Криватроп
1.94K subscribers
1.49K photos
43 videos
1 file
217 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
Обсуждали с автором канала @kriwatrop эту цитату из ПВЛ:

И аще къто умьряще, творяху тризну надъ нимь, и посемъ сътворяху краду велику, и възложаху на краду мьртвьца, и съжьжаху, и посемь, събьравъше кости, възложаху въ судину малу, и поставляху на стълпѣ на путьхъ, еже творять Вятичи и нынѣ. Сиже творяху обычая и Кривичи и прочии прогании.

Автор ПВЛ сообщает, что такой погребальный обряд был у вятичей, радимичей, северян и кривичей. На тему вспомниалсь реконструкция кривичского кургана с таким вот стълпомъ на путьхъ.

А про такие курганы я рассказываю в выпуске про радимичей: https://youtu.be/bRjOvD-r1zw
Было время, я любил ходить в одиночные походы, забираться в глухие места и ночевать там, познавать дикую природу своего края и себя в ней, тренеровать походные навыки. Живя в лесной зоне, человек должен взаимодействовать с лесом.

На фото я плыву в лесном озере Костря. Название озера и одноименной реки вытекающией из него, вероятно происходит от балт. kaistrus - 'горячее'. Озеро и вправду было теплое для майской погоды. Ночью на берегу горел костер, ухала сова, из за облаков светил рогатый месяц.

#костря #походы #кривия
Герб Износковского района Калужской области.

Редкая современная геральдика для РФ, где отражены древние сакральные, природные объекты и племенные атрибуты.

На гербе мы видим Шатринскую гору, из за которой встает солнце и семилопастное височное кольцо вятичей, опоясывающие сноп из 11 колосьев, символизирующих местные исторические волости. Серебрянная лента - река Воря.

Про то, что такое Шатринская гора и как она связана со священной горой Шатрией в Литве я подробно расскажу, когда доберусь до этого места.

#износки #геральдика #шатринскаягора #шатрия #землявятичей #калужскаяобласть #верхнеочье
Из переписки с коллегой
Коршун над городищем Ощитов (2021)

Ощитов - городище РЖВ и литовская крепость на Угре в средние века.

#ощитов #поугорье
Провел анализ церквей, упомянутых в писцовых книгах Вяземского уезда (это почти вся восточная Смоленщина) 16-17 вв.

К концу 16 века на местности проходят 152 церкви. Из них 73 - Никольские. 48% (половина!) церквей освящены в честь Николая Чудотворца.

При этом, Никольские церкви были в небольших селах, удаленных местах. В крупных селах есть тенденция называть церкви по библейским сюжетам (Рождества, Вознесения, Преображения и т.п.). Налицо особое народное почитание Николы, от которого отходили "государевы люди", устраившие приходы, как правило, в больших населенных пунктах и поместьях.

После Николы, по популярности идет Пятница. Параскеве посвящены 19 церквей.

#никола #параскевапятница  #православие #вяземскаяземля #писцовыекниги #народноеправославие
Вайб черно-белых фотографий курганов смоленских кривичей из экспедиций Е. А. Шмидта.

#кривичи #курганы
Предзимье на мысу древнебалтского городища в варварских лесах смоленщины.

#городище #жижала #смоленщина
Среди украшений (оберегов) днепро-двинской культуры известны костяные привески с раздвоенным концом. Они встречались среди находок наряду с клыками и когтями диких зверей. Металлические изделия у днепро-двинцев встречаются реже их южных соседей. Кость долгое время оставалась здесь популярным материалом для изготовления инвентаря и украшений.

Любопытна семантика таких привесок. Почему привески в форме "рыбьего хвоста"? Не близнечный ли мотив проглядывается в этом изделии? И не родственный ли мотив в форме "лунниц" круга украшений восточноевропейских выемчатых эмалей 2-4 веков?

рис 1: костяные привески днепро-двинской культуры

рис 2: "лунницы" киевской культуры.

#днепродвинскаякультура #ржв