Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
24.8K subscribers
1.17K photos
170 videos
16 files
3.05K links
Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов)

Бот для связи: @isavvabot. Рекламу не предлагайте и не просите. Этот бот не для комментариев на мои посты (комментарии закрыты намеренно), а для связи со мной при необходимости таковой.
加入频道
Из Хабаровска пишут, что православные кресты на граффити ко Дню Учителя восстановлены!
Вот молодцы ! 👍
Всем бы так!
Теперь отличная работа, союз Веры и Науки!
Данничество
К 30-й годовщине событий октября 1993 года

Нередко именование русским словом вместо иностранного придаёт новые краски описанию именованного предмета.

Возьмём, к примеру, колониализм.

Суть колониализма в пользу стран «первого мира» — англосаксов и континентальных европейцев — очевидна: покорение заморских территорий, выкачивание ресурсов.

Однако в последние годы наблюдаются попытки обвинить и Россию, Российскую империю и СССР в колониализме, хотя в нашем случае присоединение лимитрофных территорий сочеталось с инвестированием (говоря современным языком) в них, а не выкачиванием из них ресурсов.

Недавно на одном учёном мероприятии мне довелось услышать — если я правильно понял выступающего — что в документах нашего Генерального штаба времён Первой мировой войны колониальная система именовалось «данничеством», видимо с отсылкой к монголо-татарскому игу у нас.

Термин представляется весьма подходящим и расставляющим всё на свои места (хотя бы даже я ослышался). Система, насаждавшаяся (и насаждающаяся) «первым миром», — это данничество. Объединение земель Российской империей — нет, не данничество.

Данничеством являлось наше состояние в 1990-х, когда мы, казалось, получали «блага цивилизации» и гуманитарные подачки, а в ответ отдавали учёных, ресурсы. Отдавали и своё «первородство», то есть самостояние духа, независимость и само существование культуры, образования.

Данничество имеет первообраз в религии. Данничество — это поклонение идолу, который берёт и не даёт ничего, поскольку он пуст (хотя поклоняющемуся может казаться иначе). Или даже более: данничество — это поклонение диаволу, который берёт, отвечая злом. Не случайно в Священном Писании человек, не освободившийся от диавола, именуется именно рабом, а свободным — тот, кто обратился к Богу (Который постоянно отдаёт: рай для возделывания, когда человек с этим не справился — Сына Своего на распятие, а затем Духа Святого, наполняющего Церковь).

Аналогия — это только аналогия, поэтому всё же следует уточнить, что, в отличие от религиозного поклонения, данничество, это, как правило, поклонение вынужденное, из-под палки, безальтернативное. Впрочем, нередко это вынужденное поклонение является следствием добровольного поклонения со стороны верхушки, мнимой элиты данников.
Сегодня 25 лет преставления ко Господу моего дедушки, Сергея Андреевича Тутунова.

Замечательного художника и мыслителя.

Прошу у всех подписчиков молитв за него.

В следующих постах немного о нём и о его картинах.

Кому интересно, приглашаю на посвящённый ему сайт www.tutunov.org или по тегу #ТутуновСА на моём канале.
В Фоме большая статья о дедушке, художнике Сергее Андреевиче Тутунове.

Мои краткие воспоминания о нём:

«Дед был человеком сложным. Очень добрым, охотно бескорыстно помогавшим людям, но не покладистым и очень ругучим. Хорошо, что это сглаживало замечательное чувство юмора. Он нежно любил свою жену, которой, при этом, с ним приходилось ох как непросто. Человек исключительного ума и глубины познаний, он мог упереться в сформулированную им же самим концепцию и спорить с собеседником, что называется, до потери пульса».

«У деда были непростые отношения с православием — на словах он декларировал скорее деистические взгляды. Но отпевать его пришли человек десять священнослужителей. И не случайно».

«На его похоронах в 1998 году кто-то, посмотрев на пришедших, заметил: “Лица из другой эпохи, из другого общества”. Дед принадлежал к тому немногочисленному и, боюсь, почти ушедшему слою, который можно назвать старомосковской мыслящей интеллигенцией. Дед, насколько он остался в моих воспоминаниях, превыше всего в себе и других ценил интеллект, желание и способность мыслить. Именно так можно его охарактеризовать — человек мыслящий. Собственно, его лучшие картины и являются не просто результатом талантливой художественной работы, но плодом его размышлений».

Картины деда можно найти на сайте http://tutunov.org/ и на моём канале по хэштегу #ТутуновСА
#воскреснаякартина

Сергей Андреевич Тутунов (1925-1998)
"Купола"
1970 г.

Здесь в лучшем разрешении.
Больше картин С.А.Тутунова:
https://tutunov.org/
#ТутуновСА
#воскреснаякартина

Сергей Андреевич Тутунов (1925-1998)
"Коломна. Разлив реки."
1994

Здесь в хорошем разрешении.

Больше картин С.А.Тутунова: https://tutunov.org/
#ТутуновСА
#воскреснаякартина

Сергей Андреевич Тутунов (1925-1998)
Церковь Покрова на Нерли
1963

Здесь в хорошем разрешении.

Больше картин С.А.Тутунова: https://tutunov.org/
#ТутуновСА
Сергей Андреевич Тутунов (1925-1998)
Автопортрет
1979 г.

#воскреснаякартина
Больше картин: https://tutunov.org/

PS Цепочки — от очков, священником дед не был.
#ТутуновСА
#воскреснаякартина

Сергей Андреевич Тутунов (1925-1998)
"Портрет доктора наук С.В. Мейена"
1980

Здесь в хорошем разрешении.

Больше картин С.А.Тутунова: https://tutunov.org/

PS С.В. Мейен — шурин художника. Выдающийся палеоботаник. Скончался в 1987 году от рака.
О его воззрениях:
https://yangx.top/kartezianec/204
https://yangx.top/kartezianec/209
https://yangx.top/kartezianec/210
https://yangx.top/kartezianec/211

#ТутуновСА
#воскреснаякартина

Сергей Андреевич Тутунов (1925-1998)
"Миша" (портрет М.А.Трубецкого)
1983

Здесь в хорошем разрешении.

Больше картин С.А.Тутунова: https://tutunov.org/
#ТутуновСА
Forwarded from СПЧ
«Приезжают люди уже не только в хиджабах, но и в никабах, не пускают девочек в школу, потому что в 13-14 лет замуж надо выдавать - это явление, с которым было покончено в Советском Союзе в 60-е годы. В самых отдаленных кишлаках дети ходили в школу. А теперь эта архаика возвращается», - констатировал Валерий Фадеев в гостях у Анны Шафран на канале «Спас».

Смотрите эфир по ссылке на любой удобной платформе

https://yangx.top/spastv/23403
С праздником Покрова Божией Матери, Православные!

Простирая Свой Покров при явлении во Влахернском храме Константинополя Богородица молилась: "Царю Небесный, приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь".

Покров Божией Матери издревле и до сего дня простирается над Россией. Чтобы так было и впредь нам следует, по слову Её, молиться Богу Небесному и призывать Имя Её на помощь.

Тропарь праздника:
Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием, и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем: покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом, и изба́ви нас от вся́каго зла, моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, спасти́ ду́ши на́ша.

Русский перевод:
В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».
На самом деле, года два назад никто бы и не обратил внимание на то, есть кресты на церквях, что нарисованы на купюрах, или нет.
И скандала бы не было. Ну подумаешь, кресты какие-то. Чего шуметь?

Года два назад, в стране победившего либерализма, где не было русских (разве что в виде декорации к клипу Надежды Бабкиной), церковь без крестов смотрелась бы органичным образом будущего. Но, вот незадача, за два, почти что, года СВО, Россия сильно изменилась. Прежде всего, в ней, неожиданно для многих чиновников, стали жить русские. Завелись откуда-то.

Понимаете, какая штука. Если на Красной площади поёт Шаман, а на новогоднем "Огоньке" в зале сидят ветераны СВО и командиры донбасских подразделений (которые оружие в руки взяли потому что им в 2014 сказали, что быть русским нельзя), то не возможно делать вид, что Православие и Церковь не имеют отношения к русским и России. И церковь без крестов воспринимается как вызов, даже если это просто мурал или рисунок на купюре.

И главный вопрос у многих: "а чего это кто-то стесняется крестов"? То есть сражаться за русских людей, праздновать воссоединение с Новороссией, мы не стесняемся. А тут боимся обидеть чьи-то чувства? Можно узнать, чьи и кто это чего боится?

Сообщают, что Банк России доработает дизайн обновленной банкноты в 1000 рублей. Но уж заодно, неплохо бы Муравьева-Амурского вернуть на купюры. А то есть ощущение, что тоже кто-то чего стесняется или стыдится.

Когда народ вновь обретает идентичность, начинает видеть себя через призму своей подлинной истории, то это не этнография, а фактор внутренней политики.
Когда солдат на передовой воюет под флагом со Спасом, или с таким же патчем на рукаве, и нет более замполита, а есть священник, то хочется кому-то или нет, но не учитывать это не возможно, ни дизайнерам, ни политикам.

https://yangx.top/ICATriplex/6986?single
Последние дни вновь усиленно звучала тема «крестоборства» (нет, не «крестопада», поскольку Кресты не сами по себе падают, а вполне целенаправленно сносятся) и — как будто бы — некоторых побед над ним.

Считаю, впрочем, что радоваться рано.

Пока что, судя по всему, продолжают доминировать воззрения той части «элит» (в некорректном употреблении этого термина, о чём смотреть тут), которая считает, что в сфере интеллектуальной и идейной должен действовать принцип, аналогичный экономическому либерализму, то есть минимальное вмешательство государства. Дескать пусть из противоборствующих идей выживет и распространяется наиболее привлекательная. Обоснованием такого подхода заявляется, как правило, противодействие опасности идейного тоталитаризма.

Однако в качестве результата мы получаем либо тоталитаризм либерал-глобалистского толка (распространённый как раз в этой же части «элит» и «креативщиков», которые не хотели бы себя самих заставлять следовать каким-либо слишком уже связывающим нравственным идеалам), либо уличный экстремистский тоталитаризм «диаспор», навязывающий нетрадиционные для России культурные и религиозные представления.

Русская Православная Идея, которая сегодня — вот уже второй год — начинает поднимать голову, была долгое время искусственно табуирована, загнана в подполье, ограничена, в том числе печально известной 282 статьей, но более — ограничениями в вузах, школах и учреждениях культуры, в пользу упомянутого тоталитаризма либерал-глобалистского толка. Поэтому её возрождение требует поддержки. Или хотя бы чтобы введённые табу и ограничения были директивно снесены.

Поэтому, казалось бы, — да, хорошо, что Центробанк под воздействием общественного возмущения обещал переделать то, что не должен был делать изначально (хотя, прежде чем хоть сколько-нибудь радоваться, стоит посмотреть на результат; да и вообще — хорошие же у нас сейчас купюры, зачем было менять?). Да, хорошо, что правоохранители Башкирской губернии возбудили дело в связи с осквернением Креста (хотя почему по статье «вандализм» — непонятно).

Да, реакция русской общественности и ответная реакция (хоть какая) тех, кто мнит себя властителями, — это скорее положительные явление, которых мы бы не дождались — правильно об этом пишет Андрей Медведев — ещё два года назад (по крайней мере ответной реакции точно не дождались).

Беда в том самом факте, что Православная Идея, Русская Идея всё ещё нуждается в подобной активной защите общественности, а нападки на эту Идею в лучше случае, далеко не всегда, исправляются сквозь зубы.

Сюда же, к слову сказать, и продолжающееся засилие «диаспор».

Сюда и буквальное навязывание ложного, а потому сеющего рознь «мультикультурализма» (вместо добрососедства разных культур рядом с государствообразующей культурой) там, где имя, религия и идентичность государствообразующего народа совершенно очевидны. Кстати, здесь совершенно явно пагубное — что уже тогда было очевидно — последствие «стеснительности» тех, кто побоялся назвать имя этого народа в Конституции.

Впереди ещё много трудов по «великому русскому исправлению имён».