Криватроп
2.19K subscribers
1.61K photos
43 videos
1 file
241 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В дополнение к предыдущему, делюсь видео с канала Сам Себе Археолог, с обзором одного из таких "хлебцев".

Держать такую вещь – чувствовать тепло рук древних.

#ритуальныйхлебец
Разбавлю постмодерном. Уж простите, смешно.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
И еще, авторы "Славян на территории Беларуси" выводят хлебцы и культ хлеба в целом, от Вельбарской и Черняховской культур, связанных с готами.

С одной стороны спорно, с другой, вполне может быть.

#ритуальныйхлебец #готы
Делюсь добычей. У тещи нашелся оригинал, со следами школьного творчества на обложке. Теперь в библиотеке!

#сказкисмоленскогокрая #литература #этнография
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Псковская крепость на фотографиях argentum.lvx

*Slow blackmetal music playing

#псков
Одна из башен Псковской крепости называется "Гремячей". Свое название она получила от горы, на которой была построена. 

Не сталкиваемся ли мы здесь с сакральной топонимикой, аналогичной многочисленным "гремячим / громовым" источникам (#громовыеводы)? 

Обращает на себя внимание тот факт, что название горы известно из Первой Псковской летописи, которая сообщает о том, что в 1383 году на горе существовал Козмодемьянский монастырь. При этом, гора названа "Громящей". Определенно, название горы древнее 14 века и вероятно восходит к языческим временам, как место связанное с Громовником, на котором, был построен один из первых монастырей Пскова, что дополнительно свидетельствует об особом сакральном статусе этого места. Напомню, что гора – это характерный топос Громовержца в традиции.

#гремячаябашня #гремячаягора #громовыеводы #сакральнаягеография #псков
Когда полез в дальний ящик на работе.

#керамика
Продолжаем разбираться в природе кривицкой зооморфной привески (#конекрысь)

Вот, наткнулся на "барсов" с рушников калужско-тульского региона, весьма стилистически похожих на интересующую нас привеску.

Итак, в качестве одной из гипотез:

Похоже, что популярность "львов / барсов", на пространстве древнерусских княжеств, начало набирать после крещения. Т. н. "лютый зверь" упоминается в средневековых летописях и начинает активно использоваться в геральдике, в частности Псковской и Смоленской. На ранних этапах, невиданный доселе зверь, в местном искусстве приобретает неясные черты, а в дальнейшем, часто сливаясь с конем или иным животным, приобретает полиморфный образ, что ярко демонстрирует северный этнографический материал.

Возможно, что и Смоленский конек-рысь есть местное осмысление "лютого зверя" (льва/барса/пардуса) в металлопластике.

#конекрысь #конексмоленскоготипа
#привески