Рачевский Перун
«Смоленск переживал грозный 1812 год. Жители спешно покидали город. В то время в пригородной слободе Рачевке, на предгорной Вылуповой улице (Ныне Перекопная. – Прим. ред.) жила семья Дубовиковых. Они тоже решили бежать из Смоленска. Мужчины рыли в саду яму, чтобы в ней спрятать, что не смогут унести с собой. Яма была большая, до 4 м глубиной. При зачистке дна из нее лопатой был выброшен каменный молоток с дырой. Этой находке старины обрадовались, так как, по тем понятиям, это был не просто каменный молоток, а чудодейственный «громовой топор Перуна», всегда приносящий его обладателю счастье.
Так думали и верили тогда почти все. Происходило это потому, что длительный каменный век основательно был забыт. Его следы в виде каменных орудий труда окружала какая-то тайна. Их перестали признавать за изделия рук человека. А для объяснения их находок было придумано суеверное толкование, что каменные орудия, являясь творениями богов, живущих на небе, чудесным путем зарождаются в тучах, а в грозу, с молнией и громом, падают на землю. Их сохраняли как амулеты, которые должны были оберегать не только от «нечистой силы» и от смерти на войне, но и дома от пожара, скот и птиц. «Громовыми Перунами» пытались вызвать дождь, лечить.
Поэтому вполне понятной была радость стариков Дубовиковых находке «громового топора Перуна». Имущество зарыли. Старик привязал «Перуна» к поясу, и вся семья ушла в дремучие смоленские леса. Смоленск был разорен. Рачевка сгорела. Сгорел и дом Дубовиковых, только сарай и курятник остались случайно целыми. Французов прогнали. Вернулись на свое пепелище Дубовиковы. Яма была разрыта и пуста – «французы разграбили». Пожалел старик, что чудесный «Перун» дома не оставил.
Поселились в сарае. В курятнике на ремешке и привязал старик свой «Перун», в качестве «куриного бога», чтобы куры велись и хорошо неслись (Такие крестьянские обереги разного вида еще лет сто тому назад были очень распространены. – Прим. ред.).
Рачевский молоток провисел в курятнике почти сто лет. В 1910 г. он пропал. «Озорные мальчишки стащили», - с грустью говорила мне глубокая старуха Анна Васильевна Дубовикова.
Мне, еще школьнику, удалось видеть, держать своих руках, обвести его контур и зарисовать молоток в 1909 г. Тогда я записал со слов Анны Васильевны и рассказ о нем. Вторично я с ней беседовал в 1922 г., тогда и уточнил свою детскую запись. Вскоре А.В. Дубовикова умерла.
Молоток был сделан из темно-серого камня (вероятно, диордита) и имел клинообразную форму. Длина его была 14,5 см., а ширина – 6,8. Просверленное отверстие для рукоятки расположено было ближе к обуху, с диаметром в 2 см. Молоток имел следы интенсивного употребления».
Согласно комментарию к записям Парфёнова, данному сотрудницей Смоленского государственного музея-заповедника Татьяной Столяровой, такой простой и функциональный молоток, скорее всего, мог быть изготовлен человеком во второй половине III – начале II тысячелетия до нашей эры. Но есть вероятность, что он и более ранний – из эпохи неолита. В Смоленске на данный момент известно около 12 таких находок."
История была записана Гавриилом Парфёновым в начале 20 в.
источник
#смоленск #рачевка #неолит #топор #перун #народнаямагия
«Смоленск переживал грозный 1812 год. Жители спешно покидали город. В то время в пригородной слободе Рачевке, на предгорной Вылуповой улице (Ныне Перекопная. – Прим. ред.) жила семья Дубовиковых. Они тоже решили бежать из Смоленска. Мужчины рыли в саду яму, чтобы в ней спрятать, что не смогут унести с собой. Яма была большая, до 4 м глубиной. При зачистке дна из нее лопатой был выброшен каменный молоток с дырой. Этой находке старины обрадовались, так как, по тем понятиям, это был не просто каменный молоток, а чудодейственный «громовой топор Перуна», всегда приносящий его обладателю счастье.
Так думали и верили тогда почти все. Происходило это потому, что длительный каменный век основательно был забыт. Его следы в виде каменных орудий труда окружала какая-то тайна. Их перестали признавать за изделия рук человека. А для объяснения их находок было придумано суеверное толкование, что каменные орудия, являясь творениями богов, живущих на небе, чудесным путем зарождаются в тучах, а в грозу, с молнией и громом, падают на землю. Их сохраняли как амулеты, которые должны были оберегать не только от «нечистой силы» и от смерти на войне, но и дома от пожара, скот и птиц. «Громовыми Перунами» пытались вызвать дождь, лечить.
Поэтому вполне понятной была радость стариков Дубовиковых находке «громового топора Перуна». Имущество зарыли. Старик привязал «Перуна» к поясу, и вся семья ушла в дремучие смоленские леса. Смоленск был разорен. Рачевка сгорела. Сгорел и дом Дубовиковых, только сарай и курятник остались случайно целыми. Французов прогнали. Вернулись на свое пепелище Дубовиковы. Яма была разрыта и пуста – «французы разграбили». Пожалел старик, что чудесный «Перун» дома не оставил.
Поселились в сарае. В курятнике на ремешке и привязал старик свой «Перун», в качестве «куриного бога», чтобы куры велись и хорошо неслись (Такие крестьянские обереги разного вида еще лет сто тому назад были очень распространены. – Прим. ред.).
Рачевский молоток провисел в курятнике почти сто лет. В 1910 г. он пропал. «Озорные мальчишки стащили», - с грустью говорила мне глубокая старуха Анна Васильевна Дубовикова.
Мне, еще школьнику, удалось видеть, держать своих руках, обвести его контур и зарисовать молоток в 1909 г. Тогда я записал со слов Анны Васильевны и рассказ о нем. Вторично я с ней беседовал в 1922 г., тогда и уточнил свою детскую запись. Вскоре А.В. Дубовикова умерла.
Молоток был сделан из темно-серого камня (вероятно, диордита) и имел клинообразную форму. Длина его была 14,5 см., а ширина – 6,8. Просверленное отверстие для рукоятки расположено было ближе к обуху, с диаметром в 2 см. Молоток имел следы интенсивного употребления».
Согласно комментарию к записям Парфёнова, данному сотрудницей Смоленского государственного музея-заповедника Татьяной Столяровой, такой простой и функциональный молоток, скорее всего, мог быть изготовлен человеком во второй половине III – начале II тысячелетия до нашей эры. Но есть вероятность, что он и более ранний – из эпохи неолита. В Смоленске на данный момент известно около 12 таких находок."
История была записана Гавриилом Парфёновым в начале 20 в.
источник
#смоленск #рачевка #неолит #топор #перун #народнаямагия
В 2021 году в печатном выпуске Svajksta вышла моя статья об отголосках дохристианских культов Вязьмы в житие местночтимого святого Аркадия Вяземского.
Одним из направлений исследования был почитаемый камень святого, который хранился на территории Вяземского Аркадиевского монастыря.
И вот недавно обнаружилось фото, того самого оригинального камня, который хранился в монастыре до его разорения большевиками. На фото камень трудноразлечим но кое что бросается в глаза. Это может подтвердить фейковость очередного псевдо-аркадиевского камня, который сейчас выставлен в часовне и то, что камень имеет гораздо более древнюю сакральную историю чем принято думать.
Подробнее здесь рассказвать не буду, так как тема объемная и достойна отдельной статьи с дополнением или презентации.
источник фото
#аркадиевскийкамень #священныекамни #вязьма #аркадийвяземский #язычество #народноеправославие #культовыекамни
Одним из направлений исследования был почитаемый камень святого, который хранился на территории Вяземского Аркадиевского монастыря.
И вот недавно обнаружилось фото, того самого оригинального камня, который хранился в монастыре до его разорения большевиками. На фото камень трудноразлечим но кое что бросается в глаза. Это может подтвердить фейковость очередного псевдо-аркадиевского камня, который сейчас выставлен в часовне и то, что камень имеет гораздо более древнюю сакральную историю чем принято думать.
Подробнее здесь рассказвать не буду, так как тема объемная и достойна отдельной статьи с дополнением или презентации.
источник фото
#аркадиевскийкамень #священныекамни #вязьма #аркадийвяземский #язычество #народноеправославие #культовыекамни
Сегодня был на "Половецких" курганах под Семлёво.
Про них по тегу #семлевскиекурганы
#семлево #нивки #семлевскиекурганы #смоленщина
Про них по тегу #семлевскиекурганы
#семлево #нивки #семлевскиекурганы #смоленщина
Вчера с Евгением выбрались в небольшой поход. Зашли в полумертвую деревню, в которой сохранились довоенные избы (редкость для Смоленщины). На одном из домов наличники с крывицким змеиным мотивом.
#культужей #культзмей #резьба #наличники #смоленщина
#культужей #культзмей #резьба #наличники #смоленщина
Forwarded from Вяземский путешественник (Евгений)
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня с Алексеем Каблуковым отправились искать таинственную часовню которая видна с поезда Вязьма - Износки. В урочище Карпово в 1926 году родилась схимонахиня Матушка Макария. Фото с поездки в коментарии.
Получил в дар самодельную привеску-брелок от товарища. Зубы бобра. Бобер добыт в верховьях Днепра.
Бобер играл немаловажную роль в жизни верхнеднепровских племен и "лесного мира" в целом. У соседей дьяковцев, он был чуть ли не полуодомашен. Популяция бобра была богатой и стабильной на протяжении веков.
Во многих традициях (восходящих вероятно к древностям EHG) бобер, наряду с водоплавающими птицами, выступает в роли ныряльщика за первоматерией в космогоническом мифе. Так например сама природа "ныряния" стала основой имени бобра в балтской традиции (лит. nerti, nerimas > neris букв. "ныряльщик").
#новоеварварство #бобер #космогония #мифология #этимология
Бобер играл немаловажную роль в жизни верхнеднепровских племен и "лесного мира" в целом. У соседей дьяковцев, он был чуть ли не полуодомашен. Популяция бобра была богатой и стабильной на протяжении веков.
Во многих традициях (восходящих вероятно к древностям EHG) бобер, наряду с водоплавающими птицами, выступает в роли ныряльщика за первоматерией в космогоническом мифе. Так например сама природа "ныряния" стала основой имени бобра в балтской традиции (лит. nerti, nerimas > neris букв. "ныряльщик").
#новоеварварство #бобер #космогония #мифология #этимология
Спешу похвалиться привеской в машину от мастера из Брянска Authentic Product.
Если вы неравнодушны к эстетике архаичного искусства, исполненного духом древности вам сюда 👇🏻
https://vk.com/authentic_product
#привеска #authenticproduct #юмис #спарыш #близнечныймиф #священныекони
Если вы неравнодушны к эстетике архаичного искусства, исполненного духом древности вам сюда 👇🏻
https://vk.com/authentic_product
#привеска #authenticproduct #юмис #спарыш #близнечныймиф #священныекони