Криватроп
1.94K subscribers
1.49K photos
43 videos
1 file
217 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
БЕРЕЗУЙСК

Есть места в которых дыхание истории чувствуешь кожей. Таков погост Молодой Березуй, где в средние века стоял литовский городец Березуйск. Как и все соседние города на Вазузе, имеет богатую порубежную историю. Упоминается впервые в 1370 году.

Здесь, как и в Хлепене городище занято кладбищем. Венчают высокий холм руины каменной церкви.

Здесь Вазуза плещется о крутые берега, а ветер шумит в густых летних травах. Они поют песню о былых временах. И песню эту услышит не каждый. Приезжай, послушай, может тебе расскажут о братьях, что перебрасывались камнями через реку, а может услышишь речь тех, кто назвал эту реку Вазузой.

#березуйск #вазуза
Костяная шахматная фигурка слона из арабо-персидского набора 12-13 вв.

Найдена Смоленской экспедицией ИА РАН на Бурцевой горе в Рославле, летом 2023г.

#рославль #археология
Текст того самого письма Ольгерда патриарху Филофею:

"От литовского государя Ольгерда Приветствие патриарху. Ты прислал мне письмо через моего человека Фёдора; что митрополит тебе на меня жаловался. Он так говорит: "Государь Ольгерд на нас напал". Я не напал; они напали первыми, не сдержав присяги, которую давали мне, целуя крест, и договора не расторгнув. Они нападали на меня девять раз; брата моей жены князя [Тверского] Михаила, пригласили к себе, дав присягу, и митрополит развеял любые опасения насчёт того, сможет ли он прибыть свободно и отбыть, когда захочет, но они взяли его в плен. И моего зятя князя Нижненовгородского Бориса пленили и отняли у него княжество. Они напали на моего зятя Ивана из Новосиля и на его княжество, заключили в плен его мать и мою дочь угнали [в неволю], и присяги, которую им дали, не сдержали. Несмотря на то, что целовали крест, они отняли у меня сие крепости: Ржев, Сишку, Гудин, Осечно, Горичин, Рясну, Великие Луки, Кличень, Вселук, Волгу, Козлов, Липицу, Тесов, Хлепень, крепость Фомы, Березуй, Калугу, Мценск. Всё то есть крепости, и всех их отняли, и ни присяги не сдержали, ни договора не расторгнули. Мы, не будучи в силах терпеть, в свою очередь напали на них, и если они мне не возместят [ущерб], я больше мириться не намерен. С твоего благоволения их митрополит до сих пор благословляет их на кровопролитие. Во времена наших отцов митрополитов, таких как этот, не было: он благословляет московитов на кровопролитные войны и не идёт ни к нам, ни в Киев; и если человек мне присягнёт, целуя крест, и к ним сбежит, митрополит его освобождает от присяги. Где это на свете слыхано, что бы освобождали от присяги? Козельский князь Иван, мой подданный, присягнул со своей матерью, с братьями, с женой и детьми, что будет мне верен, но он, взяв свою мать, братьев, жену и детей, сбежал, а митрополит освободил его от присяги. Иван из Вязьмы присягнул мне на кресте и сбежал, и заложников предал, а митрополит освободил его от присяги на кресте. Василий Нагубник присягнул архиепископу, и архиепископ был его поручителем, но он предал архиепископа и сбежал, а митрополит освободил его от присяги; и многие другие сбежали, и он освободил их от присяги, т.е. оттого, что целовали крест. Митрополиту следовало бы благословить их на помощь нам, ибо мы их от немцев защищаем. Мы приглашаем митрополита к себе, но он к нам не идёт; дай нам другого митрополита - Киеву, Смоленску, Твери, Малой Руси, Новосилю, Нижнему Новгороду."

#вкл #порубежье
А вот, через 100 лет, в 1487 году король Казимир посылает посольство к Великому князю Московскому Ивану III Васильевичу с требованием найти управу на московских князей, разорявших приграничные литовские территории. «...А так же волости хлепенские выбрали села пожгли, кони и коровы и ину каждую животину, платья и все статки побрали; а всего взяли на полтораста коней а полтораста коров; а платья и иных стаков на шестьдесят рублей ризских».

#хлепень #вкл #вкм
Вяземская "Поклонная Гора"

На западной оконечности города Вязьма есть "Поклонная Гора". Здесь до начала 20 века распологались два больших кургана, на которых в свое время были установлены дозорные вышки, звались они "сторожевые". Так же, было обнаружено множество запаханных курганов неподалеку. Е. Н. Клетнова в начале 20 века проводила на этих курганах раскопки.

Место примечательно тем, что это доминантная высота на западе города и отсюда открывается обзор на всю округу. Интересно, что народная память сохранила название "Поклонная Гора", очевидно это отголосок почитания места захоронения аж с 10 века как минимум (так как останки в курганах были кремированы на очень сильном костре).

Курганный могильник был разрушен раскопом с целью забора песка. Ныне захламлен строительным мусором и перекопан.

Вот такой вид отсюда открывается сегодня.

#вязьма #поклоннаягора
В Сычевском краеведческом музее, экспозицию с фауной украшают работы Ржевского художника Игоря Рослякова. Росляков пишет на любом подручном материале от ДСП и старых стульев до чемоданов. Сотрудники музея сказали, что И. Рослякова можно встретить в Ржеве в районе ул. Ленина и купить его работы.

#искусство #ржев #вазуза
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Помните тему "громовых вод"?

Вот, видео от подписчика, с Громового Колодца в Брянской области.

Знал бы еще архимандрит почему он "громовой".

#громовыеводы #громовойколодец #брянщина
[К репосту ниже] На Смоленщине змея-обоготителя выводили из яйца трехлетнего петуха, которое нужно было долгое время носить подмышкой, и когда змей вылупится, его следовало кормить десят лет. Потом змея смело можно посылать за богатством, продуктами и водкой по соседним деревням.

#хут #фольклор #смоленщина #змейобогатитель #добровольский
Читаю книгу исследователя А. Греймаса «О богах и людях. Исследования по литовской мифологии». Добрался до раздела про айтварасов (лит. aitvaras).

Айтварас – змей, который может приносить своему хозяину богатства. Узнавая больше про этот образ, невозможно было не провести параллели с белорусским змеем под названием «Хут», записи про которого были сделаны в Мядельском и Докшицком районах. Персонажи практически идентичны и различаются, пожалуй, только названием. Любопытно, что у айтвараса есть и другие названия, среди которых есть кутас, шкутас и хутас. Что только укрепляет в мысли, что хут и айтварас – один и тот же персонаж.

Этимология может быть связана и с иранским pativāra, которому может восходить и слово «пачвара». Я этой темы слегка касался в записи про ужей. https://telegra.ph/Pro-uzhej-drevnost-i-pervobytnost-01-03

А еще интересно, что айтварас, похоже, проник еще и в финскую мифологию. Там есть змеиный персонаж под названием Ajattara.

В качестве иллюстрации — рисунок Павла Зыха (Paweł Zych).
Встретил свой новый виток вокруг Солнца с близкими людьми.

#угра
Трейлер фильмa Baltu Ciltis (Baltic Tribes: Last Pagans of Europe) 2018.

Научно-популярный документальный фильм режиссеров Лауриса Абеле и Райтиса Абеле о балтах в 13 веке. Фильм состоит из исторических реконструкций, живых сцен и компьютерной анимации, дополненных закадровыми комментариями ученых-специалистов в данной области.

#кино #baltuciltis

https://youtu.be/ueMedLnmv2Y
Немного классных снимков из Смоленского исторического музея.

фото: Lykvar

#смоленск #музей