Занят сейчас ремонтом крыши – перестилаем кровлю. Задумался о названиях элементов крыши, в частости, ендова и стропила. Строительные термины часто несут в себе дремучую архаику.
Недавно общался с подписчиком о местных микротопонимах, и он мне поведал о глубокой пойме Жижалы, которые местные называют "индова". "Индова" – это местный выговор слова "ендова" - ложбина или овраг, происходит от формы старинной посуды - ендовы. И вот в строитесльстве, "внутренний / входящий" угол крыши, так же, зовется "ендова", по анлогии с сосудом. Смысл думаю прозрачен.
Стропило, так же имеет древнее происхождение, восходящее к ПИЕ *krapo - крыша (праслав. – *stropъ).
#лингвистика
Недавно общался с подписчиком о местных микротопонимах, и он мне поведал о глубокой пойме Жижалы, которые местные называют "индова". "Индова" – это местный выговор слова "ендова" - ложбина или овраг, происходит от формы старинной посуды - ендовы. И вот в строитесльстве, "внутренний / входящий" угол крыши, так же, зовется "ендова", по анлогии с сосудом. Смысл думаю прозрачен.
Стропило, так же имеет древнее происхождение, восходящее к ПИЕ *krapo - крыша (праслав. – *stropъ).
#лингвистика
Крайне интересный экспонат из одной частной коллекции.
Обломок привески в виде головы свиньи. Ареал днепродвинской (возможно тушемлинской) культуры.
Как известно, из зооморфных привесок у юхновцев и днепродвинцев были коники. А здесь мы видим характерную по исполнению (удлиненная морда) голову свиньи. К сожалению голова отломана от тела, но в образе четко читается образ домашней свиньи.
#днепродвинскаякультура #тушемлинскаякультура #юхновскаякультура #ржв
Обломок привески в виде головы свиньи. Ареал днепродвинской (возможно тушемлинской) культуры.
Как известно, из зооморфных привесок у юхновцев и днепродвинцев были коники. А здесь мы видим характерную по исполнению (удлиненная морда) голову свиньи. К сожалению голова отломана от тела, но в образе четко читается образ домашней свиньи.
#днепродвинскаякультура #тушемлинскаякультура #юхновскаякультура #ржв
Свежая работа подписчика, Валерия Радомира, навеянная тетушкиными быличками о лесовом (леший по-нашему), которого по рассказам, видели деревенские мужики в лесу.
Тетушка автора, рассказывала, что мужики, когда что-то делали в лесу, поднялся страшный ветер, зашумел темный лес и вышел лохматый человек выше деревьев и прошел ломая старые деревья.
Быличка из ныне исчезнувшей деревни Полушино, из края "Бельской Сибири" – малонаселенного, лесного края Смоленщины, реликта летописного Оковского леса, где долгое время сохранялась традиция игры на дуде, консервировались предания и быт верхнеднепровских кривичей.
#живопись
Тетушка автора, рассказывала, что мужики, когда что-то делали в лесу, поднялся страшный ветер, зашумел темный лес и вышел лохматый человек выше деревьев и прошел ломая старые деревья.
Быличка из ныне исчезнувшей деревни Полушино, из края "Бельской Сибири" – малонаселенного, лесного края Смоленщины, реликта летописного Оковского леса, где долгое время сохранялась традиция игры на дуде, консервировались предания и быт верхнеднепровских кривичей.
#живопись
Смоленское Купалье и аутентичность
В 1987 году фольклористами был зафиксирован купальский обряд на западе Смоленской области. Обряд не был организован какими либо клубными сотрудниками, а натурально совершался в одной из глухих деревень местными жителями.
Во первых, местные называли праздник "Купалье", без какой либо приставки - Иван. Обряд начинался в полночь с приготовления стариками и малыми детьми длинных факелов, после чего они поджигались и дети с горящими факелами бежали по деревне размахивая ими. Это действо называлось "гнать ведьму".
Затем пожилые женщины завели песню. Исполнение её было истовым и напряженным, от него становилось не по себе, его было тяжело слушать. В то же время, пение и его смысл, чувствовалось скорее кожей, чем слухом. Со слов участников экспедиции, это было настоящее ритуальное пение, в котором нет ничего от "искусства" и привычных образов сладкоголосых девушек-лебедушек из телевизора. Это пение не имело никакой эстетической природы и скорее "выдавливало" тех, кто не присоединялся к нему.
В это же время, за лесом появился дым - это молодёжь жгла автомобильные шины. Деревянных колес от телег в деревне к этому времени найти уже было невозможно, поэтому использовались резиновые покрышки.
Вот эта особенность - легко использовать изменения времени, в частности материалы, в ритуале или быту, четко отличает живого носителя традиции от псевдо-носителя. Многие современные снобы назвали бы это "фальсификацией" или "отходом от традиции", "не аутентичным" и т.п. Для носителя не важно из какого материала колесо. Нет деревянных, сожжём покрышку. Сломался костяной рожок, сделаем из пивной банки.
Реальному носителю культуры не надо доказывать свою аутентичность.
На основе интервью Е. А. Дороховой.
#купалье #традиция #смоленщина
В 1987 году фольклористами был зафиксирован купальский обряд на западе Смоленской области. Обряд не был организован какими либо клубными сотрудниками, а натурально совершался в одной из глухих деревень местными жителями.
Во первых, местные называли праздник "Купалье", без какой либо приставки - Иван. Обряд начинался в полночь с приготовления стариками и малыми детьми длинных факелов, после чего они поджигались и дети с горящими факелами бежали по деревне размахивая ими. Это действо называлось "гнать ведьму".
Затем пожилые женщины завели песню. Исполнение её было истовым и напряженным, от него становилось не по себе, его было тяжело слушать. В то же время, пение и его смысл, чувствовалось скорее кожей, чем слухом. Со слов участников экспедиции, это было настоящее ритуальное пение, в котором нет ничего от "искусства" и привычных образов сладкоголосых девушек-лебедушек из телевизора. Это пение не имело никакой эстетической природы и скорее "выдавливало" тех, кто не присоединялся к нему.
В это же время, за лесом появился дым - это молодёжь жгла автомобильные шины. Деревянных колес от телег в деревне к этому времени найти уже было невозможно, поэтому использовались резиновые покрышки.
Вот эта особенность - легко использовать изменения времени, в частности материалы, в ритуале или быту, четко отличает живого носителя традиции от псевдо-носителя. Многие современные снобы назвали бы это "фальсификацией" или "отходом от традиции", "не аутентичным" и т.п. Для носителя не важно из какого материала колесо. Нет деревянных, сожжём покрышку. Сломался костяной рожок, сделаем из пивной банки.
Реальному носителю культуры не надо доказывать свою аутентичность.
На основе интервью Е. А. Дороховой.
#купалье #традиция #смоленщина
Forwarded from Меряфутурист
Морфология как преемственность традиции
Пришло в голову в размышлениях над этим постом Криватропа. Преемственность традиции определяется передачей всей совокупности семиотических систем, а не только означающих.
То есть: скорее сохранением морфологии, чем какой-то устойчивой и ясной внешней атрибутики.
Поп-эзотерический карго-культ (впору назвать это «каргоккультом»), приводящий в том числе к феномену «пластиковых шаманов» и бизнес-волхвов — характеризуется как раз жëстким перевесом в заимствование означающих, голой атрибутики. Типа, с бубном — значит шаман; знаешь Эдду — значит умеешь делать магию вот прям так, как было в дохристианской Скандинавии.
Беспорядочное использование универсализирующих, обобщающих терминов вроде «энергетика», «тонкий план», «духовные практики» в отношении заимствуемого — напрямую связаны с разрушением и дезинтеграцией коренных знаковых (и, соответственно, языковых и социальных) систем.
Меж Кутӱк
#традиция #этнография
Пришло в голову в размышлениях над этим постом Криватропа. Преемственность традиции определяется передачей всей совокупности семиотических систем, а не только означающих.
То есть: скорее сохранением морфологии, чем какой-то устойчивой и ясной внешней атрибутики.
Поп-эзотерический карго-культ (впору назвать это «каргоккультом»), приводящий в том числе к феномену «пластиковых шаманов» и бизнес-волхвов — характеризуется как раз жëстким перевесом в заимствование означающих, голой атрибутики. Типа, с бубном — значит шаман; знаешь Эдду — значит умеешь делать магию вот прям так, как было в дохристианской Скандинавии.
Беспорядочное использование универсализирующих, обобщающих терминов вроде «энергетика», «тонкий план», «духовные практики» в отношении заимствуемого — напрямую связаны с разрушением и дезинтеграцией коренных знаковых (и, соответственно, языковых и социальных) систем.
Меж Кутӱк
#традиция #этнография
Telegram
Криватроп
Смоленское Купалье и аутентичность
В 1987 году фольклористами был зафиксирован купальский обряд на западе Смоленской области. Обряд не был организован какими либо клубными сотрудниками, а натурально совершался в одной из глухих деревень местными жителями.…
В 1987 году фольклористами был зафиксирован купальский обряд на западе Смоленской области. Обряд не был организован какими либо клубными сотрудниками, а натурально совершался в одной из глухих деревень местными жителями.…
Forwarded from Славянская мифология от Максима Сухарева
Кстати, кто хочет получить представление о том, как звучат аутентичные обрядовые русальные песни у восточных славян, то вот прямо классика жанра -
https://youtu.be/WHyB73rIduk?list=PLD8FfS82kDX3oq50InXFP7tJ3RvC60uZk
https://youtu.be/WHyB73rIduk?list=PLD8FfS82kDX3oq50InXFP7tJ3RvC60uZk
YouTube
На гряной неделе
русальная села Курковичи Стародубского района Брянской области. Исполняет вокальное трио в составе: Екатерина Геворкова, Яна Делегеоз, Александра Толстова. Класс преподавателя Евдокии Маляр
На академическом вечере-концерте отдела ХНП в концертном зале "Гнесинский…
На академическом вечере-концерте отдела ХНП в концертном зале "Гнесинский…
Продолжаем знакомиться с артефактами, которые вы не найдете в музеях.
Глиняная скульптура бобра (?) из ареала юхновской древнебалтской культуры.
Экспонат из одной частной коллекции.
#юхновскаякультура
Глиняная скульптура бобра (?) из ареала юхновской древнебалтской культуры.
Экспонат из одной частной коллекции.
#юхновскаякультура