Криватроп
2.19K subscribers
1.59K photos
43 videos
1 file
238 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
Вчера над Смоленщиной было видно северное сияние.

Фото: Сергей Хабаров, Жан Боровенский, Илья Мельников
В свежей статье Свайксты приводится следующее:

"Менавіта тут – паміж Наваградкам, Свіцяззю і Карэлічамі – цякуць рэчкі з яцвяжскімі назвамі Нёўда і Сёгда. Яшчэ сто гадоў таму было трапна прапанавана бачыць гэтыя рачныя назвы ўтворанымі з дзвюх асноў і другую з гэтых асноў “-да” выводзіць ад яцвяжскага *udā.

Адпачатна гэтае слова мела значыць “вада”, але зусім рана займела і яшчэ значэнне – “рака”. Сожская рака У‌дага – таксама гэтага кораня. Дый толькі на яцвяжскай тэрыторыі гэтае *udā выкарыстоўвалася ў двухасноўных рачных назвах. Падляшская Саколда – “Сакаліная рака”, а нашая Ясельда – “Імклівая рака”."


И здесь мне сразу вспоминается деревня Уда на реке Утка у нас под Вязьмой. Местные поправят меня, что мол не на Утке а на Светелке стоит Уда, но я уверен, что это поздняя ошибка топографии, именно Светелка впадает в Утку а не наоборот. Отсюда и название деревни со столь архаичным названием, отмеченное несколькими памятниками археологии.

Ятваги от нас конечно далеко и для днепровско-окского языка характерны названия upe для реки, но видимо здесь мы сталкиваемся именно с древнейшим балтским топонимическим пластом.

#уда #udā #гидронимы
Сегодня Радуница.

Вот моя прошлогодняя статья про все еще живой культ предков на Смоленщине.

https://svajksta.by/archives/39409
Краткое описание обычаев празднования Радуницы на Смоленщине:

«Вторник Фоминой недели посвящается поминовению усопших и называется „радоницей”.
По словам наших историков, у язычников радоница была праздником солнца, света для умерших; они верили, что души покойников встают во время поминовения из гробов и разделяют с ними пищу. Простой народ до полудня в этот день моется в бане, а после полудня, забрав с собой пироги, драчены, вино, пиво и проч., отправляется на кладбище поминать умерших родственников. Придя на кладбище, выбирают одну из могил, в которой погребен старший из родственников, накрывают ее белою скатертью и уставляют кушаньями и вином. Затем приглашают священника отслужить панихиду, по окончании которой один из родственников, налив немного вина на могилу, говорит:

Святые радзицели,
Што од нас поляцели,
Хадзице к нам,
Будзим ясци, што Бог дау...

Потом начинается угощенье, часть кушаний отдается бедным, причем просят их помянуть усопших родственников. Пасхальные яйца крошат для птиц или отдают нищим. После прощенья близкие родственники (большею частью женщины) начинают „галашенья”, в которых оплакивают умерших; другие же (мужчины) беседуют между собой о жизни и делах умерших, некоторые делают в могиле небольшое углубление, вливают туда рюмку вина, говоря: „Пусть выпьет покойничек, ведь при жизни пивал”. Снова принимаются за питье и пищу и так до поздней ночи.

Иногда этот обряд оканчивается ссорой, которая влечет за собой драку. Уходя с кладбища, несъеденную пищу оставляют на могиле, берут только корки хлеба или пирога и, принесши домой, отдают скоту, а оставленное кушанье, по их мнению, съедят умершие их родственники.

В некоторых деревнях в этот день стреляют из ружей, знаменуя этим первый весенний гром, а также выкликивают весну:

Весна красна,
На чем пришла и т.д.».

Источник: В. Гр-ъ. Радоница. Обычаи и поверья Смоленской губернии // Смоленский вестник. 1890. 8 апреля. №39. С. 3-4.

#радуница #радоница #смоленщина
Шурпин Фёдор Саввич
«Память народная».

Период создания:1966 г.
Смоленский музей заповедник.

#радуница #радоница #искусство
В продолжение темы Уды (Udā)

Разбор гидронима В. Н. Топорова

#уда #udā
Каменная Мать Тульской земли

В Тульской области есть мегалитический комплекс своей историей уходящий корнями как минимум к Мощинской культуре (Голядь), а возможно и в неолитическую древность. Это святилище из нескольких камней: "Рожаница", "Громовник", фаллический камень и камень с желобом.

На пути к камням перед путником предстает "танцуюший" березовый лес - верный признак особого места. Здесь же, многие деревья на макушках и стволах хранят следы молний - еще одно свидетельство избранности места.

К Каменной Бабе ходили просить о плодородии, на ней же принимались роды. Все камни имеют следы характерные для почитаемых камней: чаши, желоб, крест ориентированный по сторонам света, знаки / петроглифы.

Фото: Культурные прогулки

#каменнаябаба #мегалиты #тула #мощинскаякультура #святилище #культовыекамни #сакральнаягеография
Свежее чтиво для тутэйших

#литература #порубежье
Бурцева гора / Земляной вал (1943 год) - городище древнего города Рославль (Ростиславль)

#рославль