История советского панславизма:
После Октябрьской революции старый панславизм был раскритикован как архиреакционная идеология и проявление великодержавного русского империализма. Отныне осью нового братства стала классовая солидарность всех трудящихся без учета национального или расового происхождения, а СССР выступал как отечество для всех рабочих земли.
Однако в 1932-33 гг. начался медленный идеологический поворот СССР в сторону государственного патриотизма, связанный с растущей военной опасностью и необходимостью укрепления обороноспособности страны.
Мало-помалу реабилитировались дореволюционные элементы российской истории, ранее воспринимавшиеся негативно, происходил переход от глубокого отвращения к “старой России” к гордости за те аспекты русского прошлого (главным образом, военного), которые квалифицировались как положительные.
Учитывая международную обстановку, неудивительно что вскоре советский агитпроп начал восстановление и старого великорусского панславизма с его идеей противостояния восточнославянского мира “натиску с Запада”, под которым понималась прежде всего Германия.
Но подлинный взлет панславизм испытал, как нетрудно догадаться, с началом Великой Отечественной Войны.
Читать далее: https://telegra.ph/Sovetskij-panslavizm-07-11
После Октябрьской революции старый панславизм был раскритикован как архиреакционная идеология и проявление великодержавного русского империализма. Отныне осью нового братства стала классовая солидарность всех трудящихся без учета национального или расового происхождения, а СССР выступал как отечество для всех рабочих земли.
Однако в 1932-33 гг. начался медленный идеологический поворот СССР в сторону государственного патриотизма, связанный с растущей военной опасностью и необходимостью укрепления обороноспособности страны.
Мало-помалу реабилитировались дореволюционные элементы российской истории, ранее воспринимавшиеся негативно, происходил переход от глубокого отвращения к “старой России” к гордости за те аспекты русского прошлого (главным образом, военного), которые квалифицировались как положительные.
Учитывая международную обстановку, неудивительно что вскоре советский агитпроп начал восстановление и старого великорусского панславизма с его идеей противостояния восточнославянского мира “натиску с Запада”, под которым понималась прежде всего Германия.
Но подлинный взлет панславизм испытал, как нетрудно догадаться, с началом Великой Отечественной Войны.
Читать далее: https://telegra.ph/Sovetskij-panslavizm-07-11
Telegraph
Советский панславизм
Панславизм, - идея культурного и языкового братства славянских народов, - зародился еще в середине 19 века на волне общеевропейского романтизма с его “возвратом к корням”. И, понятное дело, несмотря на вроде бы очевидный посыл, - стремление к объединению…
Держать Курс
История советского панславизма: После Октябрьской революции старый панславизм был раскритикован как архиреакционная идеология и проявление великодержавного русского империализма. Отныне осью нового братства стала классовая солидарность всех трудящихся без…
Немного плакатов на тему советского панславизма
Интересная находка на тему, что могут делить социалистические страны между собой. Собственно, всё тоже самое, что и капиталистические. Вот, например, Иосип Тито еще до того как стать фашистско-гестаповской кликой, просит у Москвы передать в собственность Югославии следующую немецкую и австрийскую собственность:
1. Завод тротила и амонита
2. Артиллерийскую ремонтную мастерскую
3. Завод по производству боеприпасов
4. Тридцать вагонов аммиачной селитры
5. Двести вагонов с порохом и взрывчаткой
Источник С. 28
1. Завод тротила и амонита
2. Артиллерийскую ремонтную мастерскую
3. Завод по производству боеприпасов
4. Тридцать вагонов аммиачной селитры
5. Двести вагонов с порохом и взрывчаткой
Источник С. 28
Вопрос, который я себе задаю в последнее время: почему коммунистам можно использовать образ великого монархистского полководца, а путинистам нельзя использовать советские образы?
Свою военную карьеру Суворов сделал в основном при Екатерине II. Чем известна эта дама, кроме расточительства казны и своего распутства? Максимальным закрепощением крестьян, укреплением власти дворянства, замедлением развития капитализма, разделом Польши, подавлением польского восстания, созданием Черты оседлости, подавлением пугачевского восстания и так далее. В общем весьма реакционная личность. Но коммунисты чествуют эту систему в лице Суворова. Или что? Нам хотят сказать, что Суворова можно отделить от российской монархии? Что он не был инструментом укрепления властинемецкого русского дворянства? Ну так, если его можно отделить от Екатерины II и Российской Империи, то почему нельзя отделить советского солдата от коммунизма и плановой экономики?
Ответить на все эти вопросы не впадая в противоречие можно только, если признаешь националистическое начало Советского Союза. Что такое СССР? Это глубоко преобразованная версия Российской Империи. Что такое Российская Федерация? Это глубоко преобразованная версия СССР. Все они представляют из себя российское государство на разных конкретно-исторических этапах его развития. Вот тогда понятно, почему они использовали образы Суворова, Невского, братьев славян и т.д., а их потомки используют образы советских солдат. Потому что между ними есть кое-что общее — русская нация, образующее государство.
Свою военную карьеру Суворов сделал в основном при Екатерине II. Чем известна эта дама, кроме расточительства казны и своего распутства? Максимальным закрепощением крестьян, укреплением власти дворянства, замедлением развития капитализма, разделом Польши, подавлением польского восстания, созданием Черты оседлости, подавлением пугачевского восстания и так далее. В общем весьма реакционная личность. Но коммунисты чествуют эту систему в лице Суворова. Или что? Нам хотят сказать, что Суворова можно отделить от российской монархии? Что он не был инструментом укрепления власти
Ответить на все эти вопросы не впадая в противоречие можно только, если признаешь националистическое начало Советского Союза. Что такое СССР? Это глубоко преобразованная версия Российской Империи. Что такое Российская Федерация? Это глубоко преобразованная версия СССР. Все они представляют из себя российское государство на разных конкретно-исторических этапах его развития. Вот тогда понятно, почему они использовали образы Суворова, Невского, братьев славян и т.д., а их потомки используют образы советских солдат. Потому что между ними есть кое-что общее — русская нация, образующее государство.
В большинстве заметок с критикой СССР, я наблюдаю такую картину: чем более ортодоксален марксист, тем более агрессивно он реагирует на критику.
Нет, правда. Чем больше человек отождествляет себя с классическим марксизмом-ленинизмом, чем больше он поет о борьбе с оппортунизмом и ревизионизмом, тем больше он ненавидит любой негатив в адрес СССР. "Марксизм не догма и открыт для критики" — говорят они. Но если вы говорите что-то, что не нравится марксистам, то это только потому что вы оппортунист, ревизионист, либераха, фашист, гнида и мразь.
Я из всего этого делаю вывод, что современное воплощение марксизма-ленинизма, это такое суперагрессивное догматическое учение абсолютной нетерпимости к любым неугодным людям и взглядам, критикующим СССР. Это что-то вроде монархистско-фрайкоровского реваншистского восприятия прошлого, которое было абсолютно идеально и непогрешимо и только злые враги могут его критиковать.
Реально, степень ненависти к критике СССР просто запредельная. Единственное, что позволительно, это говорить, что большевики слишком мало убивали оппортунистов и ревизионистов (особенно Хрущева и Косыгина надо было убить). Короче, жаловаться можно только на нехватку агрессии и насилия, а остальное абсолютно недопустимо.
При этом всё это упаковывается в "научное" мировоззрение, доступное только избранной малочисленной элите. То есть, если вы критикуете, то только потому что не понимаете величия всех достижений СССР или просто хотите очернить великое прошлое. Получается, что марксизм-ленинизм вроде бы открыт для критики на словах, но если вы критикуете марксистов-ленинцев, то лучше бы вас убить при первой же возможности, потому что вы несомненно враг.
Нет, правда. Чем больше человек отождествляет себя с классическим марксизмом-ленинизмом, чем больше он поет о борьбе с оппортунизмом и ревизионизмом, тем больше он ненавидит любой негатив в адрес СССР. "Марксизм не догма и открыт для критики" — говорят они. Но если вы говорите что-то, что не нравится марксистам, то это только потому что вы оппортунист, ревизионист, либераха, фашист, гнида и мразь.
Я из всего этого делаю вывод, что современное воплощение марксизма-ленинизма, это такое суперагрессивное догматическое учение абсолютной нетерпимости к любым неугодным людям и взглядам, критикующим СССР. Это что-то вроде монархистско-фрайкоровского реваншистского восприятия прошлого, которое было абсолютно идеально и непогрешимо и только злые враги могут его критиковать.
Реально, степень ненависти к критике СССР просто запредельная. Единственное, что позволительно, это говорить, что большевики слишком мало убивали оппортунистов и ревизионистов (особенно Хрущева и Косыгина надо было убить). Короче, жаловаться можно только на нехватку агрессии и насилия, а остальное абсолютно недопустимо.
При этом всё это упаковывается в "научное" мировоззрение, доступное только избранной малочисленной элите. То есть, если вы критикуете, то только потому что не понимаете величия всех достижений СССР или просто хотите очернить великое прошлое. Получается, что марксизм-ленинизм вроде бы открыт для критики на словах, но если вы критикуете марксистов-ленинцев, то лучше бы вас убить при первой же возможности, потому что вы несомненно враг.
Forwarded from Russian Economic History
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Вот о какой проблеме национал-коммунизма я говорю: повернутость на своей исключительности. Российской Империи проливы нельзя, а нам можно, потому что мы самые прогрессивные на свете. Эти люди в открытую заявляют о своих экспансионистских претензиях к остальному миру и не видят в этом никаких противоречий интернационализму! Ведь советский экспансионизм в "интересах" рабочего класса всего мира!
Давайте продолжим эту замечательную логику. Значит, если сегодня коммунисты придут к власти в России, то украинским пролетарием от этого не станет ни на йоту легче. Ведь что будет означать коммунистическая власть в народной России, по сравнению с олигархической Украиной? Прогрессивность! А там, где прогрессивность, там и поддержка текущей политики. Нет смысла прекращать братоубийственную войну, ее надо будет продолжить и расширить во имя борьбы с мировым реакционным НАТОвским империализмом и его украинской марионеткой!
Это универсальное правило прогрессивности, автоматически развязывает московским коммунистам руки абсолютно во всем. Можно выдвигать территориальный претензии Финляндии или Японии, требовать от Турции контроля над проливами, вести войну с Украиной, депортировать чеченцев (кадыровские прислуги же), убивать антифашистов, недовольных новой правящей элитой, громить любую низовую самоорганизацию, запрещать инакомыслие, давить и душить кого угодно только лишь на том основании, что мы прогрессивней, что мы исключительнее, что мы выше всех остальных на свете и столица у нас в Москве!
Вы только посмотрите на эту логику национал-коммунистика: коммунистическая власть цивилизованно выше всех остальных не потому, что она ведет себя цивилизованнее всех остальных, а потому что она коммунистическая.
Забудьте про гуманизм, равенство, взаимоуважение к другим народам, демократию и прочие красивые слова. Всё это буржуазная ложь, "дурящая" народ! А правда в том, что если в Москве у власти опять будут коммунисты, то они без малейшего угрызения совести и с абсолютной наглой претензией на интернационализм посрутся со всеми своими соседями и втянут страну в какую-нибудь нелепую мясорубку, по сравнению с которой путинская авантюра покажется детской шалостью.
Давайте продолжим эту замечательную логику. Значит, если сегодня коммунисты придут к власти в России, то украинским пролетарием от этого не станет ни на йоту легче. Ведь что будет означать коммунистическая власть в народной России, по сравнению с олигархической Украиной? Прогрессивность! А там, где прогрессивность, там и поддержка текущей политики. Нет смысла прекращать братоубийственную войну, ее надо будет продолжить и расширить во имя борьбы с мировым реакционным НАТОвским империализмом и его украинской марионеткой!
Это универсальное правило прогрессивности, автоматически развязывает московским коммунистам руки абсолютно во всем. Можно выдвигать территориальный претензии Финляндии или Японии, требовать от Турции контроля над проливами, вести войну с Украиной, депортировать чеченцев (кадыровские прислуги же), убивать антифашистов, недовольных новой правящей элитой, громить любую низовую самоорганизацию, запрещать инакомыслие, давить и душить кого угодно только лишь на том основании, что мы прогрессивней, что мы исключительнее, что мы выше всех остальных на свете и столица у нас в Москве!
Вы только посмотрите на эту логику национал-коммунистика: коммунистическая власть цивилизованно выше всех остальных не потому, что она ведет себя цивилизованнее всех остальных, а потому что она коммунистическая.
Забудьте про гуманизм, равенство, взаимоуважение к другим народам, демократию и прочие красивые слова. Всё это буржуазная ложь, "дурящая" народ! А правда в том, что если в Москве у власти опять будут коммунисты, то они без малейшего угрызения совести и с абсолютной наглой претензией на интернационализм посрутся со всеми своими соседями и втянут страну в какую-нибудь нелепую мясорубку, по сравнению с которой путинская авантюра покажется детской шалостью.
На мой взгляд, единственный способ примирить россиян и украинцев это взаимное снижение военно-промышленного потенциала. Не надо никаких договоров о дружбе и сотрудничестве, не надо никакой болтовни о пролетариях, которым нечего делить, не надо никаких обещаний, которые могут быть нарушены в любой момент. Надо создавать условия, чтобы сама по себе война была невозможной. Только так можно гарантировать взаимную безопасность.
Но проблема в том, что в мире не существует таких политических сил, которые могли бы проводить политику добровольной демилитаризации. Интересы национального государства требуют обеспечения безопасности национальных границ. Это универсальное правило относится как к капиталистической модели хозяйства, так и к социалистической.
Например, посмотрите на цифры военных расходов СССР и количества ядерных боеголовок, чтобы понять всю нелепость советской пропаганды о капиталистическом милитаризме и собственном миролюбии. Коммунисты в России будут точно также опасны для украинского, финского, эстонского и т.д. народов, как и олигархи. Не потому что у них одинаковые классовые интересы, не потому что между ними нет разницы, а потому что там, где есть границы, нет и не может быть никакого интернационализма. Это закон международной конкуренции. Ничего вы с этим не сделаете.
Но проблема в том, что в мире не существует таких политических сил, которые могли бы проводить политику добровольной демилитаризации. Интересы национального государства требуют обеспечения безопасности национальных границ. Это универсальное правило относится как к капиталистической модели хозяйства, так и к социалистической.
Например, посмотрите на цифры военных расходов СССР и количества ядерных боеголовок, чтобы понять всю нелепость советской пропаганды о капиталистическом милитаризме и собственном миролюбии. Коммунисты в России будут точно также опасны для украинского, финского, эстонского и т.д. народов, как и олигархи. Не потому что у них одинаковые классовые интересы, не потому что между ними нет разницы, а потому что там, где есть границы, нет и не может быть никакого интернационализма. Это закон международной конкуренции. Ничего вы с этим не сделаете.
Забавно читать про обсуждение в КПСС тех же самых тезисов об Украине, что сейчас льются из телевизора:
30 марта 1972 г. на заседании Политбюро ЦК КПСС обсуждалась книга тогда первого секретаря ЦК компартии Украины, члена политбюро ЦК КПСС П.Е. Шелеста «Украина наша советская», вышедшая в Киеве на украинском языке. Начавший обсуждение книги Л.И. Брежнев заметил, что в ней воспевается казачество, пропагандируется архаизм. М.С. Соломенцев обратил внимание: «На Украине много вывесок и объявлений на украинском языке. А чем он отличается от русского? Только искажением последнего. Так зачем же это делать». Позднее, в своих дневниковых записях Шелест напишет: «Договорился, проявил великодержавный шовинизм, и все сходит». В выступлении А.Н. Косыгина прозвучало: «Создание в свое время совнархозов тоже было проявлением национализма… Непонятно, почему на Украине в школах должны изучать украинский язык?.. Севастополь испокон веков русский город. Почему и зачем там имеются вывески и витрины на украинском языке?» «Тут, надо сказать, – записал Шелест, – Косыгин совсем договорился до отъявленного великодержавного шовинизма». Книга Шелеста была подвергнута критике в партийном журнале «Коммунист Украины» (Киев, 1973. № 4). Она была изъята из продажи. Шелест пытался переубедить Брежнева: «В части национальной политики я всегда был и остаюсь интернационалистом, но от своего народа, от своей принадлежности к нации, ее культуре, истории, никогда не откажусь: ведь я не Фома безродный». Позднее он говорил: «Я и сейчас утверждаю, – вспоминая о своей книге, – что в ней все вопросы изложены правильно, с классовых, идеологических интернациональных позиций… Зачем же ее было изымать и критиковать в журнале «Коммунист Украины»? В апреле 1973 г.
Пленум ЦК КПСС вывел Шелеста из состава политбюро ЦК КПСС, а затем он был освобожден с поста первого секретаря ЦК КПУ. Свою работу в области национальной политики он оценил так: «Когда я был в Киеве, там проводилась «украинизация».
Проблемы и противоречия в развитии национальных отношений в СССР в 1970 первой половине 1980-х годов
30 марта 1972 г. на заседании Политбюро ЦК КПСС обсуждалась книга тогда первого секретаря ЦК компартии Украины, члена политбюро ЦК КПСС П.Е. Шелеста «Украина наша советская», вышедшая в Киеве на украинском языке. Начавший обсуждение книги Л.И. Брежнев заметил, что в ней воспевается казачество, пропагандируется архаизм. М.С. Соломенцев обратил внимание: «На Украине много вывесок и объявлений на украинском языке. А чем он отличается от русского? Только искажением последнего. Так зачем же это делать». Позднее, в своих дневниковых записях Шелест напишет: «Договорился, проявил великодержавный шовинизм, и все сходит». В выступлении А.Н. Косыгина прозвучало: «Создание в свое время совнархозов тоже было проявлением национализма… Непонятно, почему на Украине в школах должны изучать украинский язык?.. Севастополь испокон веков русский город. Почему и зачем там имеются вывески и витрины на украинском языке?» «Тут, надо сказать, – записал Шелест, – Косыгин совсем договорился до отъявленного великодержавного шовинизма». Книга Шелеста была подвергнута критике в партийном журнале «Коммунист Украины» (Киев, 1973. № 4). Она была изъята из продажи. Шелест пытался переубедить Брежнева: «В части национальной политики я всегда был и остаюсь интернационалистом, но от своего народа, от своей принадлежности к нации, ее культуре, истории, никогда не откажусь: ведь я не Фома безродный». Позднее он говорил: «Я и сейчас утверждаю, – вспоминая о своей книге, – что в ней все вопросы изложены правильно, с классовых, идеологических интернациональных позиций… Зачем же ее было изымать и критиковать в журнале «Коммунист Украины»? В апреле 1973 г.
Пленум ЦК КПСС вывел Шелеста из состава политбюро ЦК КПСС, а затем он был освобожден с поста первого секретаря ЦК КПУ. Свою работу в области национальной политики он оценил так: «Когда я был в Киеве, там проводилась «украинизация».
Проблемы и противоречия в развитии национальных отношений в СССР в 1970 первой половине 1980-х годов
В целом автор выделяет следующие национальные конфликты в СССР:
1. Крымские татары против крымчан (украинцы и русские)
2. Казахи против немцев
3. Казахи против русских
4. Турки-месхетинцы против грузин
5. Курды против азербайджанцев
6. Дагестанцы против чеченцев
7. Ингуши против осетинов
8. Армяне против азербайджанцев и русских
9. Узбеки против русских
10. Прибалты против славян
11. Чеченцы против русских
12. Киргизы против русских
13. Башкиры против русских
14. Азербайджанцы против грузин
15. Абхазы против грузин
16. Грузины против русских
17. Антисемитизм
В общем, за исключением половины страны, сплошная дружба народов. Несколько цитат из истории советского интернационализма:
— «в Крыму – владельцам домов… запрещена продажа домов для татар, …нотариальные договоры не оформляют, …в прописке отказывают»
— «земли месхетинцев уже заняты другими, во-вторых, рядом граница, месхи же занимаются контрабандой и поэтому пограничники возражают против их возвращения».
— «в Арыси русских третируют, как хотят… все более-менее ответственные посты в руках казахов. Даже милиционеры открыто нам говорят: «Зачем приехали в Казахстан, возвращайтесь в свою Россию»
— «Убирайтесь в свою Россию»
— «побывав в Эстонии, Латвии и Литве, начинаешь понимать, – писала в «Правду» в сентябре 1973 г. группа москвичей, – что такое национализм. Спрашиваешь в магазине по-русски – молчат…»
— «Уходите в Россию, оставьте Кавказ для кавказцев»
— «проживавшие в Грузии другие национальности» никогда не испытывали «такого морально-духовного давления, оскорбления и национального ограничения раньше, чем в настоящее время», а «лозунг «Дружба между народами» превращается в скрытой форме в национальную ненависть друг к другу»
— «Абхазия – для абхазов»
— вице-президент Академии наук УзССР М. Муминов «под соусом суверенности республики» исповедовал
«махровый национализм», «исподволь развивая в подрастающем поколении ненависть к русским».
Власть и межэтнические конфликты в СССР в период «Развитого социализма»
1. Крымские татары против крымчан (украинцы и русские)
2. Казахи против немцев
3. Казахи против русских
4. Турки-месхетинцы против грузин
5. Курды против азербайджанцев
6. Дагестанцы против чеченцев
7. Ингуши против осетинов
8. Армяне против азербайджанцев и русских
9. Узбеки против русских
10. Прибалты против славян
11. Чеченцы против русских
12. Киргизы против русских
13. Башкиры против русских
14. Азербайджанцы против грузин
15. Абхазы против грузин
16. Грузины против русских
17. Антисемитизм
В общем, за исключением половины страны, сплошная дружба народов. Несколько цитат из истории советского интернационализма:
— «в Крыму – владельцам домов… запрещена продажа домов для татар, …нотариальные договоры не оформляют, …в прописке отказывают»
— «земли месхетинцев уже заняты другими, во-вторых, рядом граница, месхи же занимаются контрабандой и поэтому пограничники возражают против их возвращения».
— «в Арыси русских третируют, как хотят… все более-менее ответственные посты в руках казахов. Даже милиционеры открыто нам говорят: «Зачем приехали в Казахстан, возвращайтесь в свою Россию»
— «Убирайтесь в свою Россию»
— «побывав в Эстонии, Латвии и Литве, начинаешь понимать, – писала в «Правду» в сентябре 1973 г. группа москвичей, – что такое национализм. Спрашиваешь в магазине по-русски – молчат…»
— «Уходите в Россию, оставьте Кавказ для кавказцев»
— «проживавшие в Грузии другие национальности» никогда не испытывали «такого морально-духовного давления, оскорбления и национального ограничения раньше, чем в настоящее время», а «лозунг «Дружба между народами» превращается в скрытой форме в национальную ненависть друг к другу»
— «Абхазия – для абхазов»
— вице-президент Академии наук УзССР М. Муминов «под соусом суверенности республики» исповедовал
«махровый национализм», «исподволь развивая в подрастающем поколении ненависть к русским».
Власть и межэтнические конфликты в СССР в период «Развитого социализма»
Не читая ни одного левого канала, я уверен, что там сейчас стоит вой по поводу грядущей блокировки Ютуба. Логика недовольства совершенно непонятно — чем больше путинисты сегодня изолируют россиян от внешнего мира, тем меньше ленинцам работы в будущем. Реиндустриализация и борьба с мировым империализмом потребуют не просто запрета импорта зарубежной продукции, но и абсолютной блокировки любых источников внешней империалистической информации. Радоваться надо, а не горевать. Товарищ Хиштейн это 100% марксистско-ленинский агент влияния.