Криватроп
2.19K subscribers
1.59K photos
43 videos
1 file
238 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
Криватроп pinned «#КОПИПАСТА Друзья, при публикации / репостах материалов с канала прошу указывать источник или давать ссылку на канал. Думаю это простое правило уважения и интернет-этикета должно быть очевидно в 2023 году. Многие материалы и заметки публикуемые здесь включают…»
Весна 2021. Вкушаю мёд поэзии на языческом могильнике у Знаменки.

#весна #курганы #знаменка #угра
Длинный курган кривичей в Москве (Митино). Урбанизация и седая старина.

Фото: Сергей Тулупов

#москва #кривичи #курганы #митино
По рассказам бабушки, почти в каждой деревне под Вязьмой были люди, которые выли по волчьи по ночам. Особенно после войны такое часто было. Такие же истории знаю из края Тудовлян в Ржевском районе.

Как тут не вспомнить волколаков и невров превращавшихся в волков.

Эти люди, по-видимому, колдуны. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние. Рассказывая это они меня не убеждают, но они тем не менее рассказывают и, рассказывая, клянутся.

— Геродот. История. IV, 105

Каждому невру установлено определенное время, когда, если он пожелает, то может превратиться в волка и затем снова принять прежний вид.

— Помпоний Мела. О хорографии. II, 14

В целом ликантропия характерна для балто-славянского локуса и богато отражена в фольклоре и мифологии.

Картина: Н. Рэрих "Колдуны" 1905

#ликантропия #оборотни #волколаки #невры #вязьма #ржев #крайтудовлян #тудовляне
Н. Рэрих "Гонец. Восста род на род" 1897г.

Ранее я писал про эскиз к этому полотну, полный атмосферы дремучей старины. А вот и сама работа, ставшая ключевой для Рэриха.

На полотне два гонца, на долбленке приближаются в лунную ночь к спящему городищу. Старик очевидно несет тревожную весть, о том, что соседний род восстал и идет войной.

Картина пронизана духом и атмосферой раннего средневековья. Николай Рэрих долго изучал детали и советовался с историками и знатоками при написании картины. В изображении месяца заметно сильное влияния А. Куинджи и его знаменитой "Лунной ночи на Днепре".

#искусство #рэрих #живопись
Рубрика #выходнойкраевед

Сегодня локальное пшеничное пиво от безымянной Ярцевской частной пивоварни. За отставку Островского.

Из чтива: Вяземский хит с ограниченным тиражом - "Тайны и легенды Вяземской земли" 2012 г.

Пусть оформление обложки вас не смущает. Под ней сборник уникальных материалов - легенд и преданий Вяземской земли и округи. Пожалуй единственная книга по нашей местности в своем роде. Этим и очень ценна.

#литература #чтиво #вязьма #ярцево #фольклор
Для нашей земли праздник весеннего равноденствия носит назание - Аусень (Авсень).

Аусень (Ausenis) - это древнебалтское божество рассвета. Поэтому новый год в нашей народной традиции принято считать именно с первой зари Равноденствия.

Нам повезло, что имя Аусеня, сохранилось на Смоленщине в названии главного блюда этого праздника - запеченной в тесте свинной головы - "авсеня".

Фото: "Свайкста"

#аусень #авсень #ausenis #усиньш #весеннееравноденствие #традиция #наследие #смоленщина #кухня
С Равноденствием!
Еще одним важным атрибутом Авсеня (праздника весеннего равноденствия) являются крашеные яйца.

Традиция покраски яиц и игры в них, такие как, катания с горки или по желобу, бой яйцами, распространены среди балтских, славянских и германских народов с глубокой древности и приурочены к дню весеннего равноденствия. Обычай вошел в христианскую пасхальную традицию в процессе религиозного синкретизма.

В моей деревне, катание крашеных яиц с горки было традиционным развлечением-соревнованием на Пасху (Паску, по-нашему).

#аусень #авсень #весеннееравноденствие #яйца #наследие #традиция #селиваново #пасха
Бой крашеными яйцами отражает собой обряд повторяющий сотворение мира. Сам образ яйца выступает как вселенная. А удар символизирует акт творения. Так например, известно крывицко-латгальское предание о сотворении мира:

“Калісь яшчэ свет толькі зачынаўся, дык нічога нідзе не было. Усюды стояла мёртвая вада, а пасярод вады тырчэў нібы камень, нібы што.

Адзін раз Пярун як разыграўся і давай пыляць стрэламі ў гэты камень. Ад яго стрэлаў выскачылі тры яскаркі: белая, жоўтая і чырвоная. Упалі тыя яскаркі на ваду.

З гэтага ўся вада скаламуцілася, і свет памуціўся, як хмары. Але па некаторым часе, як усё высветлілася, дык і адзначылася — дзе вада, дзе зямля”.

В архаичном обществе все обряды - это воспроизведение мифа, поэтому стукаясь яйцами на праздник мы сотворяем момент произошедший, по мнению ученых, примерно 14 миллиардов лет назад.

#мифология #весеннееравноденствие #аусень #авсень #яйца #традиция #наследие #кривичи #латгалы
Сталкер крывицкого апокалипсиса

#ауф #kriwatrop
Недавно мы вспоминали бобра, как одного из значимых составляющих фауны Верхнеднепровья и соседних земель.

Так вот, сегодня у меня на сковороде котлеты из бобрятины. Этот зверь очень активно освоил малые и средние реки у нас на верхнем Днепре и Поугорье после массового запустения деревни в 90е - 00ые.

Знание своего края это не только кабинетное исследование источников, это еще и знание флоры и фауны, знание и участие в традиционных промыслах.

#бобер #кухня #фауна #охота #природоведение
Вязьма разлилась

В городе очень грязно но одновременно радостно. Весна.

#вязьма
Е. А. Дорохова об уникальном опыте участия в сохранившемся в конце 80-х Купальском празднике в деревне на западе Смоленщины. Истовое обрядовое пение от которого не по себе и горящие резиновые шины. Про то, что носителям культуры не надо доказывать свою аутентичность. И о фобии и невежестве Российского государства перед народным наследием.

P. S. вопрос упомянутой в интервью этимологии "купалья" спорный. Но об этом будет ближе к самому Купалью.

#купалье #смоленщина #фольклор #этнография #традиция #аутентика #обряд #наследие

👇🏻
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Аутентичный купальский обряд зафиксированный на западе смоленской обл., отличия фальсификации от изменений в традициях .
Отрывок из интервью с этномузыкологом Дороховой Е.А. «Народная культура и Государство в ХХ веке» , 2022 год