Криватроп
2.19K subscribers
1.61K photos
43 videos
1 file
241 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
Выбрались с камрадом по местам, где в прошлые годы собирали рога оленя. Они как раз в это время года скидывают. Но нынче олени здесь не держались.

Увидели лосиху, нашли в распадке следы доисторической окаменелой органики (вероятно девонского периода), стая воронья пировала над косулей.

#природоведение #кривицкийлес
На канале Пока Горит Солнце прочел пост о лодках-долбленках, к тому же попалось интересное описание одного из приходов смоленского Поугорья 19 века. В нем, среди описаний быта крестьян, упоминаются "разводные осиновые лодки", которые изготавливались из цельного бревна, а позднее, "за неимением толстых дерев", стали делать досчатые. 

Что же такое "разводная лодка"? А это ничто иное, как моноксил. Древнейший и примитивный тип лодок, дизайн которых не менялся тысячелетия. Форму лодки подсказала сама природа, сделанная из цельного бревна, она повторяет его обтекаемую форму и хорошо скользит по воде. Она удобна, легка, прочна и грузоподъёмна. Именно на таких лодках наши предки ходили от городища к городищу, ловили рыбу, плавали на сбор ягод и охоту, как и прадеды в конце 19 века, где нибудь на Гобзе или Воре. 

На верхнем Днепре такие лодки известны под названием "камяги" (комяги) и "довбанки" (долбленки).

На фото: Именьковский моноскил из Нац. музея Татарстана, 3-7 вв. н.э.

#лодкадолбленка #комяга #камяга
На канале @kriwatrop появился пост с челном из Татарстана. Выкладываю «моноксил» из наших краёв. Эта долбленка находится в Ветковском музее.
Пора челендж запускать #покажичелн ))
Forwarded from Меряфутурист
Мерянский «моноксил». У коллег с кривичского канала @kriwatrop и радимичей с @ognevit_tales появились посты с «моноксилами» из Татарстана и Беларуси. Выкладываем челн из наших краёв — меряно-марийского пограничья. Эта долбленка находится в Шарьинском музее.

Некогда, в одном из сёл Шарьинского района Костромской области музейщиками была найдена настоящая лодка - долблёнка. В старину такими судами пользовались русские постмеряне и черемисы, населявшие территорию современного Шарьинского р-на. Одним из основных их промыслов было рыболовство. Обрусевшие потомки мери и мари до сих пор проживают в этих прекрасных местах.

На мерянско-чудской Тотьме «моноксилы» называли «облас». Такие гребные лодки-долблёнки, использовались финно-угорским и старожильческим русским населением Севера на таёжных реках. Изготавливались они как и шарьинские без киля. Их внутреннюю часть выбирали или прожигали. «Обласки» стали делать с освоением металла, то есть около 3 тыс. лет назад.

#шарья #тотьма #черемисы #меря #чудь #долбленка
Костяные привески-утки из Смоленского исторического музея.

Характерный кривицкий атрибут 8-9 веков. Аналоги известны в Белорусском Подвинье и латгальских древностях.

#кспдк #привески #кривичи
Попалось фото инфощита с Вержавского городища. Я конечно уважаю НП "Смоленское Поозерье", но такой лютый долбославский гон нельзя размещать на инфощитах, друзья. Руны, рожаницы, княжеский храмовый комплекс, "рожавец"...

Мало того, что на оз. Дго один из островов с культовым камнем нарекли "Родом" и втюхивают это наивным туристам, так еще и на Вержавске храм рожаниц, или кого там, выдумали. Тьфу блять.

#вержавск
К предыдущему (о долбославии на Поозерье)

Сперва по просьбе подписчиков вводная по "столбам":

Каменные кресты и надгробия в западной части России появляются в эпоху позднего средневековья под влиянием ВКЛ, и связаны уже с христианским культом. Редкие символы, встречающиеся на них, несут так же, христианский или синкретический символизм. Под такими крестами обычно хоронилась знать. Чаще всего подобные кресты, или просто каменные валуны-надгробия находятся на местах современных кладбищ, наследующих места древних могильников. Так же и с городищем Вержавска, где после его запустения и появилось кладбище, на котором хоронили вплоть до недавнего времени.

А теперь к долбославию:

Освоение нацпарка "Смоленское Поозерье" людьми называющими себя "этнологами" из т.н. "Полка Перуна" и их последователями из сотрудников парка началось давно. Именно отсюда растут корни засилья псевдотрадиционного наполнения пространства разного рода неотопонимами и псевдоистрией, которая продвигается на уровне нацпарка. Так например, озеро Дго с их подачи этимологизируется как "Добро Глаголющее Отцами". Культовый жертвенный камень и остров, на котором он расположен, наречен "Родом", после какого-то шизотерического сеанса, где одному из их "визионеров" явилась его "истинная энергетика". Теперь он так и нанесен на Яндекс-карты. Вероятно не долго думая, после этого была придумана легенда, о том, что "на этот остров приплывали воины заряжать свое оружие перед походами". Еще один из камней, на берегу озера был назван почему-то "Мокошью".

Учитывая особую любовь таких персонажей к культу Рода, сюда же был приплетен Вержавск. Автор текста (сотрудник нацпарка) видит в двух намогильных крестах врата в языческий храм и "руны", которые связывает с Родом и рожаницами, к тому же в одном из видео на ютуб, на том же кладбище, на кресте 15 века им обнаруживается "руна творца". Ну и натягивая сову на глобус, делается лингвофрический вывод, что озеро Ржавец происходит от "рожаниц" и Вержавск соответсвенно.

Нужно нам такое "наследие"? Выводы сделайте сами.

#смоленскоепоозерье
Каменный топор с изображением головы медведя. III тыс. до н.э. Тверская область, Осташковский район, стоянка Волго I.

Не устаю восторгаться искусством неолита. Совершенно особое художественное чутье у людей было. И видимо достаточно времени на это.

фото: Сергей Тулупов

#каменныйтопор #осташков #неолит
Фотографии подписчика из водного похода, с того самого озера Волго, на котором был найден топор с головой медведя из прошлого поста.

Рядом, у деревни, кривицкая курганная группа. Закатное солнце в соснах, лагерь на крутом берегу, облака плывущие в водной глади озер. Кривия во всей красе.

#волго #великиеозера #кривия