Криватроп
2.19K subscribers
1.61K photos
43 videos
1 file
235 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
Купальский ветер колышит травы на курганах.

#нивскиекурганы
Летний ретро вайб. Фото археологов второй половины XX века на раскопках в Гнёздово.

источник: @gnezdovo_project

#гнездово
В Вязьме сегодня день города.

Сфоткал баннер с образцами вышивки из всех районов области. Нравится как гербы и шрифты с названиями районов вписались в панно.

#вязьма
Roots, bloody roots.

Семик в Вязьме, каких-то сто лет назад.

"Убогий дом" – это часовня, на месте, вероятно реального "божьего дома" (открытой братской могилы для тех, кого не отпевают) на Русятке.

#вязьма #русятка #семик
Кривицкая перестроечная хтонь 90х.

Невельские деревенские колдуны на фотографиях из этнографической экспедиции С. Жиркевича, 2000 года.

#невель #колдуны
Нет, на фото не урожай картошки. Это глиняные обожженные предметы из археологического раскопа на одном из городищ юхновской культуры. Этот предмет широко бытовал у наших предков в раннем железном веке в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы.

Кто угадает, что это и для каких целей использовалось, тому респект и уважуха. Правильный ответ будет опубликован послезавтра (в пятницу).

#ржв
Прислали фотографии надгробных камней с «парасончыками» из деревни Замошье Лепельского района.

Исследователи считают, что традиция изготовления таких каменных надгробий с изображением оси с полусферой просуществовала с 15 века до 40-х годов века 20-го. Традиция имеет очерченный региональный характер и может быть связана с погребальной традицией каменных могил (жальников) Полоцкой земли или в целом с погребальными традициями кривичей-полочан и их потомков. Возможно, что знак является приметой особенностей этнокультурного развития на балто-славянском пограничье.

Использование знака на надгробиях, а также его присутствие на сакральных камнях свидетельствует, что он отражает мифологические и религиозные представления населения региона. Знак имеет дохристианское происхождение и является результатом развития языческих представлений, свидетельством взаимодействия языческих и христианских верований.

Знак не является вариантом христианского креста, а имеет самостоятельное происхождение и может означать «Ось мира» (axis mundi), а некоторые его вариации могут описывать сложные космологические сюжеты.

Выводы цитирую по отличной научной работе: «Камяні з выявай знака ў выглядзе восі з паўсферай: да праблемы паходжання, арэала, класіфікацыі і датавання» Зм. Скворчевского.