Криватроп
1.94K subscribers
1.49K photos
43 videos
1 file
217 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
Грозный родник

Исследуя святые источники нашей земли, мы раз за разом сталкиваемся с устойчивым сакральным мотивом, уходящим в сердце индо-европейской мифопоэтики – "основной миф". Сюжет, как я его называю "громовых вод", крайне богато представлен в балто-славянских регионах.

На сей раз речь пойдет о системе святых источников, центральной крыницей которого, является родник "Грозный" или "Святой" в Алексинском районе Тульской области.

Этимология Грозного восходит к "грозе". Происхождение названия коренится в древность и связано с частыми ударами грозовых разрядов во влажный лес, окружающий родник. Сейчас вокруг родника Грозный более сорока деревьев, пораженных ударами молний – то есть, почти каждое дерево высотой более двадцати метров несет на себе следы таких поражений. Именно такие места почитались нашими предками и считались отмеченными Перуном-Перкунасом.

Как и прочие "громовые / гремячие" источники, Грозный связан с высвобождением вод после удара молнии. Кроме того, вокруг родника бытует множество историй о средневековых битвах в этом районе, отсылающих к противостоянию Громовержца и Змея. Удивительно, но по соседству с Грозным находится родник Змеиный. Так же известен родник под названием Жадный, этимологию которого местные жители связывают не с "жадностью" а с "жаждой".

Традиционно, сакральное место подкрепляется легендами о спрятанном у родника кладе. Так же обращает на себя внимание соседняя топонимика: село Красное и речка Бесенка, при впадении которой в Оку, бьют святые ключи.

фото: Андрей Тимашёв

#громовыеводы #грозныйродник #сакральнаягеография #основноймиф #верхнеочье #землявятичей #galindaszeme
Поделюсь небольшим инсайдом.

Недавно я тут сетовал, на то, что не проводятся исследования, на останках найденных на Случевском городище. Оказывается это не так.

На данный момент идет работа по изучению ряда черепов из Случевска. В том числе проводится антропометрия некоего старейшины. Это был брутальный мужчина возрастом ближе к 60 годам, ростом около 180 см., получивший боевые повреждения на черепе и руке еще при жизни. Включая след от стрелы над переносицей и следы заживших рубленых ран.

Погиб он в стенах городища вместе с женщинами и детьми, тела которых были сброшены в яму. Вероятно он оставался в городке в силу невозможности воевать или работать с поврежденной рукой. Остальное мужское население было убито за стенами городища либо приняв бой, либо будучи на работах. Захватчики были из соседнего племени.

Ждем результатов исследования!

#случевск
Козлово городище

В средневековье на Жижале был город близкий по статусу Вязьме – вотчина князей Козловских, город Козлов.

История сложилась так, что некогда мощный городок запустел и утратил былое значение.

Сейчас здесь в сухих стволах деревьев стучит дятел, внизу журчит Жижала, а сам городок словно уставший волот крепко спит.

Легенда гласит, что на городище провалилась церковь, но некоторые люди могут услышать пение из под земли. Здесь и вправду слышно пение, словно кто-то поет песню-сказ о былых временах. Только песня эта слышна не ушами, а каким-то архаичным органом чувств.

#козлов #вяземскоекняжество #смоленщина #жижала
Список беспашенных людей с одной из улиц села Волочек на Днепре (Волочек Вяземский).

Писцовые Книги 1594.

#антропонимика #волочеквяземский
Напомню, что я переодически пополняю список архаичных (дохристианских) антропонимов по своему региону, которые встречаются в документах.

Вот свежий улов из Писцовых Книг Вяземского уезда Волоцкого стана (XVI-XVIIвв):

Жидимант (очевидно производное от Гедимин), Звяга, Воин, Кудрявец, Борец, Враг, Одинец, Труха, Пятко, Трус, Кощей, Ширяйко, Чичуга.

#антропонимика
Ученые составили описание древнего обряда, исследовав поминальные комплексы под Тулой
Они были воздвигнуты славянами в память о соплеменниках, погибших вдалеке от дома

/ТАСС/. Археологи смогли составить детальное описание дохристианского поминального обряда, исследовав ритуальные комплексы VII–VIII веков и артефакты, обнаруженные у деревни Гора Услань в Тульской области. Они были воздвигнуты славянами, предположительно, в память о соплеменниках, погибших вдалеке от дома, рассказал журналистам научный сотрудник отдела археологических исследований Государственного музея-заповедника "Куликово поле" Александр Колоколов.

"Такое случается очень редко, когда археологи получают возможность узнать что-то о духовном мире дохристианского населения нашего региона. <…> Выглядел он (обряд - прим. ТАСС) следующим образом: разжигался поминальный костер, вокруг него собирались люди, поминали своего собрата, соплеменника, как и положено славянской традиции, ели, пили. Потом, когда костер прогорал,..
Продолжение в комменте
Смена сезонов над древней землей.

Городище раннего железного века в деревне Городище. Смоленщина.

#смоленщина #городище
Forwarded from Меряфутурист
#нашаистория Боровский поклонный камень.

Не так давно с уважаемым @kriwatrop обсуждали Боровский камень с петроглифами. Нашел в архиве фото нашей совместной с московскими анархо-экологами поездки на камень состоявшейся 17.11.2013.

История его находки такова – в конце 2000 годов обнинским краеведом и исследователем традиций Богумилом Муриным была получена информация о том, что в одной из ближайших деревень Боровского р-на, в овраге у реки Протвы лежит значительных размеров валун, в 2008 им была осуществлена разведка этого места.

На нем были обнаружены три высеченных изображения – восьмилучевое «колесо», «стрела» и «бык».

«Колесо» выбито на самой макушке, «бык» повернут на бок. Третий петроглиф – «стрелу» можно обнаружить лишь при внимательном осмотре.

Камни с петроглифами – явление довольно редкое, а уж для Залесской земли – вовсе уникальное. Так что обнаруженный в Боровске объект – это первый достоверно известный по Калужской области камень со знаками.

#галинды #вятичи #петроглифы #сакральнаягеография