Кристина Потупчик
Photo
Азиз Ансари. «В активном поиске»
Так как сегодня в мире помимо дня святого Валентина, отмечается Международный день дарения книг, решила совместить приятное с полезным и рассказать вам как раз об одной из таких, которую дарить совершенно не стыдно. Хотя бы себе самому.
Комик Азис Ансари написал полезную книгу о современной любви. То есть о любви в цифровую эпоху.
Это достаточно серьезный текст, хотя название с легкой руки русского издательства больше подходит пособию по пикапу в бумажной обложке. Нет, серьезно, издатели, как можно было ТАК перевести оригинальное название «Modern Romance»?
В ходе работы над книгой Ансари пообщался с передовыми социологами, антропологами и психологами, которые занимаются изучением романтических отношений и дополнил эти интервью результатами опросов и экспериментов, анализом специфики ухаживания в прошлом и настоящем, а также кучей лайфаков по поиску и удержанию партнёра. На основе этих данных Азису удалось собрать биг дату про современных одиночек и показать, как работают новые нормы романтических коммуникаций.
Например, отмечается, что раньше брачный союз служил или для укрепления связей между двумя семьями, или средством обеспечения финансовой и социальной безопасности молодых. Женились для выживания и размножения, а любовь оформлялась рамкой гендерных стереотипов: мужик обеспечивает и приносит пожрать, баба рожает и готовит.
Сейчас мы от отношений хотим уже не денег (ну, да; не все😏) и каких-то взаимовыгодных благ, а чтобы партнер был лучшим другом, единомышленником, а ещё чтоб его хотеть. То есть от одного человека мы сегодня просим столько, сколько раньше давала целая деревня.
Замужество сегодня — это больше не экономический, а долгосрочный социальный проект со сроком службы (теоретически) во всю жизнь ради любви и счастья. А поиск такой родственной души занимает много времени и требует огромных эмоциональных инвестиций. Ко всему прочему эта модель союзов способна работать вечно только в теории, а на практике она несет в себе критические риски, среди которых важнейший — разочарование. Все больше распространяется так называемый синдром апгрейда, когда в голове заедает мысль «может есть кто-то получше? А можно всех посмотреть?». Отношения теперь следуют логике современного потребительского рынка. Отсюда грустный парадокс —выбор больше, инструментов больше, а счастливых людей меньше.
Ансари разбирает конкретные практики любви в цифровую эпоху на лайфхаках. Например, он подробно рассказывает про манеру переписки: так сложилось, что лучше не отвечать на сообщение сразу, иначе можете показаться неудачником без личной жизни. А написав, не писать снова, пока не получите ответа. Длина вашего текста должна быть примерно равна длине полученного сообщения. И тот, кто получает последнее сообщение беседы — побеждает.
Конечно, когда чувства разрывают и бабочки устраивают в животе супер боул, плавно переходящий в оргию с Джей Ло, то терпеть невозможно — хочется начать семафорить, как сигнальщик на амфетаминах. Но мы только лишь суммы биохимических элементов и так уж устроены, что быстрый ответ на полученное сообщение делает вас менее привлекательным. Современным влюбленным правит власть ожидания.
Логика рынка остается логикой рынка, химические процессы тоже никуда не деваются. Поэтому с каждым годом, после выхода очередной книги, вроде книги Ансари, с 14 февраля поздравлять и желать чего-то романтического становится все сложнее. Но если, как говорят методологи, подняться на более высокий уровень мышления — что изменится от того, что мы узнаем больше про то, как работает любовь? Мы же не меняемся и продолжаем любить.
А что до сегодняшней даты, то кесарю кесарево. Не в числе на календаре дело, а в сердечке❤️
Так как сегодня в мире помимо дня святого Валентина, отмечается Международный день дарения книг, решила совместить приятное с полезным и рассказать вам как раз об одной из таких, которую дарить совершенно не стыдно. Хотя бы себе самому.
Комик Азис Ансари написал полезную книгу о современной любви. То есть о любви в цифровую эпоху.
Это достаточно серьезный текст, хотя название с легкой руки русского издательства больше подходит пособию по пикапу в бумажной обложке. Нет, серьезно, издатели, как можно было ТАК перевести оригинальное название «Modern Romance»?
В ходе работы над книгой Ансари пообщался с передовыми социологами, антропологами и психологами, которые занимаются изучением романтических отношений и дополнил эти интервью результатами опросов и экспериментов, анализом специфики ухаживания в прошлом и настоящем, а также кучей лайфаков по поиску и удержанию партнёра. На основе этих данных Азису удалось собрать биг дату про современных одиночек и показать, как работают новые нормы романтических коммуникаций.
Например, отмечается, что раньше брачный союз служил или для укрепления связей между двумя семьями, или средством обеспечения финансовой и социальной безопасности молодых. Женились для выживания и размножения, а любовь оформлялась рамкой гендерных стереотипов: мужик обеспечивает и приносит пожрать, баба рожает и готовит.
Сейчас мы от отношений хотим уже не денег (ну, да; не все😏) и каких-то взаимовыгодных благ, а чтобы партнер был лучшим другом, единомышленником, а ещё чтоб его хотеть. То есть от одного человека мы сегодня просим столько, сколько раньше давала целая деревня.
Замужество сегодня — это больше не экономический, а долгосрочный социальный проект со сроком службы (теоретически) во всю жизнь ради любви и счастья. А поиск такой родственной души занимает много времени и требует огромных эмоциональных инвестиций. Ко всему прочему эта модель союзов способна работать вечно только в теории, а на практике она несет в себе критические риски, среди которых важнейший — разочарование. Все больше распространяется так называемый синдром апгрейда, когда в голове заедает мысль «может есть кто-то получше? А можно всех посмотреть?». Отношения теперь следуют логике современного потребительского рынка. Отсюда грустный парадокс —выбор больше, инструментов больше, а счастливых людей меньше.
Ансари разбирает конкретные практики любви в цифровую эпоху на лайфхаках. Например, он подробно рассказывает про манеру переписки: так сложилось, что лучше не отвечать на сообщение сразу, иначе можете показаться неудачником без личной жизни. А написав, не писать снова, пока не получите ответа. Длина вашего текста должна быть примерно равна длине полученного сообщения. И тот, кто получает последнее сообщение беседы — побеждает.
Конечно, когда чувства разрывают и бабочки устраивают в животе супер боул, плавно переходящий в оргию с Джей Ло, то терпеть невозможно — хочется начать семафорить, как сигнальщик на амфетаминах. Но мы только лишь суммы биохимических элементов и так уж устроены, что быстрый ответ на полученное сообщение делает вас менее привлекательным. Современным влюбленным правит власть ожидания.
Логика рынка остается логикой рынка, химические процессы тоже никуда не деваются. Поэтому с каждым годом, после выхода очередной книги, вроде книги Ансари, с 14 февраля поздравлять и желать чего-то романтического становится все сложнее. Но если, как говорят методологи, подняться на более высокий уровень мышления — что изменится от того, что мы узнаем больше про то, как работает любовь? Мы же не меняемся и продолжаем любить.
А что до сегодняшней даты, то кесарю кесарево. Не в числе на календаре дело, а в сердечке❤️
Шалом шаббат!
В год 75-летия победы над фашизмом благодаря усилиям нашего Минкульта (ещё при Мединском) в России не покажут антифашисткую комедию. Звучит глупо, но как это часто бывало при старом министре, логика и здравый смысл не обязательны при истеричном отстаивании скреп.
Комедию «Кролик Джоджо» не покажут в России «на всякий случай», «как бы чего не вышло», потому что с юмором у бывшего министра было туго, а других критериев оценки опасности фильмов министерство на тот момент не выработало. Дурная репутация кинорынка России, созданная Мединским, привела к тому, что после скандала с фильмом «Смерть Сталина» российские прокатчики от греха подальше решили не выпускать картину.
О чем же повествует один из самых ярких фильмов года? Это сказка о похищении детских душ, о привлекательности зла и о том выборе между добром и злом, который мы делаем каждую минуту. Главный герой — маленький мальчик, который хочет стать образцовым нацистом. Из-за чувства одиночества он придумывает себе воображаемого друга — фантазийного Гитлера, которого он никогда не видел, но о котором ему много рассказывали другие. Гитлера играет сам режиссер, а мать мальчика сыграла Скарлетт Йоханссон. Несколько дней назад картина получила «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Темы фильма были уже блестяще разработаны в «Лабиринте фавна» (2006) и «Лесном царе» (1996), но теперь это другой ракурс, комедийный.
Может быть, я неправа и над злом вообще нельзя смеяться? Особенно в годовщину 75-летия Победы.
Но ведь высмеивание нацизма — не какое-то новшество. Достаточно вспомнить «Великого диктатора» с Чаплиным или карикатуры Кукрыниксов. Сейчас же в России сложилось какое-то негласное правило, что обсуждать нацизм и войну можно только с каменным лицом, иначе Победу похитят бандеровцы и поляки.
Происходит политизация темы итогов войны, но смещается акцент с главного урока этого периода — абсолютное зло рядом с нами, нельзя терять бдительность, но оно может быть высмеяно и разоблачено с помощью смеха. Плотно сжатые тонкие губы Гитлера, его некрофильские фантазии, мнительность, истеричность, кровожадность в сочетании с вегетарианством комичны и могут (и должны) послужить хорошим материалом для комедии.
Поэтому он и становится ярким персонажем французского фильма «Ас из асов» (1982) и итальянской комедии с Челентано «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер» (1978). Высмеиванию нацизма посвящена комедия с Луи де Фюнесом «Большая прогулка» (1966). И этот список был бы неполным, если бы я не упомянула удручающе несмешной «Гитлер, капут!» (2008), который стал лидером проката и собрал более 9 миллионов долларов.
Я убеждена, что над нацизмом можно и нужно смеяться.
Бороться со злом с помощью смеха намного эффективнее, чем произнося раз в год душные речи перед школьниками.
Поэтому я бы хотела обратиться к нашему новому министру, Ольге Любимовой, нельзя ли попросить кинокомпанию «Двадцатый Век Фокс СНГ» устроить хотя бы несколько некоммерческих показов картины в России? Это бы стало хорошим началом реабилитации Министерства за годы мракобесия.
Ведь отмывать культуру от наследия любителя стыдных билбордов, табличек с Маннергеймом и шмайссером на памятнике Калашникову придётся общими усилиями.
В год 75-летия победы над фашизмом благодаря усилиям нашего Минкульта (ещё при Мединском) в России не покажут антифашисткую комедию. Звучит глупо, но как это часто бывало при старом министре, логика и здравый смысл не обязательны при истеричном отстаивании скреп.
Комедию «Кролик Джоджо» не покажут в России «на всякий случай», «как бы чего не вышло», потому что с юмором у бывшего министра было туго, а других критериев оценки опасности фильмов министерство на тот момент не выработало. Дурная репутация кинорынка России, созданная Мединским, привела к тому, что после скандала с фильмом «Смерть Сталина» российские прокатчики от греха подальше решили не выпускать картину.
О чем же повествует один из самых ярких фильмов года? Это сказка о похищении детских душ, о привлекательности зла и о том выборе между добром и злом, который мы делаем каждую минуту. Главный герой — маленький мальчик, который хочет стать образцовым нацистом. Из-за чувства одиночества он придумывает себе воображаемого друга — фантазийного Гитлера, которого он никогда не видел, но о котором ему много рассказывали другие. Гитлера играет сам режиссер, а мать мальчика сыграла Скарлетт Йоханссон. Несколько дней назад картина получила «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Темы фильма были уже блестяще разработаны в «Лабиринте фавна» (2006) и «Лесном царе» (1996), но теперь это другой ракурс, комедийный.
Может быть, я неправа и над злом вообще нельзя смеяться? Особенно в годовщину 75-летия Победы.
Но ведь высмеивание нацизма — не какое-то новшество. Достаточно вспомнить «Великого диктатора» с Чаплиным или карикатуры Кукрыниксов. Сейчас же в России сложилось какое-то негласное правило, что обсуждать нацизм и войну можно только с каменным лицом, иначе Победу похитят бандеровцы и поляки.
Происходит политизация темы итогов войны, но смещается акцент с главного урока этого периода — абсолютное зло рядом с нами, нельзя терять бдительность, но оно может быть высмеяно и разоблачено с помощью смеха. Плотно сжатые тонкие губы Гитлера, его некрофильские фантазии, мнительность, истеричность, кровожадность в сочетании с вегетарианством комичны и могут (и должны) послужить хорошим материалом для комедии.
Поэтому он и становится ярким персонажем французского фильма «Ас из асов» (1982) и итальянской комедии с Челентано «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер» (1978). Высмеиванию нацизма посвящена комедия с Луи де Фюнесом «Большая прогулка» (1966). И этот список был бы неполным, если бы я не упомянула удручающе несмешной «Гитлер, капут!» (2008), который стал лидером проката и собрал более 9 миллионов долларов.
Я убеждена, что над нацизмом можно и нужно смеяться.
Бороться со злом с помощью смеха намного эффективнее, чем произнося раз в год душные речи перед школьниками.
Поэтому я бы хотела обратиться к нашему новому министру, Ольге Любимовой, нельзя ли попросить кинокомпанию «Двадцатый Век Фокс СНГ» устроить хотя бы несколько некоммерческих показов картины в России? Это бы стало хорошим началом реабилитации Министерства за годы мракобесия.
Ведь отмывать культуру от наследия любителя стыдных билбордов, табличек с Маннергеймом и шмайссером на памятнике Калашникову придётся общими усилиями.
Кристина Потупчик
Шалом шаббат! В год 75-летия победы над фашизмом благодаря усилиям нашего Минкульта (ещё при Мединском) в России не покажут антифашисткую комедию. Звучит глупо, но как это часто бывало при старом министре, логика и здравый смысл не обязательны при истеричном…
Надо ли смеяться над фашизмом вместе с Вайтити?
Anonymous Poll
67%
Да, смешнее фашистов только те, кто запрещает над ними смеяться.
15%
Нет, фашизм и смех несовместимы.
4%
Не смеюсь в принципе ни по каким поводам.
15%
Боюсь что-то выбрать, поэтому нажимаю сюда, чтобы увидеть результат.
Красиво, конечно, но больше похоже на изображение макаронного монстра 😢
https://yangx.top/iconographical_mayhem/1023
https://yangx.top/iconographical_mayhem/1023
Telegram
Иконографический беспредел
Христос-жемчужина
Эту колыбельку с младенцем-Иисусом в пуховом одеялке в 1695 г. изготовил голландский ювелир по просьбе Иоганна Вильгельма Пфальцского, который подарил сокровище своей второй жене, принцессе Анне Марии Луизе Медичи. Особенностью драгоценности…
Эту колыбельку с младенцем-Иисусом в пуховом одеялке в 1695 г. изготовил голландский ювелир по просьбе Иоганна Вильгельма Пфальцского, который подарил сокровище своей второй жене, принцессе Анне Марии Луизе Медичи. Особенностью драгоценности…
«Давосские анархисты» такие странные. Ненавидят элиту, а все за ней мусор собирают. Ну вычислят они, что у Сороса, например, диабет. Или продадут слюнявую салфетку Трампа за пять тысяч долларов. И как это поможет всем нам освободиться от Большого Брата? Че Гевары уже не те 😢
https://yangx.top/imnotbozhena/7539
https://yangx.top/imnotbozhena/7539
Telegram
НЕБОЖЕНА
Штамп в паспорте, оказывается, стал для некоторых церковников критерием социального статуса женщины и ее отношения к секс-услугам. Интересно. Напомню, сам термин «гражданский брак» означает «нецерковный», то есть светский. То есть, в голове у нашего уважаемого протоирея явная путаница. Ведь позиция церкви в этом вопросе за всю историю была одной: союз мужчины и женщины невозможен без церковного благословения.
Вплоть до декабря 1917 года в России процедура оформления брака носила канонический (церковный) характер. Государство же, осуществив принцип отделения церкви от государства, взяло на себя поддержку взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Брак стал называться гражданским, в отличие от прежнего брака — церковного, религиозного. В России вообще государство другого брака не признает, а не как в развращенных США, где признают и церковный брак.
А теперь церковь устами своих иерофриков топит почему-то не за венчание, а за штамп в ЗАГСе, поддерживая не Бога в качестве свидетеля любовного союза, а государство. И, кстати, без штампа вас не допустят до венчания. Получается, нашу церковь надо как-то переименовать, так как на место Бога она поставила бюрократию.
А труд проституток, конечно, должен оплачиваться. Предлагаю Смирнову помочь девочкам с профсоюзом.
Вплоть до декабря 1917 года в России процедура оформления брака носила канонический (церковный) характер. Государство же, осуществив принцип отделения церкви от государства, взяло на себя поддержку взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Брак стал называться гражданским, в отличие от прежнего брака — церковного, религиозного. В России вообще государство другого брака не признает, а не как в развращенных США, где признают и церковный брак.
А теперь церковь устами своих иерофриков топит почему-то не за венчание, а за штамп в ЗАГСе, поддерживая не Бога в качестве свидетеля любовного союза, а государство. И, кстати, без штампа вас не допустят до венчания. Получается, нашу церковь надо как-то переименовать, так как на место Бога она поставила бюрократию.
А труд проституток, конечно, должен оплачиваться. Предлагаю Смирнову помочь девочкам с профсоюзом.
Закрытие книжных — весьма оригинальный, если не сказать странный, способ информирования населения о деле «Сети». Нет, сам формат не так уж плох, но только если бы акцию такую проводили магазины «Красное и белое» вместе с «Магнитом». Но книжные?
Предприниматель добровольно теряет прибыль, а читатель придёт за так нужной ему книжкой, подойдёт к двери, пожмёт плечами и уйдёт. Это больше похоже не на борьбу, а на какой-то нездоровый эскапизм. А это явно не единственная форма протеста в современной России. Гораздо эффективнее и выгоднее для самих участников акции было продлить часы работы магазинов на несколько дней, сделать в эти дни скидку на правозащитную литературу и бесплатно раздать десять тысяч брошюр, где было бы написано самое важное о деле «Сети». С реквизитами семей участников дела.
https://yangx.top/egorgalenko/26988
Предприниматель добровольно теряет прибыль, а читатель придёт за так нужной ему книжкой, подойдёт к двери, пожмёт плечами и уйдёт. Это больше похоже не на борьбу, а на какой-то нездоровый эскапизм. А это явно не единственная форма протеста в современной России. Гораздо эффективнее и выгоднее для самих участников акции было продлить часы работы магазинов на несколько дней, сделать в эти дни скидку на правозащитную литературу и бесплатно раздать десять тысяч брошюр, где было бы написано самое важное о деле «Сети». С реквизитами семей участников дела.
https://yangx.top/egorgalenko/26988
Telegram
Свидетели и Егоры
15 книжных магазинов по всей России закрыты сегодня в поддержку осуждённых по делу «Сети».
Комментарий Бориса Куприянова: «Со времен изобретения письменности читатель сопереживал героям книг. Испокон веков читатель влюблялся вместе с героем, покорял с ним…
Комментарий Бориса Куприянова: «Со времен изобретения письменности читатель сопереживал героям книг. Испокон веков читатель влюблялся вместе с героем, покорял с ним…
Грета была права во всем
https://yangx.top/thevillagemsk/6488
https://yangx.top/thevillagemsk/6488
Telegram
The Village
🌡️ В Москве с сегодняшнего дня — «триумвират тепла». Так синоптики называют наступившую жару (по меркам февраля).
С понедельника по среду каждый день ожидаются температурные рекорды с максимумами в 4–6 градусов.
Но зима еще возьмет свое: холодно станет…
С понедельника по среду каждый день ожидаются температурные рекорды с максимумами в 4–6 градусов.
Но зима еще возьмет свое: холодно станет…
«Мы храним наши белые сны».
Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905-1969
Музей «Гараж»
Наверное, это сейчас лучшая выставка сезона после Дали и точно одна из самых важных. Кураторы Екатерина Иноземцева и Андрей Мизиано проделали титанический труд. Все проекты, которые работают в «Гараже» сейчас, очень мощные. И «Секретики» про российский андеграунд, и Липскомб с Маккензи, и то, как Моника Сосновская смогла согнуть шуховский гиперболоид, я вообще не понимаю, но эта хреновина оставляет очень сильное впечатление.
«Сны» — это полноценная выставка-исследование. Так в истории искусства сложилось, что из всех ранних художественных направлений СССР внимания заслужил только авангард, который убил товарищ Сталин, а потом случился соцреализм. Но если учесть, скольких убил товарищ Сталин, то кажется маловероятным, что он загнобил только одно художественное направление. Вот в «Гараже» можно узнать, что все-таки не одно. Оказывается, параллельно с авангардом росла и развивалась другая художественная традиция — про неё и выставка.
«Мы храним наши белые сны» — это строчка из стихотворения Андрея Белого, адресованного Сергею Соловьёву. Стихотворение мрачное, про грядущую священную войну двух пророков, что вообще-то для 1901 года само звучит как пророчество. Белый был мистиком (нормальное хобби интеллектуала его времени). Мистических объединений в Российской Империи и раннем Советском Союзе было предостаточно и среди этих антропософов, масонов и мартинистов, разумеется, были художники. Они и стали источником тех арт-практик, которым посвящена выставка.
Все начинается со странного механизма, созданного Александрой Сухаревой (у неё два проекта на выставке, хотя формально она, не будучи отправленной Сталиным в лагеря и вполне себе сейчас живой, не относится к исследуемому периоду), который позволяет создавать совместные работы, не имея прямого контакта между творцами. Это хорошая иллюстрация для всей выставки: хотя прямой связи между представленными вещами может и не быть, они все равно влияют друг на друга. Как, например, гвоздь из стены первого антропософского Гётеанума (его Андрей Белый хранил у себя) и портреты юношей Усто Мумина, бежавшего вместе с другими мистиками в советский Самарканд от репрессий.
Так как участники мистических и антропософских кружков не манифестировали себя как отдельную художественную группу через произведения искусства, а просто что-то такое ваяли, вырезали и рисовали как художники, то чтобы понять механизм влияния, нужно погрузиться в атмосферу их мира. В этом помогают фото парафиновых отливок («отпечатки призраков»), доска Уиджи с ятями или масонские знамёна. И в самом конце — изъятые книги, документы и личные дела ЧК и НКВД. Репрессии против эзотериков были частью сталинской политики, так под раздачу попало и художественное направление. Антропософку Римму Николаеву, скульптора, арестовали, допросили и расстреляли, как и мистика Бориса Зубакина или Юлиана Щуцкого. Исааку Иткинду на допросе выбили зубы, отбили барабанные перепонки, переломали ребра и сослали в Сибирь. Сергей Калмыков добровольно уехал в Алма-Ату, где вел тихую жизнь городского сумасшедшего.
Путешествие на Восток, пусть и советский, вообще было для мистиков неплохим решением до определённого времени. Так появляются советские «самаркандские прерафаэлиты»: Даниил Степанов, Усто Мумин и Алексей Исупов. Исупов и Степанов успели сбежать в Италию, а вот Мумина отправили в лагеря. Достаточно посмотреть на изображение им узбекских мальчиков, чтобы понять, за что.
Масштаб кураторской работы сложно переоценить (сколько мы знаем выставок, где экспонаты из Эрмитажа и домов-музеев соседствуют с бумагами из архива ФСБ?). А на десерт — сухаревские «гипнотические сеансы» и танцевальные перформансы, навеянные «кружениями» Гурджиева.
Тема «параллельного искусства», включая советский арт-брют, ещё плохо знакома широкой российской публике и остаётся от этого весьма привлекательной. Выставки подобного рода похожи на работу археолога. Очень бы хотелось, чтобы «Гараж» продолжал в том же духе.
Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905-1969
Музей «Гараж»
Наверное, это сейчас лучшая выставка сезона после Дали и точно одна из самых важных. Кураторы Екатерина Иноземцева и Андрей Мизиано проделали титанический труд. Все проекты, которые работают в «Гараже» сейчас, очень мощные. И «Секретики» про российский андеграунд, и Липскомб с Маккензи, и то, как Моника Сосновская смогла согнуть шуховский гиперболоид, я вообще не понимаю, но эта хреновина оставляет очень сильное впечатление.
«Сны» — это полноценная выставка-исследование. Так в истории искусства сложилось, что из всех ранних художественных направлений СССР внимания заслужил только авангард, который убил товарищ Сталин, а потом случился соцреализм. Но если учесть, скольких убил товарищ Сталин, то кажется маловероятным, что он загнобил только одно художественное направление. Вот в «Гараже» можно узнать, что все-таки не одно. Оказывается, параллельно с авангардом росла и развивалась другая художественная традиция — про неё и выставка.
«Мы храним наши белые сны» — это строчка из стихотворения Андрея Белого, адресованного Сергею Соловьёву. Стихотворение мрачное, про грядущую священную войну двух пророков, что вообще-то для 1901 года само звучит как пророчество. Белый был мистиком (нормальное хобби интеллектуала его времени). Мистических объединений в Российской Империи и раннем Советском Союзе было предостаточно и среди этих антропософов, масонов и мартинистов, разумеется, были художники. Они и стали источником тех арт-практик, которым посвящена выставка.
Все начинается со странного механизма, созданного Александрой Сухаревой (у неё два проекта на выставке, хотя формально она, не будучи отправленной Сталиным в лагеря и вполне себе сейчас живой, не относится к исследуемому периоду), который позволяет создавать совместные работы, не имея прямого контакта между творцами. Это хорошая иллюстрация для всей выставки: хотя прямой связи между представленными вещами может и не быть, они все равно влияют друг на друга. Как, например, гвоздь из стены первого антропософского Гётеанума (его Андрей Белый хранил у себя) и портреты юношей Усто Мумина, бежавшего вместе с другими мистиками в советский Самарканд от репрессий.
Так как участники мистических и антропософских кружков не манифестировали себя как отдельную художественную группу через произведения искусства, а просто что-то такое ваяли, вырезали и рисовали как художники, то чтобы понять механизм влияния, нужно погрузиться в атмосферу их мира. В этом помогают фото парафиновых отливок («отпечатки призраков»), доска Уиджи с ятями или масонские знамёна. И в самом конце — изъятые книги, документы и личные дела ЧК и НКВД. Репрессии против эзотериков были частью сталинской политики, так под раздачу попало и художественное направление. Антропософку Римму Николаеву, скульптора, арестовали, допросили и расстреляли, как и мистика Бориса Зубакина или Юлиана Щуцкого. Исааку Иткинду на допросе выбили зубы, отбили барабанные перепонки, переломали ребра и сослали в Сибирь. Сергей Калмыков добровольно уехал в Алма-Ату, где вел тихую жизнь городского сумасшедшего.
Путешествие на Восток, пусть и советский, вообще было для мистиков неплохим решением до определённого времени. Так появляются советские «самаркандские прерафаэлиты»: Даниил Степанов, Усто Мумин и Алексей Исупов. Исупов и Степанов успели сбежать в Италию, а вот Мумина отправили в лагеря. Достаточно посмотреть на изображение им узбекских мальчиков, чтобы понять, за что.
Масштаб кураторской работы сложно переоценить (сколько мы знаем выставок, где экспонаты из Эрмитажа и домов-музеев соседствуют с бумагами из архива ФСБ?). А на десерт — сухаревские «гипнотические сеансы» и танцевальные перформансы, навеянные «кружениями» Гурджиева.
Тема «параллельного искусства», включая советский арт-брют, ещё плохо знакома широкой российской публике и остаётся от этого весьма привлекательной. Выставки подобного рода похожи на работу археолога. Очень бы хотелось, чтобы «Гараж» продолжал в том же духе.