Помните я недавно рассказывал про "Наполеоновскую" сосну в Сертее?
Эта деревня известна не только этой сосной - здесь ведутся раскопки Северо-Западной экспедицией Государственного Эрмитажа тех самых неолитических свайных поселков.
В 2023 году экспедицией была обнаружена воистину потрясающая и знаковая находка - на памятнике Сертея II в слое 5–4 тыс. до н. э. было найдено древко дротика для копьеметалки в виде змеи — исключительный предмет для культуры каменного века, аналогов которому не существует в отечественной археологии.
Благодаря искусной работе со структурой дерева мастеру удалось сымитировать чешую и движения змеи. Тулово имеет боковые нарезки, а на окончании древка выполнена голова с открытым ртом и выжженными чёрными глазами. Изначально вместо жала в открытый рот был вставлен наконечник. Он был утерян во время охоты или ритуальных действий на берегу древнего озера. Об этом свидетельствует археологический контекст — дротик обнаружили воткнутым в слой древних донных отложений.
#сертея #неолит
Эта деревня известна не только этой сосной - здесь ведутся раскопки Северо-Западной экспедицией Государственного Эрмитажа тех самых неолитических свайных поселков.
В 2023 году экспедицией была обнаружена воистину потрясающая и знаковая находка - на памятнике Сертея II в слое 5–4 тыс. до н. э. было найдено древко дротика для копьеметалки в виде змеи — исключительный предмет для культуры каменного века, аналогов которому не существует в отечественной археологии.
Благодаря искусной работе со структурой дерева мастеру удалось сымитировать чешую и движения змеи. Тулово имеет боковые нарезки, а на окончании древка выполнена голова с открытым ртом и выжженными чёрными глазами. Изначально вместо жала в открытый рот был вставлен наконечник. Он был утерян во время охоты или ритуальных действий на берегу древнего озера. Об этом свидетельствует археологический контекст — дротик обнаружили воткнутым в слой древних донных отложений.
#сертея #неолит
Усвятская братва
Оба идола/изделия безусловно несут в себе определенный дух, который и описать парой слов трудно. Это характерно для древнего искусства.
Трудно отделаться от впечатления, будто опытный мастер нарочно творил примитив в случае антропоморфной фигуры. Он словно не давал себе воли сделать фигурку слишком близкой к оригиналу. Работая как бы с оглядкой, мастер показал надбровные дуги, но не показал глаз, и фигурка стала незрячей.
Старательно прорабо-
таны губы и даже складки возле них и вместе с тем весьма примитивно изображены уши. Нагота и реализм
в изображении отдельных деталей наталкивают на мысль об ирреальном содержании фигурки.
Видимо, перед нами одно из древнейших скульптур-изображений мужчины-божества на нашей земле.
Не менее выразителен ворон, выполненный из рога лося. Обращает внимание отсутвие глаз на образах в Усвятской традиции, при этом они нанесены на змея, но методом прижигания. Вероятно такая техника имела религиозно-магическое значение.
#усвяты #неолит #усвятскийидол
Оба идола/изделия безусловно несут в себе определенный дух, который и описать парой слов трудно. Это характерно для древнего искусства.
Трудно отделаться от впечатления, будто опытный мастер нарочно творил примитив в случае антропоморфной фигуры. Он словно не давал себе воли сделать фигурку слишком близкой к оригиналу. Работая как бы с оглядкой, мастер показал надбровные дуги, но не показал глаз, и фигурка стала незрячей.
Старательно прорабо-
таны губы и даже складки возле них и вместе с тем весьма примитивно изображены уши. Нагота и реализм
в изображении отдельных деталей наталкивают на мысль об ирреальном содержании фигурки.
Видимо, перед нами одно из древнейших скульптур-изображений мужчины-божества на нашей земле.
Не менее выразителен ворон, выполненный из рога лося. Обращает внимание отсутвие глаз на образах в Усвятской традиции, при этом они нанесены на змея, но методом прижигания. Вероятно такая техника имела религиозно-магическое значение.
#усвяты #неолит #усвятскийидол
Почему у Усвятского идола открыт рот?
Anonymous Poll
24%
Поёт
22%
Просит есть
10%
Зовёт
6%
Кричит
13%
Свистит
26%
Дует
Рубрика #выходнойкраевед
Сходил в библиотеку за новой порцией чтива. Листаю под замечательный стаут Salden's "ромовая баба". Жидкий пирог вливается в бокал аки густая кровь дракона. Ароматное, в меру горькое, в меру ранней весны, плотное.
Из книг: сборник конференции посвящененный наследию В. Н. Добровольского и альбом с атмосферными черно-белыми фотографиями Смоленского края с духом советской эпохи, подборкой которых, вскоре поделюсь.
Сходил в библиотеку за новой порцией чтива. Листаю под замечательный стаут Salden's "ромовая баба". Жидкий пирог вливается в бокал аки густая кровь дракона. Ароматное, в меру горькое, в меру ранней весны, плотное.
Из книг: сборник конференции посвящененный наследию В. Н. Добровольского и альбом с атмосферными черно-белыми фотографиями Смоленского края с духом советской эпохи, подборкой которых, вскоре поделюсь.
Дружественный репост
https://yangx.top/bjornens_palats
Авторский краеведческий канал о Швеции, Северо-Германском наследии бронзового, и железного веков и эпохи викингов.
Подписываемся!
https://yangx.top/bjornens_palats
Авторский краеведческий канал о Швеции, Северо-Германском наследии бронзового, и железного веков и эпохи викингов.
Подписываемся!
Telegram
Чертог Медведя 🇸🇪
Авторский краеведческий канал о Швеции, севере, викингах и путешествиях.
Для обратной связи.
@Nieciewski
Рекламу не продаю, рублями не оперирую.
https://yangx.top/+_o-l8koQfuVhZDE0 - Группа для экскурсий
Для обратной связи.
@Nieciewski
Рекламу не продаю, рублями не оперирую.
https://yangx.top/+_o-l8koQfuVhZDE0 - Группа для экскурсий
Сейчас будет лонгрид не для слабаков. И по объему и по содержанию. Про времена неоскопленных народных забав, со вкусом крови на зубах и хрустом пятых пястных.
Речь пойдет о традиционных кулачных боях, процветавших на Смоленщине.
Уважаемому читателю будет предложена живописнейшая заметка конца 19 века о том как бои проходили в Поречье.
Статья любопытна тем, что в ней дается подробное описание хода боя, другие заметки о кулачных боях в городах Смоленщины не такие детальные. Автор газетной заметки возмущен "дикой забавой" и требует борьбы с "варварским" обычаем. С кулачными боями действительно боролись и полицейскими мерами, и просветительством. Но традиция еще долго не сдавала своих позиций.
Итак. На дворе 1890 год, Поречье...
#кулачныебои
Речь пойдет о традиционных кулачных боях, процветавших на Смоленщине.
Уважаемому читателю будет предложена живописнейшая заметка конца 19 века о том как бои проходили в Поречье.
Статья любопытна тем, что в ней дается подробное описание хода боя, другие заметки о кулачных боях в городах Смоленщины не такие детальные. Автор газетной заметки возмущен "дикой забавой" и требует борьбы с "варварским" обычаем. С кулачными боями действительно боролись и полицейскими мерами, и просветительством. Но традиция еще долго не сдавала своих позиций.
Итак. На дворе 1890 год, Поречье...
#кулачныебои
Кулачный бой в Поречье
"На днях мне пришлось быть свидетелем кулачного боя, происходившего в нашем достопочтенном граде Поречье.
Оказывается, что этот грубый, варварский обычай не только не вывелся в наших краях, но свил себе здесь прочное гнездо и процветает в полной силе и блеске. Не так давно еще в нем принимали участие даже некоторые весьма почтенные лица из городского населения – где же ему после этого скоро вывестись?! Нет, он держится в городе весьма твердо (в деревнях такого обычая, слава Богу, не замечается) и передается из рода в род, от дедов к отцам, от отцов к сыновьям и т.д.
Когда расходятся кулачные бойцы, когда разгорится в них кровь, а злоба и ненависть заглушат в них рассудок, тогда, кажется, нет той силы, которая могла бы остановить, вразумить превратившихся в зверей людей. Немудрено, что никакие попытки к усмирению этих побоищ не были успешны.
Побоища начинаются у нас обыкновенно с рождественских праздников и продолжаются вплоть до Великого поста. Дело происходит, большей частью, следующим образом: на берегу реки Гобзы или Каспли собирается толпа мальчишек из разных кварталов города и начинает между собой препираться, бросая друг другу всевозможные оскорбления и вызовы. Мало-помалу к ним присоединяются и взрослые, толпа растет, достигает 100, 200 и более человек.
Образуются две враждебные партии, которые располагаются по берегам реки и занимают на них боевые позиции. После этого препирательства противников начинают принимать все более и более обостренный характер, воздух обильно наполняется букетами самой крепкой, нецензурной ругани, взаимное раздражение быстро растет… Так проходит несколько времени. Наконец, когда напряженность бойцов достигает своего крайнего предела, они с диким, нечеловеческим ревом и рычанием набрасываются, как звери, один на другого, и начинается страшное побоище.
Жестокие, тяжеловесные удары сыплются отовсюду, трещат человеческие кости, ноют побиваемые спины и шеи, кровь течет из разбитых носов. Точно смертельные враги, люди бьют не в шутку, не легко, а с яростью и каким-то непонятным озлоблением. «Валяй его, бей!.. Хорошенько, еще, вот так!.. Не жалей кулаков!..» – только и слышатся крики среди общего рева и шума падающих ударов. И тянется эта дикая человеческая бойня до тех пор, пока какая-нибудь из сторон не уступит и не обратится в поспешное бегство. Тогда победители провожают ее с шиканьем и свистом и, ликуя, расходятся по домам, точно свершили доброе, полезное дело…
Да, господа, это не миф, не вымысел праздной фантазии, а горькая, сущая правда!.. Неудивительно после этого, что нравы горожан не отличаются мягкостью, что дома они являются деспотами и тиранами семей, последовательно и неукоснительно проводящими в жизнь известный принцип «нраву моему не препятствуй!..»
Да и у нас ли одних практикуется низшими слоями городского населения это «невинное развлечение», эта дикая, варварская потеха?!.. Читатель, признайся, положа руку на сердце, что практикуется она и в других городах нашей губернии, практикуется даже и в самом граде Смоленске, на Днепре, в окрестностях Рачевки!.. Это явление, почти усвоенное вековыми преданиями, вошедшее, так сказать, в плоть и кровь мещанского населения.
Чтобы искоренить его совершенно, мало одних запрещений и преследований полиции, а неотложно нужны и более радикальные меры, вроде воскресных чтений и проповедей, которые подняли бы умственный и нравственный уровень городского населения и заменили бы ему собой дикие, доморощенные развлечения. Только этим путем можно будет уничтожить варварский обычай кулачных побоищ и смягчить грубые нравы, под сенью которых растет и воспитывается городская молодежь низших сословий."
Источник: Поречье // Смоленский вестник. 1890. 31 января. №12. С. 3.
#кулачныебои #поречье #смоленщина
"На днях мне пришлось быть свидетелем кулачного боя, происходившего в нашем достопочтенном граде Поречье.
Оказывается, что этот грубый, варварский обычай не только не вывелся в наших краях, но свил себе здесь прочное гнездо и процветает в полной силе и блеске. Не так давно еще в нем принимали участие даже некоторые весьма почтенные лица из городского населения – где же ему после этого скоро вывестись?! Нет, он держится в городе весьма твердо (в деревнях такого обычая, слава Богу, не замечается) и передается из рода в род, от дедов к отцам, от отцов к сыновьям и т.д.
Когда расходятся кулачные бойцы, когда разгорится в них кровь, а злоба и ненависть заглушат в них рассудок, тогда, кажется, нет той силы, которая могла бы остановить, вразумить превратившихся в зверей людей. Немудрено, что никакие попытки к усмирению этих побоищ не были успешны.
Побоища начинаются у нас обыкновенно с рождественских праздников и продолжаются вплоть до Великого поста. Дело происходит, большей частью, следующим образом: на берегу реки Гобзы или Каспли собирается толпа мальчишек из разных кварталов города и начинает между собой препираться, бросая друг другу всевозможные оскорбления и вызовы. Мало-помалу к ним присоединяются и взрослые, толпа растет, достигает 100, 200 и более человек.
Образуются две враждебные партии, которые располагаются по берегам реки и занимают на них боевые позиции. После этого препирательства противников начинают принимать все более и более обостренный характер, воздух обильно наполняется букетами самой крепкой, нецензурной ругани, взаимное раздражение быстро растет… Так проходит несколько времени. Наконец, когда напряженность бойцов достигает своего крайнего предела, они с диким, нечеловеческим ревом и рычанием набрасываются, как звери, один на другого, и начинается страшное побоище.
Жестокие, тяжеловесные удары сыплются отовсюду, трещат человеческие кости, ноют побиваемые спины и шеи, кровь течет из разбитых носов. Точно смертельные враги, люди бьют не в шутку, не легко, а с яростью и каким-то непонятным озлоблением. «Валяй его, бей!.. Хорошенько, еще, вот так!.. Не жалей кулаков!..» – только и слышатся крики среди общего рева и шума падающих ударов. И тянется эта дикая человеческая бойня до тех пор, пока какая-нибудь из сторон не уступит и не обратится в поспешное бегство. Тогда победители провожают ее с шиканьем и свистом и, ликуя, расходятся по домам, точно свершили доброе, полезное дело…
Да, господа, это не миф, не вымысел праздной фантазии, а горькая, сущая правда!.. Неудивительно после этого, что нравы горожан не отличаются мягкостью, что дома они являются деспотами и тиранами семей, последовательно и неукоснительно проводящими в жизнь известный принцип «нраву моему не препятствуй!..»
Да и у нас ли одних практикуется низшими слоями городского населения это «невинное развлечение», эта дикая, варварская потеха?!.. Читатель, признайся, положа руку на сердце, что практикуется она и в других городах нашей губернии, практикуется даже и в самом граде Смоленске, на Днепре, в окрестностях Рачевки!.. Это явление, почти усвоенное вековыми преданиями, вошедшее, так сказать, в плоть и кровь мещанского населения.
Чтобы искоренить его совершенно, мало одних запрещений и преследований полиции, а неотложно нужны и более радикальные меры, вроде воскресных чтений и проповедей, которые подняли бы умственный и нравственный уровень городского населения и заменили бы ему собой дикие, доморощенные развлечения. Только этим путем можно будет уничтожить варварский обычай кулачных побоищ и смягчить грубые нравы, под сенью которых растет и воспитывается городская молодежь низших сословий."
Источник: Поречье // Смоленский вестник. 1890. 31 января. №12. С. 3.
#кулачныебои #поречье #смоленщина
К предыдущему
Архаичная языческая обрядность переходных зимне-весенних праздников в поздние времена зачастую растянута. Это касается и кулачных боев, которые проводились на Смоленщине строго в зимний период, а точнее от рождественских праздников до Великого поста (т.е. от Солнцестояния до Равноденствия). Сезонность эта не случайна. Сам бой символизирует борьбу зимы с весной (смерти с жизнью и т.п.) и команда победителей олицетворяет собой силы победы и чествуется. Сам символизм битвы, в индоевропейской, а в нашем случае балто-славянской культуре, знаков, и является основой космогонии. Аналогичную семантику мы видим и в пасхальных "битках" яйцами.
Обращает внимание выбор локаций схваток – русла рек и мосты. Это безусловно символизм, отражающий "переходный" характер действия.
#кулачныебои
Архаичная языческая обрядность переходных зимне-весенних праздников в поздние времена зачастую растянута. Это касается и кулачных боев, которые проводились на Смоленщине строго в зимний период, а точнее от рождественских праздников до Великого поста (т.е. от Солнцестояния до Равноденствия). Сезонность эта не случайна. Сам бой символизирует борьбу зимы с весной (смерти с жизнью и т.п.) и команда победителей олицетворяет собой силы победы и чествуется. Сам символизм битвы, в индоевропейской, а в нашем случае балто-славянской культуре, знаков, и является основой космогонии. Аналогичную семантику мы видим и в пасхальных "битках" яйцами.
Обращает внимание выбор локаций схваток – русла рек и мосты. Это безусловно символизм, отражающий "переходный" характер действия.
#кулачныебои
Евгений поделился чудесными фотографиями из лыжного похода к древнему городищу Козлов на Жижале.
#козлов #жижала
#козлов #жижала
Выбрались в город на Масленицу. Погуляли.
На первом фото пол в Троицком храме на Соборной горе. Старейший вяземский храм на древнем городище-детинце Вязьмы.
На втором фото я веду огонь из примитивного оружия все с того же городища.
Далее, Спасская башня и масленичные атрибуты в городе.
#вязьма #троицкийсобор #масленица
На первом фото пол в Троицком храме на Соборной горе. Старейший вяземский храм на древнем городище-детинце Вязьмы.
На втором фото я веду огонь из примитивного оружия все с того же городища.
Далее, Спасская башня и масленичные атрибуты в городе.
#вязьма #троицкийсобор #масленица
Зарево над Угрой
На Масленичном фестивале в Никола-Ленивце эпично сожгли "черную гору".
Фотографии Артёма Устюжанина.
#угра #николаленивец #масленица
На Масленичном фестивале в Никола-Ленивце эпично сожгли "черную гору".
Фотографии Артёма Устюжанина.
#угра #николаленивец #масленица