Криватроп
2.21K subscribers
1.64K photos
43 videos
1 file
239 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
Дунай = Двина?

Полез в Викшинари проверить этимологию Дуная. Словарь сообщает, что название восходит к праиндоевропейскому корню - *dʰenh₂ (“двигаться, течь”). Отсюда выводятся и Днепр и Дон. При этом вероятно Двина так же имеет аналогичную этимологию.

Две великие кривицкие реки – Днепр и Двина движутся, текут, порожденные стремительным бегом Ставрого и Гаврого.

#гидронимы #двина
Знакомый археолог поделился недавней находкой с городища на реке Дебря, на которое мы ходили этой осенью.

На фото миниатюрный ритуальный горшок. Такую посуду жители лесной зоны в раннем железном веке использовали в обрядовых целях. Судя по всему, сосуды наполнялись едой (кашей) в качестве подношения. Такие миниатюрные горшки известны с эпохи бронзы и встречаются в местах проведения тризны или на местах жертвенников, часто в комплексе с ритуальными глиняными "хлебцами", черепами животных, зернотерками, топорами, стрелами и т.п.. Такие места И. П. Русанова считала семейными жертвенниками.

#ржв #керамика #дебря #городище #поугорье
Каменная баба из д. Поречье Псковской области.

#каменныебабы #псковщина #кривия
КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Стал изучать истории старинных монастырей на местности. Все известные мне монастыри, так или иначе связаны с дохристианскими культами, местами, святынями и т. п.. Как известно, эти средневековые ребята в черном, не выбирали абы какие места для своих уединенных подвигов, и за православными святынями часто скрываются более древние сакральные горизонты. Раннее христианство очень тесно переплетено с язычеством и порой трудно отделить одно от другого, но это то и есть наша задача - копать к корням. 

Так вот, в Можайском районе, у реки Колочь, неподалеку от селища 11 века, на землях некогда входивших в Смоленское княжество, в 1413 году был открыт Колоцкий монастырь. История его появления связана с интересным персонажем - местным жителем Лукой, который обрел чудотворную икону на дереве в лесу: «на некоемъ древе в некоемъ месте обрете икону Пречистыя Богородицы, державшу на руку Младенецъ Господа нашего Иисуса Христа. Со единыя страны иконы тоя на затворце образ Николы чюдотворца, а з дру­гую Илии пророка». На месте же обретения иконы забил ключ, к которому совершался крестный ход, а ныне построена надкладезная часовня.

Мотив с обретением иконы в лесу (на дереве / в корнях) и последующее появление родника на этом месте весьма распространен. Наиболее близкой и знаковой здесь будет история обретения Оковецкой (Ржевской) иконы Божией Матери, где в самом сердце Оковского леса на древнем городище поросшим густым лесом, была найдена, прибитая к дереву необычная икона "старого письма" с Богородицей и предстоящим Николаем Чудотворцем. Здесь же известен и знаменитый Оковецкий источник.. 

Далее, мы видим, что икона трехсоставная, где по левую и правую сторону от Богородицы расположены святые - Илья и Никола, известные среди исследователей своей связью с языческими богами-антагонистами, что подтверждает архаичность мотива. 

Определенно, и история с обретением на дереве, и иконография, и археология с географией, говорят нам об архаичности и сакральности места, восходящей ко временам языческим.


#колоцкиймонастырь #колочь #народноеправославие #сакральнаягеография  #можайскаяземля
Змееборческий сюжет в интерьере избы-терема в музейном комплексе села Флёново под Смоленском.

#талашкино #фленово
Любопытная карта на 10 век. Крепость Милиниска это очевидно искаженное название Смоленска.
Проанализировал несколько сюжетов обретения икон и основания монастырей / церквей. В абсолютном большинстве прослеживаются три характерные особенности, восходящие к древнейшим мифологемам:

1. Вода. 
В большинстве сюжетов явления, икона находится у воды, либо у этого места начинает бить ключ. Вода и водные источники относятся к древнейшим мифопоэтическим концептам. Вода выступает в качестве первоосновы мира в индоевропейских мифопоэтических системах, ей приписываются возможности трансформации, превращения, искупления. 

2. Древо и гора.
И дерево и гора являются характерным образом Оси Мира (axis mundi) в индоевропейской традиции. Аналогичным образом, в христианстве наследуется образ креста и голгофы. Сюжет обретения иконы в кроне или корнях огромного дуба очень показателен в этом смысле.

3. Исцеления. 
В христианском контексте, мотив с исцелением несет в себе обращение в новую веру. Особенно стоит выделить знаковый сюжет с исцелением от болезни глаз, который исследователи связывают с прозрением, очищением и обращением к "истинной вере". Мотив исцеления как обращение в христианство весьма показателен на примере Мценской иконы св. Николая, который связывается с крещением Мценска в 1412(!) году.

Таким образом, мы можем предположить, что подобные сюжеты могут свидетельствовать о конкретных местах древних языческих святилищ, которые были обращены в христианские.

На примере Оковецкой (Ржевской) иконы Божией Матери, мы видим все присутствующие мифологемы: икона обретается на городище (горе) на которой растет огромное дерево, где и находят икону. Здесь же по преданию начинает бить источник. Сочетание священного дерева и источника под ним очень архаично и характерно для балто-славянского локуса. К тому же известно, что Оковский лес это древнее сакральное пространство - "криничный" лес, лес истока трех великих рек.

Можно считать, что предание об обретении иконы свидетельствует о сохранявшимся почитании этого удаленного места в средневековье, так как чудотворное действие Оковецкой иконы акцентированно связано с исцелением глазных болезней.

#оковскийлес #оковецкаяикона #тудовляне #сакральнаягеография #оковцы
Из "Словаря русских народных говоров".

Обращает внимание ареал распространения: Смоленщина, Литва и Латвия. Интересно, что это может быть – заимствование или что-то общее, восходящее к балтским древностям?

#салька #лингвистика #смоленщина
"Перкун управляет всеми атмосферными явлениями, – между прочим, замораживает воду: в рифмованной хронике Дитлеба (XIII в.) читаем о литвинах, что они перешли по морю, "которое, по приказанию бога их Перкуна, замерзло крепче, чем когда-либо"."

А. Фаминцын
Интересное из Никоновской летописи, характеризующее непроходимость Оковского леса и упоминание Оковецкой святыни. Ну и вишенка на торте – отмазка бояр:

"побежали в Литву бояре князь Михаила Васильевич Глинский да князь Иван Турунтай Пронский из своих сел изо ржевских, и князь великий послал за ними в погоню князя Петра Ивановича Шуйского и с ним дворян своих. И князь Петр Шуйской дошелъ их в Ржевскихъ мъстах в великых, тесных и в непроходных тъснотах; они же, послышав за собою князя Петра погонею и узнаша, что им уйти невъзможно ис тъх тъснот, и они возвратишася к царю...". В Москве они объясняли, "что они не бегали, а поехали молитися Пречистой в Ковец... и съехали в сторону, не зная дорогы..."

#оковскийлес
Карта летописного Оковского леса по Л. В Алексееву.

#оковскийлес
Показательный заговорный текст из Борисовского уезда (Беларусь), отражающий архаичное представление о священном пространстве, которое мы разбирали на примере Оковецкого городища и источника:

"У цемном лесі стаіць гара высокая, там растуць дубы вечістыя, там стаіць царква свянцовая, там бяжіць вада цудоуная. А яж ту ваду брала, балючае цела абмывала, піць давала, слауцо вымауляла: "Пашла немоць з цела вон!"

#заговоры #замовы #сакральнаягеография #оковцы
gnëzdowo quiet luxury
К вопросу об этимологии этнонима 'вятичи' – текст с канала Велигор | Язычество:

"Перспективно рассматривать праславянское *antəi как диалектную форму *wentəi, восходящего к праиндоевропейскому *wenət- ⁓ *wonət-, означающему ‘близкие, дружественные, родственные люди’, и который бы дал в современном русском языке †вяты.
Возможно, от праславянского *wentəi происходит название племени вѧтичи, имеющего с антами археологическую преемственность. Этноним вѧтичи в таком случае должен означать ‘маленькие анты’ или ‘потомки антов’."

От себя добавлю, что Wāntīt - упоминаемый средневековыми арабами топоним / этноним, локализуется на восточном крае славянского мира, который принято соотносить с вятичами. В дополнение упоминается город Хадраб как резиденция князя. Есть основания считать, что Хадраб = Корьдно (Городня) - столица вятичей.

#вятичи
Вспомнилось как бабушка с дедом и их родственники разговаривали. У них еще сохранялся говор и некоторые деревенские обороты. Раньше мне такой язык казался неправильным, а потом понял, что неправильный, это тот, из телевизора, на котором мы теперь все говорим одинаково. Вспоминаю эту речь и на сердце тепло. Немного из того, что вспомнил:

Бураки - свекла. –У сени пайдешь, пару буракоу захвати.

ДачкА - дочь. –У ей дачка памёрла, у том гаду.

У том / у тот - в прошлом году /месяце.

У Сычоуку - в Сычевку. –Па грибы у Сычоуку паехал.

Уверх / униз - вверх / вниз

Успросил - спросил.

Усярёдку / пасерёдку - в середину / посередине. –А эту даску у сярёдку паставь.

Обожди - подожди ("подожди" не говорилось)

Ййсь - есть. –Иди ййсь, а то суп прастынет.

Развязкой - без головного убора или не застегнувшись. – Опять на улицу развязкой убёг.

Партки - штаны

Прими - убери / подвинь. –Стул у старонку прими, я ведро паставлю.

Снеси - отнеси. –Картошку на двор надо снесь.

Схоронился - спрятался. –Весь день яво искал а ён у погреб схаранился.

Прибёг / побёг - прибежал / побежал.

Бядовый - хулиганистый, непослушный. –У Нюры Нямой внук, ой бядовый растёт.

Сымать - снимать. –Сымай сапоги, небось ноги усе намачил у луже.

ВаднИ - слепни.

Паска - Пасха

Бобыль - лентяй.

БУкавище - глубокое место в реке. –За Мухиной плёсай на букавище окуня плавають.

Палестина - вырубка в лесу поросшая малинником.

Убиться - удариться. –С печки упала, головой убилася.

Уторнуть - воткнуть.


#смоленскийдиалект
Еще к вопросу об этимологии вятичей. Нашел в словаре "Жарковского языка".

Как видим локальная жарковская (запад Тверской области) этимология продолжает линию 'вят' в значении "коллектива", "тесной группы людей".

#вятка #вятичи #жарковскийязык