивающихся вражьих щитов, пронзила тьму яркой ослепляющей вспышкой. Стрела ударила прямо по водяным доспехам, кованным из озерных вод, чистого песка и глубинного ила. Озеро молча поглотило энергию удара в своих глубинах. Гром бил и бил, Молнии полыхали и полыхали. Эйфория расщепляла мои клетки на атомы, а затем снова собирало их в преддверии каждого нового Удара. Я стоял и глядел на эту бесконечную феерию Огня и Воды, глазами своих Пращуров. Я чувствовал их души у себя за спиной, там, где сосновый бор укрывал от чуждых взглядов, валы древне-славянского городища. Они глядели на меня белесыми своими очами и чуть слышно шептали мне свои древние песни. Я чувствовал Сердце этого Озернго края в своем человеческом маленьком сердце, которое вновь обрело свободу, оказавшись наедине с Родной Землей. Город отобрал у меня Небо и Землю. Город отобрал у меня Память, заковав ее в бетонные стены и плотно закрыв меня за заборами из металла и пластмассы. Но обрубить все Это он не смог…..и не сможет…никогда пока жив буду……"

Lesvolk (2012г.)

#кривия
"Еще один весьма архаический мотив в белорусском этногоническом предании — это ритуал воцарения (вокняжения) на территории, которую за определенный промежуток времени обежит то или иное сакральное животное, в данном случае два пса. В легенде о вокняжении князя Витовта, записанного в Смоленской губернии, рассказывается, как после смерти короля-богатыря его слуги решили пустить на свободу королевского коня с тем, чтобы он нашел себе нового наездника, т.е. нового короля. Конь, походив по королевству, нашел старого деда, который вил веревки. Он и был провозглашен королем и получил имя Витовт по созвучию со словом «вить».
Описанный в легенде обряд восхождения на престол нового правителя очень близок хорошо известному у индийских ариев ритуалу ашвамедха (aśvamedhá), во время исполнения которого царь следует за выпущенным белым конем и этим самым свидетельствует свою власть над всеми землями, куда приходит конь. После того, как конь обойдет все царство, он приносится в жертву."

С. Санько.
На Софийском соборе в Полоцке есть граффити с именами, оставленные, вероятно строителями 11-12 вв. Среди имен заморских, есть три архаичных, местных: Тума, Копыс(ь), Воришко, которые перекликаются с названиями Смоленских рек.

Далее текст Свайксты:

"Агляд унутранасці полацкага Сафійскага сабору для наведніка пачынаецца з каменя, які адшукалі ў падмурку бажніцы і датуюць 11-12 ст. На пачэснае пярвейшае месца камень высунуты, бо на ім, нібы на той косці, выдрапаныя імёны. Не без падставы мяркуюць, што гэта імёны будаўнікоў.

Імёны такія: Давыдь, Тоума (на камені напісана двойчы), Микоула, Кьпьсь, Петьрь, Воришько (напісана двойчы).

Прыкметна, што, як выглядае, палова з іх носіць імёны прынесеныя (Давыд, Мікула, Пётр), але ў другой паловы – імёны даўнейшыя, тутэйшыя, балцкія (Тума, Копыс(ь), Варышка).

Як вядома, у балтаў у антрапаніміі номэны часам да неадрознення такія ж, як і ў гідраніміі. Адпаведныя балцкія рачныя імёны – Тумерта (возера на Верхняй Дзвіне), Копыс (прыток Дзясны на захадзе Смаленшчыны), Воря (прыток Угры на захадзе Смаленшчыны). У Літве: Tumėja, Kapėsė, Varė. І па сёння на Пасожжы, за Дняпром, сустракаюцца прозвішчы кшталту Копасаў, Копысаў, Варэйка, Курышка, Булышка і пад
."

https://svajksta.by/archives/39804

#антропонимика #гидронимы