Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
25.2K subscribers
1.19K photos
176 videos
16 files
3.09K links
Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов)

Бот для связи: @isavvabot. Рекламу не предлагайте и не просите. Этот бот не для комментариев на мои посты (комментарии закрыты намеренно), а для связи со мной.

Регистрация в РКН: https://clck.ru/3FqPyX
加入频道
Поговорим о духовности...

С принятием указа 809 и распространением темы духовно-нравственных ценностей в общественном, медийном и прочем пространстве нередко — в СМИ, в учёных или не очень собраниях — слышу рассуждения о «важном значении духовности», а от знающих перечень, приведённый в указе, — слова о «необходимости придерживаться приоритета духовного над материальным». Формулировки могут различаться, но с обязательным употреблением слов «духовность» или «духовное».

Забегая далеко вперёд, оговорюсь, что, несмотря на устойчивый и общеупотребимый (в том числе мною) характер этого выражения, словосочетание «духовные ценности» воспринимается мною как оксюморон. Ценность есть нечто осязаемое или иным образом воспринимаемое органами чувств, причём она есть нечто, что может быть измерено ценой. А духовное не относится к сфере материального и определено ценой быть не может. Впрочем, с этой оговоркой, буду пока придерживаться общепринятой терминологии.

В связи с распространением упомянутых в вводном абзаце рассуждений возникает очевидный вопрос, что же имеется в виду под «духовностью», что такое «духовное»?

Конечно, в высшем и главном для христианина значении смысле «духовность» и «духовное» характеризует то лицо, явление, предмет или действие, где исключительным образом действует Святой Дух (Он «везде сый и вся исполняяй», как поётся в богослужебном тексте, но в некоторых людях или событиях действует особенным образом).

Очевидно, что, при этом, что не это значение вкладывается в упомянутые слова ни обывателем, ни законодателем.

Полагаю, что размышления об этом займут цикл постов, в течение не одного дня (да и не обещаю, что все посты выйдут подряд). Здесь буду вести и обновлять их перечень.

01 — Поговорим о духовности
02 — Спойлер Холмогорова
03 — «Нормальные! Для духовных людей»
Поговорим о том, что такое духовность — цикл постов (начало и перечень тут)

Спойлер Холмогорова


Под праздник Рождества Христова 2025 года Егор Холмогоров опубликовал замечательную статью «Сергий Радонежский, Троицкая лавра и вечная Россия», появление которой разрушило всю мою задумку постепенного подхода к пониманию значения понятия «духовность» в России и для России.

Шучу, конечно. Есть, пытаясь определить, что такое «духовность», над чем подумать, поэтому мы ещё об этом порассуждаем.

А вот статью Егора Станиславовича очень рекомендую к прочтению (о каких-то богословских неточностях я бы подискутировал, но это нисколько не умаляет ценности работы).

Основной тезис Холмогорова в том, что преподобный Сергий Радонежский сформировал государственность, сформировал культурную и политическую русского народа. Даже экономическую жизнь («“парадигму действия” — освоение неудобных пространств через труд, в котором выражается молитвенный, духовный подвиг»).

И сформировал на основании духовного опыта Православия, носителем которого он являлся. Про духовную, церковную жизнь, конечно, даже и говорить не приходится.

Поэтому преподобный Сергий сформировал и государственность, культурную, политическую и экономическую жизнь современной России.

Аргументацию читайте сами в статье, а мы вскоре продолжим размышлять о духовности.
Завтра уже Крещенский сочельник, послезавтра праздник Богоявления (он же праздник Крещения Господня). Поэтому традиционный ликбез-напоминания (дополненная версия 2025 года).

1) «Крещенские купания» в проруби — это не богослужебная и не уставная практика, а традиция, обычай. Он существовал и до революции, но получил широкое распространение в новейшее время. Если человек, отправляясь в день Богоявления купаться, совершает молитву, в молитве погружается в воду, вспоминает Крещение Спасителя, то можно говорить о благочестивой религиозной практике, способствующей материализованному, наглядному воспоминанию о Евангельском событии. Если же купания превращаются в вакханалию с обильным распитием алкоголя, ярмаркой тщеславия и разными другими непотребствами, то это является извращением памяти о Евангельских событиях. Является грехом.

2) Поскольку купание — лишь обычай, не следует устремляться в ледяную купель тем, кому это противопоказанно по состоянию здоровья.

3) Окунуться дома в ванну всегда полезно для чистоты тела, а окатить себя из тазика холодной водой — для его закаливания. Первое нужно, а второе можно делать в любой день. Связи с праздником Крещения Господня совсем уж никакой тут нет.

4) Ошибочно мнение, что в канун или сам день праздника Крещения Господня вся вода, во всех водоёмах и даже водопроводах (из-под крана) освящается. Всякое благо, в том числе пища и вода, подаётся Богом. Но Великое освящение воды — это особое священнодействие, в ходе которого, Бог в ответ на молитву к Нему, совершаемую соборно священнослужителями и мирянами в храмах, ниспосылает Своё благословение воде, которая тем самым освящается, то есть приобретает особые благодатные свойства. В песнопениях праздника говорится о том, что «днесь [сегодня] вод освящается естество», то есть природа воды, но это не значит, что любая вода вдруг становится святой (для аналогии: то, что Христос, став человеком, освятил Собой человеческое естество, не означает, что все люди автоматически стали святыми).

5) Освящение воды в канун Крещения Господня и в сам день — одинаковые священнодействия. Поэтому святая вода, набранная в Сочельник или в день Богоявления, — имеет одинаковую святость и одинаковые свойства. Двукратное совершение Великого освящения воды обусловлено историческим развитием богослужения (кому интересно, может посмотреть, например, здесь в популяризаторской форме).

6) Омовение крещенской водой, купание в проруби и даже питьё святой воды — все эти действия сами по себе не очищают от греха, не «омывают» грехи, даже при самой благочестивой обстановке. Благочестивое совершение купания может способствовать правильному внутреннему настрою — настрою на раскаяние в своих грехах, желанию вести жизнь по заповедям Христа. Именно такой настрой готовит нас к исповеди в том числе в Сочельник и в сам день Богоявления, а главное — к причащению в эти дни Святых Христовых Таин. Которые и попаляют грехи.

7) Употребление с верой святой воды в виде пития укрепляет испивающего, способствует его здоровью, сообщает благодатную помощь для избавления от грехов и тем сам приводит в Жизнь Вечную. Благоговейное употребление святой воды для окропления жилищ и предметов сообщает Божие благословение, пребывающее на этой воде, тому, кто живёт в этом жилище или пользуется этими предметами. Употребление святой воды без веры и благоговения может нанести вред.
Именно памятуя об этом мы молимся, чтобы Бог дал святой воде следующие свойства (и Он даёт их): «благодать избавления, благословение Иорданово: Сотвори ее нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную: Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ее ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну».
Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
Завтра уже Крещенский сочельник, послезавтра праздник Богоявления (он же праздник Крещения Господня). Поэтому традиционный ликбез-напоминания (дополненная версия 2025 года). 1) «Крещенские купания» в проруби — это не богослужебная и не уставная практика…
В ответ на мой пост выше, точнее на утверждение, что вода из-под крана вдруг не освящается, меня когда-то обличали тем, что известны случаи, когда во времена гонений или в иных стеснённых обстоятельствах христиане, не имея возможности побывать на службе, набирали в Крещение воду из крана или из водоёмов и, с молитвой, вменяли это в приобщение к Крещенской воде.

Этот аргумент, безусловно, приемлем от человека, который под угрозой лишения жизни не может прийти в храм помолиться в этот день.

Бог вообще по вере и молитве, особенно по вере следующих Его крестным путём творит чудеса.

К сожалению, упомянутый аргумент нередко приводят те, кто не готовы преодолеть недосуг или неудобство прийти в храм Божий.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
АРХИЕПИСКОП ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ САВВА И АНДРЕЙ ТКАЧУК О БОРЬБЕ С НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИЕЙ В РОССИИ

📌 Полиция совместно с Росгвардией провела рейды по мигрантам на юго-западе Москвы в рамках профилактики нарушений в сфере миграционного законодательства. Только во время проверки в Торговом центре «Принц Плаза» задержали 426 иностранцев, незаконно находящихся в России. Там же обнаружили целую лабораторию, где подделывали миграционные документы и штампы о пересечении границы.

📌 С нами на связь вышли заместитель управляющего делами Московской Патриархии Архиепископ Зеленоградский Савва и координатор «Русской общины» Андрей Ткачук

ВКонтакте | Дзен | RuTube | Одноклассники

Мы помогаем тем, кто в этом нуждается. Поможем вместе.
Поддержите СПАС
С праздником Крещения Господня и Богоявления, Православные!

Из молитвы на Великое водоосвящение:
Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих. Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо, яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси.
Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог Сый неописанный, безначальный же и неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас.
Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим. Вся тварь воспевает Тя явльшагося: Ты бо Бог наш, на земли явился еси, и с человеки пожил еси.

Перевод на русский (источник у автора перевода):
Велик Ты, Господи, чудесны Твои деяния, и никаких слов не хватит, чтобы воспеть Твои чудеса. Ибо Ты, приведя Своей волей все из небытия в бытие, в Своей власти держишь творение и Своим Промыслом управляешь миром. Ты, Составивший творение из четырех начал, четырьмя временами [года] увенчал годичный круг. Перед Тобой трепещут все разумные силы, Тебя воспевает солнце, Тебя прославляет луна, Тебе молятся звезды, Тебе повинуется свет, Тебя боятся бездны, Тебе подчиняются источники. Ты натянул небо, словно завесу, Ты утвердил землю на водах, Ты оградил море песком, Ты разлил воздух для дыхания.
Ангельские силы тебе служат, хоры архангелов Тебе поклоняются, многоокие херувимы и шестикрылые серафимы, стоя кругом и летая, покрываются страхом перед Твоей неприступной славой. Ведь Ты, Бог неописуемый, безначальный и неизреченный, пришел на землю, приняв облик раба и уподобившись человеку, — ибо Ты, Владыка, по Своему милосердию не мог смотреть на то, как дьявол насилует человеческий род, но пришел и спас нас.
Мы провозглашаем Твою благодать, проповедуем [о Твоей] милости, не скрываем [Твое] благодеяние. Ты освободил [от проклятия] способ нашего происхождения, освятив утробу Девы Своим рождением.


Икона: 15 век; святой Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, источник изображения и описание по ссылке
Поговорим о том, что такое духовность — цикл постов (начало и перечень тут)

«Нормальные! Для духовных людей»

Подойдём к теме с неожиданной стороны, обратившись к фильму «Покровские ворота». Фильм любим многими (мною в том числе) за бытовые зарисовки и домашний образ старой Москвы. Причём положительных персонажей в картине, по сути, нет. Показана мещанская Москва, современный извод старосветских помещиков. Но, как и Миргород, эта Москва обаятельна. Если не присматриваться.

Конечно фильм любим и в качестве неисчерпаемого источника крылатых реплик и цитат, среди которых хрестоматийная характеристика Маргаритой Павловной своей семейной ситуации: «Нормальные [отношения]! Для духовных людей».

Эта реплика адресована чете Орловичей — филологу и поэтессе, до которых Маргарита Павловна, а тем более её новый избранник не дотягивают социально и интеллектуально: она — переводчик, видимо, технических документов для торгпредства, он — мастеровой, гравер (она его представляет «художником по металлу»). Для поддержания уровня застольного разговора с Орловичами ей приходится принуждать к участию Льва Евгеньевича — бывшего мужа, редактора переводов средневековой романской поэзии.

Словами о принадлежности к «духовным людям» Маргарита Павловна хочет заявить свою причастность к миру поэтов, филологов и знатоков средневековой европейской литературы, которые, видимо, для неё и являются эталоном духовности.

Однако режиссёр (в оригинальной пьесе этого пассажа нет) высмеивает эту мнимую духовность, показывая, как поэтесса с притворным придыханием и ужимками читает стихи, а её супруг-филолог напыщенно и занудно козыряет образованщиной. Да и, при всей симпатии к Льву Евгеньевичу, цитация им средневековых поэтов, которых он знает, но не понимает, также вызывает, мягко говоря, иронию.

Казалось бы, всё дело в том, что герои обращаются к эрзац-духовности, подлогу, суррогату (вершина которого представлена «песенником и куплетистом» Велюровым). Казалось, если бы герои были подлинно образованы, содержательно обращались к высокой литературе и искусству, то они бы достигли настоящей духовности. Но даже герой-повествователь Костик, который на протяжении всего фильма остроумно, уместно и со знанием обращается к Пушкину, первоначально злоупотребляя им, чтобы издеваться над пассиями, когда в завершение кинокартины возвышенно изъясняется его виршами в любви своей девушке, сталкивается с её резким переходом к мещанскому быту.

Всё дело в устремлении: высокое искусство, литература сами по себе не составляют духовность, не делают человека духовным. Их знание и понимание может быть порой больше способствует возвышению духа, чем «эстрадные песни и куплеты», однако, если человек по земле стелется, о духовности речи нет.

Духовность относится к другой бытийной категории.
Есть такая наука - математика, с помощью которой можно описать любые процессы и для этого даже не нужен ИИ. Достаточно знаний на уровне средней школы. Так вот, в математике есть такое понятие - геометрическая прогрессия. Именно по формуле геометрической прогрессии уже несколько лет происходит рост процента жителей РФ с миграционным прошлым (в основном выходцев из Средней Азии и Закавказья). Естественно, вместе с этим также идёт и процесс исламизации, который принимает самые опасные радикальные, враждебные и чуждые для Русского мира и всех нас формы. Особенно ярко это проявляется в нескольких регионах с максимально лояльными и привлекательными условиями для мигрантов, т.е. там, где местное руководство не просто принимает, а развивает и активно реализует идеологию замещения нашего коренного населения выходцами из среднеазиатских кишлаков. И начинается это с обеспечения бесплатного процесса деторождения для иностранцев в наших бюджетных медицинских учреждения и даже предоставления им за это крупных денежных выплат из российского бюджета. Помимо того, к этому ещё прилагается хороший соцпакет, даже квартиры "на халяву" выдают. Такие процессы аналогичны тем, которые уже достаточно давно происходят в Европе, где они уже привели к необратимым разрушительным последствиям - фактически к уничтожению европейской христианской цивилизации. Необратимыми они являются в том числе и потому, что количественные показатели мигрантов и беженцев там увеличиваются в геометрической прогрессии, а государственная машина уже не может противостоять этой разросшейся глобальной угрозе.

Важно честно отдавать себе отчёт и называть вещи своими именами, когда мы говорим о массовом переселении в Россию из стран Средней Азии и Закавказья, а в дальнейшим возможно даже из стран Ближнего Востока и Африки. Для этого есть масса геополитических причин, включая даже экологические, нехватку еды и питьевой воды, а также достаточно успешное развитие таких политических проектов, как, например, великий туран.

Именно поэтому мы имеем ситуацию с рождением детей выходцев из других стран аналогичную другим европейским государствам и столицам. И это ещё одно доказательство не просто порочности, а преступной идеологии замещения, направленной против нашей страны, нас и нашего будущего, вместо восстановления коренного населения, в первую очередь, государствообразующего русского народа. Это модель уничтожения нашего мира, культуры и цивилизации - НАС.
И это понятно даже без таких сложных и затратных исследований, которое подготовил Институт демографии РАН.
Ах инаугурация, инаугурация!

За восторгами, скепсисом или прогнозами обратим внимание вот на что.

На протяжении достаточно длительного времени в нашем Отечестве звучала риторика «мы не такие как они», ибо, дескать, у нас всё в порядке с традиционными ценностями, в том числе с семейными ценностями (и на этой волне вполне принимались вполне хорошие законы).

А вот теперь наступает момент испытания на прочность.

«Они», вдруг, отказались — по крайней мере в официальной риторике и законодательстве (хотя тут ещё стоит подождать и посмотреть, что действительно изменится) — быть такими, про которых мы говорили «мы не такие» (впрочем, нам для этих слов пока ещё остаётся Европа).

И перед нами неизбежно встаёт вопрос: какие мы сами по себе? Достаточно ли конституционно декларировать, что де у нас семья — это только союз мужчины и женщины? Достаточно ли того, чтобы принимать законодательные акты, ограничивающие пропаганду извращений? Являются ли это декларациями для демаркации от «них» или маркерами нашей живой, в жизни реализуемой идентичностью?

А сделали ли мы достаточно, чтобы действительно превознести семью? превознести наши духовно-нравственные идеалы? Наша статистика преобладания малодетных и бездетных семей, статистика разводов и абортов; дичайшая антисемейная пропаганда на центральных ТВ и прочих онлайн-кинотеатрах — всё это говорит нам: молодцы, что законы приняли, но работа над собой ещё только началась.

Известна евангельская реплика фарисея, который делал всё как положено по библейскому закону (в трактовке книжников) и, глядя с презрением на грешного мытаря, молился Богу: «Боже! благодарю Тебя, что я — не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь, пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Вот если нет мытаря для сравнения с собой, — о чём бы тогда молился фарисей? Легко быть белым на чёрном фоне. Что мы сделаем для того, чтобы быть белыми, не глядя на фон? Сами по себе?

Много доброго и живого, рождённого от многовекового опыта русского православного народа и непреложно современного, божеского есть в нашем Отечестве: и в области семейной, и в области культуры, и в области воспитания и образования. Именно это крепкое и возвышающее должно не просто декларировать, а стать нашей жизнью.

«Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть» (императивное и запретительное законодательство) — это внешняя заплатка, костыль, по сути не требующий сверхусилий, несложное практическое решение. А подтверждение идентичности требует намного больших усилий.
Очень верный подход к освещению инаугурации товарища Трампа демонстрирует китайская государственная пресса.

Где-то там, мелким шрифтом, среди остальных новостей раздела "коротко о разном".

Почти, как у нас, на "Радио России". Мы рассказываем нашим слушателям о том, что происходит прежде всего у нас в стране. Например, этим утром у нас были такие темы:

- Курск и русское пограничье Текущая обстановка.

- Разлив мазута в Чёрном море. Актуальные новости.

- В России зарплаты за прошлый год выросли более чем на 20% в логистике, IT, производстве химического сырья, автомобильном бизнесе и строительстве.

- Житель Астрахани, который является инвалидом II группы, 10 лет пытался добиться переселения из аварийного жилья.

- За не пропуск автомобиля Скорой помощи предлагают ужесточить
ответственность водителя.

- Ситуация с кредитами. К 1 декабря 2024 года сумма процентов, которые были начислены банками, но не были выплачены заемщиками из РФ, достигла 607,8 млрд руб.

- в регионах России из-за погодных аномалий медведи стали выходить из спячки.

Последняя новость покажется странной жителям больших городов. Ну просыпаются медведи, и ладно. Однако, "Радио России" вещает в самых отдалённых уголках страны, в лесных посёлках, где живёт может быть тысяча человек. И вот там медведи, которые проснулись раньше времени, это и правда серьёзная проблема.
Так что мы рассказываем про нашу страну. А Трамп и американцы сами у себя разберутся.

Да, кстати, "Радио России" в Москве это 101.5 FM.

https://yangx.top/daokedao/37202
Нельзя не согласиться с Владыкой Саввой в том, что пространство традиционных ценностей с приходом на эту площадку США, по крайней мере декларативно, становится высококонкурентной средой. И в этой среде наша страна призвана действовать последовательно и разумно, особенно учитывая демографическую ситуацию.

P.S.Впрочем, анонсированный выход США из ВОЗ, которая является эффективным инструментом легализации гендерной идеологии - это уже даже не декларация. Сенатор А.А.Клишас метко назвал это "самым сильным ударом по глобалистам за 30 лет".
Прошумела, но ещё не отшумела публикация в живом журнале с перечислением — фактическим доносом — русских патриотов и обличением их в том, что — дескать — их деятельность ведёт к развалу России.

Ссылку давать не буду, всё изложил Борис Корчевников и прокомментировал Андрей Медведев.

Порой встречается утверждение, что русские патриоты «воюют с историей», с «призраками прошлого».

Кто на самом деле воюет с историей можно обсудить отдельно. Но попали в упомянутый список русские патриоты вовсе не по причине своего стремления к десоветизации (они вовсе не отрицают положительные явления и положительных героев советского времени), декоммунизации (уж положа руку на сердце… коммунизм — тот призрак, который остался в прошлом… даже в странах, официально его декларирующих) или к неомонархизму (при всём почтении, проявляемом к государям прошлого, восстановление монархии едва ли можно рассматривать как цель… а монархическая психология, в общем-то, всегда была свойственна народу России).

Попали в упомянутый список русские патриоты потому, что они патриоты государствообразующего русского народа в его единстве с другими народами нашего Отечества, примкнувшими к русскому народу в течение долгой истории России и во многом, хотя и не полностью перенявшими от него культуру (в самом широком смысле: не только литературу или искусство, но и язык, право и т.п.).

И в этом смысле, да, можно говорить о стремлении к десоветизации, коль скоро одним из наиболее масштабных и катастрофических последствий советского проекта стали не центростремительные, а центробежные явления на пространстве Российской империи и СССР. Опорой этих явлений стала последовательная, за немногими исключениями, русофобская политика советской номенклатуры. Русофобская именно в значении принижения русского народа, отрицании его субъектности и стержневого места среди других народов империи.

Причина включения в упомянутый выше список — не в том, что его участники «воюют с историей», а именно в их стремлении напомнить о значении и месте русского народа, укрепить национальное единство нашей страны в сохранении русского языка и культуры, русской истории, в желании противодействовать неоордынской мифологии и прочему евразийству с ордынским креном, в том числе в их практическом приложении — пагубной для России, её народа и её единства миграционной политике.
Святейший Патриарх Кирилл:

«Как заклинание повторяют мысль о том, что Россия "многонациональная и многоконфессиональная". И кто бы с этим спорил, если бы на практике эта формула не превращалась в попытку переформатировать наше Отечество в безнациональное и бесконфессиональное».

28.01.2025, пленарное заседание Международных рождественских образовательных чтений
Forwarded from Афанасьев Z
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Видеодневник из Марьинки. Место, где в полной мере понимаешь значение военкорского штампа "бои велись за каждый дом".

Действительно за каждый.
Смотри наши выпуски на @spastv, там много важного.
Святейший Патриарх Кирилл:

«Путь к победе лежит через нравственное преображение человека и всего народа».

28.01.2025, пленарное заседание Международных рождественских образовательных чтений