Криватроп
2.2K subscribers
1.59K photos
43 videos
1 file
238 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
Новая рубрика: #культурныйкод

Буду лепить такие минимал коллажи на основе своих фоток в свободное время.
Мстиславль тесно связан со Смоленской землей. Смотрим новое видео Непарадного.👇🏻
🪨 Рискуя переломать себе ноги, забрался на Девичью горку в Мстиславле, чтобы принести вам прекрасную весть. На канале «Непарадный путеводитель» новое видео!

В нем я рассказываю про историю Мстиславля, языческое святилище со следами человеческой жертвы, андрофагов и богатырш, что насыпали целую гору.

👉 https://youtu.be/UVGLP-WfqDA
Друзья делятся фотографиями из поездки в Лепель.

Огромный жервтенный валун и каменные бабы в деревне Двор-Торонковичи.

#культовыекамни #беларусь #лепель #дворторонковичи
Интересная карта Москвы и окрестностей XII – XIII веков (по Н. А. Кренке).

#москва
Славные ребята эти смоленские волоты.

Еще пара ценных сюжетов в копилку о перебрасывании топоров.

#перебрасываниетопора #волоты #богатыри #рудня
Услышал за завтраком из окна журавлиный крик, вышел посмотреть – в небе, над лесом, летит большой клин в направлении юга.

С равноденствием!
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Вырай

Продолжая тему отлета птиц. Наш подписчик делится замечательным видео, где он стал свидетелем массового сбора журавлей на Смоленщине, готовищихся к отлету на Юг.

В кривицких областях сохранился специальный термин для этого явления – "вырай", который на местной почве имеет так же мифопоэтическое значение – место, куда уходят души после смерти, или посмертного мира, в целом. В вырай же, кроме птиц, осенью уползают змеи и насекомые.

На восточной Смоленщине есть несколько топонимов связанных с выраем - это деревни с названием Вырье, находящиеся у мхов, куда как раз и собираются птицы перед отлетом.

#вырай
И снова здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте 👇🏻
🖖 Домонтировали новый выпуск. На этот раз из Кричева. Хороший повод, чтобы поговорить про среднеднепровцев, днепродвинцев, постзарубинцев и тушемлинцев, а еще про переносы городов.

👉 https://youtu.be/m0EtBpo21c0
Булавки - один из часто встречающихся типов артефактов в зарубинецких могильниках. Носились они женщинами по две штуки - ими на плечах скреплялись полы платьев типа пеплоса. Все зарубинецкие булавки были разделены на пять типов выдающимся исследователем древностей железного века Ю.В. Кухаренко в 1964 г.:

- I тип: булавки с "ушком" - небольшие бронзовые или железные изделия.
- II тип: гвоздевидные булавки - редкие бронзовые заколки среднего размера (10-15 см.), восходящие к скифоидным древностям раннего железного века.
- III тип: булавки с кольцевидной головкой - крупные (15-27 см.) бронзовые изделия, характерные для полесского варианта Зарубинецкой культуры.
- IV тип: булавки со спиралевидной головкой - такие же крупные (15-27 см.) бронзовые заколки, встречающиеся исключительно в Полесье и восходящие к аналогичным булавкам лужицкой культуры
- V тип: представлен единственной булавкой с могильника Велемичи-I, имеющей на конце дрота две спирали-"глазки".
В 1988 г. археолог М.Г. Гусаков высказал предположение о том, что на самом деле булавки I, III и IV типов - это один тип изделия, просто по мере поломки и починки заколки спираль служила источником запасной проволоки для починки, а само изделие тем самым уменьшалось в размерах (рис. 3). Тем не менее, это весьма маловероятно, ведь типы III и IV характерны исключительно для Полесья, а тип I распространён на всём ареале культуры - а значит не мог быть результатом износа типов III и IV.

Согласно Гусакову крупные спиралевидные булавки доминируют в погребениях молодых (очевидно, незамужних) девушек, а небольшие булавки с "ушком" или кольцом - в погребениях зрелых и пожилых (замужних) женщин - таким образом, булавки IV типа были, с его точки зрения, знаком невесты на выданье, а заколки III и I типа - своеобразным аналогом обручального кольца. Этнографически булавка часто выступает важным атрибутом свадебного обряда, когда обряд пронзания булавкой ткани платья символизирует сакральный половой акт.
Калужский краевед Андрей Тимашёв у нововыявленного (2022 год) камня "чашечника" у реки Ужередь.

#культовыекамни #ужередь #верхнеочье #galindaszeme #землявятичей
Проект Kóryos опубликовал серию постов о выдающемся ученом В. Н Топорове.

Высоту полета мысли и духа Топорова сложно переоценить. Во многом он остается явлением уникальным. Особенно стоит подчеркнуть его роль в глубинном исследовании нашего балтославянского наследия, мифопоэтики и лингвистики.

Если вы еще не знакомы с автором, горячо рекомендую прочитать свежий обзор на дружественнном канале Kóryos.

#топоров
Так как я сейчас на Кавказе, не мог пройти мимо местных дольменов. Специально для вас, забрался в горы, чтобы сфоткать.

Эти мегалитические конструкции возводились на Западном Кавказе в период с 3500 по 1400 год до н. э. Принято считать, что это культовые объекты либо погребальные сооружения.

Удивительно, но факт, современные строители не способны воссоздать столь точную подгонку плит, пользуясь даже сверхточными электроинструментами.

#дольмены #дольменнаякультура #бронзовыйвек #мегалиты #западныйкавказ