Криватроп
2.2K subscribers
1.59K photos
43 videos
1 file
238 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
В 1910 году исследователь древностей Рославского уезда С. М. Соколовский на холме среди высеченного леса вблизи д. Сукромли выявил каменный идол, который стоял на чашеобразном камне. Находка была перевезена в Смоленский музей.

Камни "чашечники" широко распространены на терриитории соседней Беларуси и Литвы. Многие из таких камней использовались в церквях и костелах в качестве кропильниц.

Подробнее здесь.

#культовыекамни #рославль #смоленщина
В современном обиходе, особенно городских жителей, определения разных типов осадков и погодных явлений весьма скудны. Но вот древние были внимательнее к натуральному окружающему миру. Об этом нам могут рассказать некоторые гидронимы с нашей местности.

Так например, название речки Слудимня происходит от слав. "слуд(ь)" - наледь, вода на льду. Это слово сближается с норв. sludd, датск. slud "снег и дождь вперемешку", исл. sluddа "ком, слюна, сопли", в нем. Schlott, Schlutt "грязь, оттепель".

Река Хизма происходит от "хиз" - дождь с туманом. Так же встречается диалектное хизнуть - мокнуть, зябнуть или слабеть.

Понятия как раз подходящие к актуальной погоде за окном. Пользуйтесь.

#гидронимы
Получил фото со Смоленского Посожья от товарища. Городище высокое, но площадка очень мала для организации поселения (примерно 20м. в диаметре). Такие размеры характерны для верхнеднепровских святилищ. Местные называют его "Звезда".

#городище #посожье #святилище #звезда
Отдельно любопытен сохранившийся микротопоним для городища - Звезда. Слово восходит к прабалтославянскому *źwaisdā‌ˀ - "то, что светится, светило".

Очень вероятно, что название несет в себе значение светлого (святого) места из глубин веков.

#звезда #этимология
Зима - время высоких плотностей.

Получил посылку из Беларуси с ценным грузом:

- "Вырай. Паняцце пра пасмертнае жыццё у старалитоускiм светапоглядзе" Г. Береснявичус. Исследование выдающегося литовского религоведа и этнолога для понимания представления древних о посмертной жизни.

- "Старапруская тэакратыя" Сборник религоведческо-исторических статей. Уникальная книга для полноты понимания языческого мировозрения и социально-религиозного устройства древнебалтского мира на примере пруссов.

Погружаюсь под замечательное темное "Ремеленное" от "Афанасия".

#выходнойкраевед
Продолжаем разбираться в костяных привесках днепро-двинских племен.

Первой версией была ошибочная, о "лунничном" мотиве этого украшения/оберега.

Сегодня, по наводке ув. Д. Новикова сравнил костяные привески ДДК с украшениями в виде пчел эпохи ВПН из клада Хильдерика.

Возможно наши костяные подвески и не заимствуют стилистику импортных украшений с эмалями напрямую (4 век - закат ДДК, и других аналогичных импортных изделий мне неизвестно ), но форма изделий и образность схожа.

В пользу пчел-привесок может свидетельствовать и тот факт, что бортничество было одним из важных промыслов культур лесной зоны. Мёд, наряду с мехами был экспортируемым товаром с глубокой древности. Бортнические традиции живы на наших просторах до сих пор.

#днепродвинскаякультура #привески #пчелы #бортничество
Смотрите какую пластинку я вам принес!

Сборник "Песни Смоленского Поднепровья" (1985).

В верхнем течении Днепра, исторически сложилась особая народная музыкальная культура, которую можно обозначить как песенную традицию Смоленского Поднепровья. Насколько когда-то была богата и полна эта традиция, может свидетельствовать тот факт, что еще в третьей четверти XX века в памяти коренного крестьянского населения Смоленщины хорошо сохранились обрядовые песни, восходящие к древнейшим слоям языческого календаря.

Исполняет выдающаяся смоленская певица Ольга Владимировна Трушина (1919 - 2006).

Большинство из песен имеет характерную для Смоленщины летне-весеннюю календарную приуроченность.  Свадебные песни представляют здесь основные напевы-формулы, "святковские" песни, хороводно-плясовые и одна обрядовая, исполнявшаяся девушками при гаданиях. Особое место занимают два «поминальных» стиха, восходящих к древнейшим слоям языческой погребальной обрядности.

слушать

#музыка
Дунай = Двина?

Полез в Викшинари проверить этимологию Дуная. Словарь сообщает, что название восходит к праиндоевропейскому корню - *dʰenh₂ (“двигаться, течь”). Отсюда выводятся и Днепр и Дон. При этом вероятно Двина так же имеет аналогичную этимологию.

Две великие кривицкие реки – Днепр и Двина движутся, текут, порожденные стремительным бегом Ставрого и Гаврого.

#гидронимы #двина
Знакомый археолог поделился недавней находкой с городища на реке Дебря, на которое мы ходили этой осенью.

На фото миниатюрный ритуальный горшок. Такую посуду жители лесной зоны в раннем железном веке использовали в обрядовых целях. Судя по всему, сосуды наполнялись едой (кашей) в качестве подношения. Такие миниатюрные горшки известны с эпохи бронзы и встречаются в местах проведения тризны или на местах жертвенников, часто в комплексе с ритуальными глиняными "хлебцами", черепами животных, зернотерками, топорами, стрелами и т.п.. Такие места И. П. Русанова считала семейными жертвенниками.

#ржв #керамика #дебря #городище #поугорье
Каменная баба из д. Поречье Псковской области.

#каменныебабы #псковщина #кривия
КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Стал изучать истории старинных монастырей на местности. Все известные мне монастыри, так или иначе связаны с дохристианскими культами, местами, святынями и т. п.. Как известно, эти средневековые ребята в черном, не выбирали абы какие места для своих уединенных подвигов, и за православными святынями часто скрываются более древние сакральные горизонты. Раннее христианство очень тесно переплетено с язычеством и порой трудно отделить одно от другого, но это то и есть наша задача - копать к корням. 

Так вот, в Можайском районе, у реки Колочь, неподалеку от селища 11 века, на землях некогда входивших в Смоленское княжество, в 1413 году был открыт Колоцкий монастырь. История его появления связана с интересным персонажем - местным жителем Лукой, который обрел чудотворную икону на дереве в лесу: «на некоемъ древе в некоемъ месте обрете икону Пречистыя Богородицы, державшу на руку Младенецъ Господа нашего Иисуса Христа. Со единыя страны иконы тоя на затворце образ Николы чюдотворца, а з дру­гую Илии пророка». На месте же обретения иконы забил ключ, к которому совершался крестный ход, а ныне построена надкладезная часовня.

Мотив с обретением иконы в лесу (на дереве / в корнях) и последующее появление родника на этом месте весьма распространен. Наиболее близкой и знаковой здесь будет история обретения Оковецкой (Ржевской) иконы Божией Матери, где в самом сердце Оковского леса на древнем городище поросшим густым лесом, была найдена, прибитая к дереву необычная икона "старого письма" с Богородицей и предстоящим Николаем Чудотворцем. Здесь же известен и знаменитый Оковецкий источник.. 

Далее, мы видим, что икона трехсоставная, где по левую и правую сторону от Богородицы расположены святые - Илья и Никола, известные среди исследователей своей связью с языческими богами-антагонистами, что подтверждает архаичность мотива. 

Определенно, и история с обретением на дереве, и иконография, и археология с географией, говорят нам об архаичности и сакральности места, восходящей ко временам языческим.


#колоцкиймонастырь #колочь #народноеправославие #сакральнаягеография  #можайскаяземля
Змееборческий сюжет в интерьере избы-терема в музейном комплексе села Флёново под Смоленском.

#талашкино #фленово
Любопытная карта на 10 век. Крепость Милиниска это очевидно искаженное название Смоленска.
Проанализировал несколько сюжетов обретения икон и основания монастырей / церквей. В абсолютном большинстве прослеживаются три характерные особенности, восходящие к древнейшим мифологемам:

1. Вода. 
В большинстве сюжетов явления, икона находится у воды, либо у этого места начинает бить ключ. Вода и водные источники относятся к древнейшим мифопоэтическим концептам. Вода выступает в качестве первоосновы мира в индоевропейских мифопоэтических системах, ей приписываются возможности трансформации, превращения, искупления. 

2. Древо и гора.
И дерево и гора являются характерным образом Оси Мира (axis mundi) в индоевропейской традиции. Аналогичным образом, в христианстве наследуется образ креста и голгофы. Сюжет обретения иконы в кроне или корнях огромного дуба очень показателен в этом смысле.

3. Исцеления. 
В христианском контексте, мотив с исцелением несет в себе обращение в новую веру. Особенно стоит выделить знаковый сюжет с исцелением от болезни глаз, который исследователи связывают с прозрением, очищением и обращением к "истинной вере". Мотив исцеления как обращение в христианство весьма показателен на примере Мценской иконы св. Николая, который связывается с крещением Мценска в 1412(!) году.

Таким образом, мы можем предположить, что подобные сюжеты могут свидетельствовать о конкретных местах древних языческих святилищ, которые были обращены в христианские.

На примере Оковецкой (Ржевской) иконы Божией Матери, мы видим все присутствующие мифологемы: икона обретается на городище (горе) на которой растет огромное дерево, где и находят икону. Здесь же по преданию начинает бить источник. Сочетание священного дерева и источника под ним очень архаично и характерно для балто-славянского локуса. К тому же известно, что Оковский лес это древнее сакральное пространство - "криничный" лес, лес истока трех великих рек.

Можно считать, что предание об обретении иконы свидетельствует о сохранявшимся почитании этого удаленного места в средневековье, так как чудотворное действие Оковецкой иконы акцентированно связано с исцелением глазных болезней.

#оковскийлес #оковецкаяикона #тудовляне #сакральнаягеография #оковцы
Из "Словаря русских народных говоров".

Обращает внимание ареал распространения: Смоленщина, Литва и Латвия. Интересно, что это может быть – заимствование или что-то общее, восходящее к балтским древностям?

#салька #лингвистика #смоленщина
"Перкун управляет всеми атмосферными явлениями, – между прочим, замораживает воду: в рифмованной хронике Дитлеба (XIII в.) читаем о литвинах, что они перешли по морю, "которое, по приказанию бога их Перкуна, замерзло крепче, чем когда-либо"."

А. Фаминцын