Caucasian Tashkeel
1.57K subscribers
343 photos
140 videos
1 file
163 links
Дервиш босяцкой масти интересно рассказывает
加入频道
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Интересный назам на пашту, исполненый в вышеупомянутом учебном заведении. Я так понимаю, тут восхваление методологии Деобанда и упоминание разных знаковых имен истории исламского призыва в регионе.

Лично я расслышал "муджаддид альфи сани" - суфий Ахмад Фарук Сарханди, и имя Шаха Валиуллаха Дахляви - основатель школы изучения хадиса на субконтиненте.

#sounds #pashto
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
И еще один назам оттуда. О достоинствах Пророкаﷺ и любви к немуﷺ.

Очень необычный мотив - не похоже ни на за-автотюненые нашиды запрещенной, признаной экстремисткой, организации Талибан, ни на исполняемые на урду нааты и хамды (деобандиец hafiz Abu Bakar например. Ну или, точно слышали, популярный в нулевые в Дагестане, барелвиец Owais Qadri)

#sound #pashto
Британский институт персидских исследований издал 400-страничный сборник статей по истории футуввы. Вот интересный момент о анатолийских ахы́ - условием вступления в их братство было наличие работы (ну очевидно, не в современном смысле - речь идет о торговле или ремесле) и специальности.

Объяснялось это просто - кто не имеет дохода не может делится едой с другими, а кто не кормит других людей не может считаться ахы́. Автор "Футтуват-наме" приводит как пример - им было видено как в одной местности условием вхождения в футувву ставилось наличие капитала в восемнадцать дирхамов.

Концепт братств, ревностно воплощаюших в повседневности пророческие идеалы мужества и человеческого достоинства - одно из самых несправедливо забытых явлений исламской истории.

#futuwwa #ahilik
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В какой-то момент в Дагестане эти строчки стали форсить как "марш имама Шамиля" и петь везде, вне зависимости - уместно это или нет. Причем, форма исполнения была самой примитивной, лишенной какой либо эмоциональной наполненности.

Дошло до того, что чтение "ас-субху бада" стало ассоцироваться у дагестанцев с определенной религиозной группой, и определенным типом людей внутри нее.

Поэтому, после всего этого, особенно приятно видеть красивое, оригинальное, исполнение этих прекрасных стихов.

#sounds
Зикар.lарбий метта назам.Имран.
А вот исполнение "ас-субху бада" из Чеченской Республики.

#sounds
2012 год, наверное декабрь. Стамбул. Прогуливаемся с одним русским братом возле мечети Султан Ахмад. Яркое солнце, дым от жарящихся каштанов, который щиплет глаза. Арабские туристы.

В тогдашнем Стамбуле, примерно 2012-2014 года, была совершенно безумная атмосфера. Первая массовая волна снг-шной хиджры в Турцию, горячая обстановка в мировой политике, нео-османистская риторика Эрдогана и гремящая за границей Арабская Весна.

Я думаю любой, кто жил в Стамбуле в то время согласится, что у всех было предчуствие чего-то грандиозного, качественно нового и эпохального.

Стамбул тогда был как перекресток дорог, где встречались пути самого разного народа. Реально было выйти на улицу и встретить кого-то, кого раньше мог видеть только на youtube. Я, например, однажды так увидел муфтия Ибн Адама Кавсари.

Мне кажется, что тех, кто это особо остро ощущал, прямо лихорадило от осознания остроты момента, в который выпало жить.

Ну вернемся - сидим мы на скамейке, возле мечети Султан Ахмад, разговариваем о том-о сём, и подходит к нам какой-то дядька, с выражением степенного вежливого любопытства на лице.

-ас-саламу алейкум, ребята. Вы, я вижу, иностранцы. А откуда, если не секрет?

Говорим так и так, этот- русский, этот- kafkasya, вот тусим.

Дядька внимательно слушает, покачивая головой.

На турецком ТВ, в ютубе есть передача про исторические обьекты османских времен - старинные текке, куллия и так далее. Ее ведет Adem Topal (Derviş Çeyizi), так вот дядька выглядел один в один как он - берет, борода, сбритые усы и старомодная одежда. Еще отчасти, напоминал Орхана Джемаля (рахимахуЛлах).

- А я - арнаут (албанец). А вы в каком нибудь джамаате, ребята?

Надо сказать, что я в те времена невыносил все эти джамааты турецкие и вообще тарикаты. Откровенно, я и сейчас к большинству тарикатов отношусь отрицательно.

Пока я думал как ответить, мой спутник, к моему возмущению, заявил:

- А мы накшбанди! (на самом деле он к тому времени уже себя не особо относил к тарикату, а позже и вообще оставил).

- Я тоже накшбанди *называет местный суфийский джамаат*.

Еще парой фраз перекинулись, стали прощатся, и тут произошло вот что (собственно из-за этого я и начал писать эту тягомотину про каштаны и декабрь):

Когда мы помахали и стали уходить, этот человек, прощаясь с нами, положил руку на свою грудь, в область сердца, склонил голову и замер в такой преисполненной достоинства торжественности, что все актеры из "Эртугрула" и "Османа" играющие дервишей и ахы, уволились бы с работы.

И меня накрыло. Где я? Разве не в туристическом центре? Разве кругом не носятся стамбульские трамваи аэродинамической формы, словно из советской энциклопедии, из той главы где рассказывают про будущий коммунизм?

"Ты в столице османской империи - вот перед тобой албанец, с вами русский муслим, а говорите вы о принадлежности друг друга к до-модерновым корпорациям. Ты же не можешь этого отрицать!" говорил мне мой мозг.

Как всегда бывает в эти моменты, когда прошлое прорывается в настоящее, я испытал сильное волнение.

Кажется это второй или третий раз, когда я с кем то делюсь этой историей.
И впервые - в публичном информационном поле.

#coolstory
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Дорога из Медины в Мекку. Назам. #sounds
Раз пошел разговор про 2012-2014 года, админ решил поделиться треками на урду, которые у него ассоцируются с тем временем.

#sounds
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Вот мое самое любимое видео - наат на урду в Мечети Пророкаﷺ. Медина. 2012 год.

Деобандийский муншид hafiz Abu Bakar.

Мне очень нравятся его старые записи - сейчас, будто бы, чисто шоу какое-то.

Приятного вечера.

#sounds
Воображаемый Эрдоган.

Видел на TRT репортаж о том что в Южной Африке повальное увлечение эстетикой турецкого сериала "Эртугрул" - местная исламская община устраивает натуральный косплей киношных гази, вводит в оборот турецкие выражения и т.д.

Мой товарищ когда-то жил в ЮАР и на связи с тамошним братьями. Со смехом рассказывает, как ему звонят и восторженно обсуждают Эрдогана, в духе:
-Вот Ататюрк все исламское запретил, а Эрдоган возродил!
Так-то мы не отрицаем того, что в период нахождения Реджеба Тайипа у власти в Турции религия вернула свои позиции - смешно тут вот что: в устах простых мусульман ЮАР это звучит так, будто вот еще вчера буквально в Турции лютовал Ататюрк, а тут пришел Эрдоган (видимо, победил его в бою) и начал наводить порядок.

Вспоминается средневековая легенда о Пресвитере Иоанне - будто бы, Эрдоган становится исламской версией идеи, о живущем далеко могущественном царе, который "наш парень". В целом, в исламском мире есть такое - что Турция это то, где все как надо. Турецкий ресторан в Заливе престижнее пакистанского, например. Приставка "турки" идет как синоним качества и продуманости. Или вот образ Турции, как Земли Ислама, Стамбула как "сказочного города" в массовом кавказском сознании почти не изменился со времен XIX века. Причем тот образ был тоже взят из более раннего периода турецкой истории.

Вообщем, вся эта тема с "воображаемым Эрдоганом" меня заставляет привести этот отрывок из Фазиля Искандера:

https://telegra.ph/Lenina-v-predstavlenii-abhazcev-iz-rasskaza-Fazilya-Iskandera-10-05
Ya Rab madiny Jana naseeb ho lll Rana Muhammad Usman qasoori sb…
Когда я заметил, что Rana Muhammad Usman не растерял с годами огня, мой друг обьяснил "просто Rana Usman кшатрий"😉🤭

#sounds
Кавказский этно-патриотический паблик или канал выглядит так:

• название "у этого выражения нет точного аналога в русском" (скорее всего, на самом деле - есть)

• копипасты слов разных путешественников, русских военных, Чингисхана - кого угодно, только не профессиональных историков.

• бесконечные жалобы, что забываются какие-то традиции и что молодежь не изучает родного языка. В отдельных, клинических, случаях - возмущение, что невесты выходят замуж не в национальных костюмах.

• пафосные рассуждения о своей особенности, уникальности Кавказа и, прости Господи, цитаты какого нибудь Эволы.

снова нытье как все плачевно, и что мы скоро исчезнем, и во всем повинна асимиляция и инородцы

Это, на минуточку, люди, которые считают что у них какая-то социальная миссия, и что они ее, даже, выполняют.

На мой взгляд - они не тем заняты. Глобализация глобализацией, но есть вещи более тонкие, но при этом - гораздо более важные и масштабные по своему воздействию.

Рассмотрим на примере
самого медийного народа на Кавказе (и, отчасти, вообще самого). От разных людей слышу схожие мнения, что традиционный этос (мейнстримовый), ему присущий, сейчас подвергается коллосальной эррозии. И дело не в знании языка, платьях невест и так далее. Просто у них в обществе сейчас утвержден новый идеал, не могу назвать его буржуазным, в классическом смысле - скорее это какой-то "крестьянский гедонизм".

Это не русский Ваня пришел и научил - у них такого нет, это не из Европы мода докатилась - это свое, "родное". Продолжение социального процесса, если позволите.


Возможно, это приходит когда свободный общинник больше не вынужден обороняться от окружающего мира, защищая свою независимость. Судя по инстаграму, даже воинский дух, этому народу свойственный, сейчас вовсю вовлечен в эту новую парадигму
"крестьянского гедонизма".

Поэтому, считаю что надо не через призму влияния ассимиляции это осмысливать, а, например, через халдуниаскую теорию циклов, которые проживает всякая асабия.

Вместо этого пацаны играют в этнографический музей правого толка
😂

#caucasus
На al-Jazeera прочитал репортаж о каких-то суфийских зиндыках из Косово. Удивило то, насколько их одежда совпадает с костюмом литовских караимов.

Не зря один мой друг сказал, что в запрете Ататюрком деятельности текке и тарикатов на територии республиканской Турции была определенная "польза":

"Получается всякие еретики-кафиры уже не могли свои мирские вопросы решать за счет обмана доверчивых людей, и они все выпали из суфийского дискурса. Остались только идейные". Тоже вопрос большой, насчет тех кто остался, но смысл в его рассуждениях есть.

К слову, сейчас в Турции ситуация с тарикатами снова вышла из под контроля - любой проходимец может собрать суфийский джамаат и решать через это свои дела.
Абдусалам мавлид
Жаль не до конца

#sounds
КСАВЕРИО ГЛАВАНИ

ОПИСАНИЕ ЧЕРКЕССИИ,

составленное Ксаверио Главани, французским консулом в Крыму и первым врачом хана в Бахчисарае, 20 января 1724 г.




«Добрый старик, сообщивший мне все эти сведения, рассказал также и о том, как он, вместе с лезгинами, ходил в Грузию за рабами (похищение людей для обращения их в рабство составляет обычный промысел лезгин). 

 Перевалив через гору Кавказ, они заметили людские жилища и приблизились к ним, в надежде найти какую-нибудь добычу. Но жилища оказались пустыми и обитателей их не оказалось, несмотря на все поиски. Тут провели они ночь, а на утро заметили, что из их партии, состоявшей из 300 человек недостает пяти. Все розыски остались тщетными: нельзя было заметить даже и следов того пути, по которому ушли пропавшие люди. Вследствие этого партия была вынуждена провести на месте еще один день.

С наступлением темноты начальник партии приказал быть особенно бдительными. Около полуночи послышался большой шум. Все побежали с оружием в руках на слышавшиеся голоса и нашли двух из своих пропавших товарищей. Они были едва живы, могли говорить с трудом и только знаками призывали к себе. Так как ночь была очень темная и местность трудно доступная, то участники набега не могли ничего ни рассмотреть, ни найти.

Возвращаясь к своей стоянке, они услыхали другой голос. Так как глубокий снег мешал идти всем на этот голос, то восьмеро наиболее храбрых людей из партии отправились туда и нашли восемь человек. Они взяли их, связали и с большим трудом спустились с ними вниз к месту расположения партии. Здесь начальник подверг их осмотру. Они были голы, гладки, с длинными волосами, ростом несколько ниже среднего; лица имели скорее красные, чем белые; говорили на непонятном языке. По приказанию предводителя партии они были отведены в сторону и умерщвлены.

По объяснению найденных членов партии дело с ними произошло таким образом: когда они вышли за надобностью из жилища, на них набросилось более 50 чел., схватили их и начали кусать, как собаки. Они подняли крик и тогда напавшие, заслышав шаги, разбежались. Вот все, что мы знаем, сказали эти два человека. При осмотре, тела их оказались искусанными во многих местах. 

Рассказчик объяснил мне, что это были людоеды. Он клялся, что был личным свидетелем происшествия, и что все им рассказанное есть чистая правда.»

#caucasus
Оттуда же:

«Черкесские женщины очень искусны в вышивании и вообще сами делают все необходимое для дома, так что не имеют необходимости приобретать что-либо покупкою.

Молодые люди имеют один очень дурной обычай, а именно с наступлением весны и появлением подножного корма, молодые мирзы и дворяне образуют сообщества в 50–100 человек и выступают в поле для пастьбы своих табунов. На их языке это называется Коз.

Они веселятся, пьют, едят и посылают в другие округа отряды человек в десять отборных наездников. Эти последние подкрадываются к селениям, прячутся в кустарниках, а вечером, когда дети отправляются по воду, набрасываются на них, выбирают двух-трех самых красивых девочек и мальчиков и мчатся с ними обратно в свой округ. Если родителям удастся нагнать хищников до перехода их через границу округа, то похищенные дети возвращаются без всякого сопротивления. Таков их обычай.

Захваченные обращаются в рабство и продаются армянам, которые, под покровительством беев, разъезжают с разными товарами, имеющими сбыт в крае, и выменивают их на рабов. Этим  торговцам известно время наступления периода набегов, называемого коз и продолжающегося 40 дней.

По истечении этого срока все возвращаются обратно в свои селения и города в хороших одеждах.

Подобные набеги не могут продолжаться долее 40 дней; каждый округ может принимать в них участие, но нельзя похищать более трех человек из одного селения. Сверх того, требуется, чтобы похищаемые были молоды и не состояли в браке; в противном случае, добыча считается непригодною и возвращается обратно.

Обычай этот существует у них издавна. Я спрашивал у одного черкесского бея, почему дозволяются подобные набеги дворянству. Он отвечал мне:

- В нашей стране нет ни денег, ни рынков; откуда же взять нашим молодым людям средства для приобретения одежды? Мы не изготовляем никаких тканей, но купцы являются с товарами в период набегов и снабжают нас всем необходимым. Разве испаги делаются беднее от того, что у них отнимают ежегодно трех детей? Эти рабыни, рожая каждый год, заменяют потерю, а между тем наша молодежь приобретает посредством набегов возможность хорошо одеваться. Если у испаги отнимают трех детей, то потеря эта вознаграждается, быть может, с избытком детьми, похищенными в других округах. Таким образом это есть простой обмен между округами, а между тем он дает нам возможность развивать воинственный дух в молодежи.»

#caucasus
Я еще застал тех представителей старых дворянских и княжеских фамилий, в сознании которых не могла уместиться мысль, что они и соплеменники - один народ. Отчасти это было связано с травмой от большевистского террора ("Они нас уже однажды выгнали - теперь у нас ничего с ним быть не может"), а отчасти с более архаичной картиной мира, где сословия существуют в разных плоскостях и не пересекаются никак.

Сказать откровенно, я не помню что бы они говорили о этих людях, носителях того же языка и живущих с ними на одной територии, кроме как в двух конотациях, и всегда в третьем лице:

• паттерналисткой ( "приезжают на рынки эти бедные наши *этноним* - их обманывают", "раньше *'этноним* были простым бедным хорошим народом - сейчас испортились!"

•пренебрежительно-враждебной - плебеи взбунтовались и нас истребили, и по сей день ненавидят , но нас хоронить рано, а пока мы их просто не будем замечать.

И действительно - эти люди в советское время и в 90е умудрялись жить какой-то закрытой корпорацией ( это не значит что в ней было что-то исключительно хорошее) - браки старались заключать только внутри нее, общались только между собой. Причем вопрос этничности для них вообще не стоял - там были осетины, балкарцы. кабардинцы, абазины, асимилированные грузины и т.д.

Сыграло роль то, что никого из этих фамилий уже лет как сто не осталось в селах, а основной этнический массив до недавнего времени, проживал в сельской местности. Они не говорили о своем княжеском или дворянском происхождении, предпочитая обозначать свое сообщество просто как "наши". Но фанатично противопоставляли себя не нашим.

Еще интересный момент - принадлежность к нашим могла быть матрилинейной.

Очевидно, что такого не было изначально, но время внесло свои коррективы -
на головы бывших аристократов свалилось много бед - сперва бегство в Дагестан и Азербайджан, потом депортации, выссылки, лагеря. В итоге, в некоторых фамилиях просто не осталось наследников мужского пола. Девушки выходили замуж, а теперь уже их мужей растреливали и сажали. А дети воспитывались в семьях матерей, где им внушалась принадлежность к аристократической корпорации ( хотя часто, в лучшем случае они не могли считатся кем-то кроме чанка)

Это явление было настолько сильным, что стало нормой - человек мог представится "я внук таких-то" и его тут же идентифицировали как своего. Вспоминаю, как будучи уже студентом, я сопровождал старенькую родственницу на похоронах ее скольки-то-юродного брата. Обычно как бывает - люди подьезжают к месту поодаль от дома покойного и разделяются, мужчины заходят отдельно женщины отдельно. Где-то в ста метрах нас встретила группа женщин (они были другой национальности), окружили бывшую со мной старушку неуместно, с умилением, улыбаясь, , стали обнимать и целовать ее. А потом одна из них (с, действительно, очень благородным лицом) взяла ее ладони в свои, и с блестящими глазами сообщила что она тоже "внучка таких-то".

Надо понимать специфику - она назвала один равнинный княжеский род, живых представителей которого, насколько мне известно, не осталось в наших местах (а может и остались, но последний о ком я слышал спился и умер уже лет десять как или больше).
У бывшей со мной родственницы из этого рода прапрабабушка, и то - по материнской линии.

У других на такое даже не обратят внимания, но для этих людей это причина сказать "значит мы близкие родственники".
Когда становились на джаназа, имамом выбрали другого потомка дворян (клянусь Аллахом, он действительно выглядит как аристократ - высокий, с идеально прямой спиной, благородным профилем и "смеющимися глазами" которые у них у всех в роду бывают).

Он обратился к присутствующим со словами "сейчас мы проводим нашего племянника" - я оглянулся и увидел кучу людей которые не были ему близкой родней, а пришли только потому что он "племянник".

Сегодня это все уже почти исчезло. Я не могу сказать что в этом было много чего-то хорошего - наоборот оторванность от остального народа ускоряла их ассимиляцию, убивала религиозность. Просто само явление достойно внимания, как любопытное.

#caucasus #coolstory
А теперь, прочитав это и это подумаем о той интерпретации истории, которую дают идеологизированные деятели.

Это настолько не сходится с этим слепленным в 80е в недрах какого-нибудь гуманитарного НИИ или кафедры истории СССР концептом этно-национализма, что дескать "мы все одно целое потому что на одном языке говорим и так было всегда".

Не было.