Кстати вот еще прикольный момент, иногда можно услышать как вайнахи называют Турцию "хункар мохк" (не ручаюсь за орфографию), типа "страна султана", хотя давным давно нет никакого султана. Вот так история, через язык, прорывается в настоящее.
Всегда нахожу такие вещи чуть волнительными.
Всегда нахожу такие вещи чуть волнительными.
И еще, вот с тем разговором, про Кавказ - страну джиннов, считаю необходимы описать при каких красочных обстоятельствах он проходил.
Как я упомянул - это были в основном паштуны из Пешавара, но среди них было двое отличавшихся от остальных - меланхоличный пенджабец и один дядька с каких-то диких горных мест, полной глуши, видимо паштунизированый дард или нуристанец.
Он мое внимание сразу привлек, потому что был похож на такого
Огромный, медведеподобный, с очень светлой, даже бледной кожей, то ли серыми, то ли зелеными глазами на широком, откровенно стереотипном славянском лице, широченной темно-русой бородой по грудь и выбритой верхней губой.
Если помните в нулевые-десятые был фильм документальный о русских мусульманах где-то в Сибири, и там был вот такой брат, очень на него похожий.
Он молча сидел, улыбаясь улыбкой скромного, но уверенного в себе на 100% человека и разливал гостям сладкий чай с молоком.
Спутники со смехом указали в его сторону:
-Этот как и ты, из мест населеных джиннами. Может и сейчас с ним один-два...
Человек-медведь сверкнул своими глазищами и усмехнулся таким громоподобным смешком, переходящим в рык, что будто все предметы в комнате подпрыгнули на месте.
Весь его вид говорил что никаких джиннов он не боится, и вообще никого не боится кроме Аллаха.
Думаю, я и через десятки лет буду эту картину так же отчетливо вспоминать.
#pashto #coolstory
_
Мне многие скажут типа постить на канал ночью это так себе вариант, что охват меньше и так далее. Но я не могу мариновать тексты, в памяти что-то всплывает - записал, опубликовал. Кто беспокоится за охват - пусть рассылает друзьям😂
Как я упомянул - это были в основном паштуны из Пешавара, но среди них было двое отличавшихся от остальных - меланхоличный пенджабец и один дядька с каких-то диких горных мест, полной глуши, видимо паштунизированый дард или нуристанец.
Он мое внимание сразу привлек, потому что был похож на такого
лубочного сибирского русского мужика
. Огромный, медведеподобный, с очень светлой, даже бледной кожей, то ли серыми, то ли зелеными глазами на широком, откровенно стереотипном славянском лице, широченной темно-русой бородой по грудь и выбритой верхней губой.
Если помните в нулевые-десятые был фильм документальный о русских мусульманах где-то в Сибири, и там был вот такой брат, очень на него похожий.
Он молча сидел, улыбаясь улыбкой скромного, но уверенного в себе на 100% человека и разливал гостям сладкий чай с молоком.
Спутники со смехом указали в его сторону:
-Этот как и ты, из мест населеных джиннами. Может и сейчас с ним один-два...
Человек-медведь сверкнул своими глазищами и усмехнулся таким громоподобным смешком, переходящим в рык, что будто все предметы в комнате подпрыгнули на месте.
Весь его вид говорил что никаких джиннов он не боится, и вообще никого не боится кроме Аллаха.
Думаю, я и через десятки лет буду эту картину так же отчетливо вспоминать.
#pashto #coolstory
_
Мне многие скажут типа постить на канал ночью это так себе вариант, что охват меньше и так далее. Но я не могу мариновать тексты, в памяти что-то всплывает - записал, опубликовал. Кто беспокоится за охват - пусть рассылает друзьям😂
Хьо марша вог1ийла Хьабиби Мухьаммад
Къадари Т1арикъат
Пронзительный назам в старом стиле, без особого украшательства голосов. Ассоцируется с лицами на черно-белых фотографиях сделанных советскими этнографами во время экспедиций в горные села ЧИАССР. #sounds
У меня уже год-два в голове крутится одно предположение, и все больше склоняюсь к тому что прав, но это уже невозможно никак однозначно доказать.
Вот традиционная культура народов Северо-Западного Кавказа* сильно была завязана на этических кодексах типа "тут сиди, тут стой, тут молчи, тут говори, тут иди пешком, тут верхом, для этой группы родственников ты делай всё, а эти родственники наоборот тебе должны, этого называй по имени, этого не называй" и так далее. Сейчас это почти везде, кроме одного региона, исчезло и выродилось в "кому в каком порядке наливать".
Но в своем историческом представленнии эти правила поведения реально контролировали практически все формы социального взаимодействия.
С другой стороны - на востоке Кавказа мы не находим такой фанатичной регламентации - я бы не сказал что представители горных районов относящиеся к разным этносам, подчас даже враждебно воспринимающие ближайших соседей по горам, в своей воображаемой картине мира, сильно отличаются друг от друга. Не буду ходить вокруг да около - горцы реально простой народ. И я не верю что дескать были какие-то мега-строгие адаты которые контролировали каждый шаг, и потом вот пришла советская власть и все изничтожила.
Откуда вообще взятся такой строгой поведенческой регламентациии в малонаселенных горных общинах, часть из которых при этом существовала в рамках эндогамии - кругом ближайшая родня, зачем усложнять то?
Мое мнение в том, что все эти детализированные нормы поведения экспортировались в горы с равнины от более сложных феодальных обществ (как и сам феодализм, нередко), где сословная принадлежность определяла место человека в социуме и отношение окружающих к нему.
Я вижу некую условную ось: Ханский Крым- Княжеская Кабарда- Шамхальская Кумыкия, и предполагаю что вся модная движуха зарождалась в этих рамках, а оттуда уже проникала в в горы. Собственно, меня наверное растреляют где нибудь за эти слова, но почему вот у многих народов синонимом аристократической этики или уточенности стали выражения "черкес намыс", "черси эли", "чергесав" и так далее?
Исходя из этого, думаю что на самом деле эррозия традиционных поведенческих институтов у не-феодальных и тех, у кого феодальные отношения остались в зачатке (условные ханы чья реальная власть дальше двух сел не распространялась) народов сильно преувеличена разного рода идеологами из этой же этнической среды, которые своих предков пытаются представить какими-то биорботами которые не сидели, не спали, не ели и не пили. А только толкали пафосные речи.
Все вышеупомянутое не преподносится мной как единственно верная точка зрения. Это лишь предположение, и если вы считаете по другому - дело ваше, может вы и окажетесь правы.
_______
*
P.S. Возможно скажут что "автор канала нацик и хочет поднять свой народ", то я сразу ставлю в известность:
я не кабардинец, я не выношу местную этно-патриотическую движуху и считаю что население современной КБР к той модной княжеской Кабарде имеет такое же отношение, как жители современной Греции к эллинистической цивилизации. Поэтому не возводите на меня напраслины.
#caucasus
Вот традиционная культура народов Северо-Западного Кавказа* сильно была завязана на этических кодексах типа "тут сиди, тут стой, тут молчи, тут говори, тут иди пешком, тут верхом, для этой группы родственников ты делай всё, а эти родственники наоборот тебе должны, этого называй по имени, этого не называй" и так далее. Сейчас это почти везде, кроме одного региона, исчезло и выродилось в "кому в каком порядке наливать".
Но в своем историческом представленнии эти правила поведения реально контролировали практически все формы социального взаимодействия.
С другой стороны - на востоке Кавказа мы не находим такой фанатичной регламентации - я бы не сказал что представители горных районов относящиеся к разным этносам, подчас даже враждебно воспринимающие ближайших соседей по горам, в своей воображаемой картине мира, сильно отличаются друг от друга. Не буду ходить вокруг да около - горцы реально простой народ. И я не верю что дескать были какие-то мега-строгие адаты которые контролировали каждый шаг, и потом вот пришла советская власть и все изничтожила.
Откуда вообще взятся такой строгой поведенческой регламентациии в малонаселенных горных общинах, часть из которых при этом существовала в рамках эндогамии - кругом ближайшая родня, зачем усложнять то?
Мое мнение в том, что все эти детализированные нормы поведения экспортировались в горы с равнины от более сложных феодальных обществ (как и сам феодализм, нередко), где сословная принадлежность определяла место человека в социуме и отношение окружающих к нему.
Я вижу некую условную ось: Ханский Крым- Княжеская Кабарда- Шамхальская Кумыкия, и предполагаю что вся модная движуха зарождалась в этих рамках, а оттуда уже проникала в в горы. Собственно, меня наверное растреляют где нибудь за эти слова, но почему вот у многих народов синонимом аристократической этики или уточенности стали выражения "черкес намыс", "черси эли", "чергесав" и так далее?
Исходя из этого, думаю что на самом деле эррозия традиционных поведенческих институтов у не-феодальных и тех, у кого феодальные отношения остались в зачатке (условные ханы чья реальная власть дальше двух сел не распространялась) народов сильно преувеличена разного рода идеологами из этой же этнической среды, которые своих предков пытаются представить какими-то биорботами которые не сидели, не спали, не ели и не пили. А только толкали пафосные речи.
Все вышеупомянутое не преподносится мной как единственно верная точка зрения. Это лишь предположение, и если вы считаете по другому - дело ваше, может вы и окажетесь правы.
_______
*
на самом деле я бы предпочел называть его Центральным Кавказом - обозначив как условный "восток" Дагестан и часть Чечении. А КБР, КЧР, Ингушетию, часть ЧР и Северную Осетию поместил бы в Центр.
P.S. Возможно скажут что "автор канала нацик и хочет поднять свой народ", то я сразу ставлю в известность:
я не кабардинец, я не выношу местную этно-патриотическую движуху и считаю что население современной КБР к той модной княжеской Кабарде имеет такое же отношение, как жители современной Греции к эллинистической цивилизации. Поэтому не возводите на меня напраслины.
#caucasus
⬆️В белой чалме - покойный Уци-Мухаммад, шейх тарикатов Накшбандия и Шазалия из Нового Костека.
Людям, его знавшим, он запомнился как человек бескомпромисный в следовании Шариату, чуждый крайним суфийским возрениям ученый шафиитского мазхаба, добрый и скромный человек. Жил он в небольшом сельском доме в окружении книг, а ездил на старой "ниве".
Автору этих строк довелось его увидеть (Шейх был таков, что любой человек с улицы мог спокойно придти к нему домой, хотя и не был с ним знаком), с этим связан трогательный эпизод, о котором хочу рассказать.
Я сидел в его комнате, которая одновременно служила библиотекой, пил забористый черный чай с медом, а шейх показывал мне книгу о истории ахль бейт в Хадрамауте (Йемен), которую ему подарили в Чечне. Он так искренне радовался книге, что глядя на него у меня самого сердце радовалось.
Было время послеполуденного намаза, а в этом селе у местного джамаата принято, совершив молитву собираться садясь в круг в мечети и громко читать зикр. При этом включают громкоговорители на вершинах минаретов и зикр слышен по всему селу.
Мне пришло в голову спросить:
- А как быть с тем что машаихи этого тариката порицали громкий коллективный зикр?
- Согласно мазхабу имама Шафии это разрешено - ответил шейх, и начал искать взглядом книгу на мночисленных полках.
-Об этом пишет Ибн Хаджар Хайтами ...
Он встал и стал перебирать книгу за книгой, ища нужную.
А книга никак не отыскивалась.
Мне стало очень неловко, что из-за моего вопроса, заданного, по большому счету, невзначай, старый уважаемый человек вынужден утомлятся. Я сидел и ругал себя, за то что полез с вопросами, хотя и слышал раньше, что шейх отвечает только показав ответ в книге.
Только подумал "надо ему сказать чтобы не утруждал себя, стыдно ведь!" , Как вдруг шейх с неожиданной ловкостью наклонился, быстро выбросив руку и схватил искомый китаб.
-Вот же она!- воскликнул устаз с торжествующей улыбкой.
Он раскрыл его - это был старый (такие книги в Дагестане называют "
и указывая пальцем на строчки, прочитал мне слова автора, что громкий коллективный зикр разрешен.
Я из этого эпизода вынес много уроков. Мне была показана и ответственность ученого перед спрашивающим (он не стал отвечать по памяти, а открыл книгу), и любовь к знанию, и приоритет фикха над суфийским манхаджем.
Один из самых прекрасных людей, кого я когда либо видел.
Пусть Аллах даст ему райские сады. Амин.
#caucasus #sufi
____
Если я ошибся с названием книги и автором, то пусть меня исправят.
Людям, его знавшим, он запомнился как человек бескомпромисный в следовании Шариату, чуждый крайним суфийским возрениям ученый шафиитского мазхаба, добрый и скромный человек. Жил он в небольшом сельском доме в окружении книг, а ездил на старой "ниве".
Автору этих строк довелось его увидеть (Шейх был таков, что любой человек с улицы мог спокойно придти к нему домой, хотя и не был с ним знаком), с этим связан трогательный эпизод, о котором хочу рассказать.
Я сидел в его комнате, которая одновременно служила библиотекой, пил забористый черный чай с медом, а шейх показывал мне книгу о истории ахль бейт в Хадрамауте (Йемен), которую ему подарили в Чечне. Он так искренне радовался книге, что глядя на него у меня самого сердце радовалось.
Было время послеполуденного намаза, а в этом селе у местного джамаата принято, совершив молитву собираться садясь в круг в мечети и громко читать зикр. При этом включают громкоговорители на вершинах минаретов и зикр слышен по всему селу.
Мне пришло в голову спросить:
- А как быть с тем что машаихи этого тариката порицали громкий коллективный зикр?
- Согласно мазхабу имама Шафии это разрешено - ответил шейх, и начал искать взглядом книгу на мночисленных полках.
-Об этом пишет Ибн Хаджар Хайтами ...
Он встал и стал перебирать книгу за книгой, ища нужную.
А книга никак не отыскивалась.
Мне стало очень неловко, что из-за моего вопроса, заданного, по большому счету, невзначай, старый уважаемый человек вынужден утомлятся. Я сидел и ругал себя, за то что полез с вопросами, хотя и слышал раньше, что шейх отвечает только показав ответ в книге.
Только подумал "надо ему сказать чтобы не утруждал себя, стыдно ведь!" , Как вдруг шейх с неожиданной ловкостью наклонился, быстро выбросив руку и схватил искомый китаб.
-Вот же она!- воскликнул устаз с торжествующей улыбкой.
Он раскрыл его - это был старый (такие книги в Дагестане называют "
желтыми
"), весь исписанный пометками, явно старше меня, труд по фикху (память может подводить меня, но по-моему это была "аль-Фатава-ль-Хадисиййа". ) и указывая пальцем на строчки, прочитал мне слова автора, что громкий коллективный зикр разрешен.
Я из этого эпизода вынес много уроков. Мне была показана и ответственность ученого перед спрашивающим (он не стал отвечать по памяти, а открыл книгу), и любовь к знанию, и приоритет фикха над суфийским манхаджем.
Один из самых прекрасных людей, кого я когда либо видел.
Пусть Аллах даст ему райские сады. Амин.
#caucasus #sufi
____
Если я ошибся с названием книги и автором, то пусть меня исправят.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
И последний, на сегодня, пост - красивый голос из Ингушетии. Мне он кажется, по-своему, уникальным - сочетание молодости и трагизма какого-то в звучании (без привязки прямой к тексту назма).
#sounds
Спокойной ночи.
#sounds
Спокойной ночи.
Постоянно возвращаюсь к этому моменту из «ОЧЕРК О СОБЫТИЯХ В ДАГЕСТАНЕ В 1294 ГОДУ» Али-кади Салтинского, где говорится о восстании 1877 года:
"И вот когда неверные подошли к ним, то они заключили с ними мир и сдались, кроме жителей селения Асах (Г1асакълиб). Они укрывшись в своих домах, подготовились принять бой.
Тогда неверные и бывшие с ними мусульмане, бросились на них, и между обеими сторонами завязался ожесточенный бой. Жители того селения убили большое количество неверных из числа грузин и других, а также из мусульман, бывших на стороне [русских].
Затем много мужчин селения сбежали. В числе тех, кто спасся бегством, оказался их предводитель хаджи Гара.
А те, кто остался вместе со своими женами и детьми, собрались в одном доме и продолжали оказывать отчаянное сопротивление. И жены бились наряду со своими мужьями. В конце, когда силы у них вконец ослабели, то женщины вышли на крышу той сакли, и громко читая зикр, начали ходить кругами по ней с намерением умереть раньше своих мужей. Рассказывали, что в тот момент эти женщины, обратившись лицом к неверным, кричали: «Бросайте в нас пики, да проклянет вас Аллах!», они (женщины) все были убиты. После этого неверные, уже не зная как справиться с мюридами, укрывшимися в сакле, подпалили ее.
Тогда оставшиеся в ней правоверные вынуждены были выбираться оттуда. Их было около шести мужчин и все они пали мучениками.
Рассказывают также, что в углу того дома были обнаружены двое спрятавшихся детей, [которые] остались в живых. Тела их были обожжены, они плакали, зовя своих родителей. Один тушинец взял их в плен и
забрал с собой"
Показательно что дидойский аул Асах был окончательно исламизирован совсем незадолго до этих событий, во времена Имамата Шамиля.
#caucasus
"И вот когда неверные подошли к ним, то они заключили с ними мир и сдались, кроме жителей селения Асах (Г1асакълиб). Они укрывшись в своих домах, подготовились принять бой.
Тогда неверные и бывшие с ними мусульмане, бросились на них, и между обеими сторонами завязался ожесточенный бой. Жители того селения убили большое количество неверных из числа грузин и других, а также из мусульман, бывших на стороне [русских].
Затем много мужчин селения сбежали. В числе тех, кто спасся бегством, оказался их предводитель хаджи Гара.
А те, кто остался вместе со своими женами и детьми, собрались в одном доме и продолжали оказывать отчаянное сопротивление. И жены бились наряду со своими мужьями. В конце, когда силы у них вконец ослабели, то женщины вышли на крышу той сакли, и громко читая зикр, начали ходить кругами по ней с намерением умереть раньше своих мужей. Рассказывали, что в тот момент эти женщины, обратившись лицом к неверным, кричали: «Бросайте в нас пики, да проклянет вас Аллах!», они (женщины) все были убиты. После этого неверные, уже не зная как справиться с мюридами, укрывшимися в сакле, подпалили ее.
Тогда оставшиеся в ней правоверные вынуждены были выбираться оттуда. Их было около шести мужчин и все они пали мучениками.
Рассказывают также, что в углу того дома были обнаружены двое спрятавшихся детей, [которые] остались в живых. Тела их были обожжены, они плакали, зовя своих родителей. Один тушинец взял их в плен и
забрал с собой"
Показательно что дидойский аул Асах был окончательно исламизирован совсем незадолго до этих событий, во времена Имамата Шамиля.
#caucasus
Оттуда же:
«Люди приходили к нему толпами, и приходили они в обличии мюридов»
"Во вторник, второго числа месяца Рамадана того года, особый круг почетных жителей селения Согратль собрались в доме Умара, сына Лабазана Согратлинского, чтобы объявить [об установлении] шариата и провозгласить в качестве имама вышеупомянутого хаджи Мухаммада.
Они назначили его имамом и принесли ему присягу. Они обвязали папахи чалмами желтого, белого и черного цветов. Также они оповещали об этом собрании телетлинцев Муртаза-Али и хаджи Хамзата , а также других доверенных лиц. Были извещены многие люди из Гидатлинского общества.
С таким вынесенным решением часть из них направились к местечку Анада, а остальные напали на находившихся у бацадинской реки в местечке Хурдух и убили их всех кроме одного, который оказался мусульманином из Казани.
Когда первые дошли до поляны Анада к ним начали стекаться все жители из окрестных селений Ругуджа, Кулла, Унти, Бацада, а также люди из селений Караха, Тленсера и Мукратля.
Они [были] со знаменами, и [облачившись] в чалмы, демонстрируя приверженность шариату, громко читали зикр.
В тот же день телетлинцы нарушили договор с неверными. Объявив у себя об [установлении] шариата, они вышли со знаменами и напали на размещенных в местечке Заиб, убили их и завладели их лошадьми."
#caucasus
«Люди приходили к нему толпами, и приходили они в обличии мюридов»
"Во вторник, второго числа месяца Рамадана того года, особый круг почетных жителей селения Согратль собрались в доме Умара, сына Лабазана Согратлинского, чтобы объявить [об установлении] шариата и провозгласить в качестве имама вышеупомянутого хаджи Мухаммада.
Они назначили его имамом и принесли ему присягу. Они обвязали папахи чалмами желтого, белого и черного цветов. Также они оповещали об этом собрании телетлинцев Муртаза-Али и хаджи Хамзата , а также других доверенных лиц. Были извещены многие люди из Гидатлинского общества.
С таким вынесенным решением часть из них направились к местечку Анада, а остальные напали на находившихся у бацадинской реки в местечке Хурдух и убили их всех кроме одного, который оказался мусульманином из Казани.
Когда первые дошли до поляны Анада к ним начали стекаться все жители из окрестных селений Ругуджа, Кулла, Унти, Бацада, а также люди из селений Караха, Тленсера и Мукратля.
Они [были] со знаменами, и [облачившись] в чалмы, демонстрируя приверженность шариату, громко читали зикр.
В тот же день телетлинцы нарушили договор с неверными. Объявив у себя об [установлении] шариата, они вышли со знаменами и напали на размещенных в местечке Заиб, убили их и завладели их лошадьми."
#caucasus
Как мы видим - в то время ношение чалмы "обличия мюрида" было признаком взглядов, которые в наше время бы назвали экстремисткими.
В XIX веке на Кавказе чалма подвергалась некой неофициальноей стигматизации - в своем автобиографическом сочинении Мухаммад Тахир аль-Карахи рассказывал как в бытность свою на должности муфтия, уже после поражения имама Шамиля, явился на работу в черной чалме, что вызвало подозрения со стороны российского начальства.
В Чеченской Республике пожилые последователи тариката Ташу-хаджи из Эндирея, активного участника кавказской войны и кандидата на должность имама, по сей день наматывают поверх тюбитейки полоску красной ткани, считающуюся символом их вирда.
Самое смешное, что и в наше время, чалма, которая на самом деле является одной из сунн, неоднозначно воспринимается самими мусульманами.
К примеру, в одной арабской стране увидев автора в черной чалме, завязанной в индо-пакистанском стиле, один салафитский студент в ужасе вытаращил глаза, сказав что хоть это и сунна, но в наше время "такое могилопоклонники носят"🤦♂️🤦♂️🤦♂️
Это напомнило то, как на Кавказе в нулевые в крайней суфийской среде относились к бородам и сбриванию усов.
С этой же черной чалмой, и в той же арабской стране, связан еще более забавный случай.
Как мы знаем, в Афганистане уже три десятка лет не стихает война. Провинции переходят от контроля одним движением под контроль другим и так далее. Но жизнь продолжается - люди из Афганистана продолжают ездить в Хадж. И огромное колличество паломников открыто показывают свою приверженность запрещенному, и признаному экстремистким, в России движению "Талибан" ( которое проводит переговоры в Москве) -в Мекке и Медине их всегда можно узнать по длинному, до пят, одеянию с разрезами - такие носят в Кандагаре и Гильменде, и невероятно красивым, по шесть с половиной метров, черным тюрбанам "pagri" из японской ткани (там реально золотыми буквами такими отпечатанно made in Japan в таком [] квадратике в рамочке.)
Ну и получается так, что афганцы, которые по разные стороны соперничающих за контроль над страной сил, стараются друг от друга максимально дистанцироваться
У меня же, в бытность мою в Хадже, чалма была черная из самой простой, марлеобразной ткани (по несколько турецких лир за метр, кажется), три с половиной метра и без какого либо идеологического подтекста- просто черная потому что белой у меня не было. Да я и не шарил про все эти маркеры и вообще не задумывался как меня будут воспринимать иностранцы.
Поэтому, я совершенно не понял настороженного, и почти враждебного отношения хозяев продуктового магазинчика, местных афганских экспатов (то ли узбеки, то ли таджики). И лишь позже, разговорившись с афганским интеллигентом, работающим преподавателем гуманитарных дисциплин у себя на родине, я узнал от него в чем прикол:
- У нас черные чалмы носят талибы (*запрещены в России) - поэтому от тебя шарахаются афганцы!- со смехом обьяснил он мне.
На всякий случай я потом сменил черную чалму на обычную тюбитейку.
#caucasus #afghani
В XIX веке на Кавказе чалма подвергалась некой неофициальноей стигматизации - в своем автобиографическом сочинении Мухаммад Тахир аль-Карахи рассказывал как в бытность свою на должности муфтия, уже после поражения имама Шамиля, явился на работу в черной чалме, что вызвало подозрения со стороны российского начальства.
В Чеченской Республике пожилые последователи тариката Ташу-хаджи из Эндирея, активного участника кавказской войны и кандидата на должность имама, по сей день наматывают поверх тюбитейки полоску красной ткани, считающуюся символом их вирда.
Самое смешное, что и в наше время, чалма, которая на самом деле является одной из сунн, неоднозначно воспринимается самими мусульманами.
К примеру, в одной арабской стране увидев автора в черной чалме, завязанной в индо-пакистанском стиле, один салафитский студент в ужасе вытаращил глаза, сказав что хоть это и сунна, но в наше время "такое могилопоклонники носят"🤦♂️🤦♂️🤦♂️
Это напомнило то, как на Кавказе в нулевые в крайней суфийской среде относились к бородам и сбриванию усов.
С этой же черной чалмой, и в той же арабской стране, связан еще более забавный случай.
Как мы знаем, в Афганистане уже три десятка лет не стихает война. Провинции переходят от контроля одним движением под контроль другим и так далее. Но жизнь продолжается - люди из Афганистана продолжают ездить в Хадж. И огромное колличество паломников открыто показывают свою приверженность запрещенному, и признаному экстремистким, в России движению "Талибан" ( которое проводит переговоры в Москве) -в Мекке и Медине их всегда можно узнать по длинному, до пят, одеянию с разрезами - такие носят в Кандагаре и Гильменде, и невероятно красивым, по шесть с половиной метров, черным тюрбанам "pagri" из японской ткани (там реально золотыми буквами такими отпечатанно made in Japan в таком [] квадратике в рамочке.)
Ну и получается так, что афганцы, которые по разные стороны соперничающих за контроль над страной сил, стараются друг от друга максимально дистанцироваться
У меня же, в бытность мою в Хадже, чалма была черная из самой простой, марлеобразной ткани (по несколько турецких лир за метр, кажется), три с половиной метра и без какого либо идеологического подтекста- просто черная потому что белой у меня не было. Да я и не шарил про все эти маркеры и вообще не задумывался как меня будут воспринимать иностранцы.
Поэтому, я совершенно не понял настороженного, и почти враждебного отношения хозяев продуктового магазинчика, местных афганских экспатов (то ли узбеки, то ли таджики). И лишь позже, разговорившись с афганским интеллигентом, работающим преподавателем гуманитарных дисциплин у себя на родине, я узнал от него в чем прикол:
- У нас черные чалмы носят талибы (*запрещены в России) - поэтому от тебя шарахаются афганцы!- со смехом обьяснил он мне.
На всякий случай я потом сменил черную чалму на обычную тюбитейку.
#caucasus #afghani
Telegram
Caucasian Tashkeel
Оттуда же:
«Люди приходили к нему толпами, и приходили они в обличии мюридов»
"Во вторник, второго числа месяца Рамадана того года, особый круг почетных жителей селения Согратль собрались в доме Умара, сына Лабазана Согратлинского, чтобы объявить [об установлении]…
«Люди приходили к нему толпами, и приходили они в обличии мюридов»
"Во вторник, второго числа месяца Рамадана того года, особый круг почетных жителей селения Согратль собрались в доме Умара, сына Лабазана Согратлинского, чтобы объявить [об установлении]…
Несколько не в формате канала, но, наверное, ничего дурного не будет если прокомментирую актуальный момент?
Мне кажется что рассуждения в духе "Вот Азербайджан- он шиитский, там живут шииты" это тоже из воображаемой географии.
Из моего опыта пребывания в Азербайджане сделал вывод что тамошняя религиозность - обычная пост-советская, такая же как в КБР или, например, Казахстане. Ну есть шииты идейные (Нардаран тот же), но еще чаще я встречал идейных мадхалитов😂
А кричать что, дескать, прям Азербайджан это какая-то гидра шиизма на юге Кавказа, это смахивает на то, как в арабских странах всякий раз вытаскивают чучело "шииты персы маджусы" которые, типа, "против арабов", хотя самые отбитые шииты живут в населенном арабами Ираке (ну тоже вопрос какие они там арабы, но это другая тема).
Ничего хорошего не стоит ждать на Кавказе, пока будет существовать эта дихотомия про северную и южную стороны хребта.
Тем более, мне все убедительнее видится мысль, что
Еще лет через сто точно также и на Северном Кавказе будет и в Махачкале и везде.
Если чего не случится страшного.
#caucasus
Мне кажется что рассуждения в духе "Вот Азербайджан- он шиитский, там живут шииты" это тоже из воображаемой географии.
Из моего опыта пребывания в Азербайджане сделал вывод что тамошняя религиозность - обычная пост-советская, такая же как в КБР или, например, Казахстане. Ну есть шииты идейные (Нардаран тот же), но еще чаще я встречал идейных мадхалитов😂
А кричать что, дескать, прям Азербайджан это какая-то гидра шиизма на юге Кавказа, это смахивает на то, как в арабских странах всякий раз вытаскивают чучело "шииты персы маджусы" которые, типа, "против арабов", хотя самые отбитые шииты живут в населенном арабами Ираке (ну тоже вопрос какие они там арабы, но это другая тема).
Ничего хорошего не стоит ждать на Кавказе, пока будет существовать эта дихотомия про северную и южную стороны хребта.
Тем более, мне все убедительнее видится мысль, что
левантийство азербайджанцев, которое отталкивает жителей Северного Кавказа - это не какая-то особенность населения, а просто закономерный итог выдохшейся асабии и жизни в чуть более лучших природных условиях.
Еще лет через сто точно также и на Северном Кавказе будет и в Махачкале и везде.
Если чего не случится страшного.
#caucasus
AUD-20180630-WA0006
<unknown>
Аварского языка еще на канале не было. Наверстываем.
#sounds
update
: я запамятовал, было же - видео с дедушкой тоже на аварском.
#sounds
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Интересный назам на пашту, исполненый в вышеупомянутом учебном заведении. Я так понимаю, тут восхваление методологии Деобанда и упоминание разных знаковых имен истории исламского призыва в регионе.
Лично я расслышал "муджаддид альфи сани" - суфий Ахмад Фарук Сарханди, и имя Шаха Валиуллаха Дахляви - основатель школы изучения хадиса на субконтиненте.
#sounds #pashto
Лично я расслышал "муджаддид альфи сани" - суфий Ахмад Фарук Сарханди, и имя Шаха Валиуллаха Дахляви - основатель школы изучения хадиса на субконтиненте.
#sounds #pashto
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
И еще один назам оттуда. О достоинствах Пророкаﷺ и любви к немуﷺ.
Очень необычный мотив - не похоже ни на за-автотюненые нашиды запрещенной, признаной экстремисткой, организации Талибан, ни на исполняемые на урду нааты и хамды (деобандиец hafiz Abu Bakar например. Ну или, точно слышали, популярный в нулевые в Дагестане, барелвиец Owais Qadri)
#sound #pashto
Очень необычный мотив - не похоже ни на за-автотюненые нашиды запрещенной, признаной экстремисткой, организации Талибан, ни на исполняемые на урду нааты и хамды (деобандиец hafiz Abu Bakar например. Ну или, точно слышали, популярный в нулевые в Дагестане, барелвиец Owais Qadri)
#sound #pashto
Британский институт персидских исследований издал 400-страничный сборник статей по истории футуввы. Вот интересный момент о анатолийских ахы́ - условием вступления в их братство было наличие работы (ну очевидно, не в современном смысле - речь идет о торговле или ремесле) и специальности.
Объяснялось это просто - кто не имеет дохода не может делится едой с другими, а кто не кормит других людей не может считаться ахы́. Автор "Футтуват-наме" приводит как пример - им было видено как в одной местности условием вхождения в футувву ставилось наличие капитала в восемнадцать дирхамов.
Концепт братств, ревностно воплощаюших в повседневности пророческие идеалы мужества и человеческого достоинства - одно из самых несправедливо забытых явлений исламской истории.
#futuwwa #ahilik
Объяснялось это просто - кто не имеет дохода не может делится едой с другими, а кто не кормит других людей не может считаться ахы́. Автор "Футтуват-наме" приводит как пример - им было видено как в одной местности условием вхождения в футувву ставилось наличие капитала в восемнадцать дирхамов.
Концепт братств, ревностно воплощаюших в повседневности пророческие идеалы мужества и человеческого достоинства - одно из самых несправедливо забытых явлений исламской истории.
#futuwwa #ahilik
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В какой-то момент в Дагестане эти строчки стали форсить как "марш имама Шамиля" и петь везде, вне зависимости - уместно это или нет. Причем, форма исполнения была самой примитивной, лишенной какой либо эмоциональной наполненности.
Дошло до того, что чтение "ас-субху бада" стало ассоцироваться у дагестанцев с определенной религиозной группой, и определенным типом людей внутри нее.
Поэтому, после всего этого, особенно приятно видеть красивое, оригинальное, исполнение этих прекрасных стихов.
#sounds
Дошло до того, что чтение "ас-субху бада" стало ассоцироваться у дагестанцев с определенной религиозной группой, и определенным типом людей внутри нее.
Поэтому, после всего этого, особенно приятно видеть красивое, оригинальное, исполнение этих прекрасных стихов.
#sounds
2012 год, наверное декабрь. Стамбул. Прогуливаемся с одним русским братом возле мечети Султан Ахмад. Яркое солнце, дым от жарящихся каштанов, который щиплет глаза. Арабские туристы.
В тогдашнем Стамбуле, примерно 2012-2014 года, была совершенно безумная атмосфера. Первая массовая волна снг-шной хиджры в Турцию, горячая обстановка в мировой политике, нео-османистская риторика Эрдогана и гремящая за границей Арабская Весна.
Я думаю любой, кто жил в Стамбуле в то время согласится, что у всех было предчуствие чего-то грандиозного, качественно нового и эпохального.
Стамбул тогда был как перекресток дорог, где встречались пути самого разного народа. Реально было выйти на улицу и встретить кого-то, кого раньше мог видеть только на youtube. Я, например, однажды так увидел муфтия Ибн Адама Кавсари.
Мне кажется, что тех, кто это особо остро ощущал, прямо лихорадило от осознания остроты момента, в который выпало жить.
Ну вернемся - сидим мы на скамейке, возле мечети Султан Ахмад, разговариваем о том-о сём, и подходит к нам какой-то дядька, с выражением степенного вежливого любопытства на лице.
-ас-саламу алейкум, ребята. Вы, я вижу, иностранцы. А откуда, если не секрет?
Говорим так и так, этот- русский, этот- kafkasya, вот тусим.
Дядька внимательно слушает, покачивая головой.
На турецком ТВ, в ютубе есть передача про исторические обьекты османских времен - старинные текке, куллия и так далее. Ее ведет Adem Topal (Derviş Çeyizi), так вот дядька выглядел один в один как он - берет, борода, сбритые усы и старомодная одежда. Еще отчасти, напоминал Орхана Джемаля (рахимахуЛлах).
- А я - арнаут (албанец). А вы в каком нибудь джамаате, ребята?
Надо сказать, что я в те времена невыносил все эти джамааты турецкие и вообще тарикаты. Откровенно, я и сейчас к большинству тарикатов отношусь отрицательно.
Пока я думал как ответить, мой спутник, к моему возмущению, заявил:
- А мы накшбанди! (на самом деле он к тому времени уже себя не особо относил к тарикату, а позже и вообще оставил).
- Я тоже накшбанди *называет местный суфийский джамаат*.
Еще парой фраз перекинулись, стали прощатся, и тут произошло вот что (собственно из-за этого я и начал писать эту тягомотину про каштаны и декабрь):
Когда мы помахали и стали уходить, этот человек, прощаясь с нами, положил руку на свою грудь, в область сердца, склонил голову и замер в такой преисполненной достоинства торжественности, что все актеры из "Эртугрула" и "Османа" играющие дервишей и ахы, уволились бы с работы.
И меня накрыло. Где я? Разве не в туристическом центре? Разве кругом не носятся стамбульские трамваи аэродинамической формы, словно из советской энциклопедии, из той главы где рассказывают про будущий коммунизм?
Как всегда бывает в эти моменты, когда прошлое прорывается в настоящее, я испытал сильное волнение.
Кажется это второй или третий раз, когда я с кем то делюсь этой историей.
И впервые - в публичном информационном поле.
#coolstory
В тогдашнем Стамбуле, примерно 2012-2014 года, была совершенно безумная атмосфера. Первая массовая волна снг-шной хиджры в Турцию, горячая обстановка в мировой политике, нео-османистская риторика Эрдогана и гремящая за границей Арабская Весна.
Я думаю любой, кто жил в Стамбуле в то время согласится, что у всех было предчуствие чего-то грандиозного, качественно нового и эпохального.
Стамбул тогда был как перекресток дорог, где встречались пути самого разного народа. Реально было выйти на улицу и встретить кого-то, кого раньше мог видеть только на youtube. Я, например, однажды так увидел муфтия Ибн Адама Кавсари.
Мне кажется, что тех, кто это особо остро ощущал, прямо лихорадило от осознания остроты момента, в который выпало жить.
Ну вернемся - сидим мы на скамейке, возле мечети Султан Ахмад, разговариваем о том-о сём, и подходит к нам какой-то дядька, с выражением степенного вежливого любопытства на лице.
-ас-саламу алейкум, ребята. Вы, я вижу, иностранцы. А откуда, если не секрет?
Говорим так и так, этот- русский, этот- kafkasya, вот тусим.
Дядька внимательно слушает, покачивая головой.
На турецком ТВ, в ютубе есть передача про исторические обьекты османских времен - старинные текке, куллия и так далее. Ее ведет Adem Topal (Derviş Çeyizi), так вот дядька выглядел один в один как он - берет, борода, сбритые усы и старомодная одежда. Еще отчасти, напоминал Орхана Джемаля (рахимахуЛлах).
- А я - арнаут (албанец). А вы в каком нибудь джамаате, ребята?
Надо сказать, что я в те времена невыносил все эти джамааты турецкие и вообще тарикаты. Откровенно, я и сейчас к большинству тарикатов отношусь отрицательно.
Пока я думал как ответить, мой спутник, к моему возмущению, заявил:
- А мы накшбанди! (на самом деле он к тому времени уже себя не особо относил к тарикату, а позже и вообще оставил).
- Я тоже накшбанди *называет местный суфийский джамаат*.
Еще парой фраз перекинулись, стали прощатся, и тут произошло вот что (собственно из-за этого я и начал писать эту тягомотину про каштаны и декабрь):
Когда мы помахали и стали уходить, этот человек, прощаясь с нами, положил руку на свою грудь, в область сердца, склонил голову и замер в такой преисполненной достоинства торжественности, что все актеры из "Эртугрула" и "Османа" играющие дервишей и ахы, уволились бы с работы.
И меня накрыло. Где я? Разве не в туристическом центре? Разве кругом не носятся стамбульские трамваи аэродинамической формы, словно из советской энциклопедии, из той главы где рассказывают про будущий коммунизм?
"Ты в столице османской империи - вот перед тобой албанец, с вами русский муслим, а говорите вы о принадлежности друг друга к до-модерновым корпорациям. Ты же не можешь этого отрицать!" говорил мне мой мозг.
Как всегда бывает в эти моменты, когда прошлое прорывается в настоящее, я испытал сильное волнение.
Кажется это второй или третий раз, когда я с кем то делюсь этой историей.
И впервые - в публичном информационном поле.
#coolstory
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Дорога из Медины в Мекку. Назам. #sounds