Криватроп
2.19K subscribers
1.61K photos
43 videos
1 file
240 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
Фибула из Мощинского клада. 3-6 века н.э. Калужская область.

Предлагаю Калужскому РЭС пересмотреть дизайн опорных конструкций.

#мощинскаякультура #мощинскийклад #ржв #верхнеочье
Немного оффтоп, но всё равно интересно.

Фото Вяземского Троицкого собора с пентаграммой над центральным входом. 1910-е или 20-е

#вязьма
При Витовте на печатях Великого княжества Литовского обязательно изображался идущий медведь, как символ Смоленской земли.

Судя по старинным гербовникам, медведь был белым, и цвет щита — красным. В европейской геральдике XV–XVI веков медведь мог обозначать «дикие», «глухие» земли, населённые иноязычным или иноверческим населением. О том, что это именно Смоленский герб говорят и подписи к гербам: на печати Стефана Батория, где герб в виде медведя с ошейником подписан Smolen, на литовской печати польского короля Сигизмунда I в нижней части изображён идущий медведь в ошейнике и подписью Smolne (Смоленский).

Стоит отметить, что аналогично Смоленскому медведю, Жемайтским землям так же был присвоен герб медведя в ошейнике, по одной из версий, как символ "диких жемайтов-язычников", где ошейник выступает как символ князя, кто единственный был способен объеденить жемайтские племена.

#геральдика #смоленск #смоленщина #гербсмоленска #вкл #смоленскоекняжество #жемайтия
Городище древнего кривицкого города Торопца

#торопец #городище
Рубаха женская. Касплянский район Смоленской области. Из частной коллекции.

источник

#украсы #вышивка #смоленщина
2006_Zavjalova.pdf
7.1 MB
Делюсь электронной версией книги
Завьялова детально разбирает формулы народного заговорного текста на основе литовского и белорусского материала.

Приведенные в книге тексты это ультраархаика. Поражает совершенное сходство с заговорами германской традиции по тексту и по формуле. Это свидетельствует о древнейшем их происхождении времен индоевропейского единства. И здесь поздние персонажи в лице христианских святых пусть вас не смущают, в исконном варианте это языческие боги, силы и духи. В заговоре принцип "аналогии" важнее имен персонажей.

В качестве примера два текста

Древнегерманский заговор 8 века в белорусском переводе:

“Фоль і Водан ехалі да лесу. Тады кабыла Бальдра вывіхнула нагу. Тады яе замаўляла Сінтгунт і яе сястра Суна. Тады яе замаўляла Фрэя і яе сястра Фола. Тады яе замаўляў Водан так добра, як ён умеў і ад звіху косці, і ад звіху крыві, і ад звіху сустава. Косць да косці, кроў да крыві, сустаў да сустава няхай прылепяцца”.

Белорусский заговор:

“У чыстым полечку ехаў Божачка на сiвенькiм конiчку. Конь спатыкнуўся — звiх звiхнуўся. Конiчак устаў — звiх на стан устаў: костачка ў костачку, сустаўка ў сустаўку, жылачка к жылачцы, цела к целу, мяса к мясу”

Или: “Калінаў мост праваліўся — сівы конь паваліўся. Сівы конь на места ўстаў — сустаў на места стаў”

Или: “Конь спатыкнуўся — у назе сустаў стаўхнуўся. Выгаварваю ўдар, і звіхі, і выбоі з гаручай крыві, з жоўтай касці, з сямідзесят жылак, з сарака суставаў і ссылаю ўдары-звіхі на маха, на балота, на ніцыя лозы” 

#заговор #шэпт #замовы #народнаямагия #завьялова
Я рос в небольшом городе и еще в 90-е и 00-е народная магия активно практиковалась и в городе и на селе. К "бабкам" ходили все. От деревенских до городской интелегенции. Они зашептывали, прорицали, снимали порчу, сглаз, лечили.

Однажды у моего товарища вечером заболела подмышка. С утра он не мог двинуть рукой. Она опухла и страшно болела. Посоветовавшись мы повезли его к "бабке". Бабка, попросила нас постоять рядом, а после "сеанса" отвезти нашего друга домой, так как он скорее всего будет без сил.

Она начала шептать и зевать над ним. Товарищ в минуту покрылся обильным потом, а минут через 7 совсем обмяк.

Бабушка сказала, что это "злым ветром" ему надуло, но теперь все вышло и он будет без сил, его нужно отвезти домой, чтобы он поспал. Мы отвезли его домой. На следующее утро все прошло.

#народнаямагия #заговор #шэпт
Ездил сегодня в вѧтичи. Посетил интересный музей. Отчет будет позже.
Бланковые бабы

#юхнов
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Посетил "Музей Вятичей" в Юхнове. Сделал небольшое обзорное видео. По интересным предметам будут отдельные посты.

Экспозиция музея расположена в небольшом срубном домике на территории эко-парка "Юхновград". Экспонаты музея из частной коллекции. Коллекция богатая. Здесь представлены предметы быта, привески, украшения, оружие и монеты раннего средневековья с территории Калужской области.

#музеи #музейвятичей #юхнов #калужскаяобласть #верхнеочье #вятичи #поугорье
Клад дирхем.

В раннем средневековье арабские дирхемы были международной валютой, как сейчас доллар.

Всегда интересно представлять какой путь проделывали эти монеты, как попадали на наши варварские лесные пространства. Этот клад был найден в Людиновском районе Калужской области.

#дирхемы #музейвятичей #музеи #верхнеочье #юхнов
Украшения вятичей.

Здесь представлен практически полный набор характерный для земли вятичей: решетчатые перстни, перстни со свастикой, семилопастные височные кольца (главный маркер вятичей), привески разных видов.

Особенно впечатляют бусы из импортного цветного стекла. Выглядят они совершенно как новые.

#вятичи #украшения #музейвятичей #юхнов