Нет, на фото не урожай картошки. Это глиняные обожженные предметы из археологического раскопа на одном из городищ юхновской культуры. Этот предмет широко бытовал у наших предков в раннем железном веке в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы.
Кто угадает, что это и для каких целей использовалось, тому респект и уважуха. Правильный ответ будет опубликован послезавтра (в пятницу).
#ржв
Кто угадает, что это и для каких целей использовалось, тому респект и уважуха. Правильный ответ будет опубликован послезавтра (в пятницу).
#ржв
Forwarded from Байки дядюшки Огневита
Прислали фотографии надгробных камней с «парасончыками» из деревни Замошье Лепельского района.
Исследователи считают, что традиция изготовления таких каменных надгробий с изображением оси с полусферой просуществовала с 15 века до 40-х годов века 20-го. Традиция имеет очерченный региональный характер и может быть связана с погребальной традицией каменных могил (жальников) Полоцкой земли или в целом с погребальными традициями кривичей-полочан и их потомков. Возможно, что знак является приметой особенностей этнокультурного развития на балто-славянском пограничье.
Использование знака на надгробиях, а также его присутствие на сакральных камнях свидетельствует, что он отражает мифологические и религиозные представления населения региона. Знак имеет дохристианское происхождение и является результатом развития языческих представлений, свидетельством взаимодействия языческих и христианских верований.
Знак не является вариантом христианского креста, а имеет самостоятельное происхождение и может означать «Ось мира» (axis mundi), а некоторые его вариации могут описывать сложные космологические сюжеты.
Выводы цитирую по отличной научной работе: «Камяні з выявай знака ў выглядзе восі з паўсферай: да праблемы паходжання, арэала, класіфікацыі і датавання» Зм. Скворчевского.
Исследователи считают, что традиция изготовления таких каменных надгробий с изображением оси с полусферой просуществовала с 15 века до 40-х годов века 20-го. Традиция имеет очерченный региональный характер и может быть связана с погребальной традицией каменных могил (жальников) Полоцкой земли или в целом с погребальными традициями кривичей-полочан и их потомков. Возможно, что знак является приметой особенностей этнокультурного развития на балто-славянском пограничье.
Использование знака на надгробиях, а также его присутствие на сакральных камнях свидетельствует, что он отражает мифологические и религиозные представления населения региона. Знак имеет дохристианское происхождение и является результатом развития языческих представлений, свидетельством взаимодействия языческих и христианских верований.
Знак не является вариантом христианского креста, а имеет самостоятельное происхождение и может означать «Ось мира» (axis mundi), а некоторые его вариации могут описывать сложные космологические сюжеты.
Выводы цитирую по отличной научной работе: «Камяні з выявай знака ў выглядзе восі з паўсферай: да праблемы паходжання, арэала, класіфікацыі і датавання» Зм. Скворчевского.
Итак, о глиняных шарах. В археологии, такие яйцевидные шары, известны как "гляняные блоки", которые принято считать снарядами ("ядрами" или "пулями") для пращи. Их часто находят складами у стен городища, что говорит о том, что эти ядра заготавливались на случай осады.
Праща в эпоху железа у балто-славянских племен была пожалуй самым популярным оружием. Обитателям городищ не чуждо было и чувство юмора. Если владевшие письменностью древние греки порой писали на предназначенном недругу ядре «Лови меня!», то древние балты, письменности еще не освоившие, процарапывали, бывало, улыбающуюся рожицу, похожую на современный смайлик.
#ржв #глиняныеблоки
Праща в эпоху железа у балто-славянских племен была пожалуй самым популярным оружием. Обитателям городищ не чуждо было и чувство юмора. Если владевшие письменностью древние греки порой писали на предназначенном недругу ядре «Лови меня!», то древние балты, письменности еще не освоившие, процарапывали, бывало, улыбающуюся рожицу, похожую на современный смайлик.
#ржв #глиняныеблоки
Аналогичной формы блоки использовались так же при сооружении культовых объектов. В 1961 году, в Курской области археологами был обнаружен жертвенник, который представлял собой частично разрушенную округлую глинобитную площадку со следами кострищ в центре которой находилась пирамидка из тридцати трех глиняных блоков, аналогичных ядрам. На их вершине располагался небольшой орнаментированный глиняный сосуд. Выявленное святилище является до сегодняшнего дня единственным на территории современной Курской области объектом религиозного культа раннего железного века.
#ржв #глиняныеблоки
#ржв #глиняныеблоки
В целом, видимо эти "блоки" могли быть многофункциональны, в силу своей универсальной формы. Служить как снарядами для пращи, так и использоваться в качестве строительного материала (для очага или жертвенника).
Много было интересных, развернутых и забавных версий. Спасибо всем, кто подключился. Тем, кто дал верные ответы и дополнил материалами - респект.
#ржв #глиняныеблоки
Много было интересных, развернутых и забавных версий. Спасибо всем, кто подключился. Тем, кто дал верные ответы и дополнил материалами - респект.
#ржв #глиняныеблоки
Святой валун на острове озера Дго. 2019 год. Смоленское Поозерье.
#дго #смоленскоепоозерье #культовыекамни #сакральнаягеография
#дго #смоленскоепоозерье #культовыекамни #сакральнаягеография
По сложившейся в телеграме традиции предлагаем вашему вниманию подборку каналов историко-культурной, этнографической и краеведческой направленности, с большинством авторов которых дискутируем, дополняем и порой репостим друг друга:
Ростовская земля. @zalesje
О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике Северо-Восточной Руси — свежо, весело и без понтов;
Ростов Великий и Ростовская земля. @gmz_RK
Блог музейщиков Музея-заповедника «Ростовский кремль».Региональная история, культурное наследие Ростовской земли;
Sevprostor. @severprostor
Заполярная пастораль. Русская и финно-угорская этнография, история, народная кухня на материале Русского Севера;
Меряфутурист (Меряния). @merjanin
Изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем. Меря историческая и этнофутуристическая;
Криватроп. @kriwatrop
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья. Сакральная география, изыскания, традиция, походы и экспедиции;
Встреча Руси и Чуди. @rusichud
Языковая история Севера – о том, что в нём русское, а что чудское;
Чертог Медведя. @bjornens_palats
Авторский канал о Швеции, викингах и путешествиях. Автор живёт в Стокгольме и делится уникальным контентом из Скандинавии и не только;
Байки дядюшки Огневита. @ognevit_tales
Канал ведущего «Непарадного путеводителя». Факты и размышления из областей беларуской археологии, истории и лингвистики, краеведческие заметки. А еще немного птиц и другой живности;
Череповецкая губерния. @cherepovesi
Череповесь, Череповской край и Русский Север в прошлом, настоящем и будущем;
Пока горит солнце. @pokagoritsolnce
Канал о народной культуре центральных и южных великорусов преимущественно на примере традиций Рязанского края;
Дёржанская Карелия. @djorzhakarjala
Канал, посвящённый истории и культуре дёржанских (зубцовских) карел. Эта небольшая диалектная группа, оторванная от остальных тверских карел, более двух веков существовала практически в полной изоляции;
Цирк, пельменная и синагога @rossiyshka
Сюр и невыносимая легкость бытия в Костроме и области. Авторский ироничный канал на стыке фотографии, иронии и краеведения;
Дом Смодора - Центр визуального наследия @smodor_space
История реставрации дома галичского фотографа Михаила Смодора в реальном времени. Фотограф и реставратор взялись восстанавливать историческое пространство и исследовать фотоархивы деревенских фотографов.
Ростовская земля. @zalesje
О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике Северо-Восточной Руси — свежо, весело и без понтов;
Ростов Великий и Ростовская земля. @gmz_RK
Блог музейщиков Музея-заповедника «Ростовский кремль».Региональная история, культурное наследие Ростовской земли;
Sevprostor. @severprostor
Заполярная пастораль. Русская и финно-угорская этнография, история, народная кухня на материале Русского Севера;
Меряфутурист (Меряния). @merjanin
Изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем. Меря историческая и этнофутуристическая;
Криватроп. @kriwatrop
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья. Сакральная география, изыскания, традиция, походы и экспедиции;
Встреча Руси и Чуди. @rusichud
Языковая история Севера – о том, что в нём русское, а что чудское;
Чертог Медведя. @bjornens_palats
Авторский канал о Швеции, викингах и путешествиях. Автор живёт в Стокгольме и делится уникальным контентом из Скандинавии и не только;
Байки дядюшки Огневита. @ognevit_tales
Канал ведущего «Непарадного путеводителя». Факты и размышления из областей беларуской археологии, истории и лингвистики, краеведческие заметки. А еще немного птиц и другой живности;
Череповецкая губерния. @cherepovesi
Череповесь, Череповской край и Русский Север в прошлом, настоящем и будущем;
Пока горит солнце. @pokagoritsolnce
Канал о народной культуре центральных и южных великорусов преимущественно на примере традиций Рязанского края;
Дёржанская Карелия. @djorzhakarjala
Канал, посвящённый истории и культуре дёржанских (зубцовских) карел. Эта небольшая диалектная группа, оторванная от остальных тверских карел, более двух веков существовала практически в полной изоляции;
Цирк, пельменная и синагога @rossiyshka
Сюр и невыносимая легкость бытия в Костроме и области. Авторский ироничный канал на стыке фотографии, иронии и краеведения;
Дом Смодора - Центр визуального наследия @smodor_space
История реставрации дома галичского фотографа Михаила Смодора в реальном времени. Фотограф и реставратор взялись восстанавливать историческое пространство и исследовать фотоархивы деревенских фотографов.
Ждамиров. Городище вождя вятичей под Калугой.
#ждамиров #вятичи #землявятичей #калуга #корьдно #сакральнаягеография
#ждамиров #вятичи #землявятичей #калуга #корьдно #сакральнаягеография