Криватроп
2.19K subscribers
1.59K photos
43 videos
1 file
238 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
поволжья поднепровья
Получил в дар самодельную привеску-брелок от товарища. Зубы бобра. Бобер добыт в верховьях Днепра.

Бобер играл немаловажную роль в жизни верхнеднепровских племен и "лесного мира" в целом. У соседей дьяковцев, он был чуть ли не полуодомашен. Популяция бобра была богатой и стабильной на протяжении веков.

Во многих традициях (восходящих вероятно к древностям EHG) бобер, наряду с водоплавающими птицами, выступает в роли ныряльщика за первоматерией в космогоническом мифе. Так например сама природа "ныряния" стала основой имени бобра в балтской традиции (лит. nerti, nerimas > neris букв. "ныряльщик").

#новоеварварство #бобер #космогония #мифология #этимология
Спешу похвалиться привеской в машину от мастера из Брянска Authentic Product.

Если вы неравнодушны к эстетике архаичного искусства, исполненного духом древности вам сюда 👇🏻

https://vk.com/authentic_product

#привеска #authenticproduct #юмис #спарыш #близнечныймиф #священныекони
Жертвенники верхнеднепровцев

На городищах Смоленщины были выявлены сооружения внутри прямоугольных столбовых построек, интерпритируемые как "жертвенники". Они представляли собой глинянные конструкции диаметром около метра с вертикальными стенками высотой 10-12 см, расположенные на площадке формы усеченного конуса. Жертвенники заполнялись чистым мелкозернистым песком.

Обычно, внутри одного городища жертвенника было два. Так например, на Мокрядинском городище первый жертвенник был формы правильного круга. Второй, находится в 2м к северу от первого. Он имел форму подковы, обращенной своей открытой частью в сторону первого жертвенника. Размеры его были такими же, как первого.

Подобные культовые сооружения не являются чем-то специфическим только
для днепро-двинской культуры. Они встречаются на пространствах от Прибалтики до Верхней Волги и Оки. То есть, являются характерными для балтского мира раннего железного века.

#жертвенник #днепродвинскаякультура #ржв #смоленщина #традиция
#КОПИПАСТА

Друзья, при публикации / репостах материалов с канала прошу указывать источник или давать ссылку на канал. Думаю это простое правило уважения и интернет-этикета должно быть очевидно в 2023 году.

Многие материалы и заметки публикуемые здесь включают в себя исследовательскую работу требующую много времени (порой годов), интелектуального труда, работы с поиском и анализом источников, работы с картами, организацию и проведение полевых экспедиций, работы с контентом и т.д.. Часто, здесь я выражаю свое мнение по интересующим меня вопросам, в характерной мне манере, а потом вижу как копипастом такие заметки уходят в паблики без указания авторства или ссылки на канал. Это вызывает недоумение.

Давайте уважать труд друг друга.
Криватроп pinned «#КОПИПАСТА Друзья, при публикации / репостах материалов с канала прошу указывать источник или давать ссылку на канал. Думаю это простое правило уважения и интернет-этикета должно быть очевидно в 2023 году. Многие материалы и заметки публикуемые здесь включают…»
Весна 2021. Вкушаю мёд поэзии на языческом могильнике у Знаменки.

#весна #курганы #знаменка #угра
Длинный курган кривичей в Москве (Митино). Урбанизация и седая старина.

Фото: Сергей Тулупов

#москва #кривичи #курганы #митино
По рассказам бабушки, почти в каждой деревне под Вязьмой были люди, которые выли по волчьи по ночам. Особенно после войны такое часто было. Такие же истории знаю из края Тудовлян в Ржевском районе.

Как тут не вспомнить волколаков и невров превращавшихся в волков.

Эти люди, по-видимому, колдуны. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние. Рассказывая это они меня не убеждают, но они тем не менее рассказывают и, рассказывая, клянутся.

— Геродот. История. IV, 105

Каждому невру установлено определенное время, когда, если он пожелает, то может превратиться в волка и затем снова принять прежний вид.

— Помпоний Мела. О хорографии. II, 14

В целом ликантропия характерна для балто-славянского локуса и богато отражена в фольклоре и мифологии.

Картина: Н. Рэрих "Колдуны" 1905

#ликантропия #оборотни #волколаки #невры #вязьма #ржев #крайтудовлян #тудовляне
Н. Рэрих "Гонец. Восста род на род" 1897г.

Ранее я писал про эскиз к этому полотну, полный атмосферы дремучей старины. А вот и сама работа, ставшая ключевой для Рэриха.

На полотне два гонца, на долбленке приближаются в лунную ночь к спящему городищу. Старик очевидно несет тревожную весть, о том, что соседний род восстал и идет войной.

Картина пронизана духом и атмосферой раннего средневековья. Николай Рэрих долго изучал детали и советовался с историками и знатоками при написании картины. В изображении месяца заметно сильное влияния А. Куинджи и его знаменитой "Лунной ночи на Днепре".

#искусство #рэрих #живопись
Рубрика #выходнойкраевед

Сегодня локальное пшеничное пиво от безымянной Ярцевской частной пивоварни. За отставку Островского.

Из чтива: Вяземский хит с ограниченным тиражом - "Тайны и легенды Вяземской земли" 2012 г.

Пусть оформление обложки вас не смущает. Под ней сборник уникальных материалов - легенд и преданий Вяземской земли и округи. Пожалуй единственная книга по нашей местности в своем роде. Этим и очень ценна.

#литература #чтиво #вязьма #ярцево #фольклор
Для нашей земли праздник весеннего равноденствия носит назание - Аусень (Авсень).

Аусень (Ausenis) - это древнебалтское божество рассвета. Поэтому новый год в нашей народной традиции принято считать именно с первой зари Равноденствия.

Нам повезло, что имя Аусеня, сохранилось на Смоленщине в названии главного блюда этого праздника - запеченной в тесте свинной головы - "авсеня".

Фото: "Свайкста"

#аусень #авсень #ausenis #усиньш #весеннееравноденствие #традиция #наследие #смоленщина #кухня
С Равноденствием!
Еще одним важным атрибутом Авсеня (праздника весеннего равноденствия) являются крашеные яйца.

Традиция покраски яиц и игры в них, такие как, катания с горки или по желобу, бой яйцами, распространены среди балтских, славянских и германских народов с глубокой древности и приурочены к дню весеннего равноденствия. Обычай вошел в христианскую пасхальную традицию в процессе религиозного синкретизма.

В моей деревне, катание крашеных яиц с горки было традиционным развлечением-соревнованием на Пасху (Паску, по-нашему).

#аусень #авсень #весеннееравноденствие #яйца #наследие #традиция #селиваново #пасха
Бой крашеными яйцами отражает собой обряд повторяющий сотворение мира. Сам образ яйца выступает как вселенная. А удар символизирует акт творения. Так например, известно крывицко-латгальское предание о сотворении мира:

“Калісь яшчэ свет толькі зачынаўся, дык нічога нідзе не было. Усюды стояла мёртвая вада, а пасярод вады тырчэў нібы камень, нібы што.

Адзін раз Пярун як разыграўся і давай пыляць стрэламі ў гэты камень. Ад яго стрэлаў выскачылі тры яскаркі: белая, жоўтая і чырвоная. Упалі тыя яскаркі на ваду.

З гэтага ўся вада скаламуцілася, і свет памуціўся, як хмары. Але па некаторым часе, як усё высветлілася, дык і адзначылася — дзе вада, дзе зямля”.

В архаичном обществе все обряды - это воспроизведение мифа, поэтому стукаясь яйцами на праздник мы сотворяем момент произошедший, по мнению ученых, примерно 14 миллиардов лет назад.

#мифология #весеннееравноденствие #аусень #авсень #яйца #традиция #наследие #кривичи #латгалы
Сталкер крывицкого апокалипсиса

#ауф #kriwatrop
Недавно мы вспоминали бобра, как одного из значимых составляющих фауны Верхнеднепровья и соседних земель.

Так вот, сегодня у меня на сковороде котлеты из бобрятины. Этот зверь очень активно освоил малые и средние реки у нас на верхнем Днепре и Поугорье после массового запустения деревни в 90е - 00ые.

Знание своего края это не только кабинетное исследование источников, это еще и знание флоры и фауны, знание и участие в традиционных промыслах.

#бобер #кухня #фауна #охота #природоведение
Вязьма разлилась

В городе очень грязно но одновременно радостно. Весна.

#вязьма